Слайд 1«Успешная подготовка школьной научно-исследовательской работы»
Слайд 2Исследовательская работа - интеллектуальное приключение !
Слайд 3Этапы научного исследования
6. Публичное представление и защита работы, ее публикация
2.
Знакомство
с литературой
3. Овладение
методикой
исследования
4. Сбор материала
5. Анализ
и
обобщение результатов,
формулирование выводов
1. Постановка
проблемы
Слайд 4Обязательные элементы структуры исследовательской работы
Слайд 5Подводный камень №1.
Нарушение структуры работы
Титульный лист
Оглавление
Введение
Обзор литературы по теме
исследования
Материал и методика исследования
Результаты и их обсуждение
Заключение (выводы)
Литература
Приложения (по необходимости)
Слайд 6Титульный лист
Наименование конференции (конкурса),
название доклада,
Сведения об авторах (фамилия,
имя, отчество, учебное заведение, класс)
Сведения о научных руководителях (фамилия
имя, отчество, должность, место работы, ученая степень).
Место и год выполнения работы
Слайд 7Подводный камень № 2.
Формулировка темы
исследования
Биохимия и физиология картошки.
Остановитесь,
люди! Грядет всемирная беда… (СДЯВ, АХОВ)
Влияние веществ табачного дыма на
биологические объекты.
"Экос" - значит "дом".
Экологическая ситуация
Во имя спасения Земли
Мировые экологические проблемы.
Ценный пушной зверь страны
Биологические ритмы
О пульсе
Диагноз с первого взгляда.
Вирусы
Наш общий враг.
До нашей эры
Монстры
Биоиндикация в городе.
Природные индикаторы.
По неизвестным законам природы
Биоразнообразие Керженского заповедника –
Разнообразие лесов Керженского природного
заповедника.
Слайд 8Примеры корректных формулировок темы исследования
Некоторые итоги 2-летнего изучения мелких млекопитающих
в смешанных лесах Городецкого района.
Суточная активность горихвостки в гнездовой период.
Оценка
отношения школьников разного возраста к некоторым редким и охраняемым животным Нижегородской области
Дневные чешуекрылые Ичалковского заказника и его окрестностей.
Материалы к биологии орла-могильника в Нижегородской области
Природа и топонимика Нижегородской области. Проблемы взаимосвязи.
Экологические традиции марийского язычества.
Сравнительный анализ лихенофлоры Дальнеконстантиновского и Килемарского заказников
Дождевые черви в городских экосистемах
Сбор опросных данных о редких и охраняемых видах Нижегородской области: итоги работы.
Использование животными мусорных контейнеров в городе зимой
Природные мотивы в домовой резьбе Сормова (с видеофильмом).
Слайд 9Примеры корректных формулировок темы исследования
Экологическое состояние Стригинского бора
Экологические проблемы в
сознании старшеклассников: по материалам анкетирования.
Оценка жизненного состояния леса на территории
памятника природы областного значения Желнино-Пушкино-Сейма.
Оценка качества воды городских озер с использованием организмов зоопланктона.
Биотестирование почв Ленинского района г. Н.Новгорода с помощью растительных тест-обьектов.
Оценка экологической обстановки парка Светлоярского в г. Н.Новгороде по состоянию развития березы повислой в 2001 году
Экологический паспорт школы.
Методы повышения урожайности черной смородины на огородных участках - Пришкольный участок
Состояние ценопопуляции редкого и охраняемого вида башмачка настоящего в растительных сообществах памятника природы г. Н.Новгорода "Малиновая гряда".
Изучение влияния рекреационной нагрузки на озера и лесной массив "Щелковского хутора".
Мониторинг ключевых орнитологических территорий (КОТР) в ходе школьных экологических экспедиций.
Слайд 10Подводный камень № 3.
Несоблюдение структуры введения
Слайд 11Введение
Актуальность - обосновать выбранную тему, коротко рассказать, почему она заинтересовала
автора.
Формулируется цель исследования (зачем необходимо его провести)
Ставятся задачи исследования (перечень
видов деятельности, которые необходимы для достижения цели)
Могут быть сформулированы объект и предмет исследования, гипотеза, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
Коротко характеризуются методы, с помощью которых решались поставленные задачи
Заключительный блок – характеристика работы (объем, количество иллюстраций и использованных информационных источников + благодарности
Слайд 12В «большой науке» актуальность обосновывается выявлением противоречия
Слайд 13Определение объекта и предмета исследования
То, на что направлено внимание исследователя
То,
что интересует исследователя в мире науки
Что рассматривается (объективен)
Как будет рассматриваться
объект в данном исследовании (субъективен)
Объект всегда больше
предмета исследования!
Слайд 14Пример 1
Направление темы исследования: «Валютная система в Российской Федерации»
Объект -
финансовые отношения в стране;
Предмет - роль Центрального Банка РФ
в функционировании валютной системы страны.
Слайд 15Пример 2
Направление темы исследования: «Управление человеческими ресурсами в отделе кадров
фирмы: современные тенденции».
Объект - функциональная специфика отдела кадров в фирме
или особенности работы отдела кадров
Предмет - современные тенденции стимулирования персонала фирмы
Слайд 16Пример 3
Направление темы исследования: «Современные языки веб-программирования»
Объект - семейства объектно-ориентированных
языков (ООП)
Предмет - упрощение решений задач javascript с помощью jquery
Слайд 17Потренируемся?
Выберите объект и предмет исследования следующего направления: в подростковой
среде часто используется сленг и ненормативная лексика.
Варианты ответа
Объект – подростковая
среда, предмет – способы общения в подростковой среде;
Объект – межличностные отношения в подростковой среде; предмет исследования – сленг и ненормативная лексика;
Объект – подростки, предмет – общение подростков.
Слайд 18Подводный камень № 4.
Неправильное оформление
обзора литературы
Полное отсутствие ссылок
на источники информации в тексте
Несовпадение ссылок в тексте со списком
использованной литературы
Несоблюдение библиографических стандартов при оформлении информационных источников
Оформление списка литературы по разным стандартам
Слайд 19Обзор литературы
Краткий анализ прочитанной по данной теме литературы, описание видов
растений или животных, процессы, которые школьник имеет возможность наблюдать
Краткая характеристика
того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов.
Сопоставление данных разных источников и на основе этого собственная трактовка поставленной проблемы
Слайд 20Текст абзаца с какой-то общей мыслью (Иванов, 1997; Петров, 2003;
Сидоров, 1999)
В своих исследованиях, посвященных рассмотрению такого-то вопроса, В.В. Петров
(1977, 1985, 1989) подчеркивает, что….
Если взят текст без изменений, он должен быть помещен в кавычки, в конце цитаты поставлена сноска, а внизу – полная библиографическая ссылка на источник с указанием страницы, где напечатан этот текст.
Если информация взята из интернета, то необходимо, как минимум, привести ссылку на сайт, оптимально - оформить по библиографическому стандарту:
Основные виды природопользования [Электронный ресурс]. URL: http://biofile.ru/geo/13736.html (Дата обращения- 16 декабря 2016 г.)
Варианты ссылок на информационные источники в обзоре литературы:
Слайд 21Литература
Литературные источники следует располагать в столбик в следующем порядке:
Приведённые в
работе постановления, законы.
Книги по теме работы /автор, полное название, издательство,
год издания/.
Энциклопедии, справочники.
Газетно-журнальные статьи /название статьи, название журнала, год издания, номер/.
Слайд 22Примеры оформления библиографических ссылок
Слайд 23Библиографические ссылки на книги
Слайд 24Примеры оформления библиографических ссылок
Слайд 25Подводный камень № 5.
Ошибки в оформлении текста работы
Все рисунки,
диаграммы, графики, карты нумеруются как рисунки. Перед вставкой рисунков в
тексте необходимо сделать вводную фразу к этому рисунку (например, на рис. 1 показана динамика объемов рубок в Нижегородской области в 1980-2003 г.), а сам рисунок должен иметь подпись внизу (Рисунок 1. Динамика объемов рубок в Нижегородской области в 1980-2003 г.).
Все таблицы, содержащиеся в работе, нумеруются, для каждой таблицы в тексте предварительно делается вводная фраза, как на рисунок, каждая таблица оформляется следующим образом:
Таблица 1
Название таблицы
Слайд 26Подводный камень № 6.
Неполнота описания материала и методики исследования
Сроки
проведения работ и каждого из его этапов.
Описание места выполнения
исследований; можно приложить карту-схему района выполнения работ.
Подробное описание методики работы по сбору материала: количество выходов на объект, их регулярность, схемы маршрутов, закладка пробных участков / площадок / и т. д.
Список оборудования, которым пользовался автор при сборе материала.
Слайд 27Подводный камень № 6.
Представление полученных
результатов
Многословие, неструктурированность информации,
неумение выделить главное
Здесь приводятся материалы опытов и экспериментов, проведённых автором
и комментарии к ним.
Полученные статистические данные лучше оформить в виде таблиц, графиков.
Анализируя данные, сведённые в таблицы и графики, легче сделать из полученных результатов правильные выводы.
Слайд 28Подводный камень № 7.
Несоответствие выводов поставленным задачам
Заключение (выводы) -
краткое подведение итогов работы, краткий анализ проделанного в логике поставленных
во введении задач
Слайд 29Подводный камень № 8.
Погрешности в публичной презентации работы
Требуется:
Свободное изложение
материала
Соответствие кадров презентации озвучиваемой информации
Соблюдение научной этики (не «я», «в
моей работе», а «мы», «в нашей работе»)
Уверенные ответы на вопросы
Слайд 30Подводный камень № 9.
Слишком рано сдаться!