Слайд 1УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ
Гаврилова Ю.А., к.м.н., доцент ЯГМУ
Слайд 2УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ
Болезни нервной системы и психические расстройства занимают ведущие места
в нозологической структуре детской инвалидности.
4,5 % детей в стране
имеют различные отклонения в психическом развитии и нуждаются в специальном коррекционном обучении (Аксенова Л.И., 2014).
Систематическая школьная неуспеваемость в большинстве случаев обусловлена различными состояниями интеллектуальной недостаточности, включая легкую умственную отсталость и задержку психического развития.
Слайд 3УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ
Отклонения в развитии у детей относят к особой группе
патологических состояний, в основе которых лежит не только повреждение структур
нервной системы, но и нарушение их морфофункционального созревания в процессе онтогенеза, что проявляется отставанием или аномалиями развития двигательных, перцептивных, интеллектуальных и коммуникативных функций (Скворцов И.А. с соавт, 2000).
Диагностическая, коррекционная и реабилитационная помощь детям должна осуществляться на основе взаимодействия многих специалистов.
Слайд 4УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ
Основные понятия: интеллектуальная недостаточность, умственная отсталость, олигофрения, тотальность поражения,
слабоумие.
Олигофрения - от греч. oligos - малый, phren – ум.
Определение
умственной отсталости
Умственно отсталые лица - очень разнородная по составу группа. В нее входят дети, у которых поражение мозга возникло внутриутробно, в период родов и в первые годы жизни (олигофрения); лица, у которых нарушения возникли после трех лет в результате травм и заболеваний; лица, у которых умственная отсталость сочетается с текущими психическими заболеваниями (шизофренией, эпилепсией) и заболеваниями, обусловленными наследственными нарушениями обмена веществ (фенилкетонурия и др.).
Слайд 5УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ
Если психическое недоразвитие определяется с рождения или возникает на
протяжении первых 3 лет жизни, то такое состояние относят к
олигофрении. Если нарушения коры головного мозга и интеллектуальный дефект возникают в последующие годы жизни, то в таких случаях говорят о деменции.
К умственной отсталости относят только те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическими повреждениями коры головного мозга.
Слайд 6ЭТИОЛОГИЯ
Этиологические факторы, приводящие к умственной отсталости, полиморфны и выступают в
сложном взаимодействии, вызывая морфологические, биохимические, нейрофизиологические нарушения головного мозга.
Патогенные факторы
могут быть как экзогенными, так и эндогенными.
Слайд 7ЭТИОЛОГИЯ
Экзогенные причины умственной отсталости
гипоксия плода и новорожденного;
травматические поражения плода;
нейроинфекции в
раннем возрасте;
тяжелые соматические заболевания в раннем возрасте;
тяжелые инфекционные заболевания, которые
мать ребенка перенесла во время беременности (грипп, краснуха и др.);
различные интоксикации при беременности;
врожденный сифилис и др.
Слайд 8ЭТИОЛОГИЯ
Эндогенные причины умственной отсталости
наследственность;
хромосомные аномалии;
несовместимость крови матери и плода;
нарушение белкового
обмена в организме и др.
Слайд 9ЭТИОЛОГИЯ
Важная роль в возникновении умственной отсталости принадлежит хроногенному фактору -
периоду онтогенеза, в котором происходит поражение развивающегося мозга.
Характер нарушений
и клиническая картина во многом зависят от уровня морфологической и функциональной зрелости ЦНС.
Слайд 10ЭТИОЛОГИЯ
Большая часть (75 %) олигофрении обусловлена поражением развивающегося мозга во
внутриутробном периоде.
Нарушения происходят во время критических этапов их развития,
которые характеризуются повышенной чувствительностью к воздействию патогенных факторов.
Слайд 11КРИТЕРИИ ДИАГНОСТИКИ
Тотальность психического недоразвития.
Преобладание слабости абстрактного мышления.
Непрогредиентность (отсутствие течения, как
при болезненном процессе) интеллектуальной недостаточности.
Слайд 12СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ
Классификация, основанная на клинико-патогенетических принципах
(М.С. Певзнер)
Выделяет пять форм:
неосложненная
форма (уравновешенность основных психических процессов);
олигофрения с нейродинамическими реакциями (неустойчивость эмоционально-волевой
сферы по типу возбудимости или заторможенности);
олигофрения с нарушением функций анализаторов;
олигофрения с психопатоподобным поведением;
олигофрения с выраженной лобной недостаточностью.
