Слайд 1 «В год 964. Когда Святослав вырос и возмужал,
стал он собирать много воинов храбрых…, ходил в походах, как
пардус (барс) и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но тонко нарезав конину или зверину или говядину и зажарив на углях так ел; не имел он и шатра, но спал под открытым небом, постилал потник с седлом в головах, такими же были и все прочие его воины. И посылал в иные земли со словами: «Иду на вы». Одежда на нем была белая, ничем кроме чистоты от других не отличная Повесть временных лет
- Какими качествами князя восхищается летописец
«В год 970. Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае - там середина земли моей». Кн. Святослав
Повесть временных лет
- Объясните решения Святослава.
Слайд 2 «И повелел он своим воинам сделать колеса и
поставить на колеса корабли. Когда ветер стал попутным, надулись паруса
и корабли с поля пошли к городу. Увидали греки, испугались и сказали: «Не губи города, согласимся на дань, какую хочешь». И установили дань воинам на 2000 кораблей по 12 гривен на уключину»
- Назовите князя-организатора похода и дату договора
Назовите причины описанных событий
Слайд 3 «Древляне, услыхав, что он опять идет, решили с
князем своим Малом: «Если не убьем его, то всех нас
погубит». И они послали к нему сказать: «Зачем идешь опять?»
И не послушал их князь. И древляне, выйдя из города Искоростеня, перебили и князя и дружину его и похоронили, и есть могила его у города Искоростеня, в земле у древлян и до сего дня»
Назовите князя и дату событий, указанных в летописи
- Определите причины этих событий и их последствия
Слайд 4Образование
Древнерусского
государства
Слайд 5Кн. Святослав(962 - 972 гг.)
Ярополк
в Киеве
Олег
в Искоростене
(в земле Древлянской)
Владимир
в Новгороде
убил
убил
Слайд 6Кн. Владимир Креститель (978 - 1015 гг.)
980 г. –
I религиозная реформа (унификация язычества)
«Нача къняжити Володимер в Кыеве
един. И постави кумиры на хълме въне двора теремьнаго: Перуна древяна, а главу его сьребряну, а yс злат, и Хърса, и Дажьбога, и Стрибога, и Семарьгла, и Макошь. И жьряху им, наричюще я богы и привожаху сыны своя и дъщери и жьряху бесом и осквьрняху землю требами своими» Повесть временных лет
- Определите цель реформы
- Почему эта реформа не могла быть успешна?
Слайд 7Кн. Владимир Креститель (978 - 1015 гг.)
980 г. –
I религиозная реформа (унификация язычества)
981 г. – поход на
Польшу, завоевание Перемышля
981 - 984 гг. – покорение вятичей, радимичей, ятвягов (прибалты)
988 г. – II религиозная реформа – принятие христианства
Слайд 8Причины перехода от язычества к христианству
во-первых, язычество приводило к изоляции
Руси от монотеистических цивилизаций и Европы, и Востока, тормозило развитие
международных связей и торговли;
во-вторых, поклонение разным богам не способствовало объединению восточнославянских племен в единое государство
в-третьих, попытка кн.Владимира превратить Перуна в главу языческого пантеона встретила отпор населения, расценившего ее, как попытку усиления влияния киевских князей
в-четвертых, язычество, основанное на принципах всеобщего равенства, мешало стабилизации и укреплению феодальных отношений на Руси;
в-пятых, требовалась новая идеология, которая помогала бы утверждению в стране новых отношений — господства и подчинения;
в-шестых, монотеизм укрепил бы авторитет княжеской власти, способствовал единению Руси;
в-седьмых, появляющееся социальное неравенство на Руси требовало новой идеологии, которая могла бы оправдать богатство одних и бедность других, утешить людей, попавших в зависимость от землевладельцев, обещая им лучшую жизнь в ином мире.
Слайд 9Кн. Владимир Креститель (978 - 1015 гг.)
980 г. –
I религиозная реформа (унификация язычества)
981 г. – поход на
Польшу, завоевание Перемышля
981 - 984 гг. – покорение вятичей, радимичей, ятвягов (прибалты)
988 г. – II религиозная реформа – принятие христианства
989 г. – строительство Десятинной церкви Успения Богородицы в Киеве
Слайд 10 «В Новеграде люди учиниша вече и заклялися непустити крестахов
во град и не дати идолы опровергнути. «Лучше нам помрети,
неже боги наша дати на поругание». Тысецкий же Владимиров Путята был вельми сладкоречив, и всех увесчал. Народ же, разсвирепев крестахов разметаша. Добрыня же, Владимиров сродник, приде с оружием, мужи и жены порубаху, домы зажесчи. Тогда первые мужи, пришедше к Добрыне, просиша мира. Добрыня же, идолы сокруши, в реку ввергоша и послал всюду, объявляя, чтоб шли ко кресчению. Не хотясчие креститься, говорити о себе, что уже кресчеными быти. Тогда Добрыня повелеху всем кресченым кресты на шею возлагати. И тако крестя, иде ко Киеву»
Почему новгородцы противились «киевской религии»?
Почему принято считать, что Добрыня крестил Новгород мечом и огнем?
Какой христианский обычай породила хитрость новгородцев?
Как народ прославил Добрыню в веках?
Слайд 11Кн. Владимир Креститель (978 -
1015 гг.)
Святополк
Ярополкович
(племянник)
Киев
Ярослав
Новгород
Борис
Ростов
Глеб
Муром
Святослав
Искоростень
Мстислав
Тмутаракань
бил
«окаянный»
Слайд 12П. 8
Термины, даты, персоналии
Вопрос 4 стр. 62 (устно)
Вопрос 5 стр.
62 (письменно)
Домашнее задание