Слайд 2Основные вопросы темы:
1. Важность управления изменениями. Диагностика изменений в организации
2.
Модели и подходы к организационным изменениям
3. Осуществление программы изменений
Слайд 31. Важность управления изменениями
Для успешного проведения изменений необходимо установить :
1)
основную причину изменений;
2) подход к изменению;
3) уровень производимых изменений.
Слайд 41) Определение основной причины изменений
Рассматривая изменение как компонент развития необходимо
определить:
объекты развития – что развивается;
предметы развития – какое свойство развивается;
законы
развития – как развивается.
Слайд 52) Выбор подхода к проведению изменений
«сверху - вниз»,
«снизу -
вверх»,
экспертный,
тотального качества.
Слайд 73) Выбор уровня проводимых изменений
Степень сложности
Затраты времени
Низкая
Высокая
Быстро
Медленно
Индивидуум
Группа
Подразделение
Организация
Слайд 82. Модели и подходы к организационным изменениям
Г. Морган выделяет четыре
принципа работы организации:
организация - машина,
организация - политическая система,
организация -
организм,
организация - поток и трансформация.
Слайд 9Организация -машина
Рациональное предприятие, построенное и структурированное для достижения поставленных целей.
В
такой организации действуют общепринятые операции, заданная структура и роли, эффективно
работают функциональные области (детали и узлы машин). Сотрудники точно следуют ясно определенным процедурам и стандартам.
Главная цель изменения – изменение поведения людей, улучшение процессов в них вторично.
Слайд 10Организация –политическая система
Необходимо проанализировать принципы работы организации и стили управления.
Проводя
изменения в такой организации, необходимо заручиться поддержкой влиятельного человека, привлечь
как можно больше сторонников, знать существующую политическую структуру и предвидеть, кто выиграет, а кто проиграет в результате изменений. Наиболее эффективной стратегией в этом случае будет создание новых коалиций и повторное обсуждение вопросов.
Слайд 11Организация -организм
Организация представляет собой открытую систему (живой организм), гибко реагирующую
на изменения внешней среды и уравнивающую потребность среды с внутренними
потребностями группы и индивидуумов.
Для эффективного функционирования всей системы необходимо учитывать социальные потребности как внутри, так и вне организации.
Слайд 12Организация - поток и трансформация
Такой подход должен учитывать понятие сложности,
хаоса и парадокса. Организация рассматривается как часть среды, поэтому менеджеры
не могут осознанно формировать процесс и контролировать изменения.
Изменениями нельзя управлять. Они возникают сами по себе. Толчком к изменениям служат конфликты.
Слайд 13
Задача
Люди
Структура
Культура
Организация
Потребление
Продукт
Модель Надлера -Ташмена
Слайд 14Текущее состояние
Желаемое состояние
Изменение
Слайд 16Модель К. Левина
ИЗМЕНЕНИЕ
Потенциал: то, что может быть использовано
Движущие силы
Сдерживающие силы
Слайд 17Стратегии, снижающие сопротивление:
Образование и предоставление информации
Участие и вовлечение
Помощь и поддержка
Манипулирование
Явное
и неявное принуждение
Переговоры и соглашения
Слайд 18Выбор стратегии проведения изменения зависит от:
темпа осуществления изменения;
степени управления со
стороны менеджера;
необходимости использования внешних консультантов;
сосредоточения сил.
Слайд 19Стратегический континуум
1. Степень и вид ожидаемого сопротивления
2. Власть и полномочия
инициатора изменений
3. Необходимость получения информации
4. Риск организации в случае непроведения
изменения
Слайд 20Стратегии проведения изменения
директивная (навязывание мнения со стороны менеджера);
основанная на переговорах
(признание законности интересов других);
нормативная (использование внешних консультантов);
аналитическая (четкое определение проблемы,
привлечение экспертов);
ориентированная на действие (большое вовлечение людей).
Слайд 21Другие модели проведения изменений:
2. Р.Балок и Д.Баттен -
Запрограммированные изменения
3. Дж. Коттер - Восемь шагов
4. Р. Бекхард
и Р.Харрис - Формула изменений
5. У. Бриджес - Управление переходом
6. К. Карналл - Управление изменением
7. П. Сенге - Системная модель
8. Р.Стейси и П.Шоу - Сложные ответные процессы
Слайд 223. Осуществление программы изменений
Основные этапы:
Подготовительный
Размораживание
Изменение
Замораживание
Оценка
Слайд 23Подготовительный этап включает в себя:
осознание необходимости изменений (определение проблемы);
определение уровня
изменений и вероятной степени сложности;
определение сил, действующих при изменении (анализ
поля сил);
выбор стратегии.
Слайд 24Размораживание:
Ослабление предыдущих принципов и методов работы.
На этом этапе необходимо дать
полную информацию участникам изменений о планируемых изменениях, дать время людям
привыкнуть к идее об изменении и признать их прошлые достижения.
Слайд 25Изменение:
Реализация стратегии изменений. Здесь необходимо очень тщательное планирование, отслеживание наличия
всех необходимых ресурсов, изменение должно стать постоянным и восприниматься как
часть организационной культуры.
Персоналу оказывается необходимая организационная поддержка, проводится обучение, обеспечивается четкий обмен информацией, выявляются действия, которые должны быть совершены, и детально распределяется ответственность за эти действия, указываются ключевые точки промежуточного прогресса.
Слайд 26Замораживание:
Закрепление изменения.
Необходимо пересмотреть задачи, с целью приостановления некоторых заданий, чтобы
дать персоналу время научиться выполнять новую работу.
Считается, что замораживание
изменения произошло, если возврат к прежнему состоянию невозможен без предварительной подготовки.
Слайд 27Оценка:
Определение критериев оценки и начального значения контрольного показателя.
Оценка может быть
качественной и количественной.
Слайд 28В результате оценки могут выявиться следующие проблемы:
- противоречивые критерии (возникают
из-за привлечения к оценке большого числа заинтересованных групп);
- скрытая неэффективность
(необоснованно громоздкие процедуры, приобретение дорогостоящих ресурсов, неэффективное использование служебных помещений и т.д.);
- повышенные обязательства (несоответствие обязательств имеющимся ресурсам);
- тайные соглашения (люди, чувствуя угрозу сложившемуся положению, могут предоставлять неверную информацию);
- противодействие результатам оценки (сопротивление персонала разработанным корректирующим действиям).
Слайд 29Проблемы, возникающие при проведении изменений:
изменение занимает гораздо больше времени, чем
планировалось;
внешние кризисы срывают график проведения изменений;
неправильная оценка персонала;
оказывают неблагоприятное воздействие
неконтролируемые факторы вне организации.
Слайд 30Для устранения проблем необходимо:
четко обосновать стратегию проведения изменения;
обеспечить обмен информацией
об изменениях на всех уровнях;
иметь в наличии необходимые ресурсы (финансы,
кадры, время и др.);
иметь в наличии четкий план проведения изменений;
привлекать сотрудников к участию в процессе изменения.
Слайд 31Выводы:
Изменение - это нормальное состояние любой организации, желающей закрепить свои
позиции на рынке.
Прежде чем проводить изменения, необходимо определить к какому
типу относится организация: машина, организм, политическая система, поток и трансформация. В зависимости от ситуации для диагностики и проведения изменений в организации можно использовать различные модели.
Любому изменению должна предшествовать соответствующая подготовка, заканчивающаяся выбором стратегии и составлением плана.
Реализация плана должна предусматривать возможные отклонения, которых будет тем меньше, чем четче проведена подготовка и подробнее составлен план.