Слайд 13СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ
Классификация основанная на критериях времени поражения и качества
патогенного воздействия
(Г.Е. Сухарева)
Клинические формы олигофрении делятся на три группы:
Первая группа
- олигофрении эндогенной природы, связанные с поражением генеративных клеток родителей:
Болезнь Дауна;
истинная микроцефалия;
энзимопатические формы олигофрении с наследственными нарушениями обмена;
клинические формы олигофрении, характеризующиеся сочетанием слабоумия с нарушением развития костной системы и кожи.
Слайд 14СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ
Классификация основанная на критериях времени поражения и качества
патогенного воздействия
(Г.Е. Сухарева)
Вторая группа - эмбрио- и фетопатии:
Олигофрения, обусловленная коревой
краснухой, перенесенной
матерью во время беременности (рубеолярная эмбриопатия);
олигофрения, обусловленная другими вирусами (грипп, паротит,
инфекционный гепатит, цитомегалия);
олигофрения, обусловленная токсоплазмозом и листериозом;
олигофрения, возникшая на почве врожденного сифилиса;
клинические формы олигофрении, обусловленные гормональными нарушениями матери и токсическими факторам (экзо- и эндотоксическими агентами);
олигофрения, обусловленная гемолитической болезнью ново
рожденных.
Слайд 15СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ
Классификация основанная на критериях времени поражения и качества
патогенного воздействия
(Г.Е. Сухарева)
Третья группа - олигофрения, возникающая в связи с
различными вредностями, действующими во время родов и в раннем детстве:
Олигофрения, связанная с родовой травмой и асфиксией;
олигофрения, вызванная черепно-мозговой травмой в постнатальном периоде (в раннем детстве);
олигофрения, обусловленная перенесенными в раннем детстве энцефалитами и менингитами.
Слайд 16СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ
В зависимости от глубины психического дефекта при олигофрении
выделяют 3 степени психического недоразвития:
Дебильность.
Имбецильность.
Идиотия.
Соотношение умственно отсталых лиц составляет примерно
75, 20 и 5 %, соответственно.
Слайд 17СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ
«Международная статистическая классификация болезней, травм и причин смерти
10-го пересмотра» (МКБ-10)
Умственная отсталость подразделяется по степени выраженности с учетом
психометрического критерия IQ.
F70 Легкая умственная отсталость (дебильность) (IQ 50 - 69);
F71 Умеренная умственная отсталость (имбецильность) (IQ 35 - 49);
F72 Тяжелая умственная отсталость (IQ 20 - 34);
F73 Глубокая умственная отсталость (идиотия) (IQ ниже 20).
Слайд 18ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
Психопатологические особенности при умственной отсталости, включая сам интеллектуальный дефект,
полиморфны:
По характеру,
по степени выраженности.
ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ ОЛИГОФРЕНИИ
На
первом году жизни:
Отставание в развитии моторики;
недостаточность эмоциональной сферы.
Отражается в иных, чем у нормально развивающихся сверстников, сроках становления и развития основных рефлексов, неполноценности «комлекса оживления» в трехмесячном возрасте, неадекватном эмоциональном реагировании, излишней возбудимости или тормозимости.
Слайд 19ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
На 2-3-м году умственная отсталость проявляется в особенностях игровой
деятельности.
Игры отличаются манипулированием и непониманием игровых правил. Отмечается крайне
низкая познавательная и коммуникативная активность.
С трудом овладевают навыками самообслуживания.
Слайд 20ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Основной признак - подвижные и нецеленаправленные игры.
Характеристика игры:
стереотипность,
подражательность,
простые бытовые сюжеты.
Эмоциональная сфера развита
недостаточно, с низкой способностью к дифференцированию высших эмоций.
Познавательная активность - низкая.
Произвольные процессы формируются медленно.
Слайд 21ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Значительное отставание в познавательном развитии от сверстников
в:
учебной деятельности;
поведении.
интеллектуальные проблемы.
Интеллектуальная недостаточность наиболее ярко
себя проявляет с началом обучения в школе (7-8 лет).
