Слайд 1Управление проектами по созданию РИД.
Управление интеллектуальной собственностью
Ростов-на-Дону, 2020 г.
Смирнова Вероника Ремовна,
д.э.н., профессор РГАИС
©
Слайд 2Фрэнсис Гарри
“Нематериальный капитал будет все сильнее определять благополучие и судьбу
фирм в рамках современных глобальных цепочек создания стоимости. Он лежит
в основе внешнего вида, тактильных и функциональных качеств и общей привлекательности изделий, которые мы покупаем, и определяет их успех на рынке.
Права ИС создают безопасную среду для инвестиций в инновации и обеспечивают правовые рамки для торговли интеллектуальными активами.”
Генеральный директор ВОИС
Слайд 3Глобализация
Увеличение скорости освоения инноваций
Влияние цифровых технологий
Смещение источника и назначения инноваций
Неравномерное
инновационное развитие стран
Увеличение роли нематериальных активов
инновационное развитие на современном этапе
Слайд 4НМА - стоимость компаний
брэнд Google 229 млрд. USD (40% рыночной
капитализации)
Apple 228 млрд. (31% капитализации)
Microsoft 122 млрд. (24% капитализации)
Coca-Cola 80
млрд. (44% капитализации)
Увеличение роли нематериальных активов
Слайд 6Подача заявок на объекты патентного права и товарные знаки в
мировом масштабе
пром. образцы
изобретения
товарные знаки
полезные модели
Источник информации: WIPO Statistics Database
Слайд 7Топ-10 стран по Мадридской системе
«Газпромнефть» заняла
24 позицию среди топ-50 заявителей по Мадридской
системе, подав 41 заявку за 2018 год
«Красный октябрь» поднялся с 671 на 93 место по количеству поданных заявок за 2018 год
Источник информации: WIPO Statistics Database
Слайд 8
РИД - Результат интеллектуальной деятельности человека, возникающий в силу
наличия у него способностей, таланта и воображения
Интеллектуальная собственность – Результаты
интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (статья 1225 ГК Часть IV)
ПОНЯТИЯ:
РИД - Интеллектуальная Собственность – Инновация - НМА
Слайд 9ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Слайд 10
Объекты интеллектуальной собственности
1) произведения науки, литературы и
искусства
2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ)
3) базы
данных
4) исполнения;
5) фонограммы;
6) сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);
7) изобретения;
8) полезные модели;
9) промышленные образцы;
10) селекционные достижения;
11) топологии интегральных микросхем;
12) секреты производства (ноу-хау);
13) фирменные наименования;
14) товарные знаки и знаки обслуживания;
15) наименования мест происхождения товаров;
16) коммерческие обозначения.
Слайд 11Особенность интеллектуальной собственности
1. Правообладатель нематериального объекта интеллектуальной собственности является его
собственником, но может не быть собственником товара, в котором этот
объект воплощен.
2. Владелец товара является его собственником, но интеллектуальная собственность, воплощенная в товаре, ему не принадлежит
3. Что владелец товара может с ним сделать и что не может?
Слайд 12Собственник товара должен его использовать только так, чтобы не нарушать
право интеллектуальной собственности, которое ему не принадлежит.
Собственник товара может
использовать его любым способом или делать с ним что угодно — продать, подарить, обменять, выбросить, использовать в производстве и т. д. Однако он не имеет права использовать объект интеллектуальной собственности, поскольку исключительное право на этот объект ему не принадлежит
собственность на товар не является полной
Слайд 13ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРАВА
не зависят от права собственности и других вещных
прав на тот материальный носитель, в котором выражен соответствующий объект
интеллектуальной собственности
Неимущественные (авторские) права охраняются бессрочно, не подлежат отчуждению
Исключительное право, т.е. право использования РИД любым не противоречащим закону способом
Иные права (право доступа, право следования, право на получение вознаграждения за создание служебного произведения)
Слайд 18Понятие инноваций
Иннова́ция — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов
или продукции, востребованное рынком.
Является конечным результатом интеллектуальной
деятельности человека, его фантазии, творческого процесса.
