Слайд 1ЛЕКЦИЯ
ВИДЫ МОТИВАЦИИ К ТРУДУ
Слайд 2ВИДЫ МОТИВОВ К ТРУДУ
(по А. Ратнеру)
Стимулирование персонала должно строиться
в зависимости от преобладания одного из двух мотивов:
Консервативный мотив
Творческий мотив
У
сотрудников разных подразделений преобладает либо тот, либо другой мотив.
Слайд 3Консервативный мотив (1)
Для людей с выраженным консервативным мотивом работа -
часть необходимого жизненного порядка.
На работу такие люди устраиваются потому,
что так «положено».
Выплата зарплаты и обеспечение нормальных условий труда, по мнению этого сотрудника, – безусловная обязанность работодателя.
Со своей стороны, такой человек намерен (получив «нормальные» условия) трудиться тоже «нормально», добросовестно.
Если условия труда, в том числе гарантированная зарплата, удовлетворяют сотрудника, то он будет дорожить такой работой и стремиться ее сохранить.
Слайд 4Консервативный мотив (2)
Консервативная мотивация приводит к появлению «охранного» поведения, направленного
на минимизацию рисков.
Проявляется охранное поведение в опоре на правила
и в сопротивлении рискованным изменениям.
Проще говоря, для сохранения стабильности сотрудник склонен следовать правилам и не делать ничего, что увеличит риски.
Соответственно, такой сотрудник хорошо воспринимает стимулы, направленные на поддержание порядка.
Наличие правил и ограничений и понимание меры взысканий за нарушения уже, как правило, являются для него достаточными стимулами.
Но и к наказаниям, особенно если они обоснованы и упорядочены, сотрудник-консерватор относится с пониманием.
Слайд 5Консервативный мотив (3)
Стимулы, направленные на поощрение достижений, на таких сотрудников
действуют плохо.
Оценивание труда может быть воспринято как проявление недоверия,
а обещание премий за особые успехи – как несправедливое недовольство его добросовестным трудом.
Переменная зарплата, даже четко привязанная к показателям деятельности, является для такого работника сильным стрессогенным (а значит – снижающим производительность труда) фактором.
Слайд 6Консервативный мотив (4)
Поскольку у такого сотрудника критерии оценки собственного труда
обычно размыты (он служит «верой и правдой», предприятие платит «достойно»),
несколько заниженная или несколько завышенная зарплата никак не влияет на интенсивность и качество его работы.
Если же потребности в зарплате и в нормальных условиях труда не удовлетворяются существенно и постоянно, у сотрудника возникает недовольство работой.
Он может жаловаться на дискомфорт или низкую зарплату, но не станет делать что-то особенное, чтобы заработать больше.
Слайд 7Консервативный мотив (5)
Демотивированный консерватор долго не решается на поиск другой
работы, но начинает «разрешать» себе все формы лени, за которые
не предусмотрены взыскания.
Именно эту ситуацию описывает старый советский афоризм «Они думают, что нам платят, так пусть они думают, что мы им работаем».
Слайд 8Консервативный мотив (6)
Чрезмерное удовлетворение потребностей «консерватора» (завышенная гарантированная зарплата, впрочем,
как и другие неоправданные преференции) никак не стимулирует его на
то, чтобы совершить нечто, выходящее за рамки обычных обязанностей.
А вот «охранное» поведение «переудовлетворенные» потребности безусловно усиливают.
Чем более незаслуженные выгоды получает такой сотрудник, тем более осторожным он будет в своих решениях и поступках.
Слайд 9Творческий мотив (1)
Антиподом охранного поведения является поведение творческое.
Если консервативный
тип мотивирован сопротивляться изменениям в содержании, организации и условиях труда,
то творческий тип нацелен на непрерывное изменение, преобразование действительности.
Работа для такого сотрудника – способ самореализации и достижения признания.
Естественно, для такого сотрудника главным в работе является ее содержание и свобода деятельности.
Стандарты, нормы, рутина – главные демотиваторы для такого типа работника.
Слайд 10Творческий мотив (2)
Творческое поведение не является исключительной особенностью так называемых
«свободных» профессий.
Любая инновационная, проектная деятельность, маркетинг, коммерция и, разумеется,
менеджмент – все это предполагает авторское преобразование действительности.
Творческий тип больше стремится к развитию, чем к стабильности; в новом видит скорее возможности, чем угрозы; обязанностям предпочитает желание, стандартам – эксперименты, а дисциплине – инициативу.
Слайд 11Творческий мотив (3)
Главным драйвером для такого типа работников является ожидание
радости переживания успеха.
Важнейшей частью мотивационной программы должны быть: при
постановке задач – критерии успеха, а при подведении итогов – его признание.
Значение материальных стимулов в случае сотрудника с творческой мотивацией – символическое.
Слайд 12Творческий мотив (4)
Получать даже высокую зарплату – это не совсем
то же самое, что быть успешным.
Премия для такого типа
людей – не столько материальное благо, сколько признак и мера успешности.
Так же, как успешность спортсмена определяется количеством завоеванных медалей, успешность сотрудника может определяться им самим через размер его премиальных.
Но только в том случае, если премирование находится в гармонии с действительными и признанными заслугами.
Слайд 13НЕМОТИВИРОВАННЫЕ (1)
Есть также сотрудники, у которых ни тот, ни другой
мотив не выражен.
Такого сотрудника можно было бы назвать немотивированным
(или демотивированным, если он потерял былую мотивацию).
Но немотивированный он только в том смысле, что не видит интереса ни в условиях труда, ни в трудовых победах.
Поэтому такому работнику нужен дополнительный мотив.
Вот тут на помощь приходят деньги.
Слайд 14Мотив трудовой деятельности такого сотрудника находится вне этой деятельности.
Как
правило, ему работа нужна, чтобы обеспечивать материальную основу своему существованию
вне работы.
Он, что называется, «зарабатывает на жизнь», либо такая работа имеет для него конечную цель – скопить на приобретение чего-либо.
Поскольку работник мотивирован исключительно деньгами, его зарплата должна быть максимально точно связана с показателями его труда.
Иначе говоря, такая ситуация – основа сдельной оплаты.
Слайд 15Сводить мотивацию всех людей всего к трем типам – это
слишком грубое приближение к реальности.
Как правило, людьми движет не
один тип мотивов, а их комбинация.
Говорить можно только о преобладающем у человека типе мотивации.
Слайд 17На рисунке показана матрица, на осях которой отложены по три
степени выраженности каждого мотива.
В ячейках №№ 3 и 7
показаны группы с максимальной степенью консервативной и творческой мотивацией соответственно.
1-й номер – тот самый «немотивированный», а вернее – мотивированный исключительно деньгами тип.
В остальных ячейках – комбинации этих мотивов в разных «пропорциях».
Оттенками зеленого фона по диагонали отображена значимость денег как стимула труда.
Белый фон не означает, что такому сотруднику не нужны деньги. Он означает, что обещание премирования или угроза депремирования не влияют на трудовое поведение такого сотрудника.
Слайд 18Большинство людей выбирают профессию и работу с учетом своих склонностей.
Поэтому бухгалтерами обычно работают педантичные, внимательные и хорошо воспринимающие рутину
люди.
В коммерции преуспевают инициативные, коммуникабельные и гибкие. А те, кто хочет привнести в мир что-то новое, в зависимости от своих навыков становятся художниками или стартаперами.
Таким образом, отраслевые профессиональные особенности и организационная структура предприятия создают своеобразные фильтры, отбирающие на рынке труда для каждого подразделения работников с определенными мотивами.
Слайд 19Внутри предприятия происходит вторичный отбор, связанный с организационной культурой, которая,
в свою очередь, зависит от ценностей, исповедуемых менеджментом, и от
стадии жизненного цикла компании.
В молодых компаниях-стартапах фокус должен быть смещен к творческому «углу», в компаниях на стадии бурного роста наряду с сильной творческой составляющей должно быть много денежно-ориентированного персонала, в старых стагнирующих компаниях преобладает консервативная мотивация.
Слайд 20Зависимость мотивации от вида компании
Если у вас задан такой профиль,
как на центральной матрице на рисунке («СТАРТАП»), а фактически 30%
сотрудников получают фиксированную зарплату и 70% – работают на сдельной оплате труда, налицо очевидное противоречие между желаемым профилем мотивации и инструментами стимулирования.
Слайд 21Преобладающий тип мотивации в функциональных подразделениях
Слайд 22Матрицу можно построить с помощью инструмента MS Excel «пузырьковая диаграмма»,
учитывающего численность групп персонала (размер «пузырьков» соответствует численности).
На примере
ниже показана такая диаграмма, включающая также цели изменений в характере мотивации трех групп сотрудников (красные «пузырьки»):
Слайд 24Эта же матрица поможет выбрать оптимальные формы оплаты труда.
На
матрице ниже приведены пропорции, иллюстрирующие логику стимулирования. «С» означает «сдельщина»,
«Ф» - «фиксированная оплата», «Б» - «бонусы». Под бонусами здесь понимаются крупные премии, выплачиваемые за успешно завершенные проекты или особые достижения, а «сдельщина» –привязка зарплаты к измеримым результатам труда.
Запись «Ф 50% С 50%» означает, что половина плановой зарплаты такого сотрудника должна быть фиксированной (зависеть от добросовестного выполнения должностных обязанностей в течение рабочего времени), а вторая половина – сдельной, зависящей от измеряемых показателей выполнения работ.
Разумеется, показанные пропорции условны и демонстрируют общую логику модели.
Слайд 26Итак, теперь вы можете определять фактические и целевые мотивационный профили
компании, подразделений и отдельных должностей, и назначать систему стимулирования, соответствующую
целевым профилям.
Слайд 27ЛИТЕРАТУРА
Вересов Н. Н. Психология управления. М.: МОДЭК, МПСИ, 2001. 224
с.
Исаев А.П. Методы оценки результатов работы и мотивация персонала. URL:
http://www.elitarium.ru/2009/03/20/ocenka_rezultatov_raboty.html
Ратнер А. Варианты мотиваций в зависимости от профиля компании. URL: http://www.cfin.ru/management/people/motivation/activity_profile.shtml