Слайд 1УСР №2 Инкультурация
Выполнил студент 1 курса факультета истории, коммуникации и
туризма специальности мдохр-191 Пуцко Алексей Владимирович
Слайд 2ИНКУЛЬТУРАЦИЯ
Инкультурация - это постепенная выработка человеком навыков, манер, норм поведения,
которые характерны для определенного типа культуры, для определенного исторического периода.
Это длительное и постепенное освоение человеком способов, норм, практических рекомендаций в повседневной жизни. Инкультурация является процессом освоения родной культуры, вхождения в родную культуру.
Слайд 3Процесс инкультурации начинается с момента рождения – с приобретения ребенком
первых навыков и освоения речи, а заканчивается, можно сказать, со
смертью. Он совершается по большей части не в специализированных институтах социализации, а под руководством старших на собственном опыте, т.е. происходит научение без специального обучения. Выделяются два этапа инкультурации, единство которых на групповом уровне обеспечивает нормальное функционирование и развитие культуры.
Процесс инкультурации
Слайд 4Детство – период, когда происходит освоение языка, норм и ценностей
культуры. Ребенок хотя и не является пассивным элементом процесса инкультурации,
скорее инструмент нежели игрок. Взрослые, применяя систему наказаний и поощрений, ограничивают его права выбора или оценки. Хотя инкультурация индивида в первые годы жизни – главный механизм стабильности и непрерывности культуры, она не может привести к полному повторению предыдущих поколений. Инкультурация может происходить непосредственно, когда родители учат ребенка благодарить за подарок или опосредованно, когда тот же ребенок наблюдает, как ведут себя люди в подобных ситуациях. Для этого периода в любой культуре существуют специальные способы формирования у детей адекватных знаний и навыков для повседневной жизни.
Детство
Слайд 5Зрелость - вхождение в культуру не заканчивается с достижением человеком
совершеннолетия. Но инкультурация во взрослом возрасте носит прерывистый характер и
касается только отдельных «фрагментов» культуры – изобретений, открытий, новых, пришедших извне идей. Основная черта второго этапа – возможность для индивида в той или иной мере принимать или отбрасывать то, что ему предлагается культурой, возможность дискуссии и творчества.
Зрелость
Слайд 6Чаще всего инкультурация проходит в форме игр. Игры бывают следующих
типов:
физические, тренирующие и развивающие физическую активность;
стратегические, тренирующие и развивающие способность
прогнозировать возможные результаты любой деятельности и оценивать вероятность этих результатов;
стохастические, знакомящие ребенка со случайными процессами, удачей (неудачей), неконтролируемыми обстоятельствами, риском;
ролевые, в ходе которых ребенок осваивает те функции, которые ему придется выполнять в будущем. В играх развиваются такие личностные свойства, как интеллект, фантазия, воображение, способность к обучению. Вторичная стадия инкультурации касается уже взрослых людей, так как вхождение человека в культуру не заканчивается с достижением человеком совершеннолетия. Взрослым человек считается, если обладает рядом важных качеств, среди которых:
Слайд 7достижение необходимой степени физической зрелости организма, как правило, несколько превышающей
сформировавшуюся способность к воспроизведению потомства;
овладение навыками собственного жизнеобеспечения в сферах
домашнего хозяйства и общественного разделения труда;
овладение достаточным объемом культурных знаний и социального опыта через практическую деятельность в составе различных социокультурных групп и знакомство с различными «навыками» культуры (наука, искусство, религия, право, мораль);
принадлежность к одной из социальных общностей, состоящей из взрослых участников системы разделения труда. Инкультурация в этот период носит фрагментарный характер и касается только отдельных элементов культуры, появившихся в последнее время. Обычно это какие-либо изобретения и открытия, существенно меняющие жизнь человека, или новые идеи, заимствованные из других культур. Инкультурация в период зрелости открывает дорогу изменениям и способствует тому, чтобы стабильность не переросла в застой, а культура не только сохранялась, но и развивалась.
Слайд 8Содержание процесса инкультурации составляет приобретение следующих знаний и навыков:
жизнеобеспечение: профессиональная
деятельность, домашний труд, приобретение и потребление товаров и услуг;
личностное развитие:
приобретение общего и профессионального образования, общественная активность, любительские занятия;
социальная коммуникация: формальное и неформальное общение, путешествия, физические передвижения;
восстановление энергетических затрат: потребление пищи, соблюдение личной гигиены, пассивный отдых, сон.
Слайд 9Влияние окружающей среды на инкультурацию
Каждому человеку на протяжении всей его
жизни приходится осваивать множество социальных ролей, поскольку процессы социализации и
инкультурации продолжаются всю жизнь. Исследования зарубежных ученых показали, что есть три способа передачи культурной информации, необходимой человеку для освоения:
• вертикальная трансмиссия, в ходе которой социокультурная информация передается от родителей к детям;
• горизонтальная трансмиссия, при которой освоение культурного опыта и традиции идет в общении со сверстниками;
• непрямая трансмиссия, при которой индивид обучается у окружающих его взрослых родственников, соседей, учителей, как на практике, так и в специализированных институтах инкультурации (школах и вузах).
Слайд 10Некоторые психологические механизмы инкультурации
Ученые обычно выделяют четыре психологических механизма инкультурации:
имитация, идентификация, чувства стыда и вины. Имитацией называется осознанное стремление
ребенка подражать определенной модели поведения. Обычно в качестве примера выступают родители, но дети могут ориентироваться в своем поведении на учителей, известных людей.
Слайд 11Идентификация
Идентификация — это способ усвоения детьми родительского поведения, установок и
ценностей как своих собственных. Дети воспринимают особенности личности родителей и
других, тесно связанных с ними людей. Часто дети выбирают профессии своих родителей, чтобы стать похожими на них. Если имитация и идентификация являются позитивными механизмами инкультурации, то стыд и вина — негативными. Чувство стыда появляется, если вас застали на месте преступления, разоблачили и опозорили. Чувство вины связано с теми же переживаниями, но для его появления не нужно разоблачения. Достаточно голоса своей совести, который говорит, что вы поступили плохо. То есть речь идет о наказании самого себя