Слайд 2Содержание
1. Опредение упанишад
2. Главные упанишады
3. Классификация
4. Содержание упанишад
Слайд 3Упанишады – это философские тексты на санскрите, которые подытоживают учения отдельных
глав четырёх Вед и обычно встречаются в завершающих частях брахман и араньяк. Многие упанишады сохранились
до наших дней, и на них написаны комментарии представителей различных школ веданты.
Слайд 4Четыре Веды являются сборником мантр и гимнов, воспевающих различных девов ведийской религии и уже содержащих в себе
основы монотеизма. Появившиеся позднее Брахманы представляют собой сборник обрядовых инструкций, в которых обстоятельно
описаны различные жреческие функции.
Слайд 5Упанишады не следует воспринимать как однообразные книги – каждый текст
связан с той Ведой, в которой он встречается, и поучения
той или иной упанишады зачастую подаются в контексте соответствующего специфического ведического гимна или ритуала. В традициях веданты упанишады упоминаются как шрути-прастхана, или богооткровенные священные писания, благодаря постижению которых обретается знание Брахмана
Слайд 6Главные упанишады
1. Вайшнавские упанишады
2. Шактийские Упанишады
3. Шиваитские упанишады
Слайд 7Вайшнавские упанишады
К вайшнавским упанишадам относятся 14 упанишад, выражающих взгляды различных
вишнуитских школ.
Слайд 8Шактийские Упанишады
В основном, канонические шакта Упанишады — это тексты выражающие различия в доктрине
между двумя течениями в тантрической форме шактизма Шривидья. Вследствие этого, сохранившиеся списки «аутентичных» шакта-упанишад
сильно отличаются друг от друга, отражая предвзятость своих составителей. Среди «муктика» Упанишад, только девять относятся к шакта-упанишадам
Слайд 9Шиваитские упанишады
К упанишадам шиваизма относится 14 упанишад, описывающих, в основном,
различные шиваитские доктрины. Исключением является Ганапати-упанишада, посвящённая Ганеше.
Слайд 10Чаще всего упанишады классифицируют согласно их тематике. Таким образом, имеется
большое количество упанишад, в которых излагаются общие темы веданты, в
дополнение к тем, в которых преподаётся йога и в которых детально описываются предписания саньясы. Упанишады, которые так или иначе посвящены тому или иному божеству из числа главных божеств индуизма, обычно классифицируются как шайва (шиваитские),вайшнава (вишнуитские) и шакта (шактийские) упанишады.
Слайд 11В начале и конце каждой упанишады всегда имеется небольшой стих
— мангалам («благоприятный, приносящий удачу»), или мангала-шлока. Цель этого стиха
— настроить читателя на тот круг мыслей, которому посвящена упанишада, и умиротворить его ум.
Слайд 12В конце любой мангала-шлоки присутствует фраза «auṃ shaantiH shaantiH shaantiH»
(«Ом Шанти Шанти Шанти»), где слово «shaantiH» можно перевести как
«мир», «покой», «умиротворённость».
Слайд 13Оригинальные священные тексты индуизма на санскрите имеют множество разночтений и
редакций в дошедших до нашего времени разных версиях манускриптов, что
недвусмысленно говорит о продолжительной конкурентной борьбе представителей разных индуистских школ и течений между собой. При изучении этих текстов важно не забывать, что слова об исключительности поклонения тому или иному божеству – это результат значительного временного влияния тех или иных религиозных групп внутри индуизма, выдававших своё божество или свой культ за главный.
Слайд 14В то же время первые философские тексты упанишад были проявлены
древними мудрецами в качестве вершин духовной мудрости, призванной помочь искреннему
искателю в его духовном поиске.