Слайд 1Университет как социальный инкубатор модерна.
Виталий Куренной
Слайд 2Темы
Рождение европейской модели образования.
Средневековый университет и его эволюция.
Возрождение
и раннее Новое время.
Эпоха Просвещения.
Три модели современного университета.
Принципы
университета Гумбольдта.
Политическая, социальная культурная и этическая функция университета.
Слайд 3Рождение европейской модели образования
Слайд 4Рождение европейской модели образования
Темы
Пайдейя.
Почему Древняя Греция?
Проблема воспитания добродетели.
Метафизика
Платона.
Образовательная модель Академии Платона.
Пайдейя и сем свободных искусств.
Античный идеал
свободного образования.
Слайд 5Пифагор (ок. 570-495 до н.э.)
Сократ (ок. 469-399 до н.э.)
Платон
(427-347
до н.э.)
Исократ
(436-338 до н.э.)
Пайдейя
Античная модель воспитания
Wikimedia Commons
Wikimedia Commons
Wikimedia
Commons
Wikimedia Commons
Слайд 6Почему Древняя Греция?
Древнегреческий модерн: греческие города-полисы. Кризис традиции: от мифа
к логосу.
Распад традиционных (непроблематизируемых) механизмов воспитания, воспроизводящихся в силу обычая.
Щит,
украшение брани, я кинул в кустах поневоле,
И для фракийца теперь служит утехою он.
Я же от смерти бежал... Мой щит, я с тобою прощаюсь!
Скоро, не хуже тебя, новый я щит получу.
Архилох (680-640 до н.э.)
Слайд 7Проблема воспитания добродетели
Главные вопросы в диалогах Сократа:
Что также добродетель
(ἀρετή)?
Можно ли научить добродетели?
Проблема рационально продуманной и рационально контролируемой
практики воспитания.
Слайд 8Метафизика Платона/Аристотеля
Поистине сущее
Единство, познаваемость
Слайд 9Образовательная модель Академии Платона
Слайд 10Пайдейя и семь свободных искусств
Слайд 11
Философия и семь свободных искусств. Миниатюра из книги Геррады Ландсбергской «Hortus Deliciarum» (1167—1185)
Пайдейя
и семь свободных искусств
Wikimedia Commons
Слайд 12Античный идеал свободного образования
«Поскольку все занятия делятся на такие, которые
приличны для свободнорожденных людей, и на такие, которые свойственны несвободным,
то, очевидно, следует участвовать лишь в тех полезных занятиях, которые не обратят человека, участвующего в них, в ремесленника. Ремесленными же нужно считать такие занятия, такие искусства и такие предметы обучения, которые делают тело и душу свободнорожденных людей непригодными для применения добродетели и для связанной с нею деятельности. Оттого мы и называем ремесленными такие искусства и занятия, которые исполняются за плату: они лишают людей необходимого досуга и принижают их».
Аристотель. Политика, 1337b.
Слайд 13Античный идеал свободного образования
«Из числа свободных наук свободнорожденному человеку некоторые
можно изучать только до известных пределов; чрезмерно же ревностное занятие
ими с целью тщательного изучения их причиняет указанный выше вред».
«Велико различие в том, с какой целью кто-либо что-нибудь делает или изучает. Если это совершается для себя или для друзей либо ради добродетели, то оно достойно свободнорожденного человека; но делающий это же для чужих зачастую может показаться поступающим подобно поденщику и рабу».
Аристотель. Политика, 1337b.
Слайд 15Средневековый университет
Темы
Периодизация.
Структура средневекового университета.
Причины упадка университета.
Модусы коммуникации.
Слайд 16Периодизация
Возникновение университета: Болонья, 1088.
1229 – забастовка и столкновения в Париже.
1231
– Григорий IX издает «Parens scientiarum» – «Великую хартию университетов».
XIII
в. – «век университета». К XV веку в Европе насчитывалось уже около 60 университетов.
XV в. – утрата интеллектуального значения университета: «Отныне и на протяжении нескольких столетий на Западе не будет интеллектуала-труженика» (Ж. Ле Гофф).
Болонские студенты немецкой «нации». Миниатюра XV века
Wikimedia Commons
Слайд 17Структура средневекового университета
Facultas artium: факультет свободных искусств.
Baccalaureat (4-6 лет) /
Magisterium (2 года).
Facultas theologica: теологический факультет.
10-11 лет.
Facultas iuris canonici et
civilis: юридический факультет.
6 лет.
Facultas medicinae: медицинский факультет.
