Слайд 1Вернадский Владимир Иванович
Пять поколений интеллигентов
Выполнила: Гордеева Л.В., ГТ-11
Проверила: Винокурова Н.Ф.,
док. пед. наук, проф.
Нижегородский государственный университет им. Козьмы Минина
Кафедра географии,
географического и геоэкологического образования
Нижний Новгород, 2014
Слайд 3Бабушка и дедушка
Екатерина Яковлевна Короленко (1781–1844) – бабушка Владимира Вернадского.
Жена Василия Ивановича Вернадского. Сестра бабки писателя Владимира Галактионовича Короленко.
Василий Иванович Вернадский (1769–1838) – дедушка Владимира Вернадского, военный врач. С него начинается полуторавековая история рода. Получив дворянство, он сменил фамилию Вернацкий на Вернадский.
Слайд 4Рис.1. Генеалогическое древо Вернадских
Слайд 5Отец – Иван Васильевич Вернадский. 1872 г.
Мать – Анна Петровна
Вернадская (Константинович). 1872 г.
Слайд 6Мать В.И. Вернадского Анна Петровна Вернадская (1836-1898), урожденная Константинович, с
сыном Володей. 1864 г. АРАН. Ф.518. Оп.2. Д.124. Л.4.
Слайд 7Рис.1. Генеалогическое древо Вернадских
Слайд 8Николай, брат В.И. Вернадского,
(1851-1874). 1873 г.
АРАН. Ф.518. Оп.2. Д.126.
Л.2.
Николай Иванович Вернадский (1851–1874) – сводный брат В.И. Вернадского,
сын И.В. Вернадского и М.Н. Шигаевой. Оказал немалое влияние на своего брата в его детском возрасте. Окончил Харьковский университет. Умер от болезни почек.
Слайд 9В.И. Вернадский с сёстрами Ольгой и Екатериной в годы обучения
в Петербургском университете. 1881 г.
АРАН. Ф.518. Оп.2. Д.110. Л.2.
Слайд 10Рис.1. Генеалогическое древо Вернадских
Слайд 11Родители жены
Мария Ивановна Зарудная (1829–1914) – жена Егора Павловича Старицкого,
мать Натальи Вернадской.
Егор Павлович Старицкий (1825–1899) – отец Н.Е. Старицкой
(Вернадской), сенатор, член Госсовета с 1879 года, в 1883 году возглавлял департамент законов Госсовета.
Женат на Марии Ивановне Зарудной. Имел трёх сыновей:
Николая (1859–1874), Павла (1862–1942), Георгия (1867–1945) и пять дочерей:
Наталью (в замужестве Вернадскую), Ольгу Старицкую (1863–1866), Анну (в замужестве – Любощинскую), Марию Старицкую, Нину (в замужестве – Жедринскую).
Слайд 12Рис.1. Генеалогическое древо Вернадских
Слайд 13Наталья Егоровна Старицкая,
жена В.И. Вернадского,
(1860-1943). [1877 г.]
Третий выпуск «Проблем
биохимии», законченный Вернадским в 1943 году и опубликованный посмертно лишь
в 1980 году, предваряется следующим авторским посвящением:
«Этот синтез моей научной работы и мысли больше, чем шестидесятилетней посвящаю памяти моего бесценного друга, моей помощницы в работе в течение больше чем 56 лет, человеку большой духовной силы и свободной мысли, деятельной любви к людям, памяти жены моей Натальи Егоровны Вернадской, урождённой Старицкой, которая скончалась почти внезапно, неожиданно для всех, когда эта книжка была уже закончена. Помощь её в этой моей работе была неоценима».
Слайд 15Дети В.И. Вернадского
Георгий и Нина.
Полтава. 1909 г.
АРАН. Ф.518.
Оп.2. Д.140. Л.18.
Георгий Владимирович Вернадский (1887–1973) – историк, культуролог,
один из теоретиков евразийства, деятель культуры русского зарубежья, сын В.И. Вернадского.
Нина Владимировна Вернадская-Толль (1898–1986). Жила в семье до 1922 года. В том же году уехала с родителями в Прагу, где поступила на Медицинский факультет Карлова университета, который закончила в 1926 году, и стала заниматься врачебной практикой.
Слайд 16Владимир Иванович Вернадский с женой Натальей Егоровной, детьми Георгием и
Ниной
вместе с братом жены П.Е. Старицким. Полтава. 1907 г.
Слайд 17Дочь В.И. Вернадского
Нина Владимировна Толль-Вернадская (1898-1987). 1929 г.
АРАН.
Ф.518. Оп.2. Д.140. Л.46.
Вышла замуж за археолога Н.П. Толль
и осталась в Праге. В 1939 году вместе с семьёй выехала в США. В 1940-53-е годы работала в клинике близ г. Бостон, а затем в г. Мидлатвун (штат Коннектикут).
Слайд 18В.И. Вернадский активно боролся за сохранение университетского образования в России.
Он подчеркивал, что
«при разрушении России, которое мы переживаем, существование
сильного и активного центра русской культуры и мирового знания, каким бывает живой университет, является фактором огромной важности, помогающим восстановлению единого государства и устроению в нём порядка, организации нормальной жизни …»
Слайд 19В.И. Вернадский, студент Петербургского университета.
Профессор В.В. Докучаев (1846-1903) – учитель
В.И. Вернадского.
Вернадский стремился стать учёным, а не только научным работником,
профессионалом, а не специалистом. Проникнуть вглубь вещества. Докучаев понял своего ученика и направил его за границу для подготовки к профессорскому званию.
Слайд 20В.И. Вернадский на геологической экскурсии в Мюнхене,
проводимой проф. П.
Гротом. 1888 г.
Слайд 21В январе 1886 г. Вернадский, Александр Корнилов, Фёдор и Сергей Ольденбурги,
историк Иван Гревс возвели свой кружок в ранг братства.
Академик-востоковед
Сергей Фёдорович
(1863-1934) и Фёдор Фёдорович (1861-1914) Ольденбурги.
Дмитрий Шаховской, который служил в земстве, прислал эпохальное послание, где сформулировал аксиомы:
I. Так жить нельзя,
II. Все мы ужасно плохи,
III. Без братства мы погибли;
отсюда вытекали правила братства:
1. Работай как можно больше,
2. Потребляй (на себя) как можно меньше,
3. На чужие беды смотри как на свои.
Слайд 22Александра Павловна Ольденбург (1863-1891), жена Сергея Ольденбурга (Шурочка).
В сентябре 1891 г.
братство было потрясено огромным несчастьем, смертью жены Сергея Ольденбурга Шурочки.
Почти все тогда собрались на похороны. Возвратившись с кладбища, проговорили до утра. И закончили свое собрание обещанием в её память посвятить себя мирному изменению государственного строя России, то есть введению конституции в стране.
Слайд 23Из всех «ритуалов» в братстве был установлен только день братства
– сбор всех, кто может, на 30 декабря каждого года.
Братство стало не организацией, а дружбой. Но зато на всю жизнь, с безоговорочной помощью, с бескорыстным участием, с полной откровенностью и начинавшимися тесными связями второго поколения – детей.
Одной из главных целей было – всеобщее начальное образование в России.
Князь Дмитрий Иванович Шаховской (1861-1939), русский государственный и общественный деятель.
Слайд 24В 1891 г. братство помогало голодающим в Моршанском уезде. По примеру
Толстого на общественные средства их комитет устраивал столовые. В самое
суровое время, весной 1892 г., работало 119 столовых, где кормилось 25 тысяч человек.
Вернадский отмечает пробуждение сознания: «Я убеждён, что вся масса людей, вернувшихся с мест, явится с новыми запросам, требованиями. Серьёзно работает мысль и сильно бьётся сердце теперь у целых тысяч энергичных и искренних людей. А это есть крупное, очень крупное общественное событие, которого важность мы едва сознаём».
Слайд 25Вернадский и Шаховской считали, что наилучшим способом перехода к конституционному
строю будет «самочинное собрание» земств в общерусском масштабе.
6 ноября 1904 г.
86 делегатов земств собрались в Петербурге, повестка дня: «Об общих условиях, необходимых для правильного течения нашей общественной и государственной жизни». Утверждаются следующие неслыханные для России, но неизбежные требования: свобода слова, собраний и союзов, совести и вероисповедания, судебной гарантии гражданских и политических прав, ликвидации сословий.
«В.И. Вернадский является одним из самых видных деятелей освободительного движения. Крупный учёный, даровитый профессор, убеждённый и стойкий общественный деятель, симпатичный по всему своему облику человек, В.И. имеет все шансы на то, чтобы сыграть крупную роль в качестве государственного деятеля обновлённой России».
Слайд 26Из «Союза Освобождения» и «Союза земцев-конституционалистов» возникла первая легальная политическая
партия – конституционно-демократическая.
В начале 1906 года кадеты убедительно победили на
выборах в Государственную Думу. Накануне открытия Думы 26 апреля вышли долгожданные Основные законы, учреждавшие новый государственный строй – монархию, ограниченную парламентом.
