Разделы презентаций


Вильгельм фон Гумбольдт (1767–1835)

Содержание

Связь индивида с его народом покоится именно в том центре, из которого общая духовная сила определяет всё мышление, ощущение и воление.Язык родственно связан со всем в ней, как в целом, так

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Вильгельм фон Гумбольдт (1767–1835)
Проект «сравнительной антропологии»
Язык и мышление, язык

и чувственное восприятие

Вильгельм фон Гумбольдт (1767–1835) Проект «сравнительной антропологии»Язык и мышление, язык и чувственное восприятие

Слайд 2Связь индивида с его народом покоится именно в том центре,

из которого общая духовная сила определяет всё мышление, ощущение и

воление.
Язык родственно связан со всем в ней, как в целом, так и в частностях, и нет ничего, что могло бы остаться языку чуждым
Связь индивида с его народом покоится именно в том центре, из которого общая духовная сила определяет всё

Слайд 3Дипломатическая служба, опыт законотворчества
Изучение строения человека в параллель с изучением

государственного строения.
«Он старался сочетать одно с другим, он объявил

эмпирико-философское изучение человека истинным предметом своих изысканий» (Р.Гайм)
Дипломатическая служба, опыт законотворчестваИзучение строения человека в параллель с изучением государственного строения. «Он старался сочетать одно с

Слайд 4Программа сравнительного изучения языков. Избрание в 1810 г. в Прусскую

академию
публичные лекции 29 июня 1820 года «О сравнительном языкознании в

отношении к различным эпохам развития языка»
24 января 1822 «О происхождении грамматических форм и об их влиянии на развитие идей»
«Über die Verschiedenheit des menschlichen Sprachbaues und ihren Einfluss auf die geistige Entwicklung des Menschengeschlechts (1830-1835)
Программа сравнительного изучения языков. Избрание в 1810 г. в Прусскую академиюпубличные лекции 29 июня 1820 года «О

Слайд 5Значение для Гумбольдта работы Гердера о языке. Человеческий язык не

сводим к спонтанным звукам, сопровождающим выражение сильных чувств. Человеческая культура

рождается вместе с языком.
Что мы понимаем под культурой?
Кантовская проблема действительности практического и его значение для понимания языка. Не теоретическое, но практическое применение разума. Поэтому не только Гердер, но Фихте (Фихте И. Г. Основные черты современной эпохи – несовершенного и совершенного разума, научного разума)
Значение для Гумбольдта работы Гердера о языке. Человеческий язык не сводим к спонтанным звукам, сопровождающим выражение сильных

Слайд 6Изучение Гомера и общение с Шиллером – идея изыскать категории,

под которые могли бы быть подведены и изображены особенности какого-либо

данного языка – идея элементов.
Языковые или мыслительные элементы? Кантовские регулятивные идеи или наличные эстетические формы?
Изучение Гомера и общение с Шиллером – идея изыскать категории, под которые могли бы быть подведены и

Слайд 7Идея о том, что первоначальные слова в каждом языке суть

те, которые обозначают ощущения или отношения времени и пространства

Идея о том, что первоначальные слова в каждом языке суть те, которые обозначают ощущения или отношения времени

Слайд 8Отличие падежных окончаний от предлогов – тенденция к освобождению от

грамматических ограничений – отношение само по себе вытекает из самого

понятия отношения, представляет необходимый его род и потому понятно без какого бы то ни было посредующего члена
Отличие падежных окончаний от предлогов – тенденция к освобождению от грамматических ограничений – отношение само по себе

Слайд 9Кантовская идея схемы как единства чувственного и рационального
Совершенно аналогично Канту

вводится им это понятие. Обозначение понятия звуком есть соединение вещей,

по своей природе совершенно несоединимых, для соединения этих различных природ необходимо поэтому посредство чего-то третьего, в чем бы они сходились. Далее выводится, что это посредствующее третье по природе своей всегда чувственно и что в последней инстанции оно при все более тщательном выделении из него конкретных черт, может быть сведено – вполне, или исключив его индивидуальные особенности – к экстенсии или интенсии либо к изменению к тому и другому, так что в конце концов приходишь снова к общим сферам пространства, времени и степени напряжения чувства
Кантовская идея схемы как единства чувственного и рациональногоСовершенно аналогично Канту вводится им это понятие. Обозначение понятия звуком

Слайд 10мышление как различение, и значение синтеза для получения знания (Кант).