6 лет.
Слайд 18Причины упадка университета
«Мужские и женские шляпы»
Знание – от Бога, торговля
знанием – торговля священным (симония).
Бенефиций.
Превращение университета в закрытую корпорацию –
включая цеховую атрибутику.
«Коллежи по своему стилю возвращались к древним аббатствам. Они кристаллизуют аристократическое перерождение университета» (Ж. Ле Гофф).
goggles.su
Слайд 19Модусы коммуникации
Устная коммуникация
Lectio (лекция)
= толкование текста (Св. Писания, Отца
Церкви, философа) учителем (magister) в трех аспектах:
littera (грамматических смысл);
sensus
(значение);
sententia (поучительное содержание).
Disputatio (обсуждение)
= дискуссия между учителем (magister) и учениками (scholares) по следующей схеме:
propositio (тезис);
objectiones (возражения);
defensio (защита);
solutio (решение).
Beckmann Jan P. Einführung in die Philosophie
des Mittelalters.
Слайд 20Модусы коммуникации
Письменная коммуникация
Sententiae (содержательный комментарий), раскрывающий содержание относительно книги
(liber), комплекса обсуждающихся в ней вопросов (distinctio), отдельного вопроса (quaestio).
Expositio
(комментарий к работе определенного автора, например, Аристотеля).
Summa (систематическое обсуждение определенной области знания).
Quaestiones disputatae und quo(d)libetales (обсуждение свободно избранных вопросов).
Beckmann Jan P. Einführung in die Philosophie
des Mittelalters.
Слайд 21Модусы коммуникации
Письменная коммуникация
Схема письменной работы:
1. Quaestio (постановка вопроса).
2. Pro
et contra (аргументы за и против).
3. Corpus quaestionis (основная часть):
3.1
opinio(-nes) alia(e) (взгляды других);
3.2 responsio auctoris (собственный ответ автора).
4. Ad argumenta principalia (ответ на аргументы за и против).
Beckmann Jan P. Einführung in die Philosophie des Mittelalters.
Слайд 22Возрождение и раннее Новое время
Слайд 23Возрождение и раннее Новое время
Темы
Гуманист.
Медичи, Марсилио Фичино и Флорентийская академия.
Патронаж
и зрелищная наука.
Театрализованность и перформативность.
Наука как роскошь.
Слайд 24Гуманист
«Окружение гуманиста — это группа, это закрытая Академия, и
если истинный гуманист завоевывает Париж, то делает он это не
в университете, но в созданном для элиты институте — Коллеже королевских чтецов, будущем Коллеж де Франс». Покровительство монархов, сановников, обширное состояние — вот среда гуманиста. Для такого человека, занимающегося на досуге штудиями, нет лучшего места, чем за городом. «Так завершается движение, которое уводит интеллектуала за городские стены»
Жак Ле Гофф. Интеллектуалы в Средние века
Слайд 25Фреска в Палаццо Веккьо: Казимо Медичи (1389-1464) в окружении художников
и ученых.
Джорджо Вазари (1556-1558).
Медичи, Марсилио Фичино и Флорентийская академия
Фото (с)
В. Куренной
Слайд 26Фреска в Палаццо Веккьо: Лоренцо Медичи (1449-1492) в окружении философов
и ученых, среди которых Марсилио Фичино (1433-1499) и Пико делла
Мирандола (1463-1494).
Медичи, Марсилио Фичино и Флорентийская академия
Фото (с) В. Куренной
Слайд 27Вилла Кареджи: место, где с 1462 г. располагалась Платоновская академия.
Медичи, Марсилио Фичино и Флорентийская академия
Фото (с) В. Куренной
Слайд 28Гравюры из трактата Отто фон Гирке «Новые, так называемые магдебургские,
опыты о пустом пространстве» (1672).
Патронаж и зрелищная наука
Wikimedia Commons
Слайд 29Патронаж и зрелищная наука
Wikimedia Commons
Слайд 30Патронаж и зрелищная наука
Wikimedia Commons
Слайд 31Андреас Визалий
De Humani Corporis Fabrica (1543)
Театрализованность и перформативность
Wikimedia Commons
Слайд 32Edouard Jean Conrad Hamman. Andreas Vesalius (1514-64) at Padua
Анатомический
театр
(Падуя).