Слайд 19Инновация
Основным требованием инновации является требование, чтобы продукт, процесс, метод маркетинга
или метод организации был новым:
Новое для мира
Новое для региона
Новое для
фирмы
Слайд 20типы инноваций
Продуктовые
Процессные
Маркетинговые
Организационные
Слайд 21Инновационная деятельность
Инновационной деятельностью являются все научные, технологические, организационные, финансовые и
коммерческие действия, реально приводящие к осуществлению инноваций или задуманные с
этой целью
(«Руководство Осло»)
Слайд 22Жизненный путь инновации
Кривая смерти идей
НИР
ОКР
Подготовка производства
Тиражирование
Слайд 23Полный или коммерциализованный «жизненный цикл» ОИС
Слайд 25Конкурентные преимущества ИС
Повышение конкурентоспособности продукции
Максимальный спрос, цена, объемы реализации
за счет монопольного положения на рынке
Капитализация компании
Средство извлечения дополнительной прибыли
Развитие новых форм предпринимательской деятельности (франчайзинг, совместные предприятия, производственная кооперация и др.)
Средство защиты собственного бизнеса от «патентного рейдерства», «патентных троллей»
Реклама
Слайд 26Инновационный менеджмент
— это система управления инновациями, инновационным процессом и
отношениями, возникающими в процессе движения инноваций.
Главная цель инновационного менеджмента
– результативность инновационного процесса, т. е. максимизация эффекта от коммерциализации нововведения.
Он основывается на следующих ключевых фазах:
1.Целенаправленный поиск идеи, служащей фундаментом для данной инновации.
2.Организация инновационного процесса для данной инновации: проведение комплекса работ по превращению идеи в новый продукт, готовый для продвижения на рынке и для продажи.
3.Процесс продвижения и реализации инновации на рынке — это искусство, требующее творческого подхода и активных действий продавцов.
Слайд 27Облик специалиста в области управления инновационным развитием (технологический брокер)
техническое образование,
экономическое, юридическое
опыт работы + в научно-технической сфере
знание методов выявления
ИС
знание процедур и принципов
правовой охраны ИС
знание и постановка задач для проведения патентных и маркетинговых исследований
знание правовых аспектов
хорошее знание продуктов и технологий компании
контактный, гибкий,
жизненный опыт
базовые финансовые знания
Навыки проведения переговоров и продаж
Слайд 28Инновационная экосистема
совокупность субъектов, взаимодействующих в процессе коммерциализации инноваций
и их взаимосвязей, аккумулирующая человеческие, финансовые и иные ресурсы для
интенсификации, оптимизации и обеспечения эффективности коммерциализации инноваций
4 основных измерения:
1. Целеориентированный процесс
2. Субъекты, взаимодействующие в процессе коммерциализации инноваций
3. Cвязи межу ними
4. Среда, которая предоставляет ресурсы для субъектов коммерциализации инноваций.
Слайд 29Процесс коммерциализации инновации
В России
Международный опыт
Реализация проекта на основе разработки
остается на плечах ученого
Взаимодействие ведется непосредственно между конкретным разработчиком и
компанией
Цель получения патентов – выполнение формальных KPI
Концепция привлечения грантов, ФЦП и пр. доминирует
Разработка передается офису по внедрению (коммерциализации) технологий
Наиболее успешными инструментами являются совместные фонды и работа в консорциумах
Цель – коммерциализация. Различные материальные стимулы своим научным сотрудникам
Сокращение гос. финансирования НИОКР, что вынуждает университеты развивать работу с промышленностью
Слайд 30Процесс коммерциализации инновации (продолжение)
В России
Международный опыт
Крупные предприятия только начинают
создавать соответствующие механизмы для «входа» технологий
Коммерциализация инноваций рассматривается как
деятельность, определенным образом противоречащая образовательным и научным функциям вузов и НИИ
Главными партнёрами по трансферу технологий являются малые и средние предприятия. Крупные предприятия заинтересованы в университетских разработках
Единство целей науки и коммерциализации на уровне стратегии обеспечивает согласованность показателей и норм
Слайд 31КРИТЕРИИ УСПЕШНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОСИСТЕМЫ
нацелена на коммерциализацию инноваций. ключевой показатель эффективности
— коммерческий результат
обеспечивает последовательное, неразрывное превращение идеи в сделку: входной
поток идей, разработок и компетенций членов команд, конвертацию их в активы, продажу активов
субъектами успешной инновационной экосистемы являются соответствующие специалисты, объединенные в сети взаимодействия
формирует подходящую среду для коммерциализации
Слайд 32Спасибо за внимание!
Вопросы
Контакты:
Смирнова Вероника Ремовна,
+7(903) 661 71 07
www.rgiis.ru