Слайд 1Управление здравоохранением. Номенклатура учреждений здравоохранения
Доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения
И.В. Березовский
Слайд 2Структура Федеральных органов власти
Первый блок. Федеральные министерства, службы и агенства,
руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ: Министерство внутренних дел, Министерство
иностранных дел …
Второй блок. Федеральные министерства в ведении Правительства РФ:
Министерство здравоохранения и социального развития
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения
Третий блок. Федеральные органы исполнительной власти (службы), находящиеся в ведении правительства РФ: антимонопольная служба…
Слайд 3Системный анализ здравоохранения
Представляет собой сложную открытую динамическую систему, для
которой характерно:
наличие управляющей и управляемой подсистем;
сложная, иерархическая многоуровневая структура;
наличие многочисленных
вертикальных и горизонтальных связей между элементами;
целенаправленность и управляемость;
способность хранить, преобразовывать и передавать информацию.
Слайд 4Особенностью всех органов здравоохранения является их двойственная подчиненность:
Схема подчиненности органов
здравоохранения Российской Федерации:
МЗ и социальногоразвития РФ Правительство РФ
ДЗ
Администрация края
УЗ Администрация города
ЦРБ Администрация района
Слайд 5Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Постановление Правительства
РФ №321 от 30 июня 2004 г. "Об утверждении Положения
о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации"
Слайд 6Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (структура)
Министр здравоохранения
и
социального развития РФ
5 Заместителей министра
Аппарат
министра
(помощники
и советники)
Центральный аппарат
(20
департаментов)
Службы,
Агентства,
Фонды
Коллегия
Общественный совет
Научный совет
Главные специалисты
Слайд 7Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Министр здравоохранения и социального
развития РФ :
Голикова
Татьяна
Алексеевна
Доктор экономических наук
Заслуженный экономист
Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации № 737 от 12 мая 2008 г. назначена Министром здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Слайд 8Заместители министра здравоохранения и социального развития
Воронин Юрий
Викторович
Топилин Максим
Анатольевич
Скворцова Вероника Игоревна
Сафонов Александр
Львович
Белов Владимир
Cергеевич
Слайд 9МЗ и социального развития РФ
Центральный аппарат:
Департамент анализа и прогноза
развития здравоохранения и социально-трудовой сферы
Департамент высокотехнологичной медицинской помощи
Департамент государственной службы
Департамент
занятости и трудовой миграции
Департамент заработной платы, охраны труда и социального партнерства
Департамент имущественного комплекса
Департамент информатизации
Департамент международного сотрудничества
Департамент науки, образования и кадровой политики
Департамент организации медицинской помощи и развития здравоохранения
Департамент охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия человека
Департамент развития медицинского страхования
Департамент развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения
Департамент развития социального страхования и государственного обеспечения
Департамент развития фармацевтического рынка и рынка медицинской техники
Департамент социальной защиты
Департамент управления делами
Департамент учетной политики и контроля
Правовой Департамент
Финансовый департамент
Слайд 10МЗ и социального развития РФ
службы,агентства, фонды
Федеральная служба по надзору в
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)
Федеральная служба
по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор)
Федеральная служба по труду и занятости (Роструд)
Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России)
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР)
Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС)
Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС)
Слайд 12Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Направления деятельности:
Социальное развитие
Здравоохранение
Пенсионное обеспечение
Трудовые отношения
Слайд 13Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции:
организации медицинской профилактики,
Организации медицинской помощи и медицинской
реабилитации,
регулирование фармацевтической деятельности,
контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств,
обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, уровня жизни и доходов населения,
формирование демографической политики,
Слайд 14Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции:
медико-санитарное обеспечение работников отдельных отраслей экономики с
особо опасными условиями труда,
медико-биологическая оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы,
организация курортного дела,
организация и контроль оплаты труда,
Слайд 15Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции:
пенсионное обеспечение,
социальное страхование, условий и охраны:
труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции…
социальная защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей.
Слайд 16Переданы функции Федерального агентства:
Проводить в установленном порядке конкурсы и
заключает государственные контракты
Осуществлять полномочия собственника в отношении федерального имущества
организует
деятельность:
Государственных служб Всероссийского центра медицины катастроф
По профессиональной переподготовке, повышению квалификации медицинских и других работников
Выполняет функции государственного заказчика
Слайд 17Основные полномочия Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и
социального развития (по постановлению правительства РФ от 30.06.04 г. №
323). Она осуществляет:
надзор за:
фармацевтической деятельностью
соблюдением государственных стандартов, технических условий на продукцию медицинского назначения
контроль за:
порядком производства медицинской экспертизы
производством, изготовлением, качеством, эффективностью, безопасностью, оборотом и порядком использования лекарственных средств и изделий медицинского назначения
соблюдением стандартов качества медицинской помощи
Слайд 18Основные полномочия Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и
социального развития (по постановлению правительства РФ от 30.06.04 г. №
323). Она осуществляет:
Организует: проведение экспертизы качества, эффективности и безопасности лекарственных средств
Выдает:
лицензии на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности
разрешения на применение новых медицинских технологий
разрешения ввоз и вывоз лекарственных средств
заключение о соответствии организации производства лекарственных средств требованиям законодательства
Слайд 19Основные полномочия Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и
социального развития (по постановлению правительства РФ от 30.06.04 г. №
323). Она осуществляет:
Регистрирует предельные отпускные цены
Ведет государственный реестр лекарственных средств и цен
Осуществляет в установленном порядке проверку деятельности организаций здравоохранения и аптечных учреждений
Слайд 20Министерство здравоохранения Тверской области
1997 год - отдел здравоохранения администрации Тверской
области получил статус департамента здравоохранения Администрации Тверской области.
2002 год -
переименован Департамент здравоохранения Администрации Тверской области в Департамент здравоохранения Тверской области.
2011 – переименован в Министерство здравоохранения Тверской области
Слайд 21 Министерство здравоохранения входит в состав правительства Тверской области,
проводя-щим на территории Тверской области государственную политику и отраслевое регулирование
в области охраны здоровья населения и координирующий, в пределах своих полномочий, деятельность органов и учреждений здравоохранения Тверской области.
Слайд 22Структура министерства Тверской области
Министр здравоохранения
Зам. министра
Зам. министра
Зам. министра
Первый заместитель
министра
Слайд 23Министр здравоохранения
Тверской области
Жидкова Елена Владимировна
Закончила ТГМА два высших образования.
Работала в должности заместителя начальника департамента здравоохранения.
Слайд 24Основными задачами Министерства являются:
2.1. Разработка и реализация государственной политики РФ
в области охраны здоровья граждан.
2.2. Реализация федеральных программ по развитию
здравоохранения, разработка и реализация региональных целевых программ в области охраны здоровья граждан.
2.3. Развитие и совершенствование сети учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения.
2.4. Материально - техническое обеспечение государственных учреждений здравоохранения.
2.5. Организация работы, направленной на внедрение здорового образа жизни населения.
2.6. Разработка и контроль за соблюдением стандартов качества медицинской помощи.
2.7. Формирование Программы государственных гарантий по оказанию бесплатной медицинской помощи населению Тверской области.
2.8. Реализация мер, направленных на оказание медицинской помощи населению при чрезвычайных ситуациях.
2.9. Организация и координация деятельности по подготовке кадров для учреждений здравоохранения.
2.10. Охрана семьи, материнства и детства, санитарно - гигиеническое образование населения.
2.11. Совместная работа с органами санитарно - эпидемиологического надзора на территории Тверской области.
2.12. Представление экономического обоснования потребностей отрасли здравоохранения в финансовых и материально - технических ресурсах при формировании областного бюджета.
2.12. Международное сотрудничество в области охраны здоровья граждан.
Слайд 25ЕДИНАЯ НОМЕНКЛАТУРА
государственных и муниципальных учреждений здравоохранения
1. Лечебно-профилактические учреждения.
1.1. Больничные
учреждения:
1.1.1. Больницы, в том числе: участковая; районная; городская; детская городская;
городская скорой медицинской помощи; центральная (городская, тральная, окружная, районная); областная; детская областная; на железнодорожном транспорте (центральная, дорожная, отделенческая, узловая, линейная)
Слайд 26ЕДИНАЯ НОМЕНКЛАТУРА
государственных и муниципальных учреждений здравоохранения
1.1.2. Специализированные больницы, в
том числе: восстановительного лечения; гинекологическая; гериатрическая; детская инфекционная; детская восстановительного
лечения; детская психиатрическая; детская туберкулезная; инфекционная; наркологическая; онкологическая; офтальмологическая; детская психоневрологическая; психоневрологическая; психиатрическая; туберкулезная
Слайд 27ЕДИНАЯ НОМЕНКЛАТУРА
государственных и муниципальных учреждений здравоохранения
1.1.3. Госпиталь (всех наименований)
1.1.4.
Медико-санитарная часть, в том числе центральная
1.1.5. Дом сестринского ухода
1.1.6. Хоспис
1.1.7.
Лепрозорий
1.2. Клиники
Слайд 28ЕДИНАЯ НОМЕНКЛАТУРА
государственных и муниципальных учреждений здравоохранения
1.3. Диспансеры: врачебно-физкультурный; кардиологический;
кожно-венерологический; маммологический; наркологический; онкологический; офтальмологический; противотуберкулезный; психоневрологический; эндокринологический
Слайд 29ЕДИНАЯ НОМЕНКЛАТУРА
государственных и муниципальных учреждений здравоохранения
1.4. Амбулаторно-поликлинические учреждения
1.4.1. Амбулатория
1.4.2.
Поликлиники, в том числе: городская; детская городская; стоматологическая; детская стоматологическая;
консультативно-диагностическая; психотерапевтическая; физиотерапевтическая; центральная районная; на железнодорожном транспорте и д.р.
Слайд 30ЕДИНАЯ НОМЕНКЛАТУРА
государственных и муниципальных учреждений здравоохранения
1.5. Центры: восстановительной терапии
для воинов-интернационалистов; восстановительной медицины и реабилитации; гериатрический; диабетологический; наркологический реабилитационный;
профессиональной патологии; по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями; общей врачебной (семейной) практики; консультативно-диагностический; реабилитации слуха; лечебной физкультуры и спортивной медицины; амбулаторного диализа; мануальной терапии; и д.р.
Слайд 31ЕДИНАЯ НОМЕНКЛАТУРА
государственных и муниципальных учреждений здравоохранения
1.6. Учреждения скорой медицинской
помощи и учреждения переливания крови
1.6.1. Станция скорой медицинской помощи
1.6.2. Станции
скорой и неотложной медицинской помощи
1.6.3. Станция переливания крови
1.6.4. Центр крови
Слайд 32ЕДИНАЯ НОМЕНКЛАТУРА
государственных и муниципальных учреждений здравоохранения
1.7. Учреждения охраны материнства
и детства
1.7.1. Перинатальный центр
1.7.2. Родильный дом
1.7.3. Женская консультация
1.7.4. Центр планирования
семьи и репродукции
1.7.5. Центр охраны материнства и детства
1.7.6. Российский реабилитационный центр "Детство" (Минздрава России)
1.7.7. Дом ребенка
1.7.8. Дом ребенка специализированный:
Слайд 33ЕДИНАЯ НОМЕНКЛАТУРА
государственных и муниципальных учреждений здравоохранения
1.8. Санаторно-курортные учреждения
1.8.1. Бальнеологическая
лечебница
1.8.2. Грязелечебница
1.8.3. Детский санаторий
1.8.4. Курортная поликлиника
1.8.5. Санаторий
1.8.6. Курорт
1.8.7. Санаторий для
детей с родителями
1.8.8. Санаторий-профилакторий
Слайд 34ЕДИНАЯ НОМЕНКЛАТУРА
государственных и муниципальных учреждений здравоохранения
2. Учреждения здравоохранения особого
типа
2.1. Центры: медицинской профилактики; медицины катастроф
2.2. Бюро: медицинской статистики;
судебно-медицинской экспертизы
2.3. Контрольно-аналитическая лаборатория
2.4. Военно-врачебная комиссия
2.5. Бактериологическая лаборатория по диагностике туберкулеза (центральная, межрегиональная, региональная)
Слайд 35ЕДИНАЯ НОМЕНКЛАТУРА
государственных и муниципальных учреждений здравоохранения
3. Учреждения здравоохранения по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
4.
Аптечные учреждения
Слайд 36Менеджмент
Наука “управления” (менеджмент) возникла на рубеже 20 века. Ее
рассматривают как комплексную междисциплинарную науку о закономерностях, методологии, принципах и
технологии управления
Слайд 37Три группы методов управления
1.Организационно-распорядительные (законодательная власть).Сюда относится издание
постановлений, положений, рекомендаций, инструкций, приказов и т.д.
Слайд 38Три группы методов управления
2. Социально-психологические (воспитательные). Это совокупность
средств воздействия на коллектив. Создание мотивации (заинтерисованности) работников к труду.
Формирование сознательной дисциплины, благоприятного психологического климата в коллективе. Это обеспечивает высокий конечный результат.
Слайд 39Три группы методов управления
3. Экономико-математический метод. Включает экономический
анализ и синтез, экономические расчеты, статистический метод.
Суть- показать выгодность
работать хорошо.
Чем лучше результаты работы, тем более высокая оплата труда. Должен быть налажен правильный учет работы и ее анализ с помощью статистических и других методик.
Слайд 40Уровни управления в здравоохранении (по Ю.П.Лисицину)
Стратегический
1.МЗ РФ
2.ДЗО субъектов РФ
(содержащий общие основные установки важные для подготовки и осуществления чего-либо)
Стратегия – искусство планирования руководства основанного на правильных и далеко идущих прогнозах.
Слайд 41Уровни управления в здравоохранении (по Ю.П.Лисицину)
2. Тактический
Муниципальные органы здравоохранения
(приемы и способы достижения какой-либо цели)
3. Оперативный
Учреждения здравоохранения, отдельные главные специалисты
(непосредственно, практически осуществляющий что-либо, способный быстро, вовремя исправить или направить ход дел)
Слайд 42Уровни управления в здравоохранении
Пример:
=> Национальный проект
«ЗДОРОВЬЕ»
=> общая врачебная практика (что делать с
существующими учреждениями, подготовка кадров, финансовое обеспечение, оборудование оснащение)
=> при обслуживании пациентов, осуществление преемственности с учреждениями родовспоможения, детства, госпитальными базами и т.д.)
Слайд 43Управленческий цикл
Понятие: Логическое развитие управленческого процесса по определенным последовательным этапам.
1
этап:Анализ сложившейся ситуации на основе внешней и внутренней информации
Следовательно, информация
необходима:
Для анализа настоящего состояния управляемой системы
Разработки перспектив развития.
Разработка управленческих решений
Контроль исполнения принятых решений
Слайд 44
Второй этап: Принятие управленческого решения и планирование мероприятий
по его выполнению
Управленческое решение – директивный акт обязательный
для исполнения, выполняющий функции:
направляющую
координирующую и согласовывающую
стимулирующая
Слайд 45
3 этап
Осуществление принятого решения путем упорядочения сил и средств
доведения принятого
решения до исполнителя
корректировка в конкретной ситуации
разделение труда
кооперация
Слайд 46
4 этап
Контроль.
Этапы:
установление желаемого результата исполнения;
изучение фактических результатов;
сравнение и оценка
полученных результатов с запланированными
выработка корректирующих воздействий
Цель контроля: осуществление обратной связи
между объектом и субъектом управления.