Театрализованность и перформативность
Wikigallery.org
Wikigallery.org
Слайд 33Andreas Vesalius
De Humani Corporis Fabrica (1543)
Театрализованность и перформативность
Wikimedia
Commons
Wikimedia Commons
Слайд 34Juan Valverde de Amusco
Anatomia Del Corpo Humano (1559)
Wikimedia Commons
Театрализованность и
перформативность
Слайд 35Музей Галилея (Флоренция)
Фото (с) В. Куренной
Наука как роскошь
Слайд 36Антонио Сантуччи. Армиллярная сфера (Флоренция, 1588-1593)
Музей Галилея (Флоренция)
Наука как роскошь
Фото
(с) В. Куренной
Фото (с) В. Куренной
Слайд 37Увеличительное стекло (XVIII в.)
Музей Галилея (Флоренция)
Наука как роскошь
Фото (с) В.
Куренной
Слайд 39Эпоха Просвещения
Темы
Что такое Просвещение?
Просвещенный абсолютизм и академии наук.
Просветительская критика университета.
Слайд 40Что такое Просвещение?
«Просвещение - это выход человека из состояния своего
несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть
неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине - это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude! - имей мужество пользоваться собственным умом! - таков, следовательно, девиз Просвещения».
Кант. Ответ на вопрос: Что такое просвещение? (1784)
Слайд 41Просвещенный абсолютизм и академии наук
«Парижская академия наук создавалась… в своего
рода “экологической нише”, в которой формирующаяся абсолютистская власть могла закрепиться,
не встречая противодействия уже существующих структур, прежде всего церкви и университетов, чтобы начать распространение своего влияния в сфере культуры и хозяйственной жизни».
Зинаида Сокулер. Знание и власть: наука в обществе модерна.
Слайд 42Лондонское королевское общество – 1660.
Французская академия наук – 1666.
Себастьян Леклерк.
Визит короля Людовика XIV в Академию наук в 1671 г.
Просвещенный
абсолютизм и академии наук
Wikimedia Commons
Слайд 43Просветительская критика университета
Университет – пережиток средневекового прошлого.
Университетская корпорация – цеховое
сословие, подлежащее ликвидации, как и любые другие сословия.
Университеты дают схоластическое
образование, а не полезные для жизни знания.
Вместо устаревших университетов, «должны существовать только гимназии и, с другой стороны, академии для врачей, юристов и т.д.» (Юлиус фон Массов).
Слайд 44Три модели современного университета
Слайд 45Три модели современного университета
Темы
Британская модель.
Роль студенческий ассоциаций.
Французская модель.
«Милитаристская» модель университета.
Немецкая
модель исследовательского университета.
Немецкая классическая философия университета.
Новая идея науки.
Слайд 46Британская модель
Наиболее преемственная по отношению к средневековой.
Медленно эволюционировавшая и модернизировавшаяся.
Первая
волна реформ - 1870-х гг.:
Британские университеты снимают конфессиональные ограничения на
примем студентов (до этого – только англиканцы);
Отказ преподавателей от целибата.
Итонский колледж: телесные наказания применялись вплоть до середины 1980-х гг.
Слайд 47Роль студенческих ассоциаций
«Если множество молодых людей изо дня в день
собираются и общаются, увлеченные, открытые, сочувствующие и наблюдательные, то они
не могут не учиться друг у друга, даже когда их никто и не учит, потому что разговор одного превращается в лекцию для всех, и они сами по себе приобретают новые мысли и взгляды, свежий материал для размышлений, отчетливые принципы для суждения и деятельности».
Джон Генри Ньюмен. Идея университета (1853).
Пример: Оксфордский парламент (Oxford Union) – студенческая ассоциация, образованная в 1823 г.
Слайд 48Французская модель
Воплощение в жизнь основных идей просветительской критики университета.
Началась в
1879 г. и была завершена при Наполеоне.
Полная ликвидация автономии университета
и подчинение его контролю правительства.
Сокращение числа университетов, рост числа специальных школ. Число университетов в Европе 1789-го по 1815 год уменьшилось почти наполовину – с 143 до 83.
Разделение преподавания и исследования: научные исследования концентрируются в академии наук.
Слайд 49«Милитаристская» модель университета
«Твердые учебные порядки с предписанными учебными программами и
экзаменами регулировали весь учебный процесс, задача профессоров, игравших роль исключительно
государственных чиновников от образования, заключалась в том, чтобы подготовить записанных на курс студентов к экзаменам, которые принимались на факультете как в экзаменационном учреждении».
Paulsen Friedrich. Die deutschen Universitäten und das Universitätsstudium (1902).
