Слайд 3Тема занятия: «Общее устройство системы электрооборудования. Источники электрической энергии»
Слайд 4Изучаемые вопросы:
1.Назначение, общее устройство, техническая характеристика системы электрооборудования. Функциональная схема
системы электрооборудования.
2.Источники электрической энергии в танке, их соединение и место
установки в танке. Требования к стартерным аккумуляторным батареям и условия работы.
3.Назначение, техническая характеристика, общее устройство, и работа аккумуляторных батарей, схема их соединения и включения в бортовую сеть.
4. Общие правила эксплуатации стартерных аккумуляторных батарей. Особенности эксплуатации батарей в зимних и летних условиях. Особенности устройства источников электрической энергии других танков.
Цели занятия:
Изучить назначение и общее устройство приборов и узлов системы электрооборудования.
Ознакомиться с размещением и креплением приборов электрооборудования.
Слайд 5Система электрооборудования предназначена для производства, распределения и передачи электроэнергии к
потребителям с заданными параметрами качества.
ВОПРОС №1
Назначение, характеристика,
общее устройство системы
электрооборудования.
Источники электрической энергии в танке,
их соединение и место установки.
Особенности устройства источников энергии
других образцов БТВТ
Совокупность различных электрических машин, приборов и аппаратов, объединенных общей электрической сетью, составляет единую систему – систему электрооборудования.
Слайд 7стартерные аккумуляторные батареи марки 12СТ-85Р или 6СТЭН-140М
стартер-генератор СГ-10-1С (работающий в
генераторном режиме).
К источникам относятся:
Слайд 8К потребителям относятся:
А) приборы комплекса вооружения
Б) стартер-генератор СГ-10-1С, работающий в
стартерном режиме
Слайд 9В) электродвигатели: нагнетателя, котла подогревателя;
БЦН-1,
МЗН -двигателя; МЗН - буксира;
водооткачивающего насоса ОПВТ
Слайд 11Д) радиостанция и переговорное устройство
Е) приборы ночного видения
Слайд 12Ж) система коллективной защиты
З) приборы освещения и сигнализации
Слайд 13А) вращающееся контактное устройство ВКУ-300-1
К вспомогательным приборам относятся:
Предназначено для питания
потребителей, находящихся во вращающейся башне танка, а также аппаратов внутренней
связи и сигнализации, расположенные в корпусе и башне.
1 – поводок;
2 – штуцер отвода сжатого воздуха в башню танка;
3 – подвижная часть;
4 – неподвижная часть;
5 – штуцер забора сжатого воздуха из корпуса танка
Слайд 14Б) распределительные щитки (блок защиты аккумуляторов (БЗА) щит КИП механика-водителя,
правый распределительный щиток, левый распределительный щиток
Слайд 15В) выключатели, переключатели, контакты, кнопки,
блокирующее устройство избирателя передач,
устройство
защиты двигателя от пуска в обратную сторону
Г) автоматы защиты сети
АЗР, предохранители,
колодки, разъемы.
Слайд 16К контрольно - измерительным приборам (КИП) относятся:
А) ВА – 540
- вольтамперметр (для измерения
зарядного тока и напряжения)
Б) ТУЭ
– 48Т - термометр (для измерения
температуры охлаждающей жидкости и масла)
Слайд 17В) ТЭМ-15, ЭДМУ – 6Н - манометры (для измерения
давления
масла в системе смазки двигателя и системе
смазки силовой передачи)
Г)
ТЭ- 4В - тахометр (для измерения
частоты вращения коленчатого вала двигателя танка)
Слайд 18Д) 228 – ЧП - 110 - счетчик моточасов
(для
отсчета времени работы двигателя машины)
Е) СП - 110 - спидометр
(для измерения скорости
машины и отсчета пройденного пути)
Ж) ТМУ- 23 - топливомер (для измерения объёма топлива в левом переднем баке и баке стеллаже)
Слайд 191 металлическая оплетка; 2 полистирол-виниловая изоляция;
3
медная жила
Электрическая бортовая сеть:
В машине принята децентрализованная однопроводная схема, в
качестве минусового провода используется корпус танка (за исключением цепей дежурного освещения, насоса ОПВТ, аварийных розеток, выполненных по 2-х проводной схеме).
Монтаж бортовой сети выполнен проводами марок, типа БПВЛЗ (провод с бумажной полистирилвиниловой изоляцией лакированный экранированный) или проводом марки МГШВЭ (провод монтажный, гибкий, с шелковой оплеткой, с поливинилхлоридной изоляцией, экранированный), сечением от 0.35 мм² в слаботочных цепях управления, до 95мм² в цепях аккумуляторных батарей и стартера.
Напряжение бортовой сети:
- при неработающем двигателе - 22- 24В,
- при работающем двигателе - 26,5- 28,5В.
Слайд 20Функциональная электрическая схема
Слайд 21Автомат защиты типа АЗР представляет собой выключатель, объединенный с автоматическим
тепловым предохранителем
АЗС (I = 2- 50A)
АЗР (I = 6 -150A)
Чувствительным
элементом автоматов защиты является биметаллическая пластина, по которой проходит ток защищаемой цепи. Если ток больше допустимого, пластина прогибается, нажимает на узел расцепления и отключает цепь.
Кинематическая схема автомата типа АЗС :
1 – рычаг включения с пружиной; 2 – фиксатор; 3 – зуб пластмассовой каретки; 4 – зуб биметаллической пластинки; 5 – биметаллическая пластинка; 6 – пружина; 7 – неподвижный контакт; 8 – подвижный контакт;9 – регулировочный винт
Кинематическая схема автомата типа АЗР :
1 – рычаг включения; 2 – неподвижные контакты;
3 – подвижные контакты; 4 – биметаллическая пластинка; 5 – пружина подвижных контактов; 6 – регулировочный винт; 7 – запорный рычаг; 8 – рычаг запирающего механизма; 9 – рычаг; 10 – пружина
Выключатель батарей :
1– шток; 2 – защёлка;
3 – главные контакты; 4 – неподвижные
контакты; 5 – искрогаситель; 6 – корпус; 7 – возвратная пружина;
8 – рукоятка; 9 – контактный болт; 10 – соединительная шина;
11 – неподвижный контакт, изолированный от массы; 12 – стяжной болт; 13 – соединительная шина главных контактов
выключенно
включено
Слайд 23 Штепсельные разъемы
ШР32П10ЭШ1
2. ШРГ32У10НГ1
ШР - штепсельный разъем; Г – герметичный;
32 – диаметр разъема;
П – прямой; У - угловой;
10 - число линий соединений;
Э - экранированный; Н - неэкранированный
Ш - штекер; Г - гнездо;
Цифра (1) - взаимное расположение контактных групп
Слайд 241 – гнезда; 2,4 – кольца; 3 ,8 – корпуса;
5 – штыри;
6, 10 – гайки; 7, 9 –
вкладыши
Слайд 25 Внутри корпуса танка Т-72Б1 устанавливаются 4 АБ в специальном
стеллаже в отделении управления слева от сидения механика – водителя.
Генератор и АБ соединены последовательно и образуют зарядную цепь.
ВОПРОС №2
Источники электрической энергии в танке, их соединение
и место установки в танке. Требования к стартерным
аккумуляторным батареям и условия работы
Аккумуляторные батареи, установленные в танке работают в сложных технических условиях. Они испытывают повышенную вибрацию, значительный перепад рабочих температур (от +70'С до -35'С и ниже) а также работают в условиях высокой запыленности воздуха. Основные требования к стартерным аккумуляторным батареям - отдача большой величины тока (до 2000 А) нагрузки без значительного снижения напряжения.
Слайд 26Требования, предъявляемые к стартерным аккумуляторным батареям
максимальное рабочее напряжение, которое определяется
величиной ЭДС и количеством последовательно соединённых в батарее аккумуляторов;
минимальное внутреннее
сопротивление (особенно при пониженных температурах);
высокие удельно - мощностные показатели (количество энергии, отдаваемое с единицы массы);
малое падение напряжения в процессе разряда;
большая механическая прочность;
надёжность и простота обслуживания в эксплуатации;
низкая стоимость при массовом производстве.
Слайд 27ВОПРОС №3.
Назначение, техническая характеристика, общее устройство, и работа аккумуляторных батарей,
схема их соединения и включения в бортовую сеть.
Аккумуляторные батареи предназначены
для питания электрической энергией потребителей:
— системы электрического пуска;
— во всех режимах, когда при работающем двигателе генератор не обеспечивает необходимой мощности;
— на стоянке когда двигатель не работает или работает на пониженных частотах вращения.
Слайд 28Технические характеристики
стартерных аккумуляторных батарей
Слайд 30Схема соединения АБ 6СТ-140Р в танке:
Слайд 31Схема соединения АБ 12СТ-85Р в танке:
Слайд 32Электроды
Корпус
Положительный
электрод (PbO2)
Отрицательный
электрод (Pb)
Электролит
Устройство и принцип
действия свинцово-кислотного аккумулятора
1). 6 аккумуляторов;
4). 5 аккумуляторных соединений;
2). 2-х выводных полюсов; 5). Деревянного щитка с крышкой;
3). 2-х ручек; 6). Защитной коробки с болтом; 7). Щитка для крепления защитной коробки.
Устройство аккумуляторной батареи
1
4
2
6
3
5
7
Слайд 3512 – количество последовательно
соединенных аккумуляторов в
батарее.
СТ – стартерная.
С – свинцовая электрохимическая система
85 – номинальная емкость
при 20-часовом
режиме разряда.
Р или М – материал сепаратора .
А – исполнение в ударопрочном пластмассовом моноблоке с общей крышкой.
С – специальное назначение батарей
Слайд 36На поперечном межаккумуляторном соединении маркируется марка батареи, год и месяц
выпуска, номер батареи, товарный знак завода-изготовителя. Выводные зажимы обозначаются знаками
"+" и "- ".
Слайд 372. Полублок положительных электродов (9 штук);
3. Полублок отрицательных электродов (10
штук);
3. Сепаратор (диэлектрик);
4. Бачок;
1. Крышка с пробкой;
6. Предохрани-тельный щиток;
7. Электролит
(водный раствор серной кислоты).
Слайд 38
ВОПРОС № 4
Общие правила эксплуатации стартерных аккумуляторных батарей. Особенности эксплуатации
батарей в зимних и летних условиях. Особенности устройства источников электрической
энергии других танков.
Слайд 39Правила эксплуатации стартерных аккумуляторных батарей.
Содержать батарею в чистоте, периодически удалять
с батареи пыль и грязь, нейтрализовать кислоту, попадающую на поверхность
батареи, прочистить вентиляционные отверстия;
Проверить крепление АБ в гнездах, надежность соединения наконечников проводов с выводными зажимами, очищать их от продуктов коррозии и смазывать после затяжки технологическим вазелином;
Поддерживать нормальный уровень электролита и проверять его плотность;
Наблюдать за зарядным током и проверять напряжение батарей по вольтметру, установленному на щитке механика-водителя;
Не включать стартер более чем на 5сек, и не включать повторно не ранее чем через 10-15 секунд;
Утеплить батареи и принимать меры к их обогреву зимой;
Не допускать разряда батарей более чем на 50% летом и на 25% зимой;
Сдавать разряженные АБ на зарядную станцию для заряда, не допуская хранения их в разряженном состоянии;
Не зависимо от состояния разреженности АБ, заряжать их на зарядной станции не реже одного раза в три месяца;
Проводить КТЦ не реже одного раза в год.
Слайд 40Особенности эксплуатации батарей в зимних и летних условиях
Особенности
эксплуатации батарей в летних условиях.
- степень разреженности батарей не допускать
более чем на 50%, так как при более глубоких разрядах быстрее разрушается активная масса и сокращается срок службы батарей;
- принимать меры по защите батарей от прямых солнечных лучей летом, не допускать повышение температуры электролита выше 45С;
- летом при температуре 25С и выше проверять степень разреженности по плотности электролита один раз в месяц.
Особенности эксплуатации батарей в зимних условиях.
- степень разреженности батарей не допускать более чем на 25%,чтобы не снижать запаса энергии и предотвратить возможность замерзания электролита;
- для уменьшения влияния низких температур на работоспособность АБ принимать меры по утеплению батарей;
- при температуре окружающего воздуха ниже -15С рекомендуется снимать АБ с машин и хранить в АЗС;
- зимой при температуре -10С и ниже проверять степень разреженности по плотности электролита один раз в месяц;
- иметь резервную группу укомплектованную новыми АБ и постоянно содержать в заряженном состоянии в АЗС.
Слайд 41Особенности устройства нового поколения аккумуляторных батарей
6СТ-125АМ, 6СТ-132АМ
Ток холодной прокрутки увеличен
на 20%
Отсутствует вероятность короткого замыкания
Обладает повышенным ресурсом
Исключена разгерметизация
Значительно снижено внутреннее
сопротивление
6СТ-145АМ
Отсутствует вероятность короткого замыкания
Исключена разгерметизация
Значительно снижено внутреннее сопротивление
Аккумуляторная батарея 6СТ-190 имеет улучшенные потребительские свойства, по сравнению с прежними моделями
Батарея 6СТ-190АМ при уменьшенном весе имеет более высокие электрические параметры
Отсутствует вероятность короткого замыкания
Исключена разгерметизация
Значительно снижено внутреннее сопротивление
Гарантирован высокий пусковой ток в условиях отрицательных температур
Ток холодной прокрутки увеличен на 20%
12СТС-85АС
Срок гарантийной эксплуатации больше в 2 раза (3 года вместо полутора лет)
Ресурс эксплуатации увеличен более чем в два раза (7 лет вместо 3-х)
Слайд 42III.Заключительная часть.
1.
Ответить на вопросы обучаемых курсантов.
2. Подвести итог
занятия.
3. Дать задание на самоподготовку:
«Стартерные свинцово-кислотные аккумуляторные батареи»; Руководство, В/И, М., 1983 г., с.3-24.
«Электрооборудование БТТ» под ред. проф. Белоновского», В/И., М., 1976 г., с.10-29.
«Танк Т- 72А» ТО и ИЭ, В/И, М., 1989 г., с.9-12.