Слайд 1Муниципальное хозяйство
7
Управление структурным развитием.
Перспективные направления развития
Слайд 2У каждого человека бывает и дежавю и обратное чувство –
жамевю, когда осознаешь, что вот этого самого мира секунду назад
не было, все впервые , да и сам другой, чем мгновение назад.
Именно в это время и нужно думать о будущем!
Слайд 3Одним из необходимых условий успешного функционирования города, как мы уже
говорили, является оптимальная структура его хозяйства. Структура городского хозяйства (СГХ)
- это совокупность локализованных в городе компонентов (частей и элементов) и связей всех видов деятельности , определяемых системой общественного разделения труда. Она определяется местом города в территориальном разделении труда и является одним из немногих естественных механизмов регулирования пропорций, в том числе социально-экономических, развития города и региона, для которого он является управляющим, организационно-хозяйственным и транспортно-распределительным центром.
Слайд 4Для поддержания высокого уровня жизни и эффективного функционирования ГХ город
должен иметь соответствующие блоки народного хозяйства в отраслевой структуре, которые
в наиболее интегральном виде можно схематично выделить как следующие:
отрасли, формирующие специализацию города (отрасли специализации или градообразующие),
отрасли, технологически обеспечивающие эффективное функционирование отраслей (их часто называют вспомогательными, дополняющими и т.п.),
отрасли, обслуживающие население города.
Слайд 5Сформированной СМХ следует считать ту, в которой несоответствия между основными
блоками находятся в допустимых пределах конкретных социально-экономических и исторических условий.
Слайд 6Динамический гомеостазис МХ - стремлении к поддержанию всех составляющих в
динамическом балансе для общего развития города. В историческом аспекте, как
правило, подтягиваются отстающие отрасли и подсистемы ГХ до их соответствия наиболее продвинутым и передовым. Однако нередки и исключения - общее падение наиболее продвинутых компонентов системы ГХ. Это соответствует распространенному в истории угасанию и даже забвению некогда крупных и развитых городов.
Слайд 7В подавляющем числе городов России и сегодня материальное производство представлено
промышленностью, которая является градообразующим звеном. Не останавливаясь на причинах, отметим
типичность нарушенных, неравновесных структур ГХ в СССР уже к середине 60-х. Отставание вспомогательных отраслей и еще больше сферы обслуживания было массовым для всего бывшего СССР. Снятие этого противоречия стало объективной необходимостью.
Структурное развитие МХ идет по равнодействующей, складывающейся под воздействием экономических, социальных, исторических, экологических, технических факторов. Зачастую вектора действующих сил направлены чуть ли не противоположно. Отсюда очевидно, что прогнозирование действия многочисленных факторов - единственный обоснованный способ управлять развитием СМХ города в целом, а значит, уровнем и качеством жизни его жителей.
Слайд 8Рассмотрим основные проблемы СПб как единственного города бывшего Советского Союза,
потерявшего после Октябрьского переворота почти все предпосылки развития. Давайте их
перечислим и проанализируем:
1.Главную роль в дореволюционном развитии СПб играл его столичный статус. Город после революции потерял значительную часть организационно-хозяйственных, транспортно-распределительных и управленческих функций и стал обычным областным центром не такой уж большой области.
Слайд 9Город возник как порт - России был необходим выход к
Балтике, без которого тормозилось ее экономическое развитие. Однако «окно в
Европу» закрылось на долгие годы железным занавесом, и город перестал быть импортно-экспортным портом мирового масштаба.
Непродуманная приватизационная политика уже в наше время привела к ситуации, когда процветавшее в застойные времена Балтийское морское пароходство поставлено на грань экономической смерти.
Слайд 101 августа 1927 г. Постановлением ВЦИКа CIIK РСФСР была образована
Ленинградская область. В те времена (1927—1929 гг.) губернии были упразднены,
а взамен образованы области с делением на округа, районы и сельсоветы. Первоначально Ленинградская область была создана из 5 губерний: Ленинградской, Мурманской, Новгородской, Псковской и Череповецкой. Ее площадь была в 4 раза больше современных размеров. На ее территории было образовано 9 округов: Ленинградский — 21 район, Лужский — 11 районов: Лодейнопольский — 10 районов; Псковский — 18 районов; Великолукский — 23 района; Новгородский — 19 районов; Боровичский — 13 районов; Череповецкий — 19 районов; Мурманский — 6 районов. В 1930 г. округа были ликвидированы. Как исключение был оставлен Мурманский округ, состоящий из шести районов. Бывшие окружные центры — Псков, Новгород и др. — стали городами областного подчинения.
Слайд 11В декабре 1931 г. постановлением Президиума ВЦИК Ленинград был выделен
из Ленинградской области в самостоятельный административно-хозяйственный центр, город республиканского подчинения.
Это обрекло город на формирование 2- зачастую дублирующих структур - политических, административных и организационно-хозяйственных. Уже одно это стало весомой причиной экстенсивного развития города и роста его населения и территории. Искусственное деление единого хозяйственного организма привело к рассогласованию развития его частей.
Слайд 12Относительно Ленобласти - в 1931—1933 гг. происходит укрупнение районов, в
1935 г. ряд районов передан в состав Калининской области. В
1938 г. область насчитывала 49 районов. В этом же году была образована Мурманская область. После войны с Финляндией в 1940 г. на Карельском перешейке создано три новых района. В 1944 г. были образованы Новгородская и Псковская области.
Границы области и Санкт-Петербурга менялись, но векторы этих изменений были разнонаправленные: город рос за счет области, последняя сокращалась как за счет отпочкования новых областей (30—40-е годы), так и за счет поглощения городом территории области.
Слайд 13Город, его промышленность потеряли в советские годы значительную часть рынков
сбыта. Это не только Польша и Финляндия, но и страны
Северной Европы. К тому же с отечественного рынка оказалась почти вытеснена легкая и пищевая городская промышленность.
Город перестал быть главным в стране и одним из крупнейших в мире организационно-финансовым центром, перестал быть главным проводником капиталов для страны.
Слайд 14Промышленность города перешла на сырье невысокого качества или привозимое издалека
и потому дорогое - с заморского на отечественное. До революции
уголь поступал в СПб морем из Кардиффа (Англия), металл был из Рурского бассейна(Германия и Бельгия) или шведским, хлопок поступал из южных штатов США и т.д. После революции ГХ пришлось перейти на местный торф, уголь и угольный штыб из Донбасса, уральский и украинский металл, среднеазиатский хлопок - причем все это сырье доставлялось в основном по ж/д, а не морским путем, что удорожало поставки.
Совокупность этих причин дала быстрое сужение спектра исполняемых городом функций, привела к быстрому о нарастанию подавляющего влияния промышленных отраслей. В промышленности замораживалось большинство отраслей за счет крена в машиностроение, в котором определяющими стали массовые производства. В результате структурной перестройки ГХ после Октябрьского переворота и гражданской войны было приспособлено в советское время к выполнению функции очень крупного, но рядового промышленного центра. Остальные его функции постепенно ушли в историю.
Слайд 15Сегодня с экономической точки зрения город более благополучен, чем другие
регионы России, о чем свидетельствует то, что он является одним
из 10 регионов, дающих средства в бюджет РФ.
На примере Санкт-Петербурга можно с уверенностью сказать, что многофункциональность городской системы является одним из важнейших факторов устойчивости ее развития.
Слайд 16Теперь же необходима новая перестройка СМХ, которая должна стать долгосрочным
механизмов устойчивого развития города и региона.
Ее основные задачи:
высвобождение имеющихся
территориальных ресурсов для достижения новых целей развития ГХ;
оптимальное использование всех привлекаемых ресурсов;
обеспечение стимулирования движения СМХ в целом в направлении к постиндустриальным целям развития.
Слайд 17Министр экономического развития Карелии Валентин Чмиль на совещании по Кондопожскому
целлюлозно-бумажному комбинату 29 декабря 2012:
«не интересна Республика Карелия сегодня
никому. Она всегда была дотируемым, поддерживаемым социалистическим анклавом. Экономически это невыгоднейшая территория. Кроме природных ресурсов, ничего привлекательного здесь нет. Это республика-промежуток. У нас нет трудовых ресурсов, электроэнергетики, газа, дорог. У нас ничего нет. Зачем сюда идти?»
ОАО "Кондопога" производит 1/3 газетной бумаги России, благодаря чему город Кондопога известен как один из самых благополучных населенных пунктов в Карелии. Однако у комбината больше 10 миллиардов рублей долгов, и сегодня банки отказываются давать ему кредиты.
Слайд 18Структурная перестройка одновременно даст резервы и станет механизмом использования высвобож-даемых
территориальных ресурсов. Есть два принципиально различных вариантов развития.
Слайд 19Первый вариант - это движение по проторенному пути с сохранением
уже определившихся тенденций использования преимущественно экстенсивных факторов экономического роста.
Слайд 20Второй - перевод региона на траекторию использования интенсивных факторов при
достижении новой системы целей.
Слайд 21Основные идеи современного развития
В настоящее время большинство российских городов столкнулись
с типичными проблемами, препятствующими их развитию: нехватка бюджетных средств, спад
производства, обнищание населения, безработица, преступность.
Местная власть (мэр, администрация города, законодатели) оказались в узком "коридоре возможностей": приходится в штурмовом порядке решать текущие проблемы по принципу "латания" дыр". «Коридор возможностей» таков, что ресурсов города для работы на перспективу нет — теряются среднесрочные и долгосрочные цели.
Слайд 22Многие российские города оказались в "петле бедности", которая являет собой
классическую проблему : горожане зарабатывают слишком мало, чтобы их потребительские
расходы послужили стимулом для развития торговли и производства.
Пока производство и торговля неразвиты, люди продолжают зарабатывать мало, и все повторяется из года в год. Новым рабочим местам и дополнительным доходам просто неоткуда взяться.
Бедность порождает бедность, так идет социально-экономическая деградация. В такой же петле бедности находится и городская власть: чтобы город развивался, нужны деньги, пока город не развивается — денег нет. Как разорвать этот порочный круг?
Слайд 23Импульс саморазвития города - в
сфере тонких
социальных взаимодействий на уровне ожиданий и установок людей,
их жизненных стратегий. Социально-профессиональные группы, их интересы, неформальные корпорации и "сети поддержки", личные связи — все это
составляет социальный капитал, который городская власть может целенаправленно использовать. В какой-то момент в результате осознанной городской политики должен наступить перелом в настроениях
и ожиданиях горожан, чтобы для них открылась перспектива благосостояния и социального роста. Для этого городской власти достаточно выступить гарантом порядка и стабильности.
Слайд 24Существенно пересматривается роль мэра. Его работа должна перейти в сферу
открытой политики в исконном значении этого слова. Городская политика достигает
успеха, когда она поощряет и создает возможности для экономически активного населения, а не указывает в директивном порядке, что кому делать.
Мэр сегодня — не директор города хотя бы потому, что даже самый маленький город принципиально сложнее любого предприятия. Одна из основных задач городской власти — создание благоприятных условий для "людей дела" — предпринимателей.
Слайд 25 Перечислим наиболее цели городской политики:
Установить устойчивый
социальный порядок, который радикально
улучшает городской инвестиционный климат.
Сильная власть в рамках закона не противоречит гражданским свободам и частной инициативе. Опыт показывает: чтобы развивалось предпринимательство, а игра рыночных сил вела к росту доходов и процветанию, кто-то должен держать "каркас безопасности и стабильности" в городе. Либо мэр твердой рукой построит и удержит этот "каркас безопасности", либо он сам, а вместе с ним все сколько-нибудь серьезно работающие и зарабатывающие горожане окажутся "под крышей".
Слайд 26Отказ от директивного управления экономикой города.
Это не означает, что
городская власть уходит из экономики города, оставаясь лишь "ночным сторожем".
На ее плечи ложится груз проблем по созданию благоприятных условий для экономической
деятельности,
поддержание конкурентной среды, создание и поддержание ясной и четкой нормативной базы для экономики города;
предсказуемая налоговая политика, поощряющая инвестиции в городскую экономику;
социальная защита малообеспеченных слоев.
Слайд 27Выведение большинства семей к уровню среднего класса.
Средний класс
— это экономически активное население, те горожане, кому есть, что
терять, кто имеет надежную основу благосостояния в форме собственности, доходов, а также формального и неформального статуса.
"Мы добиваемся, чтобы горожане богатели" — эту мысль мэр города должен превратить в принцип своей политики.
Рост доходов, а вместе с ним увеличение емкости внутреннего рынка — это базовое условие развития города.
Слайд 28Создание системы диагностики городских проблем, а также непрерывный социально-экономический
мониторинг города.
Подлинная жизнь города недоступна для прямого статистического наблюдения. Провести
диагностику города позволяют косвенные индикаторы.
Примеры таких индикаторов: динамика цен на различные товары и услуги в городе, в том числе на недвижимость, показатели преступности, миграция населения, результаты выборов в городе (местные и федеральные выборы) и т. п.
Слайд 29Подготовка социальной почвы для запуска процесса саморазвития города.
Любые проекты осуществляются
не на пустом месте. Политика городского развития не будет успешной,
если проводится без учета реакции сообщества. Городская среда в одних случаях сопротивляется нововведениям, в других — напротив, служит своего рода "резонатором". Насколько готовы люди менять устоявшийся образ жизни, профессиональную ориентацию, модель потребительского поведения? Добившись признания различных социальных слоев сообщества, можно получить эффект "снежного кома", когда вокруг небольшого по затратам проекта будет нарастать общая деловая активность.
Слайд 30Не существует универсального рецепта успешных городских реформ. У каждого города,
как и у каждого человека, - свой характер, особенный ритм
и образ жизни. Любой город - это неповторимое сочетание факторов
и условий развития, наконец, это свои уникальные возможности для подъема благосостояния жителей.
Слайд 31Подробнее остановимся на городских ресурсах. Основные ресурсы для любого развития
по традиционной классификации являются:
Труд.
Земля (природные ресурсы вообще),
Капитал (включая
уже созданные здания, сооружения,
оборудование, а не только деньги).
В современные экономические модели иногда включают в качестве самостоятельного фактора информацию. Ранее она в большей или меньшей степени учитывалась в факторе "труд".
Анализ доступных в городе ресурсов помогает представить, что может послужить источником роста, каковы наиболее вероятные направления его развития. Уже сама инвентаризация ресурсов позволит в первом приближении наметить наиболее короткие пути к процветанию.
Слайд 32Исходя из всех наличных ресурсов (не только капитальных)
прорисовываются возможные пути будущей специализации города.
Город — агропромышленный
комплекс (город – при - деревне)
Переработка сельскохозяйственной продукции, ремонт и
производство сельхозтехники, удобрений. Это, как правило,
город "без богатого наследства" прежних капиталовложений.
Положительная сторона этого направления развития - невысокие
требования к рабочей силе и небольшие начальные
капиталовложения. Например, мини-пекарня или колбасный мини-
цех могут обойтись всего в несколько тысяч долларов. Рабочие,
обслуживающие небольшие предприятия пищевой промышленности, могут и не иметь высокого интеллектуального и образовательного уровня. Мастерские по ремонту сельхозтехники также не требуют дорогого оборудования.
Слайд 33Город крупных индустриальных производств
(Металлургия, тяжелое
машиностроение). В современной ситуации наличие или отсутствие экспортных
возможностей приобрело особую важность для данных отраслей хозяйства.
В города этих типов надо искать и альтернативные направления развития города(диверсификация рисков). В агропромышленном центре - проблема зависимости от состояния с/х производства, в состоянии ли оно оплачивать услуги и продукцию ремонтных мастерских или местных заводов сельскохозяйственного машиностроения. Завозить же сырье издалека не выгодно. В городе, насыщенном традиционными трудоемкими производствами, приходится считаться с общемировой тенденцией упадка материалоемких и энергоемких отраслей.
Слайд 34 Полезно вспомнить об относительных преимуществах.
Абсолютные преимущества -в экономической
науке к абсолютным преимуществам относят способность производить определенные типы товаров
и услуг, превосходящие по соотношению цена/качество предложение любых конкурентов. Город или страна, обладающие абсолютным преимуществом, легко встраиваются в межрегиональную и международную систему разделения труда.
Относительные преимущества — это такие условия производства товаров и услуг в городе, которые обеспечивают устойчивое место на рынке благодаря уходу сильнейших конкурентов на более перспективные для них рынки.
Слайд 35Если в Москве или в Токио конкуренты могут собрать отверткой
мини-пекарню втрое дешевле, чем в городе N, а компьютер в
пять раз, то у горожан города N есть шанс заработать на мини-пекарнях. Поскольку метрополиям выгоднее сосредоточить максимум ресурсов на компьютерах. При этом часть рынка мини-пекарен может освободиться для производителей из N. Для этого потребуется анализ городских ресурсов и маркетинговые исследования перспективных рынков. Рекламировать относительные преимущества сложнее, чем абсолютные. Обычно они увязываются с дешевизной и квалификацией рабочей силы в городе.
Слайд 36• Город высоких технологий
Аэрокосмическая
промышленность, электроника точные машиностроение и металлообработка,
тонкая химия и биотехнология, вооружение и т. д.
К этому типу городов относятся, например, бывшие закрытые города -ЗАТО.
Высокотехнологичные производства отличаются большей гибкостью, универсальностью и большим потенциалом развития. Но иногда возможность перейти на новое производство и даже технологии имеется и в рамках вполне традиционных технологических структур. Однако далеко не всегда старые цеха и старое оборудование могут быть применены в новых технологических схемах. Поэтому вопрос о том, насколько богатое наследство досталось работникам предприятий города, открыт и должен решаться на месте
Слайд 37Город традиционных промыслов
Ценность наличия традиционного промысла в городе очевидна —
это гарантированная монополия на рынке, абсолютное преимущество в чистом виде.
