Слайд 1Поле ратной славы
Викторина, посвященная Отечественной войне 1812 года
Слайд 2Цели и задачи:
Развитие творчества у школьников, нестандартного мышления.
Умение использовать ранее
полученные знания.
Формирование положительной нравственной оценки подвига во имя Родины,
позитивного отношения к героическому прошлому России.
Побуждение детей к изучению военной истории России, к участию в патриотических акциях и мероприятиях.
Слайд 3Оформление:
Презентация: «Памятники, посвящённые Отечественной войне 1812г. в Москве» (музей
- панорама «Бородинская битва», « Кутузовская изба», Триумфальная арка и
другие памятные места, связанные с событиями 1812 года).
Презентация: «Викторина по Отечественной войне»
Историческая карта « Отечественная война 1812 года».
Гусарский костюм.
Слайд 4План
I. Вступительное слово: « Поле ратной славы».
II.Виртуальная экскурсия «
Памятники событиям и героям 1812 года».
III.
Игра – викторина. « Высота 1812 года».
Разминка.
1. Первый конкурс «Канонада».
2. Второй конкурс «Конные войска».
3. Третий конкурс «Сабля, ташка, конь гусарский».
4. Четвертый конкурс « Герои Отечественной войны 1812г.»
5. Пятый конкурс командиров команд.
6. Шестой конкурс «Закончи фразу».
IV. Заключительное слово.
Подведение итогов.
Слайд 5Вступительное слово учителя истории.
Русское поле…Привычный мирный
пейзаж: жёлтая нива, тихий перезвон кузнечиков и птиц. А ведь
когда –то многие русские поля были ареной крупнейших военных сражений. Каждая пядь этой мирной земли буквально полита кровью её защитников. И бывает, что поле становится национальной гордостью народа, символом его величия. На одном из таких полей 26 августа 1812года развернулось ожесточенное сражение. Это Бородинское сражение, вошедшее в историю как вечный памятник мужества и храбрости русских воинов.
Слайд 6Назовите дату перехода армией Наполеона русской границы?
(12 июня 1812г.)
Викторина, проходит
в форме игрового сражения между командами «Щит и меч»
и
«Бородино».
Первый конкурс. Разминка.
Слайд 72. Назовите дату Бородинского сражения?
26 августа 1812 года
Слайд 8Конкурс «Разминка»
Кто командовал русской армией в начале войны 1812года?
(Барклай
-де-Толли)
Кто командовал русской армией после Смоленского сражения.
(М.И.Кутузов)
В каком городе планировали
встретится русские армии, чтобы дать бой французам?
(Витебск).
В каком городе произошло первое крупное сражение между русскими и французскими войсками?
(Смоленск)
Какое подразделение русской армии обороняло Курганную высоту в начале Бородинского сражения?
(батарея Раевского)
Слайд 9Второй конкурс
«Канонада»
Где можно встретить портреты всех генералов 1812 года?
(Эрмитаж, Военная
галерея 1812 г.)
Как долго находилась в Москве французская армия?
(месяц)
Почему у
французских солдат не было теплой одежды?
(Наполеон думал, что осенью его армия с победой вернётся в Париж)
У Кутузова М.И. были генералы от инфантерии. Какими войсками они командовали?
(пехотой)
«Певец во стане русских воинов» - так назвал своё произведение поэт – участник Бородинской битвы. Назовите фамилию поэта.
(В,А. Жуковский)
Эту икону пронесли перед Бородинской битвой по русскому лагерю и многотысячная армия пала перед нею на колени. За иконой с обнажённой головой шёл сам Кутузов со своим штабом. Какая это была икона?
(икона Смоленской Божьей Матери).
Слайд 10Конкурс «Конные войска»
Ведущий. Этот конкурс мы назвали «Кавалерия». Постарайтесь угадать,
о каких кавалеристах идет речь с помощью четырех подсказок.
Команда «Бородино»
Солдаты
легкой кавалерии…
1. В их задачу входили рейды в тыл противника и проведение разведки.
2. У них на вооружении были сабля, карабин и пистолеты.
3. Среди других кавалерийских частей они выделялись своей красивой и оригинальной формой .
(Гусары).
Слайд 11Конкурс «Конные войска»
Команда «Щит и меч».
Солдаты тяжелой артиллерии…
1. Их задача
- прорвать оборону противника и расчистить путь для легкой кавалерии
и пехоты.
2. На вооружении у них был палаш (прямой, длинный клинок), карабин и пистолет.
3. Они носили каску и металлические латы в качестве защитного вооружения.
(Кирасиры.)
Слайд 12Третий конкурс
«Сабля, ташка, конь гусарский».
«Если хочешь
быть красивым – поступай в гусары», говорил Козьма Прутков.
Небрежно откинутый на левое плечо ментик, лихо заломленный кивер, пышные усы, разрешённые в то время офицерам только легкой кавалерии – разве можно остаться равнодушным к такому красавцу… В стихах поэта – партизана, гусара Дениса Давыдова, воспевались гусарская лихость, отчаянная смелость, неутомимость, задор, бесшабашность, яркая индивидуальность этих смельчаков. Среди других кавалерийских полков гусары выделялись красивой и оригинальной формой.
Слайд 13Конкурс «Сабля, ташка, конь гусарский»
Перед вами костюм гусара. Назовите и
покажите составные части гусарского мундира:1. ментик;
2. доломан;
3. кивер;
4.
султан;
5. ташка;
6. ботики;
7. опушка;
8. чикчиры.
Слайд 14Ментик - короткая обшитая мехом куртка, которую обычно носили наброшенной
на левое плечо. Доломан – короткая (до талии) однобортная куртка
со стоячим воротником, расшитая цветным шнуром. Кивер – головной убор с козырьком и пышным цветным султаном. Чикчир – расшитые цветным шнуром рейтузы. Ташка – кожаная сумка – наружная сторона которой покрывалась сукном и украшалась гербом или вензелем.
Слайд 15Четвертый конкурс.
«Герои Отечественной войны»
Он происходил из древнего
рода грузинских царей. Участник многих войн. В 1812 году командующий
2 –ой Западной армией. В сражении под Бородино был тяжело ранен. 12 сентября 1812 г. скончался. В 1839 году его прах был перевезён на Бородинское поле и предан той земле, на которой он защищал честь Родины.
Слайд 17«Герои Отечественной войны»
Он родился в дворянской семье, имевшей
родовые корни на новгородской земле. С детства был одарен крепким
сложением, соединяя пытливость, предприимчивость и резвость с добрым сердцем. Участник многих военных событий. В 1774 году в бою он со знаменем в руке вел за собой солдат в бой, при преследовании противника был тяжело ранен: пуля вошла ниже левого виска и вышла у правого глаза. В 1788 году – ранен в щёку, пуля вышла в затылок. Лечивший её врач заметил: «Видимо провидение сохраняет этого человека для чего – то необыкновенного…» И он это доказал в 1812 году.
Слайд 18Михаил Илларионович Голенищев - Кутузов
Слайд 19Герои Отечественной войны
Партизан Отечественной войны 1812г. , военный писатель, поэт,
генерал – лейтенант, командовал партизанским отрядом из гусар и казаков,
успешно действовал в тылу французской армии. Был близок к декабристам и А.С.Пушкину.
Слайд 21Герои Отечественной войны
Он выдающийся российский полководец, генерал
– фельдмаршал, военный министр, князь, герой Отечественной войны 1812 года.
Полный кавалер ордена Святого Георгия. Командовал всей русской армией на начальном этапе Отечественной войны 1812г., после чего был замещён М.И.Кутузовым.
Слайд 22Михаил Богданович Барклай- де -Толли
Слайд 23Герои Отечественной войны
Он был самым молодым генералом русской
армии. При Бородино командовал артиллерией и погиб в бою ,
не дожив четырех суток до своего дня рождения. Ему бы исполнилось 28 лет.
Слайд 25Герои Отечественной войны
В бою у деревни Салтановки под
Могилёвом, чтобы воодушевить солдат, он вывел в атаку своих юных
сыновей. Назовите имя этого известного генерала.
Слайд 27Герои Отечественной войны
Она под видом юноши поступила
на военную службу. Участвовала в сражениях, проявляя редкую храбрость. В
ходе Бородинского сражения была произведена в чин поручика. За спасение от гибели русского офицера ей был дан самый почетный воинский орден – Георгиевский крест. После Бородинской битвы служила ординарцем при штабе Кутузова как «Александров».
Слайд 29Герои Отечественной войны.
Во время французского нашествия в
1812 году она организовала в Сычёвском уезде Смоленской губернии партизанский
отряд из подростков и женщин. При отступлении наполеоновских войск из Москвы партизаны нападали на французские отряды, захватывали пленных и после передавали их русским войскам. За этот подвиг была удостоена медали и денежного пособия.
Слайд 31Пятый конкурс командиров команд.
Вам предстоит выступить в
роли военных переводчиков и объяснить некоторые военные термины из стихотворения
М.Ю.Лермонтова «Бородино».
«Но тих был наш бивак открытый…» Что такое бивак и почему он открытый?
(Привал, стоянка под открытым небом)
«Кто кивер чистил, весь избитый…» Что такое кивер и почему он был избитый?
(Высокий головной убор из жёсткой кожи с козырьком, избитый пулями)
«Звучал булат, картечь визжала…» Что такое картечь и почему она визжала?
(Снаряды ближнего действия, предназначенные для открытого поражения людей, летят со свистом).
«Прилег вздремнуть я у лафета…» Что такое лафет и почему пришлось возле него спать?
(Станок артиллерийского орудия, возле него спали, опасаясь неожиданной атаки)
Слайд 32Шестой конкурс
Ведущий. И еще один конкурс, который называется «Закончи фразу».
Наполеон
говорил о генерал-лейтенанте Н. Раевском: «Этот русский генерал сделан из
материала, из которого делаются …
(маршалы)
Английский генерал Р. Вильсон, автор книги о русской армии, говорил: «Русский солдат хотя и родился в рабстве, но его дух…
(не унижен.)
А. Суворов говорил о Кутузове: «Он шел у меня на левом крыле, но был моей…
(правой рукой)
Русские солдаты говорили: Пришел Кутузов…
(бить французов)
Закончите фразы Наполеона:
«Если бы я пошел на Петербург, то взял бы Россию за голову, если бы пошел на Киев то схватил бы ее за ноги, а если я пойду на Москву, то поражу империю…
(в самое сердце)
«Каждый мой солдат носит в своем ранце…
(маршальский жезл.)
Слайд 33Ведущий. Бой за высоту 1812 закончен. Приветствуем победителей торжественным залпом
аплодисментов.
Слайд 3525 декабря 1812 года Александр I подписал Манифест об окончании
Отечественной войны 1812г.
Слайд 36Бородинское поле – это поле нашей великой любви и скорби,
поле бессмертной русской славы. В 1812 и 1941 годах здесь
стояли русские полки, не жалея сил и жизни, заслоняя собой Россию. И мы, россияне должны свято хранить боевые традиции наших великих предков.