Разделы презентаций


Управление территориями

Содержание

Управление – многоаспектное явление и традиционно рассматривается по крайней мере с двух позиций – в широком (как любое властное воздействие субъекта управления на объект) и узком (специальном) смысле (как постоянная оперативная

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Управление территориями

Управление территориями

Слайд 2 Управление – многоаспектное явление и традиционно рассматривается по крайней мере

с двух позиций – в широком (как любое властное воздействие

субъекта управления на объект) и узком (специальном) смысле (как постоянная оперативная исполнительно-распорядительная деятельность специальной системы органов – исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления). Именно через статус указанных органов и механизм его реализации находит система управления свое юридическое воплощение
Управление – многоаспектное явление и традиционно рассматривается по крайней мере с двух позиций – в широком (как

Слайд 3Формулировки термина «регион»

Формулировки термина «регион»

Слайд 4Регион — административно-территориальная единица
Регион — это административно-территориальная общность, которая

характеризуется единством и относительно высоким уровнем развития производственной, транспортной и

социальной инфраструктуры с хорошо налаженными, постоянными трудовыми и социально-культурными связями населения
Регион — территория в административных границах РФ, характеризующаяся таким чертами как комплексность, целостность, специализация и управляемость

1. Регион как элемент административно-территориального деления

Регион — административно-территориальная единица Регион — это административно-территориальная общность, которая характеризуется единством и относительно высоким уровнем развития

Слайд 52. Регион как территория, обладающая комплексом особенностей
Регион — часть страны

или группа стран, составляющих определенную целостность, отличающаяся относительно устойчивыми экономико-географическими,

демографическими и социокультурными особенностями
Регион — определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью ее элементов
Регион — любая часть пространства, рассматриваемая как обладающая определенными особенностями
2. Регион как территория, обладающая комплексом особенностейРегион — часть страны или группа стран, составляющих определенную целостность, отличающаяся

Слайд 63. Регион как площадка преобразований
Регион — относительно целостное пространственное (территориальное)

образование, зачастую значительное по размерам, но не обязательно являющееся таксономической

единицей административно-территориального деления, внутри которого взаимодействуют природно-географические, экономические, социальные, этнодемографические, технологические, информационные и иные процессы, способствующие формированию однородной (целостной) по избранному ряду критериев – определителей территории и дающие импульс для ее саморазвития
Регион — звено пространственной структуры экономики, т. е. особый тип экономических систем, возникающий на основе взаимосвязанного развития производства, населения и ресурсной сферы
3. Регион как площадка преобразованийРегион — относительно целостное пространственное (территориальное) образование, зачастую значительное по размерам, но не

Слайд 74. Регион как полноценный социально-экономический субъект
Регион — определенный социально-экономический организм,

структура которого должна обеспечить повышение эффективности использования общественных фондов потребления,

развития социальной и производственной инфраструктур
4. Регион как полноценный социально-экономический субъектРегион — определенный социально-экономический организм, структура которого должна обеспечить повышение эффективности использования

Слайд 8 Регион — относительно целостное пространственное (территориальное) образование, зачастую

значительное по размерам, но не обязательно являющееся таксономической единицей административно-территориального

деления, внутри которого взаимодействуют природно-географические, экономические, социальные, этнодемографические, технологические, информационные и иные процессы, способствующие формированию однородной (целостной) по избранному ряду критериев – определителей территории и дающие импульс для ее саморазвития

Регион — относительно целостное пространственное (территориальное) образование, зачастую значительное по размерам, но не обязательно являющееся

Слайд 9Муниципалитет (от лат. municipium) —самоуправляемая государственная  административно-территориальная единица с чётко определённой территорией и проживающим на

этой территории населением
Термин «муниципальный» применяется к объектам городской собственности
Муниципальное образование — часть

территории Российской Федерации, в границах которой наряду с государственным управлением осуществляется местное самоуправление для решения только местных вопросов
Муниципалитет (от лат. municipium) —самоуправляемая государственная  административно-территориальная единица с чётко определённой территорией и проживающим на этой территории населениемТермин «муниципальный» применяется к объектам городской

Слайд 10Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих

принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
сельское поселение 
городское поселение 
муниципальный район 
городской

округ
внутригородская территория города федерального значения 
городской округ с внутригородским делением (136-ФЗ) 
внутригородской район (136-ФЗ) 

В РФ – 22 406 муниципальных образований (01.01.2016)
Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»сельское

Слайд 11Управление территориями представляют собой сложную систему (совокупность взаимосвязанных элементов управленческой

деятельности), в которую включаются цели, задачи, принципы, функции, методы, формы,

субъекты и объекты управления, а также взаимоотношения как внутри системы, так и с внешними субъектами.

Управление территориями представляют собой сложную систему (совокупность взаимосвязанных элементов управленческой деятельности), в которую включаются цели, задачи, принципы,

Слайд 12 И в зарубежной практике, и в законодательстве субъектов Российской Федерации

выделяют 2 подхода к определению системы органов управления.
Первый («широкий»)

состоит в том, что в систему органов власти, осуществляющих, например, региональное управление, включаются все действующие на соответствующей территории органы – и реализующие функции федерального центра на региональном уровне, и выполняющие полномочия, относящиеся к ведению собственно региональных органов административного управления.
Второй («узкий») подход - когда круг субъектов управления ограничивается сугубо теми органами власти, которые осуществляют государственные полномочия региона.
И в зарубежной практике, и в законодательстве субъектов Российской Федерации выделяют 2 подхода к определению системы органов

Слайд 13Механизм взаимодействия органов регионального и муниципального управления и его основных

элементов
Механизм включает в себя совокупность элементов, среди которых особенно следует

