Слайд 1Формы организации музыкальной деятельности в ДОУ.
Структура музыкального занятия
Слайд 2Формы организации музыкальной деятельности дошкольников
музыкальные занятия в дошкольных образовательных
учреждениях;
использование музыки в повседневной жизни ДОУ;
музыкальное образование
дошкольников в семье.
Слайд 3Музыкальные занятия в ДОУ – основная форма организации музыкальной деятельности
детей, позволяющая наиболее эффективно и целенаправленно осуществлять процесс музыкального воспитания,
обучения и развития ребенка
Слайд 4Три аспекта в характеристике музыкального занятия в ДОУ
1. Аспект
- относится к личности самого ребенка.
Задачи «личностного аспекта» с
учетом индивидуально-психологических и возрастных особенностей детей:
формирование музыкальной культуры детей,
развития их музыкальных способностей,
развитие общего и музыкального кругозора;
формирования музыкальной грамотности
Слайд 52 аспект отражает методические установки музыкального занятия
Данный аспект включает обоснование
целей, содержания, структуры, организации проведения музыкального занятия
Характеристика данного аспекта направлена
на:
соотнесение цели и задач музыкального занятия с общими целями и задачами музыкального образования детей;
осуществление отбора высокохудожественного музыкального репертуара в соответствии с целями и задачами музыкального занятия;
разработку тематики и структуры музыкального занятия в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей.
Слайд 63 аспект связан с процессом педагогической рефлексии
Объектом педагогической рефлексии
могут выступать:
мотивы собственной музыкально-педагогической деятельности: осмысление стиля руководства музыкальным образованием
детей,способов и характера взаимодействия с ребенком и другими людьми в процессе музыкальных занятий,
эмоциональная реакция на результат своего труда,
способность опираться в профессиональной деятельности на принципы и методы, адекватные природе музыки и ребенка.
Слайд 7Виды музыкальных занятий
индивидуальные музыкальные занятия;
музыкальные занятия по подгруппам;
фронтальные
музыкальные занятия.
Слайд 8Индивидуальные занятия
позволяют педагогу наиболее полно раскрыть музыкальные способности каждого ребенка,
а работа с отстающими позволяет выявить причины задержки в музыкальном
развитии детей.
Индивидуальные музыкальные занятия проводятся:
с каждым ребенком отдельно (в основном с детьми раннего и младшего дошкольного возраста 2 раза в неделю по 5—10 минут);
в более старших возрастных группах с целью совершенствования музыкально-исполнительских навыков детей, а также для ликвидации пробелов в их музыкальном развитии.
Слайд 9Музыкальные занятия по подгруппам
Проводятся с детьми раннего и младшего дошкольного
возраста 2—3 раза в неделю по 10—20 минут в зависимости
от возраста детей.
Занятия по подгруппам позволяют:
объединять детей, проявляющих склонность к отдельным видам музыкальной деятельности,
развивать детей с одинаковым уровнем музыкальных способностей,
осуществлять освоение навыков музыкально-исполнительской деятельности в ансамбле и т. д.
Слайд 10Фронтальные занятия
проводятся со всеми детьми группы.
этот вид занятий становится
основным для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Слайд 11Виды музыкальных занятий
По содержанию все виды музыкальных занятий можно разделить
на:
типовые (или традиционные),
доминантные,
тематические.
фронтальные занятия могут быть также комплексными.
Слайд 12Типовое музыкальное занятие
(или традиционное) музыкальное занятие включает в себя
все виды музыкальной деятельности детей (музыкально-исполнительскую, восприятие, творчество).
Слайд 13Разновидности доминантного музыкального занятия
Одна из них характеризуется преобладанием какого-либо одного
вида музыкальной деятельности, что позволяет более полно учесть его психологические
и физиологические механизмы проявления.
Слайд 14Вторая разновидность доминантного музыкального занятия может быть направлена на развитие
какой-либо музыкальной способности детей.
В этом случае доминантное музыкальное занятие
может включать различные виды музыкальной деятельности, каждый из которых направлен на совершенствование этой способности (развитие чувства ритма, музыкально-слуховых представлений, ладового чувства и т. д.).
Слайд 15Тематическое музыкальное занятие
характеризуется наличием определенной темы, объединяющей все виды музыкальной
деятельности детей.
Разновидности тематического занятия:
собственно тематические;
музыкально-тематические;
сюжетные музыкальные занятия.
Слайд 16Собственно тематические
Тема занятия раскрывает взаимосвязь жизни и музыки например, «Природа
в музыке», «Времена года в музыке», «Музыкальные путешествия по стране»
и т. д. Главное в этих занятиях — показать возможности музыки в передаче жизненных явлений;
Слайд 17Музыкально-тематические занятия
тема занятия связана с музыкой, ее выразительными средствами (мелодия,
ритм, темп, динамика, тембр), с музыкальными инструментами, с именами и
творчеством композиторов и т.д.);
Слайд 18Сюжетные музыкальные занятия
Эти музыкальные занятия объединены темой и единой сюжетной
линией («Сказка в музыке» и т. д.).
Целостность музыкального занятия
в данном случае достигается логикой развития выбранной темы, объединяющей содержание и виды музыкальной деятельности детей.
Слайд 19Комплексные музыкальные
з а н я т и я
Основываются на
взаимодействии различных видов искусства — музыки, живописи, литературы, театра и
т. д.
Цели этих занятий:
объединить разные виды художественной деятельности детей (музыкальную, изобразительную, театрализованную, художественно-речевую и т. д.);
обогатить знания детей о специфике различных видов искусства и особенностях их выразительных средств;
расширить представления детей о взаимосвязи искусств.
Слайд 20Структура музыкальных занятий.
При разработке структуры музыкального занятия, планировании очередности заданий
и смены видов деятельности необходимо:
учитывать физическое и психическое состояние детей.
распределять
задания в процессе музыкального занятия следует с учетом эмоциональной и умственной активности детей: более сложные задания — планировать на период подъема творческой активности и большей сосредоточенности внимания детей.
рационально соотносить индивидуальную и коллективную формы работы детей в процессе музыкального занятия;
своевременно чередовать формы, виды и продолжительность музыкальной деятельности детей с учетом соотношения эмоциональной, интеллектуальной и двигательной нагрузки.
Слайд 21Взаимосвязь субъектов музыкально-образовательного процесса
В ходе проведения музыкальных занятий. важно сохранять
взаимодействие на трех уровнях: дети — воспитатель — музыкальный руководитель.
Чем младше дети, тем активнее должны быть воспитатель и музыкальный руководитель.
В старшей и подготовительной группах детям предоставляется больше самостоятельности в ходе музыкальных занятий.
Роль воспитателя и музыкального руководителя, степень их активности могут меняться в зависимости от содержания музыкального занятия.
В процессе его проведения важную роль выполняют и личностные качества педагогов: артистизм, тон и культура общения с детьми и др.
Слайд 22Музыка в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения
Слайд 23Использование музыки в повседневной жизни ДОУ
придает большую эмоциональную насыщенность,
благотворно
сказывается на психофизическом состоянии ребенка.
Наряду с музыкальными занятиями музыка
используется:
на утренней гимнастике,
в развлечениях,
на праздниках (утренниках),
в нерегламентированных видах деятельности ребенка в свободное время.
Слайд 24Использование музыки
на утренней гимнастике:
организует движения детей,
создает у них
приподнятое настроение,
способствует лучшему усвоению различных упражнений,
развивает координацию движений,
активизирует
физиологические процессы детского организма.
Слайд 25На занятиях по физической культуре:
разучивается комплекс упражнений для утренней гимнастики,
проводятся подвижные игры для общего развития детей,
осваиваются различные движения
(ходьба, бег, поскоки, прыжки)
выполняются общеразвивающие упражнения с предметами (лентами, мячами, обручами, скакалками и др.) и без предметов.
Слайд 26Подбор музыкального репертуара
плавные движения с большой амплитудой (например, вальсы
А. Грибоедова, А.Гречанинова и др.) или старинные танцы (например, Ф.Шуберт
—лендлер соч. 17, №3).
упражнений с четкими, динамичными движениями (Рондо-марш Д. Кабалевского, Марш С.Прокофьева из «Детской музыки», русские народные мелодии «Пляска молодцев», «Утушка луговая» в обработке Н. Чайкина
Слайд 27Подбор музыкального репертуара
Упражнения, выполняемые в быстром темпе, с короткой амплитудой
движений (Полька ре минор
М. Глинки, Полька до мажор Д. Шостаковича, Юмореска А. Дворжака).
Для музыкального сопровождения бега или подвижных игр с элементами соревнования («Мышки» А. Жилинского, «Клоуны» Д. Кабалевского, «Бабочка» Р. Шумана и т. п.).