Слайд 50Немецкая модель исследовательского университета
Контекст:
Поражение Пруссии в войне с Францией –
волна национального подъема.
Прусские модернизационные реформы 1807-1814 гг. (реформы Штейна-Гарденберга).
«Основной принцип
реформы»: «по возможности наибольшей свободы и равенства» (Карл фон Альтенштейн).
Непосредственный повод: утрата Прусский ряда территорий, а вместе с тем – и университетов (Галле, Дуйсбург, Эрланген).
1810 г. – открытие в Берлине нового университета.
Слайд 51Немецкая классическая философия университета
Вильгельм фон Гумбольдт: «О внешней и внутренней
организации высших учебных заведений в Берлине»; «О принципе подразделения высших
научных заведений и их различных видах»; «Кёнигсбергский и литовский школьный план» и др. (1809-1810 гг.).
Генрик Штеффенс: «Об идее университетов» (1809).
Фридрих Шлейермахер: «Нечаянные мысли об университетах в немецком смысле» (1808).
И.Г. Фихте: «Дедуцированный план учреждения высшего учебного заведения в Берлине, находящегося в должной связи с академией наук» (1807); «Сущность ученого» (1805); «О назначении ученого» (1794) и др.
Слайд 52Немецкая классическая философия университета
Ф.В.Й. Шеллинг: «Лекции о методе академической учебы»
(1803).
Фридрих Август Вольф: Педагогический коллоквиум «Consilia Scholastica» (1799-1801).
Иммануил Кант:
«Спор факультетов» (1798).
Фридрих Шиллер: «В чем состоит изучение мировой истории и какова цель этого изучения» (1789).
Слайд 53Немецкая классическая философия университета
«Большинство проектов Университета XXI в. разительно напоминают
университетские проекты века XIX. Необходимость перечитывания Гумбольдта, Шиллера, Шлейермахера, Фихте
и Канта обусловлена тем, что огромное число современных "рецептов" вывода Университета из кризиса, в сущности, представляют собой не более чем переложение идей Гумбольдта или Ньюмена, и их мнимая актуальность – лишь результат незнания этих основополагающих текстов по истории института».
Билла Ридингс. Университет в руинах.
Слайд 54Новая идея науки
Принцип незавершенности научного познания:
«Наука всегда представляет собой проблему,
еще не решенную полностью», поэтому университеты «постоянно занимаются исследованиями, в
то время как школа имеет дело только с готовым и бесспорным знанием».
Вильгельм фон Гумбольдт. О внешней и внутренней организации высших учебных заведений в Берлине.
Слайд 55Новая идея науки
Еще в начале XIX века в Кёнигсбергском университете
действовало предписание, согласно которому «деканы при проверке диссертаций должны следить
за тем, чтобы ne quid novi insit», , то есть чтобы диссертации не содержали ничего нового.
Карл Эрнст фон Бэр. Blicke auf die Entwickelung der Wissenschaft. Vortrag in der öffentlichen Sitzung der Akademie der Wissenschaften zu St. Petersburg am 29. Dec. 1835.
Слайд 56Принципы университета Гумбольдта
Слайд 57Принципы университета Гумбольдта
Принципы либерального образования
Организационные принципы.
Внутренние принципы.
Принцип единства преподавания и
исследования.
Принцип академической свободы.
Принцип уединения и свободы (автономии суждения).
Плагиат и зомби.
Принцип
сократического диалога.
Приведет ли распространение он-лайн образования к смерти университета?
Слайд 58
«Необходимо … чтобы члены общества имели возможность получить образование, достаточное
для того, чтобы стать активными деятелями общественного развития, чтобы они
имели возможность свободно выбирать профессию, а не быть прикованными на всю жизнь, в силу существующего разделения труда, к одной какой-либо профессии».
Свобода от профессии
Слайд 59Для того, чтобы подготовить действительный, а не декларативный переход к
коммунизму, нужно осуществить по крайней мере три основных предварительных условия.
3. Необходимо ... добиться такого культурного роста общества, который бы обеспечил всем членам общества всестороннее развитие их физических и умственных способностей, чтобы члены общества имели возможность получить образование, достаточное для того, чтобы стать активными деятелями общественного развития, чтобы они имели возможность свободно выбирать профессию, а не быть прикованными на всю жизнь, в силу существующего разделения труда, к одной какой-либо профессии.
Сталин И. Экономические проблемы социализма в СССР. М.: Государственное издательство политической литературы, 1952. С. 68-69.