Недостаточная способность к отвлеченному мышлению - слабость предпосылок интеллекта, в частности, внимания, памяти, психической работоспособности.
Слайд 22ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ
Узость зрительного восприятия;
недостаточная дифференцированность зрительного восприятия;
(неточное распознавание цветов);
снижение
остроты зрения;
отождествление сходных предметов;
недостаточное приспособление зрительного восприятия к изменяющимся условиям;
нарушения
пространственной ориентировки;
пассивность и недостаточная целенаправленность осязательной деятельности;
распознавание объекта на основе неспецифических признаков.
Слайд 23ВНИМАНИЕ
Пассивное непроизвольное внимание;
ориентировочная реакция слабее, по сравнению с нормально развивающимися
детьми;
недостаточность произвольного внимания;
небольшой объем внимания;
неустойчивость внимания;
чрезмерная отвлекаемость;
трудности переключения;
неспособность распределения внимания
между объектами.
Слайд 24Внимание
Умственно отсталые малыши более чем их ровесники склонны к невнимательности.
Дефекты в процессах внимания у них выражаются малой устойчивостью, трудностями
в его распределении, замедленной переключаемостью. Олигофрения характеризуется сильными нарушениями в процессах непроизвольного внимания, однако наряду с этим в большей степени недоразвит именно произвольный аспект внимания. Это выражено в поведении детей. Больные малыши, как правило, в условиях возникновения трудностей не будут пытаться их преодолевать. Они просто бросят работу, но при этом, если производимая ими работа будет посильна и интересна, то внимание детей будет устойчиво без большого напряжения с их стороны. Также слабость произвольного аспекта внимания выражается и в невозможности концентрации внимания на каком-либо одном предмете или виде деятельности.
Слайд 25ПАМЯТЬ
Развита очень слабо;
преобладает непроизвольное запоминание, объем запоминания равен трем единицам;
наглядный
материал запоминают успешнее, чем вербальный;
низкая точность и прочность запоминания;
склонность к
привнесениям при воспроизведении запомненного материала;
наличие ритма и рифмы облегчает протекание мнемического процесса.
Слайд 26МЫШЛЕНИЕ
Недостаточность всех уровней мыслительной деятельности;
неумение обобщать и выделять главное;
затруднения в
наглядно-действенном решении, решение задач методом проб и ошибок;
трудности при выполнении
заданий на наглядно-образное и словесно- логическое мышление;
анализ зрительно воспринимаемых объектов беден, непоследователен, фрагментарен;
затруднения работы с образцом;
сложности в установлении причинно-следственных связей;
мышление стереотипно, тугоподвижно.
Слайд 27РЕЧЬ
Замедленное овладение речью;
речевым общением пользуются с трудом;
более позднее и дефектное
развитие фонематического слуха;
часто встречаются дефекты строения органов речи;
косные стереотипы речевого
поведения;
бедность словарного запаса;
существенное преобладание пассивного словаря над активным;
используют простые предложения, построение их примитивное и часто неправильное;
значительные сложности в овладении диалогической речью;
чрезмерные сложности в овладении монологичной речью (трудности планирования высказывания, неумение следовать заранее определенной схеме);
недостаточно сформирована регуляторная функция речи.
Слайд 28ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО
Затруднения в овладении навыками чтения (общее недоразвитие речи
и несформированность фонематического восприятия);
медленное овладение техникой чтения;
затруднения при письме на
слух;
несформированность основных предпосылок письменной речи.
Слайд 29МОТОРИКА
Моторное развитие замедленное;
двигательная неловкость;
плохая координация движений;
трудности в произвольных движениях, направленных
на достижение цели;
отсутствие навыков самообслуживания;
трудности овладения письмом.
Слайд 30ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Нарушение всех компонентов игровой деятельности;
предпочтение игр
в одиночку;
однообразие и бедность воспроизводимых ситуаций;
преобладание бытовых тем
в игре;
отсутствие творчества, бедность воображения;
низкая активность;
сюжетно-ролевой игрой самостоятельно не овладевают.
Слайд 31ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Формируется замедленно;
трудности проведения простых линий;
трудности в изображении деталей
рисунка;
отсутствие творчества, воображения.
