Слайд 1
«Веселая артикуляционная гимнастика »
ГКУСО ВО «Владимирский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
подготовила:
учитель-дефектолог отделения реабилитации детей с ограниченными возможностями и оказания ранней
помощи
Светлана Николаевна Аниканова
Слайд 2Артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению мышц речедвигательного анализатора, что
в свою очередь помогает длительному удержанию артикуляционных поз и правильному
звукопроизношению. Ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности от выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому занятия в игровой, нетрадиционной форме помогают удерживать интерес детей.
Слайд 3Веселые артикуляционные упражнения для детей, которые они будут выполнять с
большим удовольствием, потому что все упражнения делаются со сладостями!
1.
Высунь язык и продержи на нем соломинку как можно дольше.
2. Длинную мармеладку зажать губами и натянуть рукой. И надо стараться удержать мармеладку губами!
3. Открой рот и постарайся удержать соломинку в равновесии на языке. Можно прижать к верхним зубам, но рот закрывать нельзя.
Слайд 44. Сделай усы! Удерживай соломинку у верхней губы с помощью
кончика языка.
5. А теперь делаем усы, удерживая соломинку губами.
6.
Удержи шарик-конфетку (или из сухих завтраков) в языке, как в чашке.
7. Пооблизывай чупа-чупс, когда он сбоку, сверху, снизу.
Слайд 5Игры с «Веселым шариком»
Диаметр шарика 2 - 3 см, длина веревки
40-60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и
завязана на узел.
1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо - влево.
2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).
3. Язык – «Чашечка», цель - поймать шарик в «Чашечку».
Слайд 6Упражнения с ложкой «Бабушкино варенье»
1. Чайную ложку зажать в кулак
и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону
ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.
2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.
3.То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.
4. Язык – «Лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.
Слайд 7Можно использовать при проведении артикуляционной гимнастики, подготовке артикуляционного аппарата к
постановке звуков такие нетрадиционные игровые формы:
«Кусачки»
Ребёнку даём мягкий кусок
хлеба или печенье и просим его быстро покусать зубами, а затем губами.
«Бусинки»
Кладём на тарелку крупные крошки печенья или маленькие круглые конфетки. Просим ребенка губами собрать их, представив себе, что он собирает рассыпанные бусинки. Или просим губами перенести «бусинки» с одной тарелки на другую.
Слайд 8«Воздушный поцелуй»
Ребёнок прикладывает ладошку к губам, пытается её поцеловать и
помахать ею. Для изменения игровой ситуации можно «целовать» зеркало, игрушку
и т. д. для того, чтобы губы лучше складывались и тянулись трубочкой, взрослый надавливает слегка на уголки рта и выдвигает губы вперёд.
«Толстые щёки»
Ребёнок открывает рот. Взрослый кладет за щеку ребенку сладкую полоску и на внутренней стороне щёк рисует ею линии, кружочки и т.д.
«Зубная фея»
Чистим зубной щёткой зубы, язык, щёки.
Слайд 9«Облизывание тарелок»
Намазываем гладкую поверхность тарелки вареньем, творогом, манной кашей, сгущённым
молоком или другим продуктом, который не противопоказан ребёнку. Ребёнок берёт
тарелку двумя руками и начинает облизывать широким языком.
«Рыбалка»
Посыпаем тарелку крупными крошками. Предлагаем ребёнку поймать рыбку, язык – это удочка, а крошки – это рыбки. Нужно широко открыть рот, высовывать язык иголочкой (узкий язык) и дотронуться до крошки так, чтоб она прилипла к кончику языка.
Слайд 10«Вкусное варенье»
Намазываем ребёнку губы вареньем и просим облизать их языком
по кругу. Либо намазываем только верхнюю или нижнюю губу и
просим слизать варенье. Если это упражнение не доступны ребёнку, то просим его просто высунуть язычок наружу, просовывая его между губ и тем самым, слизать варенье.
«Яблочко»
Ребёнку кладём кусочек яблочка за щеку и просим языком вытащить его оттуда. Тоже производят с другой щекой.
Слайд 11
Все игры и упражнения с едой (печеньем, конфетками и т.п.)
ребенок выполняет только под чутким контролем взрослого!!!
Спасибо за внимание!