Слайд 1ВИДЫ И ТИПЫ
ЛОГИСТИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ И ИХ ОСОБЕННОСТИ
Слайд 2Логистическая стратегия фирмы направлена на оптимизацию ресурсов компании при управлении
основными и сопутствующими потоками. Стратегические цели задаются с помощью одного
или нескольких ключевых показателей эффективности логистики. Логистическая стратегия может быть построена на основе максимизации (минимизации) одного или нескольких ключевых показателей
Слайд 3ПОНЯТИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ
Логистическая стратегия — это долгосрочное, качественно определенное направление развития логистики,
касающееся форм и средств ее реализации в фирме, межфункциональной и
межорганизационной координации и интеграции, сформулированное высшим менеджментом компании в соответствии с корпоративными целями
Слайд 4Назначение логистической стратегии – поддержка корпоративной, деловой и функциональных стратегий предприятия при
управлении материальными и сопутствующими потоками с оптимальными затратами ресурсов.
Главная задача логистической
стратегии – формирование связи между стратегиями корпоративного, делового и функционального уровней для эффективного управления материальными и сопутствующими потоками.
Объектом логистической стратегии является материальный поток, а точнее – процесс доставки последнего заказчику.
Направленность логистической стратегии – процесс перемещения материального потока с минимальными затратами
Слайд 5Виды логистических стратегий
1. Минимизации общих логистических издержек
Сокращение логистических издержек в
отдельных логистических функциях;
Оптимизация уровней запасов в логистической системе;
Выбор оптимальных вариантов
«складирование — транспортировка» (переключение с одной логистической функции на альтернативную);
Оптимизация решений в отдельных функциональных областях и/или логистических функциях по критерию минимума логистических издержек;
и т.п.
Слайд 62. Улучшения качества логистического сервиса
Улучшение качества выполнения логистических операций и
функций (транспортировки, складирования, грузопереработки, упаковки и т.п.);
Поддержка предпродажного и послепродажного
сервиса;
Сервис с добавленной стоимостью;
Использование логистических технологий поддержки жизненного цикла продукта;
Создание системы управления качеством логистического сервиса;
Сертификация фирменной системы управления качеством в соответствии с национальными и международными стандартами и процедурами (в частности ISO 9000); и т.д.
Слайд 73. Минимизации инвестиций в логистическую инфраструктуру
Оптимизация конфигурации логистической сети:
Прямая доставка
товаров потребителям, минуя складирование;
Использование складов общего пользования;
Использование логистических посредников в
транспортировке, складировании, грузопереработке;
Использование логистической технологии «точно в срок»;
Оптимизация дислокации объектов логистической инфраструктуры и др.
Слайд 84. Логистический аутсорсинг
Решение «делать или покупать»;
Сосредоточение компании на своих ключевых
областях компетенции, поиск логистических посредников для выполнения неключевых функций;
Оптимизация
выбора источников внешних ресурсов;
Оптимальная дислокация производственных мощностей и объектов логистической инфраструктуры;
Применение инноваций поставщиков;
оптимизация числа логистических посредников и закрепляемых за ними функций
Слайд 9Логистические стратегии построены на основе оптимизации одного ключевого показателя, например,
общих логистических издержек, качества сервиса, производительности, возврата на инвестиции в
логистическую инфраструктуру и т.д.
Слайд 10Типы логистических стратегий
1. «Тощие» стратегии
Цель «тощей» стратегии заключается в
выполнении каждой операции с использование меньшего количества каждого вида ресурсов
(людей, пространства, запасов, оборудования, времени и т.д.).
«Тощая» стратегия «работает» лучше всего в условиях, когда спрос стабилен или, по крайней мере, предсказуем. Эта логистическая стратегия позволяет добиваться наибольшего успеха, если изменения в составе потребителей, продукции или логистики минимальны и когда из-за конкуренции важным фактором становится цена. Такое положение дел, как правило, характерно для товаров широкого спроса, где важнейшим условием достижения успеха становятся самые низкие затраты
Слайд 11«Тощая» стратегия старается отыскать способы устранения непроизводительных расходов ресурсов.
«Тощая» стратегия
базируется на принципе управления затратами, т.е. производстве тех же или
сопоставимых продуктов, что и у конкурентов, но более дешево.
Слайд 12Участки в ЛЦ, где, скорее всего, могут впустую теряться ресурсы:
Качество поставляемых ресурсов (сырья, материалов, комплектующих, деталей и т.д.) и
ГП может быть слишком низким, чтобы удовлетворить запросы потребителей.
Неправильный уровень производства или мощностей (Имеют место производство продукции или мощности, которые в настоящее время не нужны)
Слайд 13Плохо отлаженный процесс. Наличие ненужных операций, слишком сложных или потребляющих
слишком много времени.
Ожидание. Операциям приходится ожидать начала или завершения, материалам
- поступления; оборудованию - производства ремонтных работ.
Перемещение. Продуктам во время операций приходится совершать ненужные, слишком длинные или неудобные перемещения.
Слайд 142. Динамичные стратегии
Цель динамичной стратегии – обеспечить высокое качество
обслуживания потребителей, оперативно реагируя на изменения в их вкусах и
взглядах.
Данная логистическая стратегия «работает» лучше всего для организации, предлагающей широкий ассортимент продукции, а также в условиях, когда спрос резко меняется и спрогнозировать его сложно. Такой вариант стратегии позволяет добиваться наибольшего успеха тем организациям, которые не могут точно оценить спрос до тех пор, пока потребители не разместят у них заказы, а также выполняющие свои операции на заказ и занимающиеся массовым выполнением заказов
Слайд 153. Стратегические союзы
Данная стратегия базируется на идеях интеграции. Организация уделяет
большое внимание тесному сотрудничеству с другими звеньями цепи поставок, выбирая
для этого стратегию формирования союзов с поставщиками и с заказчиками.
Целью данной стратегии является увеличение эффективности цепи поставок, когда все её члены работают совместно и сообща получают выгоды от долгосрочной кооперации.
Обычно причинами формирования партнерства становятся:
более совершенное обслуживание потребителей;
более высокая гибкость;
сниженные затраты;
стремление избежать инвестиций в сооружения;
отсутствие опыта у организаций
Слайд 16Существуют и другие основные стратегии, при реализации которых организации делают
ставку на другие аспекты своей деятельности
1. Стратегии на основе временных
параметров
Целью стратегии является устранение всех временных отрезков, в течение которых ценность к продукции не добавляется
Эти стратегии стремятся гарантированно обеспечить быструю доставку продукции. К выгодам, получаемым от таких стратегий, относятся:
более низкие затраты;
более совершенные потоки наличных денежных средств (т.к. компании не приходится долго ожидать поступления платежей);
меньшая степень риска (из-за сокращения числа изменений заказов, устаревания продукции, хранящейся слишком долго в запасах);
более простые операции (в результате отказа от лишних запасов и устранения задержек в выполнении заказов)
Слайд 17Сократить затраты времени в цепи поставок и тем самым получить
определенные выгоды позволяют множество способов:
интегрирование – совершенствование потоков информации
и материалов;
упрощение – выбор более простых операций;
стандартизация – применение стандартных процедур и материалов;
контроль над отклонениями, гарантирование высокого качества работ и устранение ненужных затрат;
автоматизация – повышение эффективности и производительности;
планирование ресурсов – устранение «узких» мест и т.д.
Слайд 182. Стратегии на основе защиты окружающей среды
Небольшое, но растущее число
организаций разрабатывают стратегии, в основе которых лежит защита окружающей среды.
Например, создание продукции, содержащей натуральные ингредиенты, делая при этом ставку на устойчивое развитие.
Наиболее серьезными экологическими проблемами считаются:
переработка и уничтожение отходов и упаковочных материалов;
шум и вредные выбросы;
уровень шума, издаваемый отдельными видами транспортных средств (н-р: тяжелыми грузовиками);
избыточное использование топливных ресурсов;
пробки на дорогах
Слайд 193. Стратегии повышенной производительности
Ставка делается на максимально возможное использование имеющихся
ресурсов. Например, склады имеют высокие постоянные затраты, и использование их
с полной мощностью позволяет распределять эти затраты на большее число единиц хранения. Фактически это разновидность «тощей» стратегии, но имеет важные отличия
Например, представим предприятие, работающее на 60% своей мощности. При этом незадействованная мощность повышает затраты на единицу продукции. «Тощая» стратегия стала бы искать способы удалить 40% свободных мощностей, а затем пути сокращения всех применяемых ресурсов. Стратегия более высокой производительности скорее сохранит прежнюю мощность, но при этом начнет искать варианты альтернативного использования излишков (часть офиса или склада сдать в аренду, на транспортных средствах перевозить материалы для других организаций)
Слайд 204. Стратегии с добавленной ценностью
Цепь поставок состоит из ряда видов
деятельности, каждая из которых добавляет ценность к конечному продукту. Эта
ценность должна рассматриваться с точки зрения потребителей. Кроме того, ценность может добавляться повышением полезности времени и места или выполнением большего числа работ в ходе производства продукта
Например, компания, доставляющая стиральные машины в дома потребителей, добавляет ценность, доставляя машины к указанному месту и в указанное время или выполняя дополнительные виды работ (установку и подключение, проверку, обучение пользователей, вывоз старых машин, предложение заключить контракт на обслуживание и т.д.)
Слайд 215. Стратегии диверсификации и специализации
Стратегии исходят из всего ассортимента услуг,
предлагаемых логистикой. Некоторые организации прибегают к стратегиям диверсификации, предлагая максимальный
ассортимент услуг и стараясь удовлетворить как можно больше потребителей (универсальные магазины, продающие разнообразные виды продукции). Другие организации делают ставку на стратегию специализации, действуя в очень узком диапазоне услуг, и будучи лучшими их провайдерами. Они выбирают относительно небольшое число заказчиков и предоставляют услуги, которые те не смогут найти в другом месте (работа портного по индивидуальным заказам).
Например, одни транспортные компании действуют на основе стратегии диверсификации и перевозят любые виды грузов (от писем до товаров нестандартных размеров). Другие выбирают стратегию специализации и занимаются перевозкой только, скажем, небольших упаковок, доставкой нефти танкерами или гарантируют особую безопасность при перевозках
Слайд 226. Стратегии роста
Многие аспекты логистики позволяют экономить на масштабах, и
более крупные операции позволяют получать не только низкие издержки, но
и более качественное обслуживание. Одна из таких общих стратегий – стратегия роста.
Существуют несколько путей, приводящих к росту:
поглощение соперников;
расширение обслуживаемых географических зон;
освоение большего числа логистических видов деятельности;
перемещение различных типов материалов;
увеличение рыночной доли
Слайд 23Типы стратегический решений в логистике
Слайд 24
При разработке логистической стратегии учитываются 3 фактора:
Стратегии более высокого
уровня
Задают цели организации и контекст, с учетом которого принимаются все
логистические решения. Миссия определяет общие цели, а корпоративные и бизнес-стратегии показывают, как планируется их достижение. Логистическая стратегия должна работать на поддержку стратегии более высокого уровня.
Среда, в которой ведется бизнес
Включает факторы, которые влияют на логистику, но которыми логистика управлять не может:
потребители – их ожидания, отношения, демографические характеристики;
рыночные условия – размер, место расположения, стабильность;
технология – доступная в настоящее время, вероятные направления развития, темпы инновации;
экономический климат – объем ВВП, темпы роста, темпы инфляции
Слайд 25правовые ограничения – профессиональные ограничения, правовая ответственность и законы о
занятости;
конкуренты – их количество, легкость выхода новых структур на рынок,
их сильные стороны;
акционеры – их целевой доход на инвестиции, цели, требуемая прибыль;
группы заинтересованных лиц – их цели, сильные стороны, степень поддержки;
социальные условия – разные стили жизни потребителей, изменяющиеся запросы, явно выраженные тенденции
Слайд 26 Все конкурирующие организации действуют в одной и той же
среде бизнеса
Каждая из них может добиться успеха, если имеет явно выраженные
компетенции, позволяющие фирме выделиться среди конкурентов и добиться успеха. Такие компетенции определяются факторами, которыми организация может управлять, чтобы отличиться от других.
Особая компетенция строится на активах организации, к которым относятся:
потребители – их запросы, лояльность, взаимоотношения с ними;
финансы – капитал, долги, потоки наличных денежных средств;
организация – структура, взаимоотношения, гибкость;
продукты – качество, репутация, инновационность;
сооружения – мощность, возраст, надежность функционирования;
технология – используемая в настоящее время, планируемая, особые разновидности;
маркетинг – опыт, репутация;
поставщики – услуги, партнерство, гибкость
Слайд 27Таким образом, логистическая стратегия на предприятии формируется параллельно с корпоративной
стратегией. Ошибки в выборе логистической стратегии приводят к нарушению движения
материального потока через предприятие