Таким образом, клятва была выполнена.
Билеты члену Госсовета В.И. Вернадскому для беспрепятственного проезда к Зимнему дворцу и входа в Георгиевский Тронный зал. 1906 г.
Слайд 27В начале мая 1918 г. Вернадский выезжает в Киев на съезд
кадетской партии и получает предложение заняться созданием Украинской Академии наук.
Он попадает под власть грандиозной цели – создать полноценную Академию наук.
«Всё больше вдумываюсь в создание большого центра в Киеве, воспользовавшись благоприятной политической конъюнктурой, – записывает в дневнике 12 мая. – Даже если не удастся провести – надо проводить. Обычно из всего этого всегда что-нибудь выходило и никогда нельзя знать результата. Не надо знать результат, а надо знать, что хочешь получить».
Слайд 28Академия наук состояла из 15 комиссий и комитетов по многим
отраслям знаний, зоологического кабинета, Всенародной библиотеки, трёх институтов. Всего числилось
в академических учреждениях 140 сотрудников.
В Симферополе, в Таврическом университете, Вернадский читает минералогию и геохимию, основывает четвёртый в своей жизни минералогический кабинет.
В Петрограде к В.И. Вернадскому пришли с обыском и ордером на арест. Его спасли телеграммы на самый верх от очень авторитетных людей, от всей верхушки Академии. Арест продлился всего двое суток.
Слайд 29В.И. Вернадский и президент АН СССР В.Л. Комаров. 1939-1940 гг.
Слайд 30«живое вещество не просто живые организмы, а их система»
1) жизнь не
происходила из косной материи;
2) никогда на планете не было безжизненных
эпох;
3) нынешнее живое вещество связано с предшествующим, поэтому условия для нее были подходящими;
4) химическое влияние жизни на окружающую среду было одним и тем же всегда;
5) больших изменений количества живого вещества, следовательно, и количества захваченных им атомов, не было;
6) живое вещество «работает» на солнечной энергии, в основном.
Слайд 31Единство биосферы и человека
«Эволюция видов переходит в эволюцию биосферы»;
геологической силой
является не Homo Sapiens, а его разум;
«Под влиянием научной мысли и человеческого
труда биосфера переходит в новое состояние — в ноосферу».
человек не является самодостаточным живым существом, он существует внутри природы и является частью её;
влияние биосферы сказывается не только на среде жизни, но и на образе мысли;
не только природа оказывает влияние на человека – существует и обратная связь
Слайд 32Переход биосферы в ноосферу: прогноз и реальность
7. Равенство людей всех рас
и религий.
8. Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и
внутренней политики.
9. Свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений и создание в государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли.
10. Продуманная система народного образования и подъём благосостояния трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания и голода, нищеты и чрезвычайно ослабить болезни.
11. Разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать её способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения.
12. Исключение войн из жизни общества.
Условия, необходимые для становления и существования ноосферы:
1. Заселение человеком всей планеты.
2. Резкое преобразование средств связи и обмена между странами.
3. Усиление связей, в том числе политических, между всеми странами Земли.
4. Начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере.
5. Расширение границ биосферы и выход в космос.
6. Открытие новых источников энергии.
Слайд 33Варварское отношение к биосфере, угроза мировой экологической катастрофы, производство средств
массового уничтожения — все это должно иметь преходящее значение. Вопрос
о коренном повороте к истокам жизни, к организованности биосферы в современных условиях должен звучать как набат, призыв к тому, чтобы мыслить и действовать, в биосферном — планетном аспекте.
Слайд 34Источники
Владимир Иванович Вернадский [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vernadsky.name
Неправительственный экологический
фонд имени В.И. Вернадского [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vernadsky.ru/vernadsky/the-heritage-of-v-i-vernadsky/
Электронный
Архив В. И. Вернадского [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vernadsky.lib.ru/e-texts/archive/balandin.html
РАН [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://российская-академия-наук.рф/vernadsky/0c2af94b-2374-4f8b-8a13-0ea0d00dcc31.aspx?hidetoc=1
Библиотекарь.ру [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/1vernadskiy.htm
Слайд 35Вернадский Владимир Иванович
Пять поколений интеллигентов
Гордеева Людмила Владимировна
e-mail: gordeevaluda@rambler.ru
+7-904-918-45-87
Нижегородский государственный университет
им. Козьмы Минина
Кафедра географии, географического и геоэкологического образования
Нижний Новгород, 2014