Такой капитал — один из лучших вариантов наследства предшествующих поколений горожан. Продукт такого промысла не может быть замещен на рынке ничем. Здесь главные проблемы — грамотное инвестиционное проектирование и затем рекламная кампания. Но могут потребоваться и некоторые организационные меры.
Слайд 38"Вахтовый" город
Удаленный от "обжитых" районов город с суровым климатом. Как
правило, — это город добывающей промышленности. Конечно, руководству города хотелось
бы, чтобы город был "живым", чтобы люди жили с семьями, а не просто периодически приезжали в город на работу. Но такое "поддержание города" может обходиться слишком дорого. Будут прогрессировать трудности - не только экономические (непосильный для бюджета груз ЖКХ, расходы на электричество и/или энергоносители), но и социальные. Существует предельная численность населения для городов такого типа
Одна из целей политики мэра — облегчение контактов горожан с Большой Землей, поддержание оптимальной численности населения за счет миграции. Общий ориентир такой политики — выправление ущербной структуры городского хозяйства, превращение города из поселка, обслуживающего добывающее производство, в многофункциональный центр, опорный узел освоения региона, место для экзотического туризма, использование уникальных природных ресурсов тундры или тайги.
Слайд 39Город — транспортник
Любой город, расположенный на пути прохождения или пересечения
товарных или пассажиропотоков участвует в их обслуживании. В основном, на
сегодняшний день, это обслуживание заключается в содержании и ремонте транспортных магистралей. Товарные и пассажиропотоки могут меняться, и тогда возникают недогруженные или перегруженные транспортные узлы и каналы. Ясно, что делать при реальном или предполагаемом увеличении мощности потока. Ведь в этом случае в расширении пропускной способности транспортной магистрали заинтересованы все участвующие в транспортировке, стороны. Здесь задача города состоит только в том, чтобы убедить всех в целесообразности прохождении транспортного потока именно через него. И тогда будут инвестиции и дополнительные рабочие места, техническая и технологическая помощь.
Слайд 40Город — транспортник
Если транспортный поток обмелел, необходимо переориентировать высвободившиеся мощности
и рабочие руки на выполнение других задач. Например, простаивающий небольшой
порт или пристань —хорошая возможность организовать яхт-клуб или спортивную базу.
У городов — транспортников есть еще одна перспектива. Город должен участвовать не только в обслуживании транспортной магистрали, но и в улучшении потребительских свойств транзитных грузов. Например, город, стоящий на нефтепроводе, может развивать нефтеперерабатывающие производства. Тогда нефть, подходящая к городу, будет выходить из него в виде целого набора готовой продукции и полуфабрикатов: бензин, этилены, битумы и другие продукты нефтепереработки. При этом часть нефти будет продолжать транспортироваться в неизменном виде. Аналогичный прием вполне применим и в случае с пассажиропотоками. Любого пассажира можно считать потенциальным туристом или отдыхающим
Слайд 41Город — туристический центр
Туризм - весьма доходный бизнес. За счет
него с живут в большей или меньшей степени целые государства:
Кипр, Португалия. Можно представить пять видов туризма:
санаторный,
культурно-исторический,
курортно-климатический,
спортивный,
экзотический.
Слайд 42Санаторное обслуживание строится на использовании уникальных природных ресурсов :минеральные воды,
лечебные грязи, климатические условия и др.Для организации санаторного обслуживания в
городе должны иметься санатории и гостиницы высокого уровня обслуживания, а также квалифицированный медицинский персонал. Оздоровительный курорт предъявляет высокие требования к окружающей среде.
В качестве примера города, который превратился в федеральный курорт, можно привести г. Старая Русса Новгородской области.
Слайд 43Культурно-исторический туризм.
Требует обязательного наличия в городе культурных и исторических
памятников, и чем выше статус таких памятников, тем проще привлечь
в город туристов.
Этот тип туризма требует развитого гостиничного комплекса и хорошей транспортной инфраструктуры. Хотя в отличие от курорта санаторного типа такой тип туризм допускает значительный разброс уровня гостиничного обслуживания - от пятизвездочных отелей до недорогих и демократичных молодежных турбаз.
Для организации такого типа туризма необходимо проводить широкую рекламную кампанию для увеличения охвата максимального количества потенциальных клиентов всех уровней дохода: от самых богатых — до нижней границы среднего класса. В любом случае организация туристического бизнеса нуждается в тщательных маркетинговых исследованиях.