Слайд 1УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Курс «Управление качеством» является одним из базовых цикла
специальных дисциплин, в котором воедино соединены философская, технологическая, экономическая, общенаучная
тематика, а также вопросы управления.
Слайд 2Курс «Управление качеством» раскрывает вопросы теории и практики управления качеством
и предназначен для формирования у будущего специалиста целостного объемного представления
о системе менеджмента качества и процессах ее функционирования.
Кандидат военных наук, доцент
Зиневич Николай Николаевич
Общая трудоемкость дисциплины
Лекции 22
Семинары, практические занятия 26
Самостоятельная работа обучающегося
Промежуточная аттестация экзамен
Слайд 3Рекомендуемая литература
Тюрина А.Д. Теория организации - М.: Дело, 2015.
Управление персоналом
и интеллектуальными ресурсами в России. №2(17)/2015. Научно-практический журнал.
IPRbooks (электронно-библиотечная система)
Мильнер,
Б.З. Теория организации: Учебник / - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 848 c.
Лапыгин, Ю.Н. Теория организаций: Учебное пособие / - М.: ИНФРА-М, 2012. - 311 c.
Слайд 4Основу данного курса составляет совокупность таких дисциплин как статистика, информационные
технологии в управлении, микро- и макроэкономика, математические методы и модели
в экономике и управлении и другие. В курсе раскрываются сущность, содержание, основные подходы и принципы к управлению качеством и обеспечению конкурентоспособности выпускаемой продукции, общие и специальные функции управления качеством, рассматриваются вопросы стандартизации, сертификации и метрологического обеспечения, а также большое внимание уделяется анализу основного инструментария управления качеством.
Слайд 5Целью курса является ознакомление студентов с основами теории и практики
современного управления качеством продукции в соответствии с требованиями международных стандартов.
Задачами
курса «Управление качеством» являются:
знакомство будущих специалистов с теоретическими основами в области обеспечения качества и управления качеством продукции;
разработка практических рекомендаций по организации и функционированию систем управления качеством продукции на предприятиях различных форм собственности;
знакомство с требованиями отечественных и международных стандартов по управлению качеством;
знакомство с нормативными документами, регулирующими правовые отношения в области качества;
разработка и совершенствование основ экономического стимулирования повышения качества продукции.
Слайд 7Тема 1. Основные категории и понятия управления качеством
1. Составляющие качества
услуги и товара. Факторы, оказывающие влияние на качество продукции.
2.Процесс
«создания качества». Пирамида качества. Управление качеством: основные понятия.
3.Функции управления качеством. Механизм управления качеством
Слайд 8Понятие качества. Многоаспектность качества. Требования качеству
При изучении любой науки первой
серьезной проблемой является проблема терминологии однозначности толкований понятий. Основные понятия
и положения в области оценки и обеспечения качества продукции и услуг, применяемые в международной и отечественной практике, определяются документами международных организаций ИСО и МЭК и Госстандарта Российской федерации. Остановимся на рассмотрении основных понятий и категорий в области управления качеством продукции.
Слайд 9Аристотель (III век до н.э.)
Качество – видовое отличие сущности,
выражающее устойчивость предмета, его отличие от других вещей (дифференциация по
признаку «хороший - плохой»)
качество – как характеристика состояний сущности и как свойство вещи, которые способны изменяться и переходить друг в друга
Слайд 11Толковый словарь В.Даля
(первое издание 1863-1866гг.)
Слайд 12Китайская версия
Качество тождественно
понятию «высококлассный»,
«дорогой» (иероглиф,
обозначающий качество
состоит из
двух элементов –
равновесие и деньги –
качество = равновесие
+ деньги)
Слайд 13Исикава К.
Качество – свойство,
реально удовлетворяющее
потребителей
Профессор Токийского университета, крупнейший
специалист в области управления качеством.
Слайд 14ГОСТ 15467-79
Настоящий стандарт устанавливает применяемые
в науке и технике термины и определения основных понятий в
области управления качеством продукции.
Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения в документации всех видов, учебниках, учебных пособиях, технической и справочной литературе. Дата последнего изменения:21.12.2017
Качество продукции – совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением
Слайд 15Квалиметрия
– это наука об измерении и количественной оценки качества всевозможных предметов и процессов,
т.е. объектов реального мира.
Квалиметрия научная дисциплина, в рамках которой изучаются методология и
проблематикакомплексного количественного оценивания качества объектов любой природы
(одушевлённых илинеодушевлённых; предметов или процессов; продуктов труда или продуктов природы) имеющихматериальный или духовный характер, имеющих искусственное или естественное происхождение.
Объект квалиметрии — любой предмет или процесс:
одушевлённый (например, специалист) или неодушевлённый (например, автомашина);
продукт труда (например, бетон для дорожного покрытия) или продукт природы (например, природныйрельеф местности на трассе будущей автодороги);
материальный (например, цех по ремонту техники) или идеальный (например, рекламный телевизионныйролик);
естественный (например, горный ландшафт) или искусственный (например, комплекс сооружений);
продукция (например, одежда) или услуга (например, эксплуатация и ремонт электрооборудования).
Слайд 16МС ИСО 9000-2000
- серия международных стандартов, содержащих термины и определения,
основные принципы менеджмента качества, требования к системе менеджмента качества организаций и предприятий,
а также руководство по достижению устойчивого успеха.
Серия стандартов ISO 9000 разработана Техническим комитетом 176 (ТК176) Международной организации по стандартизации. В основе стандартов лежат идеи и положения теории всеобщего менеджмента качества (TQM).В основе стандартов лежат идеи и положения теории всеобщего менеджмента качества (TQM).
Слайд 17Сущность и необходимость международной стандартизации
Главной задачей этой организации является формирование
единых мировых стандартов в различных отраслях и обеспечение максимального контроля
над их соблюдением, что должно положительно сказываться на общем состоянии мировой торговли. На данный момент комитеты ISO выпустили уже тысячи документов, которые устанавливают качественные параметры практически по любым отраслям и направлениям, и единственным исключением на сегодняшний день является сфера электроники, которую на данный момент пока еще не обременяют никакими ограничениями.
Слайд 18Для современного бизнеса соблюдение установленных международных стандартов представляет собой оптимальный
инструмент сокращения затрат, включая минимизацию производственных отходов, кадровых или управленческих
ошибок, а также ограничений в росте производительности труда
Слайд 19The International Organization for Standardization
– это международная организация по стандартизации,
которая появилась в 1947 году.
На сегодняшний день членами данной
организации являются 164 страны и более трех тысяч технических органов. Центральный секретариат ИСО находится в Швейцарии, а сама она представляет собой абсолютно независимую и неправительственную структуру, которой руководят только ее члены.
От России в данную организацию входит ФАТРИМ или Росстандарт.
Слайд 20Виды членства ISO
Действительные - Полноправные члены, занимающиеся продажей и приемом
стандартов на национальном уровне (сюда входит Россия).
Член-корреспондент - Занимаются только
наблюдением, но помимо этого, также могут осуществлять прием или продажу стандартов.
Абонент - Никак не принимают участие в работе ИСО за исключением периодического голосования.
Разработкой стандартов данной организации занимаются высококвалифицированные группы экспертов, которые объединяются в специализированные технические комитеты, которых на сегодняшний день зарегистрировано более 250.
Слайд 21Серия 9000
Можно выделить несколько основных видов ИСО серии 9000:
9000 -
Основа международных стандартов, по которым осуществляется менеджмент качества продукции.
9001 -
Комплекс требований, предъявляемым различным системам управления качеством.
9004 - Перечень рекомендаций, обеспечивающих стабильно активный рост компании, а также постоянное расширение уровня ее адаптивности за счет грамотного управления качеством.
19011 - Руководство по тому, как нужно проводить аудит управленческих систем.
Стоит отметить тот факт, что стандарты из этой серии не относятся к стандартизации какой-либо продукции, и включают в себя только различные методические или методологические стандарты, с помощью которых компания сможет создать для себя наиболее оптимальную систему качественного управления, обеспечивая европейское качество своей работы и постоянное повышение конкурентоспособности на международном уровне.
Слайд 23ПРИ ЭТОМ СЛЕДУЕТ УЧИТЫВАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
между качеством и эффективностью производства
существует прямая зависимость, они дополняют друг друга;
качество является основой сокращения
затрат и главным направлением развития в конкурентной борьбе;
с позиции потребителя, качество изделия – это степень удовлетворения потребностей;
современный потребитель постоянно повышает требования к качеству продукции и услуг.
Слайд 24{Качество} =
{Удовлетворенность потребителя} = {Ценность} / {Cтоимость}
Объективные факторы
- внедрение
результатов НТП;
- качество проектной инормативно-техническойдокументации;
- безотказность и бесперебойность работы оборудования и инструмента;
- уровень
стандартизации, унификации и типизации;
- дизайн, эстетическое восприятие
Субъективные факторы
- квалификация, мастерство и опыт персонала;
- культура труда и производства;
- санитарно-гигиеническиеусловия труда;
- психофизические условия труда;
- материальное и моральное стимулирование и мотивация труда персонала;
- соблюдение трудовой и технологической дисциплины
Слайд 25В соответствии со схемой укрупненного процесса «создания качества» к действиям
по обеспечению качества относятся:
анализ актуальных и потенциальных осознанных потребителями потребностей;
при наличии на рынке товаров-аналогов– анализ уровня качества этих товаров;
прогнозирование;
проектирование качества в процессе разработки новой продукции;
планирование качества;
разработка стандартов;
контроль качества сырья, материалов и комплектующих;
контроль в процессе производства;
контроль готовой продукции;
контроль реализации;
послепродажный контроль (в условиях эксплуатации);
обратная связь с потребителями (анализ отзывов, пожеланий и рекламаций).
Слайд 26Пирамида качества
Понятие качества можно также распространить и на категории деятельности
и фирмы в целом. В каждой организации формируется внутрифирменная иерархия
качества, наглядно демонстрирующая связь качества с общей эффективностью деятельности.
Всеобщее качество
Качество организации
Качество деятельности
Качество продукции
Общество заинтересовано в высоком качестве на каждом иерархическом уровне пирамиды.
Слайд 27Управление качеством
Анализ категории «качество» на рыночной основе нацеливает на новое
осмысление деятельности в области качества.
Под «управлением качеством продукции понимается деятельность по
установлению, обеспечению и поддержанию необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве, эксплуатации или потреблении, осуществляемая путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, определяющие качество продукции».
Слайд 28Основные понятия в области управления качеством