была установлена в 1777 г. в Кронштадте для откачки воды
из дока. Однако принцип работы «атмосферической» машины был хорошо знаком русским механикам, в том числе И. И. Ползунову, получившему техническое образование в горнозаводской школе в Екатеринбурге. В 1763 г. Ползунов, ставший шихтмейстером Колывано-Воскресенских заводов на Алтае, представил проект двухцилиндровой «атмосферической» машины. Попеременная работа двух цилиндров, по мысли изобретателя, делала ход машины более равномерным, и ее можно было применять не только для откачки воды, но и для привода заводских машин.В 1764 г. Ползунов приступил к постройке своей «огнедействующей» машины, и весной 1766 г. она была почти закончена, несмотря на ограниченность отпущенных средств. Но дожить до пуска машины Ползунову не удалось: в мае 1766 г. он умер от чахотки. В итоге, машина проработала без присмотра конструктора только 43 дня, затем обнаружилась течь в котле и ее остановили. Машину не пытались ремонтировать, поскольку заводское начальство сочло, что «по изобилию воды при здешнем заводе» она попросту не нужна.
Чертеж машины Ползунова