Слайд 28Виды развлечений
тематические музыкальные вечера,
беседы-концерты,
театрализованные представления,
игры-драмматизации, хороводы, аттракционы,
концерты детской самодеятельности и др.
Слайд 29Цель развлечений — обогатить музыкальные впечатления и эмоциональную сферу детей,
расширить их представления об окружающем мире и взаимосвязи искусств.
Задачи
развлечения:
формировать творческую активность детей,
интеллектуально-художественное развитие личности ребенка.
Слайд 30Разновидности развлечений
1. Зрелищные развлечения, организованные и показанные для детей взрослыми.
Это могут быть концерты из произведений классической и народной музыки;
музыкальные вечера, посвященные творчеству как отечественных, так и зарубежных композиторов;
концерты-загадки;
беседы-концерты, посвященные знакомству с циклами музыкальных произведений для детей;
тематические концерты, посвященные знакомству детей с различными музыкальными инструментами как народного, так и симфонического оркестра;
представления кукольного театра, показанные силами взрослых.
Слайд 31Виды развлечений
2. Развлечения, организованные взрослыми при участии детей в составлении
программы и исполнении номеров.
Эта разновидность развлечений может включать:
празднование
дней рождений детей;
музыкально-дидактические игры; концерты для кукол;
обрядовые развлечения («Масленица», «Осенины» и др.); и т. п.
Слайд 32Виды развлечений
Развлечения, проводимые силами самих детей (но с помощью взрослых
при подготовке).
Это могут быть всевозможные хороводы; игры-драматизации, драматизации песен;
инсценирование сказок и др.
При этом роль воспитателя и музыкального руководителя состоит в организации и проведении подготовительной работы, включающей выбор сюжета и соответствующей музыки;
распределение ролей и помощь в разучивании песен и танцев для инсценировок;
подбор костюмов; оформление декораций и т. п.
Слайд 33Критерии отбора музыкального репертуара:
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей,
высокохудожественный,
разнообразный
и интересный по содержанию.
соответствовать эмоциональному опыту детей, способность сопереживать
тем чувствам, которые выражены в музыкальном произведении.
Слайд 34Хронометраж развлечений
от 15—20 минут для детей младшего и среднего дошкольного
возраста
до 25—30 минут — для детей старшего и подготовительного
к школе возраста.
Следует тщательно продумывать программы развлечений: своевременно менять формы участия в них детей, чередовать зрелищные, сюрпризные моменты с играми, танцами, аттракционами.
Слайд 35Выводы по развлечениям
Сроки проведения развлечений, их тематика отражаются в перспективном
плане дошкольного образовательного учреждения. Как правило, развлечения проводятся раз в
7—10 дней (3— 4 раза в месяц).
Желательно привлекать к участию в развлечениях как можно больше ребят.
Эта форма организации жизнедеятельности детей:
развивает их коммуникативные качества;
сплачивает детский коллектив;
позволяет каждому ребенку проявить свои способности в том виде музыкальной деятельности, которой он отдает предпочтение и в которой наиболее ярко проявляются его творческие возможности.
Слайд 36Особенности музыкального развития детей в семье
Слайд 37Факторы, определяющие особенности муз.развития ребенка в семье:
1) врожденные музыкальные задатки,
влияющие на дальнейшее музыкальное развитие ребенка и определяемые генотипом;
2) музыкальная
среда семьи, ее отношение к музыке и музыкальной деятельности.
Слайд 38Обучения музыке влияет на:
музыкальное и общее развитие ребенка;
быстрее сосредотачиваются,
становятся более внимательными,
более выносливыми,
лучше координированными,
свободнее владеющие речью.
Слайд 39Создание в семье благоприятных условий для музыкального развития ребенка позволяет
решить следующие задачи:
сформировать основы музыкальной культуры ребенка, а через нее
— обогатить его духовный мир;
развить музыкальные способности ребенка на основе вовлечения его в различные виды музыкальной деятельности;
оказать воздействие на весь ход общего развития ребенка.
Слайд 40Формы организации музыкальной деятельности в семье
музыкальные занятия;
развлечения (посещение
концертов, музыкальных спектаклей, оперных постановок и др.);
домашнее музицирование (как
самостоятельное, так и с участием взрослых членов семьи);
слушание музыки (в записи, радио- и телепередач);
обучение игре на музыкальных инструментах (организация музыкально-образовательной деятельности детей под руководством педагога-музыканта).