Свобода от профессии
Слайд 60Вильгельм фон Гумбольдт
(1767-1835)
сommons.wikimedia.org
Образование на протяжении всей жизни.
Академическая свобода.
Значение
опыта и практики.
Критическое мышление и автономия суждения.
Развитие компетенций, а
не накапливание знаний.
Приоритет общего образования перед специальным.
«Научиться учиться».
Принцип самостоятельного деятельного усилия.
Политическая нейтральность.
Интерактивность и сократический диалог.
Принципы либерального образования
Слайд 61Организационные принципы
Университет сохраняется как универсальное заведение, в котором представлены все
отрасли научного знания.
Университет сохраняет ограниченную автономию.
Центральное место в университете занимают
не прикладные специальности, а теоретическая наука, которая поначалу сконцентрирована на философском факультете («низший факультет» становится «высшим»).
В университете поддерживается конкурентная среда различных научных позиций (во избежание корпоративизации и гомогенизации среды решающая роль при назначении профессоров играет внешняя инстанция – министерство).
Слайд 62Внутренние принципы
единство преподавания и исследования;
академическая свобода (относительная автономия университета), которая
включает в себя:
свободу преподавания и свободу исследования,
свободу обучения;
увязанное с принципом
свободы требование индивидуальной автономии суждения, то есть принцип «уединения и свободы» (Einsamkeit und Freiheit);
принцип сократического диалога.
Слайд 63Принцип единства преподавания и исследования
В университете «главенствующей остается наука», здесь
«не учитель служит ученикам, но и тот, и другие служат
науке» (Гумбольдт. Об организации).
«университеты учреждаются и регулируются исключительно влечением к науке – без всякого чуждого влияния» (Шлейермахер. Случайный мысли).
«в университетах ничто не должно цениться, кроме Науки, и не должно быть никакого иного различия, кроме различия, производимого талантом и образованием» (Шеллинг. О методе академической учебы).
Слайд 64Принцип академической свободы
«истинный дух университета состоит в том, чтобы и
внутри каждого факультета предоставить наивысшую свободу».
«Никто их [студентов – ВК.]
не торопит, и ничто не является для них закрытым. Никто не приказывает им посещать те или иные занятия, никто не может упрекнуть их в том, что они посещают их небрежно или вовсе перестают посещать. Ни над какими их занятиями нет никакого надзора, кроме, разве что, того, который они сами добровольно предоставят преподавателю».
Шлейермахер. Нечаянные мысли об университетах в немецком смысле (1808).
Слайд 65Принцип уединения и свободы (автономии суждения)
«Поскольку научные заведения могут достигнуть
своей цели только в том случае, если каждое из них
будет по возможности соответствовать чистой идее науки, то преобладающими для них принципами являются уединение и свобода».
Гумбольдт. Об организации.
Слайд 66Принцип уединения и свободы (автономии суждения)
«Никогда не принимать ничего на
веру, в чем с очевидностью не уверен; иными словами, старательно
избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не может дать повод к сомнению».
Декарт. Рассуждение о методе.
Слайд 67Принцип уединения и свободы (автономии суждения)
«Если человек должен преподавать философию
в соответствии с философским методом, то он должен придерживаться собственного
мнения, а не мнения других».
«Тот, кто философствует в соответствии этим методом, принимает сказанное другими лишь постольку, поскольку оно может быть доказано и понято исходя из его собственных основоположений» (Христиан Вольф. Вводное сочинение о философии вообще (1728)).
«Способность судить автономно, т.е. свободно (сообразно с принципами мышления вообще) называют разумом» (Кант. Спор факультетов (1798)).
Слайд 68Плагиат и зомби
Pink Floud. The Wall: Another Brick in the
Wall (2)
We don't need no education.
We don't need no
thought control.
No dark sarcasm in the classroom.
Teacher, leave those kids alone.
Hey, Teacher, leave those kids alone!
thewallanalysis.com
Слайд 69Принцип сократического диалога
«Не только учитель, но и ученик должен постоянно
высказываться и делать сообщения, так чтобы их взаимные учебные отношения
стали непрерывно протекающей беседой, в которой каждое слово учителя было бы ответом на непосредственно перед этим заданный вопрос ученика и постановкой учителем нового вопроса к ученику … благодаря этому научное преподавание из формы простого потока речи, которую оно имеет также и в форме книжного повествования, превратилось бы в диалогическую, учредив тем самым истинную академию, в смысле сократической школы, помня о которой мы и хотели использовать именно это слово».
Фихте. Дедуцированный план (§ 7).
