Слайд 1Угадайте литературоведческие термины по их определению
Сатира
Юмор/Ирония
разновидность литературы, специфическими формами
обличающая и высмеивающая пороки людей и общества
вид комического, в котором
пороки осмеиваются не беспощадно, как в сатире, а доброжелательно подчеркиваются недостатки и слабости человека или явления
Юмор- добрый смех, смех без злобы, а сатира- злой, но не для того, чтобы человека обидеть, а для того, чтобы дать ему понять, что он поступает неправильно или некрасиво
Слайд 21895 – 1958
Нравственная проблематика рассказа «Беда».
Слайд 3Знакомство с биографией писателя.
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством
замечательного юмориста и сатирика Михаила Михайловича Зощенко. А поможет нам
в этом наш учебник.
Комментированное чтение статьи учебника (стр.211-213)
Слайд 4Первый абзац
Как вы понимаете слова « отстаивали право на издание…»
?
автор был очень популярен, и каждое издательство стремилось получить это
право, чтобы первыми напечатать его книги
А что значит «осаждали в гостинице» ?
ждали у входа, чтобы взять автограф, как сейчас гоняются за современными певцами или группами
О чём это свидетельствовало?
был очень известным и популярным
Слайд 5Второй абзац
Были ли предпосылки в семье мальчика, чтобы стать писателем?
Да,
папа был художником, а мама сама издавала рассказы в журнале.
А ведь так и бывает: если в семье родители творческие люди, то это передаётся и детям.
Слайд 6Третий-шестой абзацы
Как повлиял выбор многочисленных профессий на будущего писателя? Зачем
это ему было нужно? Ответьте на этот вопрос цитатами из
статьи.
Слайд 7
Редкая фамилия Зощенко произошла от прадеда. Он был архитектором. В
старину архитекторов называли зодчими. Отсюда получилась фамилия Зодченко, позже преобразовавшаяся
в Зощенко, чтобы было мягче произносить.
Слайд 8Отец — художник Михаил Иванович Зощенко (из полтавских дворян)
Мать — Елена Осиповна
(Иосифовна) Зощенко (урождённая Сурина, русская, дворянка, до замужества была актрисой),
печатала рассказы в газете «Копейка».
Семья жила небогато. Кроме Михаила, было еще семеро детей. Когда в 1907 году умер отец, семья оказалась на грани нищеты.
Слайд 9В 1913 году Зощенко окончил 8-ю гимназию в Петербурге. Один
год учился на юридическом факультете Императорского Санкт-Петербургского университета
Слайд 10«Осенью 1914 года началась мировая война... Я, бросив университет, ушел
в армию.... В девятнадцать лет я был уже поручиком. В
двадцать лет - имел пять орденов и был представлен в капитаны. Я участвовал во многих боях, был ранен, отравлен газами. Испортил сердце».
Слайд 11«За отличные действия против неприятеля» награждён орденом Св. Станислава 3-й
степени с мечами и бантом, орденом Св. Анны 4-й степени
с надписью «За храбрость» орденом Св. Станислава 2-й степени с мечами, орденом Св. Анны 3-й степени с мечами и бантом, орден Св. Владимира 4-й степени.
В начале 1919 года, несмотря на то, что был освобождён от военной службы по состоянию здоровья, добровольно поступил в действующую часть Красной армии. Служил полковым адъютантом 1-го Образцового полка деревенской бедноты.
Слайд 12Зощенко занимается литературной деятельностью, пишет короткие сатирические рассказы. Вскоре он
вступает в группу «Серапионовы братья».
Первая книга Зощенко вышла в 1921
году. Это были «Рассказы Назара Ильича господина Синебрюхова».
Слайд 13В самые трудные для себя годы Зощенко пишет рассказы для
детей.
Самое лучшее из всего написанного Зощенко для детей - это
рассказы о собственном детстве писателя - «Леля и Минька».
Слайд 14Читаем до конца
Как сам автор характеризует свои рассказы, в чём
их особенность?
Какой эффект производили рассказы на читателей?
Они шли к нему
как к доктору за рецептами
Слайд 15В 1992 году в Петербурге был создан Литературно-мемориальный музей М.М.
Зощенко в квартире № 119 по Малой Конюшенной улице, 4/2,
где прошли последние годы жизни писателя.
Слайд 17Последние годы жизни писатель провёл на даче в Сестрорецке. Весной
1958 года ему становится хуже , что повлекло за собой кратковременный
спазм сосудов мозга. У Зощенко затрудняется речь, он перестает узнавать окружающих.
Памятник писателю у библиотеки Сестрорецка
Слайд 1822 июля 1958 года в 0:45 Зощенко умер от острой
сердечной недостаточности.
Похороны писателя на Литераторских мостках Волковского кладбища власти запретили.
Зощенко был похоронен в Сестрорецке. По свидетельству очевидца, в жизни мрачный Зощенко улыбался в гробу.
Памятник на могиле М. Зощенко
Слайд 19Беда
Решим проблему:
Какой смысл вкладывает Зощенко в слово беда в
название рассказа?
Слайд 20Анализ рассказа
Какой смысл вкладывает Зощенко в слово беда в название
рассказа? Что же на самом деле произошло с мужиком?
«прогулял» лошадь
Действительно
ли для мужика это была беда, трагедия? Подтвердите текстом.
Эту мысль подтверждает отрывок отчаяния, высказанных чувств, монолог.
Какой приём помогает понять состояние мужика?
многоточия
Зачем они понадобились автору в таком количестве?
Мужик до того растерян, раздосадован, что ему нечего сказать, он ничего не может объяснить себе и другим
Слайд 21Анализ рассказа
Автор как бы «заставляет» читателя самому представить вместо многоточий
и то, как выглядит мужик в этот момент т. е.
его мимику, жесты, и то, что он мог бы подумать да и сказать, но у него нет слов выразить всё, что думает.
Слайд 22Анализ рассказа
Почему же ему так обидно и досадно? Вспомните, чего
стоило ему купить лошадь? Какие слова он постоянно повторяет, дабы
подчеркнуть всю сложность этого предприятия?
солому жрал
Как понимать буквально эти слова?
не ел, не пил- копил, во всём себе отказывал
Но кто же в этом виноват? Кого он в этом винит?
тех, кто продаёт вино
А почему не себя?!
В начале урока мы вспомнили, что такое ирония, юмор, сатира. Как вы думаете, чего в этом рассказе больше?
Иронии, но ГОРЬКОЙ. Поясните!
это вроде бы и смешно, но одновременно и жалко мужика
А присутствует ли здесь сатира? В чём её предназначение, что она обличает?
Привычка: всё новое- отпраздновать Да, эта привычка ,или лучше сказать «Традиция», жива и сейчас, к сожалению. И, порою, желание «порадоваться» приобретению оборачивается мягко говоря разочарованием.
Слайд 23ВЫВОДЫ
Мастерство писателя проявляется в том, что он в обыденном, казалось
бы, случае увидел приметы всего общества.
Главная мысль - ?
Изменилось время,
но люди остались теми же, со своими пороками, разменивают жизнь на пустяки, дорожат никчёмными вещами, живут мелкими интересами, не доверяют друг другу и самим себе. Это и высмеивает М. Зощенко в людях.
Слайд 24Домашнее задание
Прочитать любой рассказ М. Зощенко и ответить на вопрос
«О чем меня заставил задуматься рассказ писателя?»