Слайд 1
УМК
Литература
Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева,
Е.Л. Ерохина
Методические принципы
Слайд 2Требования ФГОС и учебник литературы
Слайд 32010-11 уч.год
2011-12 уч.год
- обязательное введение ФГОС
- введение ФГОС по мере
готовности
1
М
О
Н
И
Т
О
Р
И
Н
Г
И
О
Т
Ч
Е
Т
Н
О
С
Т
Ь
1
Введение федерального государственного
стандарта общего образования
2012-13 уч.год
2013-14 уч.год
2014-15 уч.год
2016-17 уч.год
2018-19
уч.год
2020-21 уч.год
2017-18 уч.год
2019-20 уч.год
2021-22 уч.год
2015-16 уч.год
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
3
5
2
3
4
5
6
10
2
3
4
5
6
7
10
11
2
3
4
5
6
7
8
10
11
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
2
3
4
5
6
7
2
3
4
5
6
7
8
2
3
4
5
6
7
8
9
2
3
4
5
6
7
8
9
10
2
3
7
6
8
5
4
9
11
10
8
9
11
10
11
10
9
11
10
11
- продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности
Слайд 4Введение ФГОС всех ступеней – это переход
от знаниевой парадигмы
к деятельностной
парадигме
Слайд 5ЛИЧНОСТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
Самоопределение:
внутренняя позиция школьника;
Самоидентификация;
самоуважение и самооценка
Смыслообразование:
мотивация (учебная,
социальная); границы
собственного
знания и
«незнания»
Ценностная и
морально-этическая
ориентация:
ориентация на выполнение
морально-нравственных норм;
способность к решению моральных
проблем на
основе децентрации;
оценка своих поступков
Регулятивные:
управление своей
деятельностью;
контроль и коррекция;
инициативность и
самостоятельность
Коммуникативные:
речевая деятельность;
навыки сотрудничества
Познавательные:
работа с информацией;
работа с учебными моделями;
использование знако-
символических средств,
общих схем решения;
выполнение логических
операций сравнения, анализа,
обобщения, классификации,
Установления аналогий,
подведения под понятие
Основы системы
научных знаний
Опыт «предметной»
деятельности по
получению,
преобразованию
и применению
нового знания
Предметные и метапредметные действия с учебным материалом
Требования к результатам освоения основной образовательной программы
Слайд 6Главное: учебная деятельность
Поэтому в стандарте особое внимание уделяется универсальным учебным
действиям
Слайд 8Вспомним: Стандарт 2004
V-VI классы
формируются представления о специфике литературы как искусства
слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром
произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.
VII-VIII классы
на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.
Слайд 9Цели литературного образования (2004)
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения,
гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и
ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Слайд 11Этапы осуществления деятельности
Побудительно-мотивационный этап
Ориентировочный этап
Исполнительский этап
Этап контроля
Слайд 12Главное:
В основе изучения литературы ТЕКСТ
Учебный предмет Литература осваивается в ходе
осуществления всех видов РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд 13В соответствии с Фундаментальным ядром содержания общего образования
отобраны основополагающие
элементы научного знания из истории и теории литературы, эстетики, философии,
психологии, лингвистики, истории;
определены ведущие универсальные учебные действия, формирование которых осуществляется в ходе освоения литературы;
курс построен на основе примерной программы по литературе для основной школы.
Слайд 14Представленный курс литературы строится на основе:
Фундаментального ядра содержания общего образования
и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
традиций отечественной методики преподавания литературы, характеризующейся фундаментальностью и системностью.
Слайд 15Компетентностный подход
в основе построения курса – компетентностный подход. Авторы стремились
избежать традиционного противопоставления двух путей изучения литературы: от теории к
деятельности и от деятельности к теории. В основу методической концепции кладется идея творческого познания как синкретического по своей сути процесса;
ученик становится активным субъектом образовательного процесса, который приобретает деятельностную направленность.
Слайд 16Три основных типа текста
тексты литературных произведений
теоретические тексты
тексты
об авторах
Слайд 17Внеклассное чтение
краткий биографический текст о писателе,
текст о предлагаемом к
изучению произведении
задания
Тексты для внеклассного чтения могут быть выбраны
учителем самостоятельно, но идейно-художественно они должны быть связаны с другими произведениями раздела.
Слайд 18Система заданий:
задания перед каждым текстом, помещенным в учебнике, нацеливающие на
его осмысленное чтение и понимание;
вопросы, которые помогают выяснить, внимательно
ли учащиеся читали текст и адекватно ли восприняли его содержание;
вопросы, предоставляющие возможность рассуждать, опираясь на прочитанный текст, спорить, аргументировано отстаивать свою позицию;
задания, развивающие речевые умения; особая роль отведена словарной работе: выделение ключевых слов текста, их толкование, включение в активный словарь;
Слайд 19вопросы и задания, нацеливающие на работу с иллюстрациями, формирующие умение
воспринимать и интерпретировать поликодовый текст;
специальные вопросы и задания к анализу
текстов лирических произведений, учитывающие специфику лирики как рода литературы, ее субъективно-эмоциональное воздействие на читателя;
Слайд 20задания-проекты, задания-исследования, которые ориентируют на самостоятельный поиск истины, учат работать
с разными источниками информации, ставить перед собой цели и определять
пути их достижения;
с ними логически связаны специальные задания, развивающие умение читать, анализировать и конспектировать научную литературу, успешно участвовать в научном дискурсе;
творческие задания, выполняя которые можно рисовать, петь, играть на музыкальных инструментах, сочинять тексты, выступать на сцене;
Слайд 21задания, выполняемые в паре: школьники учатся принимать совместное решение,
прислушиваясь к позиции партнера и отстаивая собственное мнение;
коллективные
задание формируют умение сотрудничать, распределять обязанности в команде, вырабатывать общее решение и отстаивать его – необходимое условие успешного решения учебных и жизненных задач;
рефлексивные задания позволяют учащемуся оценить эффективность своей работы, проанализировать уровень актуальности и доступности полученной информации.
Слайд 22В самой формулировке задания выделен ведущий вид деятельности
«Найди в тексте
ответ на вопрос»
«Объясни…»
«Попробуй…» «Сделай вывод», «поясни свою мысль»
«Найди
в тексте доказательства утверждения…»
«Расскажи…»
Слайд 23Формулировки всех вопросов и заданий в учебниках содержат алгоритм их
выполнения, определяют последовательность действий для достижения цели.
Многие задания предусматривают
возможность выбора учащимся формы их выполнения (письменно или устно, самостоятельно или в паре, с предварительной подготовкой или без нее).
Слайд 24Большие по объему эпические произведения
Предполагают их обязательное самостоятельное чтение учащимися
дома.
Методика «медленного чтения» в данном случае используется только при
анализе фрагментов произведения на уроке.
Слайд 25Все задания и вопросы в учебнике даны «с избытком». Учитель
вправе выбрать наиболее адекватные его педагогическим задачам.
Задания повышенной сложности позволяют
работать в зоне ближайшего развития учащихся, дают учителю возможность использовать актуальные педагогические технологии: проектный метод, личностно-ориентированное обучение, метод развития критического мышления через чтение и письмо и др.
Обратим внимание: стремясь получить хорошую оценку, пятиклассники зачастую «передоверяют» выполнение этих заданий родителям. Необходимо поощрять при оценивании СОВМЕСТНУЮ работу родителей и детей.
Слайд 26Ряд заданий в учебнике предполагает развитие творческих и аналитических умений
школьников (задание 2 с. 242). Заключительное задание к разделу (Как
ты думаешь, почему от будущих актёров при поступлении в театральный институт требуется обязательное чтение басни?) готовит пятиклассников к самостоятельной исследовательской деятельности: во-первых, формулировка как ты думаешь… предположи… учит начинать рассуждение с гипотезы; во-вторых, для установления истины пятиклассники могут использовать метод интервью, беседы (например, со знакомыми актерами студентами творческих вузов); в-третьих, можно воспользоваться специальной литературой, которая подскажет ответ (энциклопедиями, мемуарами, пособиями по актерскому мастерству).
Слайд 27В приложении к учебнику даны памятки «Как подготовиться к выразительному
чтению стихотворения», «Как подготовиться к устному развернутому ответу», «Как написать
аннотацию».
Слайд 28Особое внимание следует обратить на работу с постраничными сносками. Это
требует от учащихся определенных усилий, поэтому они зачастую игнорируют то,
что написано «мелким шрифтом» в самом низу страницы.
Слайд 29
Формирование коммуникативной компетенции учащихся
на уроках литературы
Коммуникативная компетенция - потенциальная
характеристика «человека общающегося», успешно взаимодействующего с людьми.
коммуникативное пространство урока литературы
представляет собой диалог разных видов: автора текста литературного произведения и ученика-читателя; автора текста учебника и ученика-читателя; ученика-учителя; ученика-ученика и т.д.
Слайд 30В связи с этим полагаем, что традиция выделять специальные уроки
развития речи неэффективна и противоречит сущности литературы как учебного предмета.
Методический аппарат данного учебника продуман следующим образом:
отсутствуют задания, которые не способствуют коммуникативному развитию школьников;
создана возможность для организации всех видов речевой деятельности.
Слайд 31Категорически не принимаем односложные ответы;
Учим свой ответ к слушателям
(не к учителю). Изучение литературы – это диалог, беседа;
Учим слушать.
Постепенно (не вводя терминов) начинаем овладевать приемами глобального, детального, критического слушания. Обязательно предваряем задания по слушанию четкой установкой на определенный вид слушания («Послушайте… и ответьте на следующий вопрос», «Послушайте… и выразите свое отношение к услышанному» и т.д.)
Выполнение заданий с иллюстрациями формирует у учащихся осознание природы художественного образа (словесного и несловесного), развивает воображение, учит воспринимать поликодовый текст.
Слайд 32Большое внимание в учебнике уделяется словарной работе. Рекомендуем учителю не
игнорировать эти задания, не облегчать работу учащихся по поиску толкования
слов в словаре, любыми способами актуализировать в речи пятиклассников новые слова. Любой методический прием, который выберет учитель, будет полезен.
Слайд 33Способы организации учебной деятельности
Развивать все возможные формы диалога, учить формулировать
и отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать позицию собеседника.
Все задания учебника позволяют организовать диалог на уроке. Особо отметим задания, мотивирующие школьников к инициации диалогического общения за пределами школы (Спроси у старших…). Учитель по своему усмотрению может организовать выполнение задания в паре или группе, смоделировав таким образом дополнительные варианты речевого взаимодействия учащихся. Хорошо, если на уроке будут использоваться элементы дискуссии, в таком случае учителю необходимо взять на себя роль коммуникативного лидера-ведущего, направлять речевое поведение участников и подвести итог обсуждению (см. например задание на стр. 180 (I часть): Достойна ли Оксана, на твой взгляд, царских черевичек? Объясни, почему ты так думаешь. Если в классе сложились разные точки зрения, организуйте дискуссию.)
Очень эффективным способом речевого развития является анализ образцов. Литературные тексты представляют многообразие диалогов. Уделим особое внимание наблюдению за речевым поведением персонажей. Например, ответим на вопрос (стр. 188, I часть): Что помогло не поссориться Насте и Митраше? (М.М. Пришвин «Кладовая солнца»);
Слайд 34Обучать школьников самоанализу речевого поведения (рефлексии). Это обязательный этап речевой
деятельности, от умения анализировать свою речь напрямую зависит возможность ее
совершенствования. В учебнике представлены, в частности, такие задания, способствующие развитию рефлексивных умений школьников: Всё ли тебе понятно в прочитанном тексте? В случае затруднений обратись за разъяснением к учителю или товарищам. Что нового ты узнал из текста? Какая информация оказалась уже известной?; Подумай, по каким критериям (качествам) следует оценивать устные рассказы. Подготовь памятку для жюри.
Развивать дискурсивную компетенцию школьников: умение оценивать речевую ситуацию (в частности, учитывать особенности партнера по общению) – Расскажи сказку «Хрустальная гора» разным слушателям, стараясь заинтересовать их: малышу-дошкольнику; профессору, который не верит в чудеса; очень занятому деловому человеку; умение строить письменные и устные высказывания в определенном жанре – например устное монологическое высказывание в жанре «объяснение», или письменное в жанре «аннотация»;
Слайд 35сочинение по литературе следует рассматривать не как контрольную работу, а
как процесс обучения письменной речевой деятельности. Разработанная Т.А. Ладыженской система
обучения сочинению строится на формировании и развитии следующих речевых умений: раскрывать тему высказывания; раскрывать основную мысль высказывания; собирать материал к выказыванию; систематизировать собранный к высказыванию материал; совершенствовать написанное; строить высказывание в определенной композиционной форме; выражать свои мысли правильно (с точки зрения норм литературного языка), точно, ясно и по возможности ярко.
Не допускаем поощрения сочинений, не соответствующих теме, неоправданно многословных, не содержащих конкретных тезисов, бездоказательных.
Учим пятиклассников самоконтролю: все отмеченные в формулировке темы ключевые слова должны встретиться в тексте сочинения.
Не считаем написанное учеником сочинение окончательным вариантом: даем возможность исправлять и совершенствовать по замечаниям учителя.
Темами сочинений могут стать вопросы учебника (по выбору учителя). Если учитель посчитает целесообразным, уже в пятом классе можно предложить выбор самим учащимся: на какой вопрос учебника они хотели бы ответить письменно.
Слайд 37Все написанные учеником работы должны тщательно проверяться и сопровождаться рецензией
учителя. Считаем обязательным обратить на это внимание учителей, преподающих литературу
в пятом классе, потому что именно на этом этапе допускаются те недоработки, которые затем приводят к недоумению: почему же школьники не умеют писать сочинение.
Еще в 1837 году А. Ободовский в «Руководстве к дидактике, или науке преподавания, составленном по Нимейеру» писал: «сколь ни полезно упражнять молодых людей в сочинении, но настоящая польза от того приобретается через критический разбор и поправку их сочинений».