Слайд 70Приведет ли распространение он-лайн образования к смерти университета?
Предыдущая медийная революция:
книга.
«из двух названных средств наставления [лекция и книга] самостоятельное изучение
книг оказывается даже предпочтительнее, поскольку книга более соответствует произвольно направляемому вниманию: то место, где оно рассеивается, может быть прочитано еще раз, а то, что не сразу поддается пониманию, может быть всесторонне обдумано, пока не будет достигнуто удовлетворительное понимание, наконец, чтение может быть продолжено по собственному желанию, пока хватает сил, или прервано, если силы покидают нас».
Фихте. Дедуцированный план (§ 2).
Слайд 71Приведет ли распространение он-лайн образования к смерти университета?
Что не позволяет
он-лайн образование?
Реализовать сократический диалог (решающее значение имеет не оформленное знание,
а его уточняющая интерпретация в ходе живой коммуникации).
Записанные лекции фиксируют состояние знания на текущий момент, но не могут далее развиваться самостоятельно.
Слайд 72Социально-политическая, культурная и этическая функция университета
Слайд 73Политическая, социальная культурная и этическая функция университета
Темы
Университет как механизм формирования
гражданской нации.
Университет как механизм формирования культурной нации.
Универсальный аспект университета.
Этический аспект
научной коммуникации.
Слайд 74Университет как механизм формирования гражданской нации
Университет упраздняет сословность: перед научным
поиском все равны;
Университет изымает человека из структуры семьи и гражданского
общества, позволяя ему сформироваться как субъекту, который способен выносить самостоятельные суждения относительно общего блага.
Университет является школой свободного профессионального самоопределения.
Университет как пространство интеллектуальной и моральной автономии является питомником развития гражданских свобод.
Слайд 75Университет как механизм формирования гражданской нации
«Стремление иметь школу и университет
вблизи отеческого дома …. недостойно человека; ибо рано или поздно
он должен оставить все те помочи, с помощью которых его постоянно поддерживали отношения с семьей, соседями и соотечественниками, и начать новую собственную жизнь в кругу чужих людей, для которых он является лишь тем, что представляет из себя как личность (persönlich), и ни у кого это право начать когда-либо самостоятельную жизнь не должно ограничиваться; кроме того, это прежде всего противоречит характеру человека науки, которому подобает иметь свободный, выходящий за рамки времени и места кругозор»
(Фихте. Дедуцированный план (§ 49)).
Слайд 76Университет как механизм формирования культурной нации
«Для всех научных занятий, образующихся
в области одного языка, характерно естественное близкое сродство, в силу
которого они сопряжены друг с другом теснее, нежели с какими-нибудь другими … Ибо то, что производится и излагается одним языком в науке, причастно особой природе этого языка ... Если же мыслить научные объединения как возникающие – на всех этапах – из свободного влечения к познанию, то, прежде всего, становятся заметны их стремления объединяться настолько, насколько это позволяет область одного и того же языка. Это и есть самый тесный союз …»
Шлейермахер. Нечаянные мысли.
Слайд 77Универсальный аспект университета
наука как форма объединения людей «соединяет в себе
предсказание, гарантию и залог, … что и все остальное когда-нибудь
обретет такую же форму – сияющей арки союза, изгибающейся в проясняющихся высотах над головами испуганных народов».
Фихте. Дедуцированный план (§ 67).
Слайд 78Этический аспект научной коммуникации
«… сообщество аргументирующих не тождественно сообществу ученых,
хотя и предполагается последним. К аргументационным априори относится требование оправдать
не только все "утверждения" науки, но и — сверх того — все человеческие требования (даже имплицитные требования одних людей к другим, содержащиеся в поступках и институтах). Кто аргументирует, тот имплицитно признает всевозможные требования всех членов коммуникативного сообщества, которые можно оправдать разумными аргументами ..., и в то же время обязуется оправдывать аргументами все собственные требования к другим»
(Карл-Отто Апель. Априори коммуникативного сообщества и основания этики).
Слайд 79«Когда все вне и вокруг нас колеблется, только в нашей
внутренней жизни открывается надежное прибежище»
(В. фон Гумбольдт)
«Человеку, согласно Гумбольдту,
требуется образование, чтобы сориентироваться в мире модерна, который представляет собой мир в состоянии перелома, утративший всякую надежность» (Franz-Michael Konrad. Wilhelm von Humboldt. Göttingen: Haupt Verlag, 2010. 42).
.
Контекст и основной мотив формирования: