Слайд 1Вариативность учреждений образования в сельской местности
Тема 2 по курсу «Своеобразие
образовательной деятельности сельских образовательных учреждений»
Слайд 2План
Факторы, определяющие типовое и видовое (модельное) многообразие СОУ.
Классификация инновационных СОУ
и характеристика некоторых моделей.
Метод анализа социокультурной ситуации (по А.М. Цирульникову).
Слайд 3Вариативность СОУ
Тип – организационно – содержательный вариант образовательного учреждения, определяемый
Типовым положением «Об общеобразовательном учреждении» утвержденным Постановлением Правительства РФ №
196 от 19 марта 2001 г. (посл.ред. 2009 г.)
Вид (модель) – организационно – содержательный вариант ОУ, обусловленный социокультурной ситуацией и ресурсами ОУ и его ближайшего окружения.
Слайд 4Типы общеобразовательных учреждений
а) начальная общеобразовательная школа;
б) основная общеобразовательная школа;
в) средняя
общеобразовательная школа;
г) средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов;
д)
гимназия;
е) лицей.
Слайд 6Тенденции в моделях инновационных сельских ОУ (по В.Г. Бочаровой)
интегративный характер;
приоритет
семьи;
«привязанность» к конкретной сельской среде;
адекватность содержания, форм образовательной деятельности потребностям
проживающей здесь совокупности детей и взрослых, семей, всего населения;
развитие функции системы образования как фундаментальной основы всей социальной сферы села;
многофункциональность и поливариативность сельских образовательных учреждений;
комплексный характер их деятельности;
возрастание роли семьи, общины и на этой основе создание системы социальных служб в сельской среде.
Слайд 713 067 школ
(от 10 и менее
до 280 и более
чел.)
Слайд 811 174 школ
(от 40 до 640
и более чел.)
Слайд 920 287 школ
(от 100 до 1600
и более чел.)
Слайд 11Подвоз детей в школы г.Пудож, п.Шальский,
д.Каршево, п.Подпорожье и д.Авдеево
Слайд 12Основные модели СОУ в РК
Сеть школ – ресурсных центров (Центральные
и Магнитные школы);
Информационно-методические центры (ИМЦ) и системы дистанционного обучения;
Школы-комплексы, объединяющие
общеобразовательные учреждения с ОУ начального профессионального и среднего профессионального образования, с учреждениями дополнительного образования, а также с объектами культурной и социальной сфер (Школа – социокультурный комплекс);
Школы – комплексы, объединяющие разные уровни образования: общего и дошкольного образования (школа – детский сад);
Филиализация (малочисленная начальная общеобразовательная школа – филиал общеобразовательного учреждения основного или среднего (полного) общего образования).
Слайд 13Программа развития и моделирования СОУ: методы анализа
Анализ социокультурной ситуации
(по А.М. Цирульникову).
Картирование (Проблемы или Возможности (ресурсы).
PEST – анализ
(P- политическая сфера, E – экономическая сфера, S – социальная сфера, T – технологическая среда).
SWOT – анализ (внутренние – сильные и слабые (проблемы) стороны, внешние – возможности (шансы), опасности (угрозы).
Слайд 14Метод анализа социокультурной ситуации -
одна из ведущих социокультурных технологий,
используемых при разработке стратегий и моделей развития школьного и других
видов образования в районах и населенных пунктах.
Опирается на диагностику типов социокультурных ситуаций, которым соответствуют дифференцированные стратегии развития образования в данной местности.
Использует алгоритм анализа ситуации в районе (микрорайоне), включая выявление образовательных запросов разных социально-профессиональных и возрастных групп населения, идентификацию образовательных проблем и нахождение средств их разрешения.
Включает анализ культурного поля моделей развивающихся образовательных систем, школ, дифференцированных для разных типов населенных пунктов, уровня развития социальной инфраструктуры и коммуникаций; оценку, выбор и разработку конкретной модели организации и развития образования в данной ситуации в данной местности. (А.М. Цирульников)
Слайд 15Социокультурная среда - совокупность
разнообразных природных,
культурных и цивилизационных условий,
в которых
протекает жизнедеятельность человека,
и определяющих во многом существование
человека,
сообществ, этносов; качество
природного и социокультурного окружения.
Тип социокультурной ситуации.
В общем виде может быть представлен
как комбинация двух основных параметров:
локальной культурно-исторической традицией
(КИТ)
и уровня современного социокультурного фона
(СКФ).
Слайд 16
ТИПЫ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ СИТУАЦИЙ
КИТ+
СКФ+ «Школа в
культурном центре»
КИТ+
СКФ-
«Школа в бывшем очаге культуры»
КИТ-
СКФ+ «Школа в потенциальном очаге
культуры»
КИТ-
СКФ- «Школа в культурной
пустыне (вакууме)»
Сложные, комплексные модифицированные ситуации: «Мимикрия культурного центра», «Социокультурный разлом», «Герметическое новаторство», ситуация «неопознанного педагогического объекта(НПО)» и др.
Слайд 171. Общая характеристика поселения
территориально-административная(где расположена школа?)
хозяйственно-экономическая (чем занято
население?);
демографическая (численность? возрастной состав? динамика - увеличивается или уменьшается?);
социальная и
культурно-национальная (каков средний заработок? количество безработных? % малообеспеченных семей, % неблагополучных семей, каковы заболеваемость и здравоохранение, преступность, беженцы и вынужденные переселенцы, национальный состав населения, учреждения культуры, традиции).
2. Анализ образовательных проблем.
Определение различных жизненных проблем экологические? социальные? коммуникативные? управленческие? семейные? духовные?).
3. Анализ образовательных запросов разных социальных, професс. и возрастных групп населения.
Есть ли вообще образовательные запросы? Какие? У каких групп? Какие актуальные, а какие потенциальные?
4. Анализ возможностей (ресурсов) удовлетворения выявленных запросов системой образования
Слайд 181-я модель. Традиционная школа, расширяющая свои социально-педагогические функции за счет
определенных форм кооперации со средой(общеобразовательная школа с развитой внеурочной деятельностью,
школа полного дня, институт домашнего учителя, выездная, кочевая школа и др. – около 10 видов, имеющих разные модификации).
2-я модель. Организационно-педагогические системы, которые наряду с общеобразовательной школой, включают различные специализированные школы, дошкольные и внешкольные учреждения разного профиля(школы-комплексы, учебно-воспитательные комплексы и т.д. – более 5 видов).
3-я модель. Сеть общеобразовательных школ (начальных, основных, средних), связанных программой, расписанием, режимом работы со специализированным центром определенного профильного обучения (центр эстетического воспитания, физкультурно-спортивный, ресурсные центры современного профильного обучения, малочисленная сельская школа, организующая определенные виды деятельности для городских школ и др. – 15 видов.)
Слайд 194-я модель. Нешколоцентрические системы (учебно-научно-производственное объединение УНПО или модель «города-воспитателя»,
«школьное содружество», социально-педагогический комплекс» - около 5 видов)
5-я модель. Общеобразовательная
школа, включающая специальную (школы с углубленным изучением отдельных предметов, средние школы с филиалами профессиональных училищ и др. – около 5 видов).
6-я модель. Социальный институт, включающий общеобразовательную школу (модели типа завода-ВТУЗа, базовые школы университетов, производственных объединений, учреждений культуры и др. – более 5 видов.)
7- я модель. Сетевые формы самоорганизации образования (сети образовательных учреждений – сообщество «именных школ», «простое товарищество», траекторно-сетевая организация образования в сельской местности, модульная организация образования в районе, «сетевой университет», региональные и межрегиональные инновационные сети и др.; управленческие сети(школьных округов),общественно-образовательных объединений граждан; «проектные сети» по созданию новых сетей – более 30 видов.
Слайд 20Литература
Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы / В.Г. Бочарова. – М:
Изд-во SvR Аргус, 1994. – 427 с.
Гурьянова М.П. Социально-педагогические
условия реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности. – М.: Изд-во ИПРС РАО, 2002. – 82 с.
Гурьянова М.П. Типология сельских общеобразовательных учреждений России. – М.: Издательство АСОПиР РФ, 2001. – 92 с.
Поташник М.М. Инновационные школы России: Становление и развитие. Опыт программно-целевого управления: Пособие для руководителей общеобразовательных учреждений / М.М. Поташник. – М.: Новая школа, 1996. – 317 с.
Сборник нормативных документов и методических материалов: Б-ка «Сельская школа России» / Сост. Т.Г. Балашова. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 191 с.
Социокультурное развитие сельской школы: проблемы и возможности / Под ред. Н.Б. Крыловой, З.Б. Ефловой. // Серия научно-методических изданий «Новые ценности образования», 2010, №4 (46).