стратегической неопределенности?
Павел Лукша
Global Education Futures / Global Venture Alliance /
МШУ СКОЛКОВО / ITBAИркутск, 3 августа 2018
Следствие – политические победы агрессивных популистов, радикализация политики, рост риска глобальных конфликтов
100 тыс.лет до н.э.
ВИРТ?
Максимальное число людей на планете:
… при возврате к технологиям перед началом индустриальной эпохи
… при возврате к технологиям перед началом аграрной эпохи
… перед началом глобальной миграции из Африки
Применение летальной технологии
Война или сверх-терроризм с ОМП (термоядерным, нано, био, …)
Нарушение равновесия в отношениях с природой
Источники: IEET, Future Foundation, А.Турчин
Рост сложности промышленных объектов
предполагается решить через внедрение
распределенных (автоматизированных)
систем проектирования
Рост сложности транспортных систем в мегаполисах
предполагается решить через внедрение
распределенных (автоматизированных)
мониторинга и управления транспортом
Значимость этих факторов со временем снижается
Значимость этих факторов со временем растет!
Коридор управляемого прогресса
Научиться управлять –
или научиться быть?
Регулирующие социальные технологии
(«надстройка»)
Поддерживающие материальные технологии
(«базис»)
УПРАВЛЕНИЕ
ПОДДЕРЖКА
Регулирующие социальные технологии
(«надстройка»)
Поддерживающие материальные технологии
(«базис»)
УПРАВЛЕНИЕ
ПОДДЕРЖКА
НИЗКАЯ
ВЫСОКАЯ
СРЕДНЯЯ
Главная угроза (и главный вызов) лежит в сфере организации нашего индивидуального и коллективного сознания
Передним краем эволюции человечества должна стать самоуправляемая эволюция сознания, направляемая через культурные, социальные и образовательные инновации
2030е – сер. 21 века
В каком из глобальных сценариев мы живем?
Время
Выбор глобального сценария будет определяться ответом на вопрос:
Упадок или Вымирание (коллапс сложной цивилизации из-за внутренней хрупкости и экзистенциальных рисков)
Прорыв?
Не совсем
“Общество процветания” или “Общество мудрости”: переход к сете-центричному миру “работающему в интересах 100% человечества … без экологического вреда или ущемления чьих-либо прав” (Б.Фуллер), требующее вовлечение всех и каждого в “революцию сознания”. Технологический прогресс необходим, но вторичен по отношению к развитию индивидуального и коллективного потенциала людей.
“Решение Кремниевой долины”: технологии смогут решить все проблемы, даже если люди их не поддерживают. “Большая идея” состоит в достижении прорыва в сверх-человечество малой группой техноэлит.
Вопрос №2: Можем ли мы создать мир, работающий для 100% населения и на благо планеты?
Два ключевых вопроса определяют выбор сценария
Упадок или Вымирание (коллапс сложной цивилизации из-за внутренней хрупкости и экзистенциальных рисков)
Вопрос №1:
Сможем ли мы справиться с растущей сложностью и волатильностью глобального общества?
2018-2030е
2030е – сер. 21 века
Время
МОЖЕТ
БЫТЬ
Протопия: переход к Обществу Процветания
Техносреда (ИКТ + IoT + роботы + ..): распределенное ресурсоэффективное производство и логистика
Переход к сценарию “общества Процветания” требует одновременного движения по нескольким векторам: смена моделей производства и управления, отношений с окружающей средой, образа жизни, и (что наиболее важно) этики, картины мира и образа мысли. Выглядит невозможным? Но человечество уже сумело решить такую задачу в прошлом несколько раз!
Роботы в производстве, транспорте, городах
Здравоохранение: цифровое, персонализированное, превентивное
Энергия: автономная, возобновляемая, умная
Связность + интерфейсы
Человечество вынуждено будет переходить к новому “пакету” технологий, которые позволят создать пространства для массовой кооперации (в масштабах человечества), перестанут разрушать природу, обеспечат автономизацию и ребиологизацию техносферы
Сетецентричные системы управления и коллективное управление неопределенностью
Смена модели семьи:
реинтеграция на новых основаниях
Пост-финансы, отражающие “ценности”
Переплетение жизни, работы, развития …
Новые практики разрешения конфликтов
и медиации
В то же время нам надо массово распространить ряд социальных и психологических практик, которые позволят нам приспособиться к новым вызовам и создадут возможности для счастья и самореализации максимального числа людей в новом сложном мире
20-й
век
Середина
21-го века
Индустриальное общество
На пути к «обществу Процветания»
Общество Процветания
20-й
век
Середина
21-го века
Индустриальное общество
Общество Процветания
Ключевая метафора: механизм
Ключевая компетенция: инженер
Ключевая метафора: лес или сад
Ключевая компетенция: садовник
или создатель экосистем
20-й
век
Середина
21-го века
Индустриальное общество
Общество Процветания
Модель «индустриального» образования несостоятельна: она формирует «навыки прошлого», а не будущего, готовит к реальности, которой уже не будет!
Мы не можем научить людей быть творческими, давая им стандартные упражнения
Мы не можем научить людей сотрудничать и работать в команде, если в течение всей учебы они выступают как одиночки, которые соревнуются друг с другом
Мы не можем научить людей сопереживанию и не сформируем их эмоциональный интеллект, если эмоциональная сфера исключена из образования, а процесс обучения фокусируется только на когнитивных способностях
Мы не можем научить людей грамотно обращаться с новой информационной средой и ИКТ, если убираем их из учебного процесса и школьной среды
Мы не можем сформировать у людей способность непрерывно учиться, если мы с первых дней учебы лишаем их самостоятельности в выборе своей траектории развития, и если мы ругаем и наказываем их за ошибки
Образование 2018
Образование сер. 21 в.
Ключевые изменения:
Невозможно подготовиться к жизни в условиях возрастающей неопределенности
(Поэтому) образование должно происходить не в начале жизни, а на протяжении всей жизни
Образование – это не только профессиональная подготовка, и должно включать все сферы жизни
Образование учитывает растущую продолжительность жизни («третий возраст»
Если образование длится всю жизнь, только сам учащийся может определять направления своего роста, поэтому критично «учиться учиться»
Качество самого процесса научения и связанные с ним переживания (радость, любовь, доверие, принятие) должны вновь встать в центр образования
“Умный обыватель”
возможно, я не могу повлиять на будущее в общества в целом, но я точно могу повлиять на свое собственное будущее
Культурный эксперимент по созданию
прототипов «другого будущего»
Вопрос №2: Можем ли мы создать мир, работающий для 100% населения и на благо планеты?
Упадок или Вымирание (коллапс сложной цивилизации из-за внутренней хрупкости и экзистенциальных рисков)
Вопрос №1:
Сможем ли мы справиться с растущей сложностью и волатильностью глобального общества?
2017-2030е
2030е – сер. 21 века
Время
МОЖЕТ
БЫТЬ
Постнеклассическое знание: единство познания, действия и «серендипности»
Поиск новых инструментов «коллективного создания будущего»
Новые инструменты «коллективного создания будущего» для сложного мира
Взаимозависимость:
продуктивная кооперация,
симбиотичность
Эволюционный поиск:
эксперименты, прототипы,
неожиданные эффекты,
«позволение случаться»
ЕДИНСТВО
ВАРИАТИВНОСТЬ
ЦЕЛИ
ПРОТОКОЛЫ
Экосистемный подход
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть