Слайд 1УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ
ДЕЙСТВИЯ
В широком значении термин “универсальные учебные
действия” означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Слайд 2обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели,
искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать
и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
Функции универсальных учебных действий включают:
Слайд 4Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение
необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с
помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Слайд 5рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности;
определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие
текстов художественного, научного, публицистического и официально – делового стилей;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Слайд 6Знаково-символические действия - особая группа общеучебных универсальных действий:
моделирование –
преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные
характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Слайд 7
Моделирование
как универсальное учебное действие.
Этапы
(компоненты) учебного моделирования:
предварительный анализ текста задачи;
перевод текста на знаково-символический
язык, который может осуществляться вещественными или графическими средствами;
построение модели;
работа с моделью;
соотнесение результатов, полученных на модели, с реальностью (с текстами).
Слайд 8Работа с моделью:
достраивание схемы, исходя из логического выведения, расшифровки данных
задачи;
видоизменение схемы, ее переконструирование.
Слайд 9Логические универсальные действия
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
синтез
– составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание
с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Слайд 10Постановка и решение проблемы:
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого
и поискового характера.
Слайд 11Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий
на разных этапах обучения в
начальной школе
1 класс
1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут
сформированы на основе изучения данного раздела.
2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.
Слайд 122 класс
1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы
на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
2.
Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
3. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.
4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план.
5. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.
6. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.
7. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
Слайд 133 класс
1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы
на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать
свою работу по изучению незнакомого материала.
2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, а, иллюстрация и др.)
4. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.
5. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
Слайд 144 класс
1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы
на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать
свою работу по изучению незнакомого материала.
2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.
3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.
6. Составлять сложный план текста.
7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Слайд 15Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов
познавательные
общеучебные
УУД