Слайд 32ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Отсутствие интереса к обучению;
нарушения целенаправленности деятельности (неправильная ориентировка
в задании, ошибочное и фрагментарное выполнение и т.д.);
при трудностях -
«соскальзывание» с правильных действий на ошибочные;
критика к результатам своей деятельности недостаточная;
импульсивность, слабая регуляция своего поведения;
низкая работоспособность.
ГРУППЫ УЧАЩИХСЯ
с положительным устойчиво продуктивным отношением,
с неустойчиво продуктивным отношением,
с малопродуктивным отношением,
с индифферентным отношением.
Слайд 33ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА
Резко выраженное отставание в развитии эмоций;
недифференцированность и нестабильность
чувств;
ограничение диапазона переживаний;
крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья;
импульсивность проявления эмоций,
которая может быть сглажена воспитанием;
стереотипность поведенческих реакций на основе инертности нервных процессов;
неадекватная самооценка.
Слайд 34РАЗВИТИЕ
Для умственно отсталых характерны трудности восприятия пространства и времени, что
мешает им ориентироваться в окружающем. Часто даже в 8-9-летнем возрасте
эти дети не различают правую и левую стороны, не могут найти в помещении школы свой класс, столовую, туалет и т. п. Они ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года и т. п. Значительно позже своих сверстников с нормальным интеллектом умственно отсталые начинают различать цвета.
Слайд 35ВОЛЯ
Следует заметить, что слабое развитие волевых процессов характерно для умственно
отсталых учеников младших классов. Эти дети крайне безынициативны, не умеют
самостоятельно руководить своей деятельностью, подчинить ее отдельной цели, не всегда могут сосредоточить усилия для преодоления даже незначительных препятствий, возникающих по ходу той или иной работы. Ученикам свойственны непосредственные импульсивные реакции на внешние впечатления, необдуманные действия, неумение противостоять воле другого человека.
Слайд 36ВОЛЯ
Вместе с тем в отдельных случаях некоторые дети проявляют значительную
настойчивость и целеустремленность в решении поставленных задач, прибегают даже к
элементарным хитростям и уловкам, стремясь добиться желаемого результата, большей частью связанного с удовлетворением житейских потребностей.
К старшим годам обучения у детей с умственной отсталостью наблюдается определенное развитие воли.
Слайд 37ЭМОЦИИ
Развитие эмоциональной сферы умственно отсталых учеников в значительной мере определяется
внешними условиями, важнейшими из которых являются специальное обучение и правильная
организация всей жизни. Свойственные умственно отсталым детям импульсивные проявления злобы, обиды, радости и т. п. могут быть постепенно сглажены путем целенаправленного воспитания ребенка, способствующего осмысливанию им своих действий и поступков, помогающего формированию положительных привычек и правильного поведения в быту, необходимых для социальной адаптации.
Слайд 38ЭМОЦИИ
Проявления эмоций зависят от принадлежности детей к различным клиническим группам.
Так, для одних учеников характерны вялые, заторможенные, стереотипные эмоциональные реакции.
Дети оказываются как бы безразличными к воздействующим на них раздражителям. У других школьников реакции чрезмерно бурные, по своей силе не соответствующие вызвавшим их причинам, в ряде случаев — неадекватные. У третьих — не прослеживается грубых нарушений эмоциональной сферы, хотя в отдельных случаях наблюдаются отклонения и не всегда объяснимые поступки. Однако всем умственно отсталым учащимся, принадлежащим любой клинической группе, свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявления радости, огорчения, веселья.
Слайд 39ДЕМЕНЦИЯ
Деменция (слабоумие) - приобретенное необратимое обеднение психической деятельности, ее упрощение
и упадок, проявляющееся в ослаблении познавательных способностей, обеднении чувств и
изменении поведения.
Приобретенное слабоумие вызывается болезнями или повреждением головного мозга.
В возрасте после трех лет умственная отсталость развивается в результате травм головного мозга, менингитов, энцефалитов, интоксикаций.
Слайд 40ДЕМЕНЦИЯ
Происходит распад уже сформировавшихся психических функций.
Интеллектуальный дефект при слабоумии
также необратим.
В отличие от олигофрении наряду с выраженными нарушениями
может наблюдаться сохранность тех или иных функций.
У детей с эпилепсией, шизофренией при прогрессировании заболеваний умственная отсталость усугубляется, появляются специфические особенности эмоциональной, волевой сферы и личности в целом (Шац И.К., 2002).
Слайд 41ОРГАНИЧЕСКАЯ ДЕМЕНЦИЯ
Возникает в результате органического поражения головного мозга инфекционного, травматического,
токсического и другого генеза, а также как следствие текущего органического
заболевания головного мозга (наследственно-дегенеративные заболевания, нейроревматизм, токсоплазмоз и др.).
При этой форме деменции интеллектуальная недостаточность сопровождается характерными аффективными и волевыми нарушениями. Клиническая картина зависит от возраста, в котором началось заболевание.
Слайд 42ЭПИЛЕПТИЧЕСКАЯ ДЕМЕНЦИЯ
Нарушения в познавательной сфере, эмоционально-волевой сфере и в личности
в целом, а именно:
сужение круга интересов;
общая тугоподвижность, инертность
психических процессов;
патологическая обстоятельность мышления, застревание на второстепенных деталях;
своеобразные расстройства памяти с лучшим сохранением в памяти событий, касающихся личных интересов;
Слайд 43ЭПИЛЕПТИЧЕСКАЯ ДЕМЕНЦИЯ
эмоциональная вязкость, т.е. склонность к длительной фиксации на эмоционально
окрашенных переживаниях, особенно отрицательных;
злопамятность, мстительность и одновременно слащавостью, употреблением
уменьшительно-ласкательных суффиксов в словах;
аффективная взрывчатость;
угрюмость, резкая раздражительность;
склонность к агрессии;
нарушения влечений (повышенная сексуальность, садистические тенденции и др.).
Слайд 44ШИЗОФРЕНИЧЕСКАЯ ДЕМЕНЦИЯ
аутизация;
диспропорция между запасом знаний и возможностью их
использовать;
эмоциональная опустошенность.
Прогредиентное течение заболевания -
распад навыков
и полная социальная дезадаптация
NB Отсутствие мотивации, интереса к окружающему определяют невозможность усвоения новых знаний и навыков, что является причиной формирования интеллектуальной недостаточности.
Резкое снижение психической активности и уровня побуждений;
Слайд 45ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА
Олигофрению необходимо дифференцировать от: слабоумия при прогрессирующих нервно-психических заболеваниях
(эпилепсии, шизофрении и других);
познавательных расстройств у слепых и слабовидящих,
глухих и слабослышащих детей;
Слайд 46ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА
раннего детского аутизма (РДА) и др.
Наибольшие трудности дифференцирования
наблюдаются с такими распространенными в настоящее время расстройствами, как ЗПР
и общее недоразвитие речи (ОНР).
Слайд 47СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ПОМОЩЬ
Организация всесторонней помощи умственно отсталым детям осуществляется учреждениями:
здравоохранения,
социального обеспечения,
образования и профессионального обучения.
Эффективность помощи умственно отсталым детям
зависит от:
раннего выявления;
своевременного и поэтапного оказания лечебной и коррекционно-педагогической помощи;
дифференцированной помощи с учетом возраста и степени психического недоразвития.
Слайд 48КОРРЕКЦИОННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ VIII ВИДА
Создается для обучения и воспитания детей с
умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в развитии средствами образования
и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.
Дети с умственной отсталостью направляются в специализированное учреждение решением психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) (ПМПК), включающей в свой состав специалистов разного профиля: дефектолога, психиатра, психолога, невролога, логопеда, социального работника и др.
Слайд 49ЛЕЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА
Должна строиться индивидуально с учетом
клинических особенностей,
структуры интеллектуального
дефекта,
особенностей личности,
речи и моторики детей.
Улучшению нервно-психического развития
способствуют меры:
логопедические,
психокоррекционные занятия,
лечебная физкультура,
общие оздоровительные мероприятия.
Школьники обучаются по адаптированным программам в соответствии со специальным образовательным стандартом.
Слайд 50ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ
Учебно-воспитательная работа включает начальные этапы организации трудового обучения, которое
занимает одно из основных мест в процессе подготовки умственно отсталых
детей к самостоятельной деятельности.
Трудовое обучение при наличии производственной базы в старших классах носит характер углубленной трудовой подготовки.