Проблематика форм представления - «общепринятых формы нашей чувственности» (Гумбольдт) и

значение способности воображения.
мышление как различение, и значение синтеза для получения знания (Кант). Проблематика форм представления - «общепринятых формы нашей

Слайд 11«Та же самая функция, которая сообщает единство различным представлениям в

одном суждении, сообщает единство также и чистому синтезу различных представлений

в одном созерцании; это единство, выраженное в общей форме, называется чистым рассудочным понятием...
«Та же самая функция, которая сообщает единство различным представлениям в одном суждении, сообщает единство также и чистому

Слайд 12Гумбольдт: не только понятие, но и слово есть синтез
Мышление выделяет

ту или иную особенность предмета, человек в языке стремится обозначить

схожие предметы сходными звуковыми комплексами.
Значение воображения и схемы
Гумбольдт: не только понятие, но и слово есть синтезМышление выделяет ту или иную особенность предмета, человек в

Слайд 13Вместо счисляющего разума Лейбница у Гумбольдта мы видим «орган, образующий

мысль» (das bildende Organ des Gedanken)
Идея творческой активности сознания (у

Канта – спонтанность, у Шеллинга и романтиков – гений, «дающий искусству правила»)
Вместо счисляющего разума Лейбница у Гумбольдта мы видим «орган, образующий мысль» (das bildende Organ des Gedanken)Идея творческой

Слайд 14Фихтеанские мотивы как вклад эмпирического.
Никакое мышление, даже самое чистое, не

может возникнуть без помощи общих форм нашей чувственности (allgemeinen Formen

unserer Sinnlichkeit); только через них можно удержать работу мышления.
Фихтеанские мотивы как вклад эмпирического.Никакое мышление, даже самое чистое, не может возникнуть без помощи общих форм нашей

Слайд 15означивание (говорение) определяется им как синтез звука и идеи -

Ton и Vorstellung.
Идея свободы в трактовке феномена самосознания
Не структурная схема,

но генетическая
означивание (говорение) определяется им как синтез звука и идеи - Ton и Vorstellung.Идея свободы в трактовке феномена

Слайд 16Кантовские способности как ступени развития коллективного субъекта
"Если эстетическое созерца­ние, —

пишет Шеллинг, — не что иное, как объективированное трансцендентальное, то

становится ясным само собой, что в ис­кусстве мы имеем как документ философии, так и ее единствен­ный извечный и подлинный орган, беспрестанно и неуклонно все наново свидетельствующие о том, чему философия не в си­лах подыскать внешнего выражения, а именно о бессознатель­ном в действии и творчестве в его первичной тождественности с сознательным. Именно только поэтому искусство является философу чем-то высочайшим, словно открывает его взору святая святых, где как бы в едином светоче изначального вечно­го единения представлено то, что истории и природе ведомо лишь в своей обособленности и что вечно от нас ускользает как в жизни и действовании, так и в мышлении"
Кантовские способности как ступени развития коллективного субъекта

Слайд 17«О языковой способности и происхождении языка» (1795)
Наука о языке «не

изобретает гипотез» – рассуждение о происхождении языка не имеет научного

характера (против Гердера)
Движение от «детства человечества» к современному уровню культурного и научного развития – от инстинкта к «науке разума»
«О языковой способности и происхождении языка» (1795)Наука о языке «не изобретает гипотез» – рассуждение о происхождении языка

Слайд 18В чем использование языка – не чистая чувственность?
столкнувшись с огромным

парящим сном образов, проходящих мимо его чувств, он может собрать

себя в момент бодрствования и по своему желанию задержаться на одном образе, может наблюдать его ясно и более спокойно и может выбирать в нем отличительные знаки для себя так что он будет знать, что этот объект является этим, а не другим.
В чем использование языка – не чистая чувственность?столкнувшись с огромным парящим сном образов, проходящих мимо его чувств,

Слайд 19Die Sprache beginnt daher unmittelbar und sogleich mit dem ersten

Act der Reflexion, und so wie der Mensch aus der

Dumpfheit der Begierde, in welcher das Subject das Object verschlingt, zum Selbstbewusstsein erwacht, so ist auch das Wort da gleichsam der erste Anstoss, den sich der Mensch selbst giebt, plötzlich still zu stehen, sich umzusehen und zu orientieren »
Die Sprache beginnt daher unmittelbar und sogleich mit dem ersten Act der Reflexion, und so wie der

Слайд 20В отличие от Гердера, который определяет отражение в терминах распознавания

ощущений, Гумбольдт помещает «отражение» в чисто интеллектуальную область: «акт, посредством

которого мыслящий субъект отличает себя от своей мысли».
В послекантовской традиции – значение воления как Begehren
В отличие от Гердера, который определяет отражение в терминах распознавания ощущений, Гумбольдт помещает «отражение» в чисто интеллектуальную

Слайд 21Die sinnliche Bezeichnung der Einheiten nun, zu welchen gewisse Portionen

des Denkens vereinigt werden, um als Theile andern Theilen eines

grösseren Ganzen, als Objecte dem Subjecte gegenübergestellt zu werden, heisst im weitesten Verstände des Worts: Sprache. "
Die sinnliche Bezeichnung der Einheiten nun, zu welchen gewisse Portionen des Denkens vereinigt werden, um als Theile

Слайд 22Связка «внутренняя структура» («внутренняя форма») – «народная психология»

Связка «внутренняя структура» («внутренняя форма») – «народная психология»

Слайд 23Штенталь: различные «силы» души реализуются в именовании и в мышлении
«деревянное

железо» как грамматически верная и логически парадоксальная структура

Штенталь: различные «силы» души реализуются в именовании и в мышлении«деревянное железо» как грамматически верная и логически парадоксальная

Слайд 24Значение самосознания для языка. Кант: схема тождественности
Штенталь и докантовская традиция:

опыт самопредставления в созерцании

Значение самосознания для языка. Кант: схема тождественностиШтенталь и докантовская традиция: опыт самопредставления в созерцании

Слайд 25Связь проекта Гумбольдта с кантовской философией:
Ибо впечатления всегда необходимы для

того, чтобы с самого начала направлять познавательную способность на представление

объекта...». Априорные понятия тоже приобретены и не предполагают «ничего врожденного, кроме субъективных условий спонтанности мышления» 
Связь проекта Гумбольдта с кантовской философией:Ибо впечатления всегда необходимы для того, чтобы с самого начала направлять познавательную

Слайд 26Весь мой предшествующий опыт показал, что даже так называемые грубые

и варварские диалекты обладают всем необходимым для совершенного употребления,

Весь мой предшествующий опыт показал, что даже так называемые грубые и варварские диалекты обладают всем необходимым для

Слайд 27что они являются теми формами, где, как этого достигли самые

высокоразвитые и наиболее замечательные формы, с течением времени мог выкристаллизоваться

весь характер языка, пригодный для того, чтобы более или менее совершенно выразить любую мысль.

что они являются теми формами, где, как этого достигли самые высокоразвитые и наиболее замечательные формы, с течением

Слайд 28Идея о пределе совершенствования языка (будущая дискуссия о 30 словах

в языке)

Идея о пределе совершенствования языка (будущая дискуссия о 30 словах в языке)

Слайд 29Шеллингианство Гумбольдта:
Человек наделен способностью как разграничивать области: духовно — присущей

ему способностью размышлять, физически —произносительным членением,—так и вновь воссоединять их

части: духовно—синтезом мысли, физически — ударением, посредством которого слоги соединяются в слова, а из слов составляется речь.
Шеллингианство Гумбольдта:Человек наделен способностью как разграничивать области: духовно — присущей ему способностью размышлять, физически —произносительным членением,—так и

Слайд 30Учение о языках художественной литературы становится учением об идеологиях и

об их смене, учением о «семиотических революциях»

Учение о языках художественной литературы становится учением об идеологиях и об их смене, учением о «семиотических революциях»

Слайд 31Этим путем возникает ровно столько чистых рассудочных понятий, a priori

относящихся к предметам созерцания вообще, сколько в предыдущей таблице было

перечислено логических функций во всех возможных суждениях: рассудок совершенно исчерпывается этими функциями

Этим путем возникает ровно столько чистых рассудочных понятий, a priori относящихся к предметам созерцания вообще, сколько в

Слайд 32Не имена, но факты составляют новую картину мира.
Языковой формой для

выражения факта является предложение (пропозиция), не имя

Не имена, но факты составляют новую картину мира.Языковой формой для выражения факта является предложение (пропозиция), не имя

Слайд 33Помимо анализа, между истинами необходимыми (логическими, математическими) и истинами факта

есть различие.
Первые заключают в себе необходимость (противоположное им —

невозможно).
Помимо анализа, между истинами необходимыми (логическими, математическими) и истинами факта есть различие. Первые заключают в себе необходимость

Слайд 34Вторые несут в себе именно возможность и реальность существования, они

осуществились (но противоположное им — также возможно), в Другом мире;

данный же мир есть, по Лейбницу, наилучший из возможных миров
Вторые несут в себе именно возможность и реальность существования, они осуществились (но противоположное им — также возможно),

Слайд 35Эргон и энергейя: «Ни одна сила не завершается тем, что

она до сих пор породила своим действованием. С каждым действованием

она умножается; в каждом действовании она содержит избыток, который всегда остается неизвестным, а ее будущие порождения невозможно просчитать на основании предыдущих.
Эргон и энергейя: «Ни одна сила не завершается тем, что она до сих пор породила своим действованием.

Слайд 36Активность, формообразование и энтелехия как устойчивой предпочтение (Аристотель)

Активность, формообразование и энтелехия как устойчивой предпочтение (Аристотель)

Слайд 37Гумбольдт
«Всякое произведение искусства есть, если воспользоваться классификацией Аристотеля, произведение, а

не энергия. Оно представлено сразу во всех своих частях, его

сущность состоит не в изменении, не в следовании друг за другом, а в сосуществовании рядом друг с другом»
Гумбольдт«Всякое произведение искусства есть, если воспользоваться классификацией Аристотеля, произведение, а не энергия. Оно представлено сразу во всех

Слайд 38А.Бергсон
«Каждый день я смотрю на одни и те же дома

и, зная, что это те же самые объекты, постоянно называю

их тем же именем. Но если через некоторое время я сравню свое первоначальное впечатление от них с теперешним, то поражаюсь, насколько неповторимое, необъяснимое и, самое главное, невыразимое изменение совершилось в них»
А.Бергсон«Каждый день я смотрю на одни и те же дома и, зная, что это те же самые

Слайд 39Тривиум грамматики, логики и риторики (прагматики):
В традиционной стилистике и в

еще более старинной риторике: выбор языковых средств из наличного репертуара

для наилучшего выражения своей мысли или своего чувства, выражения наиболее точного, или наиболее красивого, или наиболее соответствующего обстоятельствам, или, наконец, для наиболее удачной лжи; для наилучшего воздействия на слушающего или читающего — с целью убедить его, или взволновать и растрогать, или рассмешить, или ввести в заблуждение и т. д. и т. п.
Тривиум грамматики, логики и риторики (прагматики):В традиционной стилистике и в еще более старинной риторике: выбор языковых средств

Слайд 40Янкова Н.А. Проблема участия языка в формировании социокультурных отношений и

философские основания её решения
Язык начинает исследоваться как условие и всеобщая

среда любого опыта духовной деятельности человека и хранилища культурной традиции народа. В рамках трансцендентально-герменевтической парадигмы осмысляется соотношение таких понятий как человек – язык – общество – культура и формируется концепция лингвистического детерминизма
Янкова Н.А. Проблема участия языка в формировании социокультурных отношений и философские основания её решенияЯзык начинает исследоваться как

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика