Слайд 2Принадлежал к старинному дворянскому роду. В 1819-1821 гг. обучался на
словесном отделении Московского университета. По окончании курса зачислен на службу
в Коллегию иностранных дел. Состоял при русских дипломатических миссиях в Мюнхене (1822-1837) и Турине (1837-1839). Вернувшись в Россию (1844), с 1848 г. занимал должность старшего цензора Министерства иностранных дел, а с 1858 г. и до конца жизни возглавлял Комитет иностранной цензуры.
В себе ощущает «страшное раздвоенье», составляющее, по его убеждению, отличительное свойство человека XIX в.
Слайд 3Автор более 80 произведений
Прадед Федор Афанасьевич Чайка (1695—1767) участвовал
в Полтавской битве
Окончив Императорское училище правоведения, получил чин титулярного советника
и начал работать в Министерстве юстиции. В свободное от службы время посещал оперный театр, где на него сильное впечатление оказывали постановки опер Моцарта и Глинки.
Интерес к европейской культуре, знание нескольких иностранных языков, в том числе свободное владение французским и итальянским, необходимость отдохнуть и поработать в комфортных условиях обусловили заметное место зарубежных поездок, многие из которых стали важными вехами его творчества.
Последние годы своей жизни провёл в окрестностях подмосковного города Клин. Чтение играло большую роль в его жизни и входило в обязательный распорядок дня, ценил произведения многих зарубежных и отечественных классиков литературы. В переписке с близкими делился впечатлениями о книгах и их авторах. Лично знал А. Н. Апухтина, А. Н. Островского, А. Н Плещеева, Я. П. Полонского, Л. Н. Толстого, А. А. Фета, А. П. Чехова. Из русских писателей более всех читал и перечитывал Толстого, Островского, Гоголя. Кроме художественной литературы, любил читать книги по русской истории, особенно XVIII века.
Умер от холеры, заразился которой, выпив некипяченую воду в ресторане
Слайд 4Почётный академик Императорской академии наук. За 25 лет творчества создал около
900 различных произведений
Раннее детство протекало в бесконечных церковных праздниках,
именинах. В будние дни после школы братья сторожили лавку отца, а в 5 часов утра каждый день вставали петь в церковном хоре. «В детстве у меня не было детства».
42 псевдонима
Оригинальность его творческого метода заключается в использовании приёма под названием «поток сознания». Обличал пошлость, нежелание жить полной, насыщенной жизнью. В произведениях мы видим нравственный призыв к внутренней свободе человека, духовному очищению. «Так больше жить невозможно!» М. Горький писал о значении его творчества : Никто не понимал так ясно и тонко … трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно, правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины. Его врагом была пошлость; он всю жизнь боролся с ней, её он осмеивал и её изображал бесстрастным, острым пером, умея найти прелесть пошлости даже там, где с первого взгляда, казалось, всё устроено очень хорошо, удобно, даже — с блеском…
Художественные открытия оказали огромное влияние на культуру XX века.
Слайд 5Сын академика орнаментальной скульптуры . С высочайшего разрешения императора Александра I
была русифицирована фамилия. Был глух на левое ухо. Причиной этому
стала полученная в детстве от отца, очень строгого человека, пощёчина за какой-то проступок.
С 1822 по 1834 год как пенсионер жил и работал в Италии, где написал свою знаменитую картину, удостоенную в Париже Гран-при.
Был членом Миланской и Пармской Академий, а также Академии Св. Луки в Риме.
Любил работать под чтение вслух.
Лично ходатайствовал об освобождении из крепостничества Тараса Шевченко, будущего великого украинского поэта.
Творчество стало вершиной позднего русского романтизма, когда чувство гармонической цельности и красоты мира сменилось ощущением трагизма и конфликтности жизни, интересом к сильным страстям, необычайным темам и ситуациям. На первый план вновь выдвигается историческая картина, но теперь её главная тема — не борьба героев, как в классицизме, а судьбы огромных человеческих масс.
На памятнике скульптора М. О. Микешина «Тысячелетие России», поставленном в Новгороде в1862 году, изображён среди 16 фигур писателей и художников Русского государства с древнейших времён до середины XIX века.
А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. А. Фет и многие другие восхищались творчеством мастера, в то время как И. С. Тургенев порицал в его творчестве декоративность и отвлеченный романтизм.
Слайд 6Природа одарила его разнообразными талантами. Он обладал редкой музыкальностью -
играл на скрипке, играл на рояле, пел арии из своих
любимых опер, даже сочинял музыку. Он рисовал и писал маслом картины и, если бы посвятил себя живописи,без сомнения, мог стать выдающимся художником. Он легко решал сложные математические задачи и слыл сильным шахматистом. Он был великолепно образован, начитан, владел несколькими иностранными языками. Всё давалось ему легко. И всё же свой гениальный … дар он совершенствовал упорным трудом.
Учился в московском Благородном пансионе (1828-1830) и Московском университете (1830-1832). Позднее - в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1832-1834). Служил в лейб-гвардии Гусарском полку.
Стал известен благодаря отклику на смерть Пушкина
погиб на дуэли
Слайд 7Родился в казачьей семье. Учился в Петербурге. Товарищи называли его
"композитором".
Чтобы поддержать семью после смерти отца, вынужден служить канцелярским
писцом. Иногда приходилось, вспоминал он позднее, "яйца пасхальные рисовать по три рубля за сотню«. Страстно любил русскую старину: обращаясь к сложным переломным эпохам в истории России, он стремился в прошлом народа найти ответ на волнующие вопросы современности. С глубиной и объективностью проницательного историка раскрыл трагические противоречия истории, логику её движения, испытания, закалившие характер народа, борьбу исторических сил в петровское время, в эпоху раскола, в годы народных движений.
Слайд 8родился в семье православного священника, Учился в духовном училище (1858—1862), затем в
Вятской духовной семинарии.
участвовал в финансировании и оформлении монархических изданий,
в том числе «Книги русской скорби»[3].
В 1912 ему было пожаловано «дворянское Российской Империи достоинство со всем нисходящим потомством».
В творчестве ярко представлены разные жанры, ставшие этапами очень интересной эволюции: от бытописательства к сказке, от приземлённости к прообразу стиля модерн. Позже главным направлением становится былинно-историческое. В конце 1890-х годов всё более заметное место в его творчестве занимает религиозная тема
Слайд 9Сын солдата, успевшего поучаствовать в трёх военных кампаниях, имел награды
Уже с самого начала своего творческого пути, с 1870-х годов,
стал одной из ключевых фигур русского реализма.
По мнению В. В. Стасова, творчество — «энциклопедия пореформенной России». Последние 30 лет жизни провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале.. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. В Куоккале написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
Слайд 10родился в семье купца
самостоятельно научился играть на скрипке
«Мой
адрес — всегда в Феодосии» активно занимался делами Феодосии, её благоустройством,
способствовал процветанию города. Его влияние на феодосийскую жизнь было огромно. открыл в Феодосии школу искусств и картинную галерею, городской концертный зал, способствовал строительству
железной дороги «Феодосия — Джанкой», торгового порта.
«Не будучи в силах далее оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население родного города, я дарю ему в вечную собственность 50 тыс. ведер в сутки чистой воды из принадлежащего мне Субашского источника»,
Интересовался археологией, занимался вопросами охраны памятников Крыма, руководил раскопками более 90 курганов (часть найденных в них предметов хранится в Эрмитаже
Художник-маринист
Слайд 11был язвителен, дерзок, беспощаден к слабостям других, злопамятен и высокомерен.
Вот некоторые интересные характеристики, данные ему его современниками: «его ум
ни на что не годен, кроме дерзости и грубости», «он неприятный до последней степени», «отталкивающая личность», «дурной человек: никогда и ни про кого не отзовется как-нибудь хорошо», «существо желчное, угловатое, испорченное и предающееся самым неизвинительным капризам» …
Слайд 12знал французский и английский, немецкий и итальянский, испанский, латинский, греческий,
славянские языки - одни в совершенстве, другие не переставал изучать
всю жизнь.
Он был в полном смысле слова дитя, и, как дитя, никого не боялся". Даже его враг записал о нем: "Скромен в суждениях, любезен в обществе и дитя по душе".
Он был инициатором пятнадцати дуэлей, из которых состоялись четыре, остальные не состоялись ввиду примирения сторон, в основном стараниями друзей
Слайд 13В 16 лет остаётся без матери, которая умерла от туберкулёза.
Через пару лет из жизни уходит его отец, которого убили
крепостные крестьяне
не мог работать без крепкого чая., на его письменном столе всегда стоял стакан чая, а в столовой всегда держали горячим самовар.
одержимо считал себя некрасивым, похожим на ужасного квазимодо. Он был вспыльчив, раздражителен, обидчив, ревнив,
Слайд 14Внебрачный сын помещика и пленной турчанки. Фамилию свою ребёнок получил
от жившего в имении бедного белорусского дворянина Учился в Московском
благородном пансионе
В 1812 г. вступил в ополчение.
. Служба при дворе (с 1815 - воспитатель цесаревича, чтец при вдовствующей императрице Марии Фёдоровне, учитель русского языка принцессы Шарлотты) позволяла облегчать участь опального А.С. Пушкина, декабристов, М.Ю. Лермонтова, А.И. Герцена, Т.Г. Шевченко. Выйдя в отставку в 1841 г., поселился за границей.
В балладах он воссоздает мир народных поверий, церковно-книжных или рыцарских легенд, далеких от реальной современности. Поэзия его - вершина русского романтизма.
Психологический реализм его произведений открыл душевный мир человека, создавая тем самым предпосылки для будущего развития реализма
Слайд 15Стал первым русским, избранным на должность профессора химии. В 1746
г. первым стал читать публичные лекции по физике на русском
языке. По его настоянию в России была основана первая в России химическая лаборатория (1748 г.), а затем организован Московский университет (1755 г.).
Помимо физики и химии занимался также астрономией и геофизикой. В 1761 г. он открыл атмосферу Венеры. Труды по истории, филологии.
Первый русский ученый-энциклопедист мирового уровня, поэт. Основоположник современного русского литературного языка. Художник. Историк. Деятель народного образования и науки.
Выступил как сторонник классицизма и в то же время реформатор русского стихосложения. Он обосновал силлабо-тоническую систему стихосложения
Слайд 16. Выходец из небогатой дворянской семьи. Учился в Казанской гимназии.
С 1762 г. служил рядовым в гвардии, участвовал в дворцовом
перевороте. В 1772 г. произведен в офицеры. Участник подавления Пугачевского восстания. Позднее служил в Сенате. Губернатор Олонецкой (1784-1785 гг.) и Тамбовской (1785-1788 гг.) губерний.
В 1791-1793 гг. кабинет-секретарь Екатерины II. В 1794 г. назначен президентом Коммерц-коллегии. В 1802-1803 гг. - министр юстиции России. С 1803 г. - в отставке.
Представитель русского классицизма. Автор торжественных од, проникнутых идеей сильной российской государственности, включавших сатиру на вельмож, пейзажные и бытовые зарисовки, философские размышления
Слайд 17Родился в Казани в крестьянской семье. Жили бедно, отец служил писцом в земской
управе, часто пил, поднимал руку на жену и детей, с годами его пристрастие
усугублялось.
За поцелуи с одноклассницей его исключили из школы. Потом было приходское и ремесленное училища, последнее он покинул из-за тяжелой болезни матери. На этом казенное образование закончилось. Еще до училища мальчика приставляли к крестному отцу — учиться сапожному ремеслу. «Но судьба не судила мне быть сапожником», — вспоминал он. В 12 лет театр «свел с ума» и стал его страстью на всю жизнь.
Был замечательным рисовальщиком и пробовал себя в живописи. Сохранились многие его работы, в том числе и «Автопортрет». Также он пробовал себя и в скульптуре
Коллекционировал оружие. Старые пистолеты, ружья, копья висели у него по стенам.
Путешествуя, возил с собой горсть русской земли
Получил звезду на аллее славы в Голливуде за достижения и вклад в области музыки.
Слайд 18первые годы детства провёл в разъездах с семьёй. Грамоте выучился
дома (отец его был большой любитель чтения, после него к
сыну перешёл целый сундук книг); французским языком занимался в семействе состоятельных соседей
посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, качели и кулачные бои, где толкался между пестрой толпой, с жадностью прислушиваясь к речам простолюдинов». С 1780 года начал служить подканцеляристом за копейки. В это время он увлёкся уличными боями, стенка на стенку. А так как он был физически очень крепким, то выходил зачастую победителем над взрослыми мужиками.
Когда лишился матери, на руках его остался малолетний брат, о котором он всю жизнь заботился как отец о сыне (тот в письмах и называл его обыкновенно «тятенькой»).
хорошо играл на скрипке, знал по-итальянски
За игру в карты ему одно время было запрещено появляться в обеих столицах.
В конце жизни был обласкан царской фамилией. Имел чин статского советника, шеститысячный пенсион. Не стеснялся быть обжорой, неряхой и лентяем.
Изображен на памятнике «1000-летие России»
236 басен
Слайд 19у него было девять братьев и сестёр, состоял в родстве
с С. И. Мамонтовым и братьями Третьяковыми. учился в гимназии при Лазаревском институте, после
начал службу в семейной фирме. В семье увлекались театром, в московском доме был специально перестроенный для театральных представлений зал
Реформатор театра. Создатель знаменитой актёрской системы, которая на протяжении 100 лет имеет огромную популярность в России и в мире. Первый Народный артист СССР (1936)[4].
В 1888 году стал одним из основателей Московского общества искусства и литературы. В 1898 году вместе с Вл. И. Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр.
В Челябинске есть улица, названная его именем
Слайд 20русская драматическая актриса Малого театра, по словам Станиславского — величайшая из виденных им
актёров[1]. Прославилась ролями свободолюбивых личностей, преданных своим идеалам и противостоящих
окружающей пошлости. Заслуженная артистка Императорских театров (1902). Первая Народная артистка Республики (1920). Герой Труда (1924). С 1935 года её имя носит Московский драматический театр.
В 1985 году в её честь назван кратер на Венере.
Слайд 21прадед был священником; отец, автор веселых комедий, передал сыну свой
юмор и литературную одаренность. Учится он плохо и с товарищами
не сходится. «Товарищи его любили, но называли “таинственный карла”.
С помощью друзей ему удается получить кафедру в университете: он читает вдохновенную вступительную лекцию о средних веках, но дальнейшие его лекции бессодержательны и вялы. У него нет достаточной научной подготовки, и слушатели его разбегаются.
«Вот истинная веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства и чопорности! и местами какая поэзия, какая чувствительность».
он умеет «вызвать наружу все, что ежеминутно перед очами и чего не зрят равнодушные очи, всю страшную потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров ».
У него особый «фантастический реализм», это — не правдоподобие, а полная убедительность и самостоятельность художественного вымысла
Слайд 22Семья была патриархальная и набожная. Мать, женщина кроткая и болезненная,
учила мальчика азбуке по книжке с картинками: «Священная история Ветхого
и Нового Завета». По воскресеньям всей семьей ходили в Церковь, летом паломничали в Троице–Сергиевскую лавру; ребенок запомнил старинные фрески, длинные торжественные службы, сладкогласное пение. Мать научила его молитве: «Все упование мое на Тя возлагаю, Мати Божия», — и она на всю жизнь осталась его любимой молитвой.
Рано пристрастился к чтению, зачитывался Вальтером Скоттом и воображал себя то рыцарем, то разбойником; Пушкина знал наизусть, увлекался Карамзиным, Жуковским, русской историей, арабскими сказками.
Вам правда открыта и возвещена как художнику, досталась как дар, цените же ваш дар и оставайтесь верным, и будете великим писателем! (Белинский)
Слайд 23Ему не было еще двух лет, когда умерла его мать;
девяти лет он лишился отца.
учится в университете восточным языкам
и юридическим наукам, но лекции его не интересуют: он увлекается балами и спектаклями.
Неудача на экзамене разочаровывает его в науке: он решает бросить университет, поселиться в деревне и заняться самообразованием.
Он мучительно недоволен собой и хочет посвятить всю свою жизнь нравственному совершенствованию. Его цель — деятельно осуществлять добро и приносить пользу людям.
Участвовал в войне России с Турцией. Он видел «великие и славные» вещи, смиренное величие русских солдат, их спокойное мужество и простую смерть, он радовался «настоящей жизни» среди разрывающихся бомб и свистящих пуль и плакал, увидев французское знамя на полуразрушенном бастионе. «Благодарю Бога, — писал он, — что я видел этих людей и жил в это славное время!»
Яснополянский учитель — моралист и рационалист: он убежден, что люди несчастны, потому что заблуждаются, что надо им растолковать их ошибки, и тогда они поймут и станут добродетельными. По его мнению, «Христос учил нас не делать глупостей»
Слайд 24принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, богатая помещица;
в ее имении Спасское-Лутовиново (Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские
годы
Создал образы уходящей дворянской культуры и новых героев эпохи разночинцев и демократов, образы самоотверженных русских женщин.
почетный доктор Оксфордского университета
Слайд 25В 6-летнем возрасте свободно владел тремя иностранными языками, в юности
уже шестью, в частности в совершенстве английским, французским, немецким и итальянским. Очень хорошо понимал латынь и древнегреческий язык.
Летом, во время Отечественной войны 1812 года, когда неприятель появился на территории России, он вступил в Московский гусарский полк
Участник знаменитой «четверной дуэли», был ранен в кисть левой руки
был арестован по подозрению в принадлежности к декабристам; доказать его участие в заговоре не удалось, его освободили из-под ареста с «очистительным аттестатом». Несмотря на это некоторое время за ним был установлен негласный надзор.
русский дипломат, поэт, драматург, пианист и композитор, дворянин. Статский советник
Погиб в Тегеране
Слайд 26воспитанием мальчика занималась его бабушка, а родная мать была допущена
к сыну только после смерти бабушки.
рос нервным, мнительным и болезненным
ребёнком-недотрогой — «мимозой»
Стал для русской музыки тем, кем стал Александр Пушкин для русского языка: они оба создали новый русский язык, но каждый в своей сфере искусства.
“Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии „Камаринская“”