Слайд 2Трудности введения ФГОС
Психологические : неприятие идеологии ФГОС и ФГТ; неготовность
учителя, к смене парадигмы поведения.
Дидактические: неготовность педагогов организовать урок с
использованием типовых задач формирования УУД.
Организационно-методические: отсутствие опыта проектирования и реализации ООП; сопротивление новым требованиям к созданию рабочих программ.
Материально-технические и кадровые: недостаточное материально-техническое обеспечение; неготовность учителей использовать имеющиеся программно-аппаратные средства, электронные ресурсы.
Слайд 3ФГОС ООО – ориентация на результаты освоения основных образовательных программ.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
*работать
с информацией;
*анализировать свои действия;
*самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
* отличаться мобильностью;
* быть способными к сотрудничеству;
* обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое
процветание.
Слайд 4
10% того, что читаем
20% того, что слышим
60% того, что говорим
сами
90% того, что делаем сами
Слайд 5Система требований к современному уроку …
*Кто не видит цели
– очень удивляется, придя не туда.
М.Твен
Слайд 6Требования к современному уроку
Хорошее начало и хорошее окончание
Чётко сформулированные учениками
тема, цель, задачи урока
Урок должен быть проблемным и развивающим
Учитель активизирует
деятельность учащихся
Выводы делают сами обучающиеся
Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества
Слайд 7 Современный урок - это
Урок с использованием техники (компьютер,
диапроектор, интерактивная доска…..);
Урок, на котором осуществляется индивидуальный подход к
каждому ученику;
Урок , содержащий разные виды деятельности;
Урок , на котором ученику должно быть комфортно;
Урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика;
Урок, который развивает у детей креативное мышление;
Урок, воспитывающий думающего ученика-интеллектуала;
Урок, на котором присутствует сотрудничество, взаимопонимание, атмосфера радости и увлеченности.
Слайд 8Современный урок , с научной точки зрения, должен включать в
себя:
Коллективное целеполагание
Формы учебного диалога (диспут, дискуссия, обсуждение)
Фронтальный опрос с
предварительным обсуждением ответов (работа в паре до опроса)
Работу в парах, в малых группах сменного и постоянного состава
Продуктивные задания
Поиск знаний
Возможно, подготовку докладов, минипроектов, презентаций образовательного продукта
Рефлексию
Слайд 9Стратегия современного урока
Удивление Интерес
Познавательная
деятельность
Открытие
Рефлексивная
деятельность
«Единственный путь, ведущий к
знанию,- это деятельность»
(Б.Шоу)
Слайд 10Основные компоненты урока
ход познания – «от учеников». Учитель составляет и
обсуждает план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока
дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. То есть учитель побуждает учащихся к мыслительной деятельности, к планированию действий.
интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности. Задания с включением механизма творчества, помощью к поощрениям со стороны учителя. Учитель создает проблемные ситуации – коллизии.
Слайд 11Основные компоненты урока
коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы, пробуждающие самостоятельную мысль
учеников, предварительные домашние задания). Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика
в работе класса.
создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
гибкая структура. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт обучающихся.
Слайд 12«Требования» к учителю
Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать
информацию из учебника, не повторять ответ ученика.
Добиваться от учеников аргументированных
ответов.
Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.
Слайд 13«Требования» к учителю
4. Чётко и точно формулировать задание.
5. Способность к
импровизации.
6. Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе
подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока.
УЧИТЕЛЬ НЕ АКТЁР, А РЕЖИССЁР!
Слайд 14ПРИОРИТЕТНАЯ ЦЕЛЬ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебные
задачи,
проектировать пути их реализации,
контролировать и
оценивать свои
достижения.
Слайд 15Критерии современного урока
самореализация ученика;
открытие нового;
создание образовательного продукта;
развитие
компетенций;
развитие коммуникаций;
метапредметный характер обучения.
Слайд 16Чему учить детей на современном уроке?
1. Определять границы своего знания,
видеть проблему и ставить проблемные задачи.
2. Осуществлять контроль и самоконтроль
своей деятельности.
3. Организовывать учебное сотрудничество детей, совместную деятельность при решении учебных задач.
Слайд 17 Чему учить детей на современном уроке?
4.Формировать умение самостоятельно
добывать знания, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения
универсальные учебные
действия
Слайд 18ВИДЫ УУД
личностные;
регулятивные;
познавательные;
коммуникативные
Слайд 19УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:
САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ФОРМУЛИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ЦЕЛИ;
ПОИСК НЕОБХОДИМОЙ ИНФОРМАЦИИ;
СТРУКТУРИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ;
ПОСТАНОВКА И
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ:
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ;
ПЛАНИРОВАНИЕ;
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ;
КОНТРОЛЬ;
КОРРЕКЦИЯ;
ОЦЕНКА;
САМОРЕГУЛЯЦИЯ.
КОММУНИКАТИВНЫЕ:
ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА С УЧИТЕЛЕМ И СВЕРСТНИКАМИ;
ПОСТАНОВКА ВОПРОСОВ;
РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ;
УПРАВЛЕНИЕ ПОВЕДЕНИЕМ ПАРТНЁРА;
УМЕНИЕ С ПОЛНОТОЙ И ТОЧНОСТЬЮ ВЫРАЖАТЬ СВОИ МЫСЛИ
Слайд 20Системно-деятельностный
подход
Цель
урока – создание условий для проявления познавательной активности учеников
Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности
Слайд 21 Основная педагогическая задача:
организация условий, инициирующих деятельность учащихся
Системно-деятельностный
подход
Чему учить?
обновление
содержания
образования
Как учить?
Обновление
технологий
образования
Ради чего
учить?
Ценности
образования
развитие личности
учащегося на основе освоения
универсальных учебных действий
(регулятивные, познавательные, коммуникативные)
Слайд 22Если в начальной школе
ставится задача
«учить ученика учиться»,
то
в основной школе
она трансформируется в новую — «учить ученика
учиться в общении»…
Слайд 23 Системно-деятельностный
подход, в основе которого
Ход познания – «от
учеников».
Преобразующий характер деятельности обучающихся.
Интенсивная самостоятельная работа учащихся на уроке
Коллективный поиск.
Создание педагогических ситуаций общения на уроке.
Гибкая структура.
Слайд 24В основе системно - деятельностный подход
Работа в «зоне ближайшего развития
ребенка»
Ученик – субъект и продукт собственной учебной деятельности
Усвоение не столько
знаний, сколько способов познания
Обращение учителя к ученикам не с информацией, а с вопросом (проблемой)
Слайд 26Цель урока – обучить самостоятельному решению проблем.
Средство – открытие знаний
вместе с детьми.
Традиционный урок
1. Проверка д/з учеников учителем.
2. Объявление темы
учителем.
3. Объяснение темы учителем.
4. Закрепление знаний учеников.
Урок открытия нового знания
1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками.
2. Актуализация учениками своих знаний.
3. Обдумывание вариантов решения.
4. Решение проблемы.
5. Применение знаний на практике. Сравнение результата с целью.
Слайд 27Структура урока ОНЗ
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Актуализация и фиксирование индивидуального
затруднения в пробном действии.
Выявление места и причины затруднения.
Построение проекта выхода
из затруднения.
Слайд 28 Структура урока ОНЗ
5. Реализация построенного проекта.
6. Первичное закрепление
с проговариванием во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по
эталону.
8. Включение в систему знаний и повторение.
9. Рефлексия учебной деятельности.
Слайд 29 II тип урока – урок отработки
умений и рефлексии
Отличительная особенность – фиксирование и преодоление затруднений в собственных учебных действиях
Слайд 30II тип урока – урок отработки умений и рефлексии
Обучающиеся осваивают
метод коррекции собственных действий:
возможность самим найти свои ошибки, понять
их причину и исправить;
убедиться в правильности своих действий.
Слайд 31II Структура урока отработки умений и рефлексии
Мотивация (самоопределение) к коррекционной
деятельности.
Актуализация и пробное учебное действие.
Локализация индивидуальных затруднений.
Построение проекта коррекции выявленных
затруднений.
Слайд 32IIСтруктура урока отработки умений и рефлексии
5. Реализация построенного проекта.
6. Обобщение
затруднений во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8.
Включение в систему знаний повторение.
9. Рефлексия учебной деятельности.
Слайд 33III тип урока – урок построения системы знаний (урок общеметодологической
направленности)
Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей
к структурированию и систематизации;
Формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Слайд 34
III тип урока – урок построения системы знаний (урок общеметодологической
направленности)
Содержательная цель: построение обобщённых деятельностных норм и выявление теоретических основ
развития и построения содержательно-методических линий.
Слайд 35III тип урока – урок построения системы знаний (урок общеметодологической
направленности)
Цели уроков:
Формирование представления у учащихся о методах, связывающих изучаемые понятия
в единую систему.
Формирование представления у учащихся о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие.
Слайд 36IV тип урока – урок развивающего контроля. Структура
1. Мотивация (самоопределение)
к контрольно-коррекционной деятельности.
2. Актуализация и пробное учебное действие.
3. Локализация индивидуальных
затруднений.
4. Построение проекта коррекции выявленных затруднений.
Слайд 37IV тип урока – урок развивающего контроля. Структура
5. Реализация построенного
проекта.
6. Обобщение затруднений во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой
по эталону.
8. Решение заданий творческого уровня.
9. Рефлексия учебной деятельности.
Слайд 38IV тип урока – урок развивающего контроля
2 этапа:
Написание учащимися контрольной
работы и её критериальное оценивание;
Рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и
коррекция допущенных в работе ошибок.
Слайд 39IV тип урока – урок развивающего контроля
Формы организации:
Самоконтроль
Взаимоконтроль
Педагогический
контроль
Слайд 40V тип урока –
урок – исследование
(урок творчества)
Структура:
Актуализация знаний.
Операционно
– исполнительский этап.
Оценочно – рефлексивный этап.
Домашнее задание (элемент выбора, творчества).
Слайд 43Критерии результативности урока по ФГОС
Передача функций от учителя к ученику.
Осуществление
рефлексивного действия.
Разнообразие форм, методов, приёмов обучения.
Технология диалога.
Слайд 44Критерии результативности урока по ФГОС
5. Сочетание репродуктивной и проблемной форм
обучения.
6. Формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся.
7.Оценивание продвижения каждого ученика.
8. Планирование
учителем коммуникативных задач урока.
Слайд 45Критерии результативности урока по ФГОС
9. Атмосфера сотрудничества, сотворчества на уроке,
создание психологического комфорта.
10. Осуществление личностного воздействия «учитель – ученик» через
совместную деятельность.
Слайд 46
В традиционной
системе
образовательного
процесса
Организует
деятельность
ученика в
инновационной
образовательной
среде
Учитель
Ученик
Получает готовую
информацию
Осуществляет:
поиск
выбор
анализ
систематизацию и
презентацию
информации
Транслирует
информацию
Новое качество
образования
Новый образовательный
результат
Изменение роли участников образовательного процесса
Слайд 48
Есть только один путь
постижения – действовать
П. Коэльо