Слайд 1
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ
(ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС, I):
Основополагающие принципы менеджмента качества.
Лидирующая
роль руководства организации.
Стратегическое планирование.
Анализ состояния организации.
О.П.БУРДАКОВА
Слайд 2УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ
Как управлять ОУ так,
чтобы школа
опережала своих конкурентов и зарабатывала деньги?
чтобы эффективно взаимодействовать с
заказчиками образовательных услуг (родителями, госчиновниками, спонсорами и инвесторами)?
чтобы принятые решения исполнялись?
чтобы каждый сотрудник знал, за что отвечает, и был заинтересован в исполнении обязанностей и развитии своей организации?
чтобы директору освободить руки для стратегических действий, обеспечивающих развитие школы?
Слайд 3УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ
Основополагающие принципы менеджмента качества:
Ориентация на потребителей
и их потребности.
Лидерство руководства и последовательность в достижении целей.
Менеджмент на
основе понимания процессов и фактов.
Вовлечение персонала в деятельность по совершенствованию.
Непрерывная познавательная деятельность и инновации.
Развитие партнёрства.
Взаимодействие с обществом.
Ориентация на результаты.
Слайд 4
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ
Основополагающие принципы менеджмента качества:
2. Лидерство
руководства и последовательность в достижении целей
2.1. Определение руководителями предназначения
организации, стратегии её развития и ценностей, демонстрация на личных примерах своей приверженности культуре качества
Первичное определение руководителями предназначения (миссии) организации и выработку её стратегической цели (видения будущего).
Формирование и поддержание руководителями собственным примером этических норм и ценностей.
Анализ и повышение руководителями результативности своей деятельности.
анализ и планирование деятельности руководителей в целях повышения результативности руководства.
Стимулирование и поддержка руководителями творчества, инноваций, познавательной деятельности.
Определение руководителями приоритетов в деятельности по совершенствованию.
Стимулирование и поддержка руководителями атмосферы сотрудничества в организации.
Разработка и внедрение процесса формирования, развёртывания по вертикали и горизонтали и актуализации политики.
Совершенствование структуры организации в целях реализации политики, в т.ч. в области качества, и стратегии.
Признание деятельности групп и отдельных лиц на всех уровнях организации.
Слайд 5
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ
Основополагающие принципы менеджмента качества:
2. Лидерство
руководства и последовательность в достижении целей
2.2. Вовлечение руководителей в
работу с потребителями, партнёрами и представителями общества
Понимание руководителями потребностей и ожиданий потребителей, партнёров и общества и обеспечение их удовлетворённости.
Выявление уровня удовлетворённости качеством образовательных услуг.
Признание вклада в развитие школы отдельных групп и лиц, представляющих заинтересованные стороны.
Поддержка руководителями и участие в деятельности, направленной на улучшение окружающей среды.
Пропаганда и поддержка всеобщего менеджмента качества.
Слайд 6
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ
Основополагающие принципы менеджмента качества:
2. Лидерство руководства
и последовательность в достижении целей
2.3. Определение и поддержка руководителями
перемен в организации
Выявление внутренних и внешних побудительных причин перемен.
Определение и выбор перемен, которые необходимо осуществить внутри и вне организации.
Планирование изменений руководителями.
Руководство реализацией программ изменений.
Разъяснение осуществляемых перемен и причин работникам и другим заинтересованным сторонам.
Оказание руководителями поддержки и помощи персоналу при осуществлении перемен.
Измерение и анализ результативности перемен.
Слайд 7
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ
Лидерство руководства и последовательность в
достижении целей
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ФУНКЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ОТВЕЧАЕТ НА 3 ВОПРОСА:
Где
мы находимся в настоящее время? (сильные и слабые стороны)
Куда мы хотим двигаться? (возможности и угрозы)
Как мы собираемся это сделать? (что делать, чтобы достичь поставленных целей)
Слайд 8
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ
Лидерство руководства и последовательность в
достижении целей
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Миссия
Анализ
ситуации
Стратегические
цели
Тактические
задачи
Практические
шаги
Ревизия,
коррекция
планов
Видение
Слайд 9
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ
Лидерство руководства и последовательность в
достижении целей
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МИССИЯ- конечная цель, предназначение и основополагающие
ценности организации.
КТО мы? ВО ИМЯ ЧЕГО? ДЛЯ КОГО? ГДЕ? ЧТО ДЕЛАЕМ?
ФОРМУЛИРОВКА МИССИИ:
КРАТКАЯ ( не более 40 слов – 3-х предложений);
ЯСНАЯ И ПОНЯТНАЯ;
ПОЗИТИВНАЯ;
В НАСТОЯЩЕМ ВРЕМЕНИ с предпочтением глагольных форм.
Слайд 10
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ . МИССИЯ ОРГАНИЗАЦИИ.
ФУНКЦИИ:
Внешняя:
Служит
визитной карточкой для общественности, потребителей, госструктур, СМИ и т.п.
Создаёт общую
заданность движения, на основе которой вырабатывается стратегия и конкретные задачи.
Внутренняя:
Объединяет сотрудников вокруг общего видения.
Способствует самосознанию сотрудников.
Помогает не забывать о высшем предназначении организации за рутинной работой.
Слайд 11
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ
Лидерство руководства и последовательность в
достижении целей
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ВИДЕНИЕ - ОБРАЗ БУДУЩЕГО.
Какой мы
хотим видеть нашу организацию через 3 (5, 7) лет?
Видение:
- захватывающее,
- искреннее,
- реальное,
- имеет элемент вызова.
Слайд 12
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ
Лидерство руководства и последовательность в
достижении целей
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ
А. Анализ внешней среды
Организация
Программы,
проекты
Дальнее окружение
Ближнее окружение
Слайд 13
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ
Лидерство руководства и последовательность в
достижении целей
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ
Б. Анализ внутренней среды(организационного развития)
Организация
Программы,
проекты
Дальнее окружение
Ближнее окружение
Слайд 14
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ
Лидерство руководства и последовательность в
достижении целей
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ
В. Анализ программных направлений:
Вопросы:
Следует ли нам развиваться или остаться прежними?
Какие аспекты следует поддерживать, от чего стоит отказаться?
Какой стиль работы следует поддерживать, от чего стоит отказаться?
Как нам строить отношения с другими организациями?
Слайд 15
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ
Лидерство руководства и последовательность в
достижении целей
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ
В. Анализ программных направлений:
Оценка
направлений:
Что характеризует нас как организацию? Соответствует ли это стратегическому направлению, миссии и ценностям?
Что нам удаётся делать лучше? Что мы традиционно делаем качественно и лучше других?
Каковы наши приоритеты? Соответствует ли набор приоритетов имеющимся потребностям?
Справимся ли мы со взятыми на себя обязательствами?
Слайд 16
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ
Лидерство руководства и последовательность в
достижении целей
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ
ФОТОАЛЬБОМ:
1. Звёзды:
Наиболее сильные направления
деятельности и услуги, обладающие реальным потенциалом для роста. Отличаются динамизмом, гибкостью, пользуются популярностью.
Вопросы:
Почему это направление является «звёздным»?
Каковы факторы, лежащие в его основе?
Как мы можем использовать эти факторы в других направлениях?
Сколько ещё это направление будет «звёздным»?
Что с ним будет дальше?
Слайд 17
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ
Лидерство руководства и последовательность в
достижении целей
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ
ФОТОАЛЬБОМ:
2. Вопросительные знаки («трудные
подростки»):
Новые направления деятельности, требующие вложения ресурсов, но дающие мало отдачи. Часто они в равной степени могут стать как «звёздами», так и «мёртвыми солдатами».
Вопросы:
Сколько времени потребуется, чтобы данное направление проявило себя в полной мере?
Как мы определим, успешно ли оно?
Как будем реагировать на риск, новизну, возможный провал?
Слайд 18
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ
Лидерство руководства и последовательность в
достижении целей
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ
ФОТОАЛЬБОМ:
3. «Собаки» («Мёртвые солдаты»):
Направления
деятельности, поглощающие энергию и ресурсы, и дающие низкую отдачу.
Вопросы:
Стоит ли поставить крест на данном направлении или стоит его обновить?
Что привело его к такому состоянию?
Во что обойдётся его прекращение, его обновление?
Слайд 19
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ
Лидерство руководства и последовательность в
достижении целей
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ
ФОТОАЛЬБОМ:
4. «Дойные коровы»:
Надёжные и
стабильные услуги с устоявшимися позициями и определённым уровнем безопасности.
Вопросы:
Останется ли это направление стабильным и надёжным?
Существует ли опасность того, что мы будем воспринимать его как сами собой разумеющееся и прекратим обращать на него должное внимание?
Слайд 20
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ
Лидерство руководства и последовательность в
достижении целей
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ
ФОТОАЛЬБОМ:
Слайд 21
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ
Лидерство руководства и последовательность в
достижении целей
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ
Г. SWOT-анализ
STRENGTHS – сильные стороны, преимущества
организации.
WEAKNESSES – слабые стороны, недостатки организации.
OPPORTUNITIES – возможности, факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации (на рынке).
THREATS – угрозы, факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации (на рынке).
Слайд 22
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ
Г. SWOT-анализ
Сильные стороны:
имеющийся опыт,
доступ к уникальным ресурсам,
наличие передовой технологии и современного оборудования,
высокая квалификация персонала,
высокое качество продукции,
известность вашей торговой марки и т.п.
Слайд 23
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ
Г. SWOT-анализ Слабые стороны
:
- слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров,
- плохая репутация компании
на рынке,
- недостаток финансирования,
- низкий уровень сервиса и т.п.
Слайд 24
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ
SWOT-анализ
Возможности (благоприятные обстоятельства, которые предприятие может
использовать для получения преимущества):
- ухудшение позиций конкурентов,
резкий рост спроса,
появление новых технологий производства продукции,
рост уровня доходов населения и т.п.
Слайд 25
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ
Г. SWOT-анализ
Угрозы (события,
наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на организацию):
- выход
на рынок новых конкурентов,
- рост налогов,
- изменение вкусов покупателей,
- снижение рождаемости и т.п.
Слайд 26
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ
Г. SWOT-анализ
Шаг 1. Определение
сильных и слабых сторон организации
Необходимо:
составить перечень параметров оценки;
по каждому параметру определить, что является сильной стороной, а что — слабой;
из всего перечня выбрать наиболее важные сильные и слабые стороны предприятия и занести их в матрицу SWOT-анализа.
Слайд 27
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ
Г. SWOT-анализ
Шаг 1. Определение
сильных и слабых сторон организации
Возможные параметры:
Организация.
Учебно-воспитательный процесс.
Финансы.
Инновации.
Маркетинг.
Слайд 28
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ
Г. SWOT-анализ
Шаг 1. Определение
сильных и слабых сторон организации
Слайд 29
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ
Г. SWOT-анализ
Шаг 2. Определение
возможностей и угроз
Второй шаг SWOT-анализа — это своеобразная «разведка
местности» — оценка рынка. Методика определения рыночных возможностей и угроз практически идентична методике определения сильных и слабых сторон:
Слайд 30
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ
Г. SWOT-анализ
Шаг 2. Определение
рыночных возможностей и угроз. Необходимо:
Составить перечень параметров, по которому будет
оцениваться рыночная ситуация.
По каждому параметру определить, что
является возможностью, а что — угрозой.
Из всего перечня выбрать наиболее важные возможности и угрозы и занести их в матрицу SWOT-анализа .
Слайд 31
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ
Г. SWOT-анализ
Шаг 2. Определение
рыночных возможностей и угроз.
Факторы спроса.
Факторы конкуренции.
Факторы сбыта.
Экономические
факторы.
Политические и правовые факторы.
Научно-технические факторы.
Социально-демографические факторы.
Социально-культурные факторы.
Природные и экологические факторы.
Международные факторы.
Слайд 32
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ
Г. SWOT-анализ
Шаг 2. Определение
рыночных возможностей и угроз.
Факторы спроса.
Факторы конкуренции.
Факторы сбыта.
Экономические
факторы.
Политические и правовые факторы.
Научно-технические факторы.
Социально-демографические факторы.
Социально-культурные факторы.
Природные и экологические факторы.
Международные факторы.
Слайд 33
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ
Г. SWOT-анализ
ВНУТРЕННИЕ
ПОКАЗАТЕЛИ
СИЛЬНЫЕ
СТОРОНЫ
СЛАБЫЕ
СТОРОНЫ
Элементы внутренней среды
ВНЕШНИЕ
ФАКТОРЫ
ВОЗМОЖНОСТИ
Элементы внешней среды
УГРОЗЫ
Слайд 34
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ
Д. Анализ препятствий, формулировка
причин и путей их устранения
Вопросы:
Что нам мешает достичь образа будущего?
Что
нам необходимо делать, чтобы достичь образа будущего?
Что нужно сделать, чтобы слабые стороны стали сильными, а опасности превратились в возможности?
Слайд 35
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ
Определение параметров, формулировка:
1. ???
2. ???
3. ???
*Какими должны быть стратегические
цели?
- конкретными, реальными, измеряемыми?
- отражать видение будущего организации?
- отражать миссию организации?
- отражать то, ради чего…?
Слайд 36
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ
ТАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ -
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ КОНКРЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Слайд 37
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ
ПРАКТИЧЕСКИЕ ШАГИ – ПЛАНИРУЕМЫЕ КОНКРЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
(МЕТОДЫ, ОПЕРАЦИИ)
Слайд 38УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ
Уровни управления:
теоретико-концептуальный: теоретические обоснования, концепции по
направлениям деятельности, теоретические модели и т.д.;
программно-проектировочный: программы и проекты
различных уровней;
нормативно-правовой: положения, приказы, другие локальные акты, регулирующие деятельность ;
системно-планирующий: циклограммы, структурные модели, механизмы планирования, планы, т.п.;
процессуально-технологический: описание процессов и используемых технологий различного масштаба;
оценочно-стимулирующий: инструментарий мониторинга.
Слайд 39УЧИТЕЛЬ!
ПУСТЬ ТЕБЯ СТОКРАТ
ВОССЛАВЯТ, ВОЗБЛАГОДАРЯТ
И ВОЗНЕСУТ НА ТРОН ИЗ
ПЕСЕН!
Слайд 401. Определить направление деятельности фирмы. 3 мин
2. Распределение ролей экспертов.
5 мин.
3. Оценка экспертами параметров в индивидуальном режиме. 16 мин.
4.
Внесение данных в таблицу. 5 мин.
5. Обобщение результатов
(средняя оценка, направленность) 15 мин.