выделить направления, принципы, виды и формы взаимосвязей органов, представляющих региональный и муниципальный уровни управления.
Направления взаимодействия прежде всего связываются с этапами формирования и осуществления управленческих функций на местном уровне (структурирование и организация местного самоуправления, а также реализация полномочий); принципы же представляют собой основополагающие начала, на которых строятся отношения региональных и муниципальных органов.
Механизм взаимодействия органов регионального и муниципального управления и его основных элементов	Механизм включает в себя совокупность элементов, среди

Слайд 14 Важное значение для характеристики механизма взаимодействия имеют типы или виды

управленческих связей, которые возникают в процессе взаимодействия между органами регионального

и муниципального управления. Можно выделить следующие виды управленческих связей:

разграничение полномочий;
взаимная передача (делегирование) полномочий;
содействие (оказание государственной поддержки) органам местной власти;
координация;
государственный контроль за местным самоуправлением







Важное значение для характеристики механизма взаимодействия имеют типы или виды управленческих связей, которые возникают в процессе взаимодействия

Слайд 15Формы координации в деятельности органов регионального и муниципального управления
Координация является

важнейшим методом взаимоотношений организационно не подчиненных субъектов управленческой деятельности. Как

вид управленческой связи она имеет организующий характер и направлена на согласование действий и объединение усилий тех, чья деятельность координируется. Координационная связь основана на взаимной заинтересованности субъектов: даже при наличии различных потребностей у участников отношения в процессе координации создаются условия для формирования общей потребности в согласовании интересов, что способствует выработке общего интереса. Координация имеет взаимный характер: это не только прямая, но и обратная связь, т. е. обе стороны выступают как активно действующие субъекты. Не случайно поэтому координационные отношения, возникающие между органами управления, могут быть рассмотрены в рамках категории “сотрудничество”.
Формы координации в деятельности органов регионального и муниципального управления	Координация является важнейшим методом взаимоотношений организационно не подчиненных субъектов

Слайд 16 Анализ федерального и регионального законодательства, а также управленческой практики показывает,

что координационные связи, складывающиеся между органами региональной и местной власти,

реализуются в следующих формах:

 Информационный обмен. Данная форма координации касается практически всех сфер взаимоотношений органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Проведение органами государственной власти консультаций с органами местного самоуправления. Указанная форма координации закреплена и в Европейской хартии местного самоуправления, где сказано: “необходимо консультироваться с органами местного самоуправления, насколько это возможно, своевременно и надлежащим образом в процессе планирования и принятия любых решений, непосредственно их касающихся” (п. 6 ст. 4)
Анализ федерального и регионального законодательства, а также управленческой практики показывает, что координационные связи, складывающиеся между органами региональной

Слайд 17Согласование нормативно-правовых актов либо действий. Данная форма реализуется как в

рамках прямой (органы государственной власти субъектов Федерации согласуют акты и

действия органов местного самоуправления), так и обратной связи (орган местной власти “дает добро” на действия или решения государственных органов).
Согласование органами местного самоуправления назначения отдельных государственных должностных лиц на территории муниципального образования. Речь идет о руководителях территориальных подразделений тех федеральных и региональных органов исполнительной власти, деятельность которых так или иначе связана с решением вопросов местного значения.
Заключение договоров (соглашений). Заключение соглашений между органами государственной власти субъекта Федерации и органами местного самоуправления как форма координации и сотрудничества получила достаточно широкое распространение.
Согласование нормативно-правовых актов либо действий. Данная форма реализуется как в рамках прямой (органы государственной власти субъектов Федерации

Слайд 18Проведение согласительных процедур для урегулирования разногласий. Все региональные законы так

или иначе упоминают согласительные процедуры как форму координации действий региональных

и местных властей по урегулированию возникающих разногласий, которая может быть использована прежде, чем стороны обратятся в суд.

Создание и деятельность совместных органов. Речь идет об органах, состоящих как из представителей органов государственной власти, так и местного самоуправления.

Создание и деятельность представительств местного самоуправления (консультативных органов) при органах региональной власти. Указанные органы по своей природе являются консультативно-совещательными, состоят только из представителей местного самоуправления, однако их работа организуется органами регионального управления, при которых они и действуют.
Проведение согласительных процедур для урегулирования разногласий. Все региональные законы так или иначе упоминают согласительные процедуры как форму

Слайд 19Право на обращение. Органы и должностные лица местного самоуправления имеют

право направлять предложения и иные виды обращений в органы государственной

власти субъектов Федерации. Эти обращения в соответствии с Федеральным законом подлежат обязательному рассмотрению соответствующим органом.

Право законодательной и правотворческой инициативы органов местного самоуправления. Это право является особой формой реализации права на обращение и поэтому в федеральном и региональном законодательстве обычно закрепляется отдельно.
Право на обращение. Органы и должностные лица местного самоуправления имеют право направлять предложения и иные виды обращений

Слайд 20Форма государства

Форма государства

Слайд 21Форма государства – устройство, организация государственной власти, состоящая из формы

правления, формы государственного устройства и государственного режима.

Форма правления – способ

организации государственной власти
Форма государства – устройство, организация государственной власти, состоящая из формы правления, формы государственного устройства и государственного режима.Форма

Слайд 22Формы правления
Монархия – форма единоличного правления, при которой власть передается

по наследству.
1.1. Абсолютная – власть монарха никем и ничем не

ограничена (государства Персидского залива).
1.2. Конституционная
1.2.1. Дуалистическая – разделение властей: исполнительная власть за монархом, а законодательная – за парламентом. Монарх может распустить парламент, если не согласен с его решениями (Германия 1871-1918гг.).
1.2.2. Парламентарная – законодательная власть – парламент, исполнительная – правительство. Монарх не оказывает серьезного влияния на внутриполитическую жизнь, т.к. его повеления должны быть одобрены парламентом и правительством (Великобритания, Швеция, Дания и т.д.).
Формы правленияМонархия – форма единоличного правления, при которой власть передается по наследству.1.1. Абсолютная – власть монарха никем

Слайд 23Формы правления
2. Республика – органы верховной власти избираются населением на

определенный период времени.
2.1. Президентская – жесткое разделение властей (США).
Президент –

глава государства и глава правительства. Правительство назначается президентом с согласии парламента. Президент не располагает правом роспуска парламента.
Формы правления2. Республика – органы верховной власти избираются населением на определенный период времени.2.1. Президентская – жесткое разделение

Слайд 24Формы правления
2.2. Парламентская. Правительство формируется победившей на выборах партией. Правительство

ответственно перед парламентом. Президент выбирается парламентом, его власть ограничена. По

предложению правительства президент может обнародовать законы, распускать парламент и т.д. (Италия).

2.3. Президентско-парламентская (Франция, Австрия, Польша, Болгария и т.д.). Двойная ответственность правительства – перед президентом и парламентом. Президент наделен широким кругом полномочий, но с другой стороны парламент имеет возможность контролировать действия правительства, назначенного президентом.
Формы правления2.2. Парламентская. Правительство формируется победившей на выборах партией. Правительство ответственно перед парламентом. Президент выбирается парламентом, его

Слайд 25Политический режим
Совокупность форм и методов осуществления политической власти, которая характеризуется

демократизмом и антидемократизмом.

1) Тоталитарный – режим всеобщего контроля государства за

всеми сферами жизни человека с помощью средств вооруженного насилия. Власть концентрируется в руках лидера монопольно правящей партии (вождя), которая является единственной политической организацией в государстве (Сталин - СССР).

Политический режимСовокупность форм и методов осуществления политической власти, которая характеризуется демократизмом и антидемократизмом.1) Тоталитарный – режим всеобщего

Слайд 26Политический режим
2) Авторитарный – принуждение сохраняется, но используется лишь тогда,

когда противники режима ставят вопрос о перераспределении власти. Правительственные выборные

органы власти не играют существенной роли в жизни общества, народ отстранен от процесса принятия политических решений и не может контролировать власть (Пиночет - Чили).

3) Демократия – источник власти – народ; конституционное закрепление прав и свобод; наличие оппозиции; многопартийная система; разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; осуществление принципа законности и конституционности, которому подчиняются как граждане, так и органы власти (Россия).
Политический режим2) Авторитарный – принуждение сохраняется, но используется лишь тогда, когда противники режима ставят вопрос о перераспределении

Слайд 27Факторы, определяющие территориальную организацию управления и регулирования экономики

Факторы, определяющие территориальную организацию управления и регулирования экономики

Слайд 28Форма государственного устройства:

1.1 Унитарное государство – целостное, централизованное государство,

части которого не имеют статуса государственных образований (Китай, Франция).

1.2.

Федерация – сложное, союзное государство, части которого (субъекты) являются государствами или государственными образованиями (РФ, США).

1.3 Конфедерация – союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (Сине Гамбия, ЕС)
Форма государственного устройства: 1.1 Унитарное государство – целостное, централизованное государство, части которого не имеют статуса государственных образований

Слайд 292) Административно-территориальное деление (АТД)
Заключается в делении территории унитарного государства или

территории субъектов Федерации на типовые части.

2) Административно-территориальное деление (АТД)Заключается в делении территории унитарного государства или территории субъектов Федерации на типовые части.

Слайд 30Административно-территориальное деление России
85 субъектов Федерации
8 федеральных округов
12 экономических районов

Административно-территориальное деление России85 субъектов Федерации8 федеральных округов12 экономических районов

Слайд 31Субъекты РФ (ст. 65 Конституции РФ)
Республики
Края
Области
Автономные округа
Автономная область
Города федерального значения

Субъекты РФ (ст. 65 Конституции РФ)РеспубликиКраяОбластиАвтономные округаАвтономная областьГорода федерального значения

Слайд 32Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих

принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
сельское поселение 
городское поселение 
муниципальный район 
городской

округ
внутригородская территория города федерального значения 
городской округ с внутригородским делением (136-ФЗ) 
внутригородской район (136-ФЗ) 

В РФ – 22 406 муниципальных образований (01.01.2016)
Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»сельское

Слайд 333) Ведомственно-территориальное деление территории страны.

Осуществляется для более эффективного выполнения функций

министерств и ведомств, которые наделены полномочиями.


На уровне РФ – федеральные

округа (7 с 2000 г, 8 с 2010)

На уровне субъектов РФ – управленческие округа.
В Свердловской области 5 управленческих округов: южный, северный, западный, восточный, горно-заводской,

Также существуют муниципальные образования, не входящие в состав управленческих округов (Екатеринбург, Березовский, Верхняя Пышма, Арамиль)
3) Ведомственно-территориальное деление территории страны.Осуществляется для более эффективного выполнения функций министерств и ведомств, которые наделены полномочиями.На уровне

Слайд 34Подходы к типологии регионов.
Подход – это теоретическая позиция исследования,

его стратегия изучения того или иного социально-экономического процесса (явления, объекта)

Подходы к типологии регионов. Подход – это теоретическая позиция исследования, его стратегия изучения того или иного социально-экономического

Слайд 35Применительно к регионам, существует множество подходов, обусловленных разнообразием природы регионов,

условий хозяйствования, историей освоения и т.д.
По отраслевому признаку:
А) металлургические базы

(Центр, Урал);
Б) сельскохозяйственные пояса и прочие;
2. По степени адаптивности к инновациям:
Инновативные;
Адаптивные;
Консервативные;
Применительно к регионам, существует множество подходов, обусловленных разнообразием природы регионов, условий хозяйствования, историей освоения и т.д.По отраслевому

Слайд 363. Интегральные – выделяются по совокупности признаков
* Макрорайоны – федеральные

округа, экономические районы;
*Мезорайоны – края, республики, области;
* Микрорайоны – низовые

экономические районы;
4. По состоянию экономики:
А) процветающие;
Б) стагнирующие (застойные);
В) депрессивные;

3. Интегральные – выделяются по совокупности признаков* Макрорайоны – федеральные округа, экономические районы;*Мезорайоны – края, республики, области;*

Слайд 375. По уровню экономического развития:
Староосвоенные;
Сельскохозяйственные;
Промышленные;
С постиндустриальным характером развития;
6. По степени

диверсифицированности хозяйства:
А) моноотраслевые;
Б) полиотраслевые;
7. По характеру преобладающих в них проблем

и т.д.
5. По уровню экономического развития:Староосвоенные;Сельскохозяйственные;Промышленные;С постиндустриальным характером развития;6. По степени диверсифицированности хозяйства:А) моноотраслевые;Б) полиотраслевые;7. По характеру преобладающих

Слайд 38Проблемное районирование
Современное экономическое пространство России, разнородное по уровню экономического развития

и уровню жизни, включает множество территорий с особыми аномалиями. В

теории региональной экономики такие особые территории принято называть проблемными районами (регионами).
Проблемный регион – это территория, которая самостоятельно не в состоянии решить свои социально-экономические проблемы или реализовать свой потенциал.

Проблемное районированиеСовременное экономическое пространство России, разнородное по уровню экономического развития и уровню жизни, включает множество территорий с

Слайд 39Варианты типологии регионов
В типологии субъектов Федерации по уровню развития выделяют

традиционно отсталые, депрессивные, традиционно развитые, программно развивающиеся. Особое значение имеют

приграничные районы, конфликтные районы, районы Севера.
На основе «Концепции стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации» (от 30.06.2005) разработана Типология регионов Российской Федерации: все субъекты РФ объединены в семь групп (типов) по уровню развития, степени включенности в процессы глобализации, урбанизации и неоиндустриализации. Выделяются регионы-«локомотивы» (мировые города и центры федерального значения), опорные регионы (сырьевые и старопромышленные), депрессивные регионы (фоновые и кризисные), особые регионы.

Варианты типологии регионовВ типологии субъектов Федерации по уровню развития выделяют традиционно отсталые, депрессивные, традиционно развитые, программно развивающиеся.

Слайд 40Основные типы проблемных регионов
Староосвоенные
Слабоосвоенные
Депрессивные
«Пионерного» освоения
Приграничные территории
Районы экологического бедствия
Промышленно-городские агломерации



Основные типы проблемных регионовСтароосвоенныеСлабоосвоенныеДепрессивные«Пионерного» освоенияПриграничные территорииРайоны экологического бедствияПромышленно-городские агломерации

Слайд 41Староосвоенные территории
представляют собой районы с устаревшей структурой хозяйства,

подразделяются на старопромышленные (Урал, Центральная Россия) и староземледельческие (южные регионы)

Староосвоенные территории  представляют собой районы с устаревшей структурой хозяйства, подразделяются на старопромышленные (Урал, Центральная Россия) и

Слайд 42Слабоосвоенные территории
– это районы, освоение которых осуществляется уже достаточно длительное

время, но в силу ряда причин они хронически отстают от

среднероссийского уровня и имеют традиционно низкий уровень жизни по сравнению с основной массой регионов страны

К регионам такого типа относятся республика Марий Эл, Мордовия, Чувашия, Калмыкия, все республики Северного Кавказа; республики Алтай и Тува
Слабоосвоенные территории– это районы, освоение которых осуществляется уже достаточно длительное время, но  в силу ряда причин

Слайд 43Депрессивные районы
- это районы, которые характеризуются состоянием экономического

упадка (спада)

Депрессивные районы  - это районы, которые характеризуются состоянием экономического упадка (спада)

Слайд 44Депрессивные районы
К регионам данного типа относится более 25% субъектов РФ.


Это регионы, расположенные вблизи и на периферии ведущих индустриальных районов

Северо- Запада и Центра; некоторые регионы Урала, Сибири и Дальнего Востока.
К регионами данного типа можно отнести: Архангельскую, Псковскую, Брянскую, Калужскую, Владимирскую, Ивановскую, Костромскую, Тамбовскую, Курганскую области, Удмуртию и др.
Депрессивные районыК регионам данного типа относится более 25% субъектов РФ. Это регионы, расположенные вблизи и на периферии

Слайд 45Районы «пионерного» освоения
представляют собой территории, на которых экономическое

освоение началось относительно недавно

Примеры таких районов: Республика Саха

(Якутия); Чукотский авт. округ; Магаданская область; Камчатский край
Районы «пионерного» освоения  представляют собой территории, на которых экономическое освоение началось относительно недавно  Примеры таких

Слайд 46Приграничные районы
– это территории, испытывающие существенное влияние государственной

границы и выполняющие барьерную, фильтрующую, контактную функции

Более 30

регионов России выходят к государственной границе. В т.ч. 2 региона – Псковская область и республика Алтай выходят к границе сразу трёх государств
Приграничные районы  – это территории, испытывающие существенное влияние государственной границы и выполняющие барьерную, фильтрующую, контактную функции

Слайд 47Районы экологического бедствия
– это территории, которые испытывают последствия

различных техногенных или природных катастроф, подвержены риску возникновения таких катастроф



К таким районам можно отнести Брянскую обл. (последствия аварии на Чернобыльской АЭС); Челябинскую обл. (последствия аварии на химкомбинате «Маяк»); Территорию Дальнего Востока (высокая сейсмическая опасность территории)

Районы экологического бедствия  – это территории, которые испытывают последствия различных техногенных или природных катастроф, подвержены риску

Слайд 48Промышленно-городские агломерации
характеризуются высокой концентрацией промышленности и населения, а

также сильной техногенной нагрузкой на окружающую
среду

Промышленно-городские агломерации  характеризуются высокой концентрацией промышленности и населения, а также сильной техногенной нагрузкой на окружающую

Слайд 49Потенциал территории. Его составляющие
В новых условиях хозяйствования возрастает научно-практический интерес

к территории, ее социально-экономическому и природно-ресурсному потенциалу, как субъекту и

объекту управления.
Потенциал = Ресурсы + Резервы
Потенциал территории. Его составляющиеВ новых условиях хозяйствования возрастает научно-практический интерес к территории, ее социально-экономическому и природно-ресурсному потенциалу,

Слайд 50Ресурсы – денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов.

Это имеющиеся в наличии запасы, средства, использующиеся по необходимости (природные,

производственные ресурсы и прочее).
Резервы – возможное их использование под влиянием изменяющихся условий (в будущем).
Потенциал территории – система взаимосвязанных, взаимообусловленных и взаимодействующих факторов, обеспечивающих эффективное и прогрессивное развитие территории как в современных условиях, так и на будущую перспективу. Это совокупность всех ресурсов территории, как уже вовлеченных в хозяйственный процесс, так и ожидающих своего использования.
Ресурсы – денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов. Это имеющиеся в наличии запасы, средства, использующиеся

Слайд 51Интегральный потенциал территории состоит из ряда частных:
Геополитический – определяется транспортно-географическим

положением региона.
Природный – включает в себя природные ресурсы и природные

условия.
Человеческий – характеризуется численностью экономически активного населения в регионе, состоянием их здоровья, уровнем образования, квалификаций и т.д.
Интегральный потенциал территории состоит из ряда частных:Геополитический – определяется транспортно-географическим положением региона.Природный – включает в себя природные

Слайд 524) производственно-экономический – материально-техническая база региона, включающая в себя :

экспортный, финансовый, научно-технический потенциалы.
5) Управленческий – система средств и методов

управления социально-экономическими процессами в регионе.
Оценка потенциала территории различного уровня – это социальный заказа общества, посредством которого должны быть решена основная цель социально-экономического развития страны.
4) производственно-экономический – материально-техническая база региона, включающая в себя : экспортный, финансовый, научно-технический потенциалы.5) Управленческий – система

Слайд 53Способы количественного выражения потенциала. Разнообразие объектов, субъектов, целей оценки потенциала

территории
Количественная оценка потенциала:
В натуральных единицах
В стоимостном выражении
Интегральный потенциал – сравнительная

оценка (баллы, рейтинг)
(потребительский, трудовой, производственный, инфраструктурный, финансовый, инновационный, институциональный, природно-ресурсный)
4) Комплексный – любым методом с учетом асоциальных факторов (потери от заболеваемости населения, преступности, технических катастроф, увеличение смертности населения).

Способы количественного выражения потенциала. Разнообразие объектов, субъектов, целей оценки потенциала территорииКоличественная оценка потенциала:В натуральных единицахВ стоимостном выраженииИнтегральный

Слайд 54Объекты оценки:
Интегральный потенциал
Отдельные виды частных потенциалов
Различное сочетание частных индексов

Субъекты оценки:
Федеральные

органы власти
Региональные органы власти
Органы местного самоуправления
Инвесторы и прочие

Объекты оценки:Интегральный потенциалОтдельные виды частных потенциаловРазличное сочетание частных индексовСубъекты оценки:Федеральные органы властиРегиональные органы властиОрганы местного самоуправленияИнвесторы и

Слайд 55Цели оценки:
Формирование общей стратегии социально-экономического развития территории;
Разработка программы использования отдельных

видов ресурсов;
Обоснование места вложения капитала и направления развития бизнеса;
Определение мер

по улучшению экологической обстановки;
Обоснование региональной политики в отношении отдельных городов и районов;
Установление платежей за ресурсы территории;
Повышение инвестиционной привлекательности региона;
Привлечение инвесторов и другое.

Цели оценки:Формирование общей стратегии социально-экономического развития территории;Разработка программы использования отдельных видов ресурсов;Обоснование места вложения капитала и направления

Слайд 56Методы оценки потенциала территории
Количественный метод оценки
В натуральных единицах (объем произведенной

промышленной продукции, оборот организаций региона, численность занятых в экономике и

прочее).
В стоимостном выражении (величина основных фондов региона, ВРП, финансовый результат организаций региона, их оборот).
Методы оценки потенциала территорииКоличественный метод оценкиВ натуральных единицах (объем произведенной промышленной продукции, оборот организаций региона, численность занятых

Слайд 57Интегральный потенциал – сравнительная оценка (баллы, ранги, рейтинги). Включает потребительский,

трудовой, производственный, инфраструктурный, финансовый, инновационный, институциональный, природно-ресурсный, долю в общероссийском

потенциале.
Комплексный – потенциал рассчитывается любым методом с учетом асоциальных факторов (потери от заболеваемости населения, преступности, технических катастроф, увеличение смертности населения).


Интегральный потенциал – сравнительная оценка (баллы, ранги, рейтинги). Включает потребительский, трудовой, производственный, инфраструктурный, финансовый, инновационный, институциональный, природно-ресурсный,

Слайд 582. Маркетинговый подход.
Рассматривает территорию как товар, обладающий определенной конкурентоспособность.
Население

Региональные
спрос предложение органы власти

территория как
место для проживания
2. Маркетинговый подход.Рассматривает территорию как товар, обладающий определенной конкурентоспособность.Население

Слайд 59Инвесторы

Региональные
спрос предложение органы власти

территория как
место вложения капитала
Конкурентоспособность региона – его способность выигрывать состязания с другими регионами в создании условий для развития бизнеса и жизнедеятельности населения.
Преимущества:
Низкого уровня – наличие богатых природных ресурсов, дешевая рабочая сила, производственных основных фондов.
Высокого порядка – благоприятный бизнес-климат, научно-техническая база, высоко квалифицированная рабочая сила, высокий потребительский потенциал и т.д.
Инвесторы

Слайд 60Новая парадигма регионального управления
Необходимо создание новой парадигмы регионального управления.
Переход

России к рыночным отношениям, к демократии сопровождается новыми процессами, которые

изменили сложившуюся систему регионов страны.
Новая парадигма регионального управленияНеобходимо создание новой парадигмы регионального управления. Переход России к рыночным отношениям, к демократии сопровождается

Слайд 61Формируется новое геоэкономическое, геополитическое пространство РФ (кон. XVIII – нач.

XIX в., Екатерина II).
Активно в РФ начал развиваться новый урбанизм

(развиваются крупнейшие города, областные центры, развитие инфраструктуры, и т.д.)
Рост конкуренции на всех уровнях
Изменение финансово-бюджетных отношений
Стал интенсивно развиваться регионализм: регионы самостоятельно решают свои проблемы, процессы.
Формируется новое геоэкономическое, геополитическое пространство РФ (кон. XVIII – нач. XIX в., Екатерина II).Активно в РФ начал

Слайд 62Многие регионы стараются сохранить свою самобытность, свою индивидуальность, уникальность (регионализм).
Для

РФ регион – новый процесс, федеральные органы власти боятся усиления

регионов.
«При сильных регионах – слабая Россия» – В.С.Черномырдин (1995г.)
Учитывая, что регионы становятся игроками на мировом рынке
Многие регионы стараются сохранить свою самобытность, свою индивидуальность, уникальность (регионализм).Для РФ регион – новый процесс, федеральные органы

Слайд 63Особенности новой парадигмы регионального управления
Должна базироваться на сущности региональных проблем,

как сложного явления, включающей все особенности региона (экономические, демографические и

прочие)
Проблема – препятствие, барьер.
А) Необходимо уйти от асимметрии развития регионов (1:200);
Б) Большинство регионов РФ – целевые территории, продукция которых неконкурентоспособна. РФ в мировом товарообороте занимает 1%;
Особенности новой парадигмы регионального управленияДолжна базироваться на сущности региональных проблем, как сложного явления, включающей все особенности региона

Слайд 64В) Наполнение регионов населением, человеческим потенциалом.
Впервые за столетие восточные регионы

теряют свое население (начиная с 1990-х гг. – отрицательные миграции

в миллионном выражении);
Г) Региональные проблемы невозможно решить раз и навсегда.
В) Наполнение регионов населением, человеческим потенциалом.Впервые за столетие восточные регионы теряют свое население (начиная с 1990-х гг.

Слайд 652. Объектом управления являются сложные системы – субъекты РФ, федеральные

округа, экономические районы
А) Каждый регион должен быть способен к собственному

развитию, мог адаптироваться к изменяющимся условиям.
Б) В этих регионах должен быть завершен воспроизводственный цикл (от сырья до готовой продукции), особенно связанный с обслуживанием населения (народонаселение: рождение – работа – семья – уход…) и также пищевая и любая отрасли.
В) Между тем, должно учитываться воздействие внешней среды: мирового окружения, мировых процессов.
2. Объектом управления являются сложные системы – субъекты РФ, федеральные округа, экономические районыА) Каждый регион должен быть

Слайд 663. В теории развития регионов преобладала концепция квази-государство, т.е. каждый

регион развивался как мог и выполнял по отношению к жителям

политику фатернализма (отцовства).
Сегодня на смену этой концепции приходит концепция «регион-квазикорпорация».
Регион как корпорация должен обеспечивать себя и своих жителей «по заслугам»: если заработал, то живи, а если не заработал, то работай дальше. Никто тебе ничего не даст.
3. В теории развития регионов преобладала концепция квази-государство, т.е. каждый регион развивался как мог и выполнял по

Слайд 674. Управление регионами должно основываться на системном подходе (принципе):

совмещать принципы преемственности и инновации;
сохранять разные формы собственности;
четко разграничить полномочия

федеральных, региональных и муниципальных органов власти.
5. В настоящее время управление регионами осуществляется сверху-вниз: Федерация - Федеральный округ - субъект Федерации.
Сверху-вниз идут и финансовые потоки. Требуется новый процесс региональной политики, не только сверху-вниз, но и снизу-вверх.
4. Управление регионами должно основываться на системном подходе (принципе): – совмещать принципы преемственности и инновации;сохранять разные формы

Слайд 686. Проблема управления регионами должна рассматриваться в рамках взаимодействия регионов

с МСУ. Сегодня МСУ рассматривается изолированно, либо на принципах межбюджетных

отношений.
Регионы и МСУ могут найти стык интересов в развитии малого бизнеса, благоустройства (озеленения и т.д.).
7. Курс на повышении самостоятельности регионов, на решение местных задач предполагает развитие горизонтальных связей (субъект - субъект). Должны усиливаться эти связи каждый год.
6. Проблема управления регионами должна рассматриваться в рамках взаимодействия регионов с МСУ. Сегодня МСУ рассматривается изолированно, либо

Слайд 698. Глобальные тенденции и новое положение России (геополитическое и геоэкономическое).
Нужно

развивать в стране крупные экономические районы, чтобы выдерживать конкуренцию, решать

крупные задачи.
Яркий пример – Европа. Проект «Европа регионов» – Европейский Союз (300 регионов).
9. Регион – квазикорпорация, поэтому нужно применять к ним инструменты корпоративного управления – маркетинг, диагностика, аудит, планирование, стратегия и т.д., нацеленных на успех.
8. Глобальные тенденции и новое положение России (геополитическое и геоэкономическое).Нужно развивать в стране крупные экономические районы, чтобы

Слайд 7010. Регион как сложная система, им нельзя управлять механически, как

машиной, прямым воздействием.
Многими процессами вообще не надо управлять, т.к.

происходит саморегуляция.
Эти процессы просто нужно отслеживать.
Управлять нужно только теми сферами, которые поддаются прямому воздействию.
Федерация – субъект Федерации.
Орган власти МСУ – органы власти субъекта.
Между отдельными властными структурами и субъектами хозяйствования (фирм, корпораций).
10. Регион как сложная система, им нельзя управлять механически, как машиной, прямым воздействием. Многими процессами вообще не

Слайд 71Основные принципы современного регионального управления
Любое управление, в том числе и

региональное основывается на определенных принципах.
Принцип – первый, основа, исходное положение,

мировоззрение (лат.).
1) Принцип децентрализации

Сегодня «маятник» отклонен в сторону децентрализации. Многие полномочия передаются на уровень МСУ. Но губернаторов назначают – централизация.

Основные принципы современного регионального управленияЛюбое управление, в том числе и региональное основывается на определенных принципах.Принцип – первый,

Слайд 722) Принцип поляризованного, сфокусированного развития региональной экономики.
Во время советской власти

действовал антипод – равномерное, плановое развитие всей страны.
Это приводило к

выкачке из регионов ресурсов, поэтому не было стимулов работать ни территориям-донорам (у них всё отбирали), ни территориями-акцепторам (они ждали, когда им дадут).
Сегодня должны развиваться регионы-локомотивы, не нужно сдерживать их развитие. Бедные территории должны получать дотации из федерального бюджета (преференции).
2) Принцип поляризованного, сфокусированного развития региональной экономики.Во время советской власти действовал антипод – равномерное, плановое развитие всей

Слайд 733) Принцип партнерства и сотрудничества.
Предполагает, что регионы между собой

должны не только конкурировать, сотрудничать, но и партнерствовать.
Партнерство – все

субъекты равны между собой.
4) Принцип субсидиарности.
Субсидиарность – дополнительный, резервный, вспомогательный (лат.), т.е. полномочия между государством и регионами должны быть построены так, чтобы каждый из этих уровней, которые ему под силу.
Если регион берет дополнительные функции лучше, чем государство, то государство должно ему эти функции передать, но также обязательно должны быть отданы финансовые средства на реализацию этих функций.
3) Принцип партнерства и сотрудничества. Предполагает, что регионы между собой должны не только конкурировать, сотрудничать, но и

Слайд 745) Принцип комплиментарности.
Конплиментум – дополнение к тому признаку, который уже

есть (лат.).
Должны быть согласованы при управлении и интересы региона, и

интересы государства.
Государство должно поддерживать, хвалить слабые регионы, для того, чтобы вдохновить их действовать дальше. Также нужно хвалить регионы-локомотивы, передовиков и т.д.
6) Принцип адаптации системы управления регионами к условиям внешней среды, её вызовам.
Альфрен Тоенби – вызовы внешней среды = активные действия, агрессия и адаптация должны быть до определенного предела.

5) Принцип комплиментарности.Конплиментум – дополнение к тому признаку, который уже есть (лат.).Должны быть согласованы при управлении и

Слайд 757) Принцип дирижизма (дирижер).
В качестве дирижера должно быть государство при

региональном управлении.
Государство должно быть не надсмотрщиком, не полицейским, а дирижером.


Все

эти принципы являются основой новой парадигмы регионального управления.
7) Принцип дирижизма (дирижер).В качестве дирижера должно быть государство при региональном управлении.Государство должно быть не надсмотрщиком, не

Слайд 76Основные задачи регионального управления
Для решения основной цели управления регионами (повышение

качества жизни населения) необходимо решить несколько задач:
Совершенствование специализации регионов в

соответствии с национальными, мировыми интересами;
Трансформация хозяйства региона с учетом развития экономической, социальной, демографической, экологической, этнической, культурной, природо-охранной и других составляющих;
Анализ прогнозирования развития регионов;

Основные задачи регионального управленияДля решения основной цели управления регионами (повышение качества жизни населения) необходимо решить несколько задач:Совершенствование

Слайд 774) Обеспечение расширенного воспроизводства. Не только материального, но и с

учетом жизни населения;
5) Оптимизация финансовых потоков (80% - Москва, 7%

- Санкт-Петербург, менее 1% - Екатеринбург);
6) Обеспечение экологической безопасности в регионе;
7) Формирование структурной, научно-технической, институциональной и т.д. политики и инфраструктуры регионов.
4) Обеспечение расширенного воспроизводства. Не только материального, но и с учетом жизни населения;5) Оптимизация финансовых потоков (80%

Слайд 78Методы регионального управления
В научной литературе по-разному трактуются методы управления регионами.

Но вывод один:
Под управлением регионами понимаются способы приема, анализа и

оценки ситуации. Использование различных правовых, организационных и иных форм воздействия на сознание и поведение людей с целью достижения каких-либо задач.

Методы регионального управленияВ научной литературе по-разному трактуются методы управления регионами. Но вывод один:Под управлением регионами понимаются способы

Слайд 79Особенности методов в том, что:
Они применяются по поручению государства;
Учитывая, что

регион – сложная система, поэтому и управление регионом – сложная

система с разнообразными методами.

Особенности методов в том, что:Они применяются по поручению государства;Учитывая, что регион – сложная система, поэтому и управление

Слайд 80На основе анализа научной литературы, в составе управления регионами можно

выделить несколько классов, типов:
По характеру воздействия на рыночные процессы: формы

управления: прямые или косвенные.
По широте воздействия: Селективные (выборочные) и Общеэкономические
По каналам воздействия:
Экономические
Административные
Морально-этические
Социально-политические
По формам реализации методов:
Налоговые 2. Бюджетные
3. Денежные и кредитные 4. Ценовые
5. Антимонопольные 6. Внешнеэкономические
7. Институциональные
На основе анализа научной литературы, в составе управления регионами можно выделить несколько классов, типов:По характеру воздействия на

Слайд 81По характеру воздействия:
1.1 Прямые формы (обязательные):
Разработка проектов, планов, программ;
Бюджетное

финансирование;
Размещение на предприятиях госзаказов;
Представление субвенций для отдельных предприятий, работающих в

сложных условиях;
Осуществление национализации предприятий;
1.2 Косвенные формы:
Создание условий для привлечения из других регионов и из-за рубежа инвестиций для развития программ регионов;
Предоставление налоговых льгот предприятиям, учреждениям, выполняющим социальные функции;
Регулирование цен на продукцию госсектора, предприятий-монополистов, социально-значимые товары.
По характеру воздействия:1.1 Прямые формы (обязательные): Разработка проектов, планов, программ;Бюджетное финансирование;Размещение на предприятиях госзаказов;Представление субвенций для отдельных

Слайд 822. По широте воздействия:
2.1 Общеэкономические – воздействуют на процессы в

регионе, хозяйствующих субъектов для их адаптации в регионе:
Бюджетные;
Финансовые;
Ценовые;
Кредитные;
2.2 Селективные –

избирательные.
2. По широте воздействия:	2.1 Общеэкономические – воздействуют на процессы в регионе, хозяйствующих субъектов для их адаптации в

Слайд 833. По каналам воздействия
3.1 Административные – решающая роль сегодня (прямое

управление) базируется на отношениях власти и подчинения (субординациями). Регион наделен

полномочиями, осуществляющими воздействие с целью решения каких-либо задач.
Если административное воздействие на субъект будет слабое – регион будет развиваться слабо.
3. По каналам воздействия3.1 Административные – решающая роль сегодня (прямое управление) базируется на отношениях власти и подчинения

Слайд 84Утверждение перечня объектов региональной собственности и создание перечня мероприятий по

их эффективному развитию;
Установление порядка и условий создания или приобретения объектов

инфраструктуры, размещенных на территории региона;
Установление правил лицензирования, сроков на их получение;
Установление правил пользования природными ресурсами;
Установление нормативов (санитарных, строительным, экологических и т.д.);
Утверждение перечня объектов региональной собственности и создание перечня мероприятий по их эффективному развитию;Установление порядка и условий создания

Слайд 85Установление порядка предоставления и изъятия земельных участков;
Определение порядка государственной регистрации

предприятий разных форм собственности;
Прямое участие государственных органов власти в работе

предприятий региональной формы собственности;
Участие региона в формировании спроса на отдельные виды товаров;
Установление порядка предоставления и изъятия земельных участков;Определение порядка государственной регистрации предприятий разных форм собственности;Прямое участие государственных органов

Слайд 863.2 Экономические
В рыночной экономике играют решающую роль (косвенное управление):
Регулирование цен

и тарифов на определенные виды товаров и услуг;
Стимулирование выпуска отдельных

товаров и услуг путем предоставления льгот, дотаций на оплату продукта, снижение процентных ставок, создание страховых фондов, не облагаемых налогами;
3.2 ЭкономическиеВ рыночной экономике играют решающую роль (косвенное управление):Регулирование цен и тарифов на определенные виды товаров и

Слайд 87Стимулирование привлечения инвестиций:
Гарантии предпринимателю при получении кредита
Льготы на аренду помещения

(убрать арендную плату)
Доступ к государственным патентам, другой информации
- Стимулирование производства

отдельных видов продуктов на территории (повышение/снижение цен).
Стимулирование привлечения инвестиций:Гарантии предпринимателю при получении кредитаЛьготы на аренду помещения (убрать арендную плату)Доступ к государственным патентам, другой

Слайд 88Одним из методов экономического управления является индикативное планирование: программы, планы,

проекты, схемы, стратегии, концепции и т.д.
В стратеги - основные отрасли,

ведущие направления.
Планы – все отрасли.
Одним из методов экономического управления является индикативное планирование: программы, планы, проекты, схемы, стратегии, концепции и т.д.В стратеги

Слайд 893.3 Морально-этические методы регионального управления
Основываются на достоинстве, чести и совести

человек. Приобретает всё большее значение.
Половина нашей экономики – теневая.

3.3 Морально-этические методы регионального управленияОсновываются на достоинстве, чести и совести человек. Приобретает всё большее значение.Половина нашей экономики

Слайд 90Государственная региональная экономическая политика в РФ: суть и виды
Региональная политика

государства – сфера деятельности по управлению экономическим, социальным, экологическим развитием

страны в пространственном региональном аспекте и отражении взаимоотношений между государством и регионами, а также регионами между собой.
Государственная региональная экономическая политика в РФ: суть и видыРегиональная политика государства – сфера деятельности по управлению экономическим,

Слайд 91Виды региональной политики
По степени осознанности:
А) осознанная;
Б) полуосознанная – нет в

целом региональной политики, но есть отдельные направления;
В) неосознанная;
2. По сфере

и методам:
А) экономическая Д)экистическая(поселенческая)
Б) финансовая Е) экологическая
В) социальная Ж) научно - техническая
Г) демографическая
Виды региональной политикиПо степени осознанности:А) осознанная;Б) полуосознанная – нет в целом региональной политики, но есть отдельные направления;В)

Слайд 923. По целям:
* Выравнивания уровней развития регионов (Дж. Кейнс);
* Максимальное

использование местных ресурсов;
4. По механизму:
Проблемная;
Автоматическая;
Целевая;

3. По целям:* Выравнивания уровней развития регионов (Дж. Кейнс);* Максимальное использование местных ресурсов;4. По механизму:Проблемная;Автоматическая;Целевая;

Слайд 935. По средствам:
А) финансовая;
Б) административная;
В) инфраструктурная;

6. По адресату:
А) региональным властям;
Б)

организациям;
В) физическим лицам;

5. По средствам:А) финансовая;Б) административная;В) инфраструктурная;6. По адресату:А) региональным властям;Б) организациям;В) физическим лицам;

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика