Слайд 1Виртуальное путешествие по музеям мира
АМСТЕРДАМ
Слайд 2Рейхсмузеум
https://www.rijksmuseum.nl/en/from-home
Это главный музей Амстердама, там можно увидеть много любопытного:
- Самое
знаменитое произведение великого Рембрандта
- Произведения одного из самых таинственных художников-
Вермеера
- любимые нами и знакомые по Эрмитажу картины маленьких голландцев
- Удивительные, поднятые со дна моря забытые клады
- знаменитый Дельфтский фаянс
- потрясающей красоты кукольные домики ( понравятся всем девочкам любого возраста, и не только им)
-Старинное оружие, мебель, посуду, монеты и многое- многое другое.
Слайд 3Рембрандт Харменс ван Рейн
«Ночной дозор»
(«Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга
Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга»)
Слайд 4Это самое знаменитое произведение музея .
Рядом всегда много посетителей, а
с июля 2019 года картину сняли со стены и перенесли
в специальную стеклянную камеру. Там 12 реставраторов восстанавливают произведение около 10 месяцев. За работой можно наблюдать в прямом эфире или в самом музее.
Скриншот с сайта музея
Слайд 5Картина была написана по заказу Стрелкового общества — отряда гражданского ополчения
Нидерландов, пожелавшего украсить своё новое здание групповыми портретами шести рот.
Рембрандту портрет заказала стрелковая рота капитана Франса Баннинга Кока.
Поводом послужили пышные торжества, устроенные в городе в честь приезда королевы Франции Марии Медичи, посетившей Амстердам в 1638 году. Корпорация стрелков решила украсить свою новую штаб-квартиру большими, впечатляющими картинами: Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. С 1618 по 1648 год в Европе шла Тридцатилетняя война, и жители голландских городов брались за оружие, дабы защищать свои дома.
Это самое большое полотно из всех картин Рембрандта. Он даже писал её не в мастерской, а в саду дома, потому что она не помещалась.
Слайд 6Картина слывет загадочной. Искусствоведы и любители живописи веками ломают головы
над этим полотном.
Самая манящая среди загадок "Дозора" - изображение странной
девочки в золотом наряде.
Она кажется карлицей: ростом с ребенка, но с лицом молодой женщины, с лицом Саскии, жены художника… Рембрандт начал писать "Ночной дозор" счастливым семьянином, а закончил вдовцом.
На поясе у девочки подвешена тушка белого петуха с крупными когтистыми лапами. Эту деталь трактуют как символическое изображение провизии отряда, которой заведует маркитантка, но возможно - это скрытая шутка, основанная на игре слов: на голландском языке слова "коготь" и мушкет звучат похоже, а мушкетеров называют кловенирами ("klovenier"). Существует мнение, что скрещенные лапки петуха - герб добровольной городской гвардии.
Кубок в руках девочки — символ благосклонности судьбы.
Слайд 7Заказчики были очень недовольны картиной- они хотели получить традиционный «красивый»
статичный парадный портрет, а Рембрандт вместо этого изобразил роту, идущей в сторону
зрителя в каком-то смятении. Это уже не бравые господа, а какие-то смешавшиеся в кучу взволнованные люди.
«Ночной дозор» - групповой портрет, который оплачивали все изображенные стрелки, но Рембрандт изменил его: ввел случайных наблюдателей, которые ему ничего не платили , а некоторые заказчики не видны отчетливо.
Слайд 9Название «Ночной дозор» придумали искусствоведы в XIX веке. Они достали полотно
из запасников, увидели, как фигуры выступают на тёмном фоне, и подумали, что Рембрандт
изобразил ночь. И только при реставрации, проведённой в 1947 году, обнаружилось, что за годы картина успела покрыться слоем копоти, а лак потемнел. После расчистки выяснилось, что сцена на самом деле происходит днём: положение тени от левой руки капитана Кока показывает, что время действия — не более 14 часов.
В 18 веке полотно обрезали со всех сторон, чтобы картина поместилась в новом зале. Больше всего пострадала левая часть картины, где исчезли два стрелка. Сохранилась копия XVII века (по которой можно судить об утраченной части картины)
Слайд 10Вермеер Дельфтский ( 1632-1675)
Нидерландский живописец, мастер бытовой и портретной живописи.
Достоверно известно только о 37 произведениях художника.
Вермеер – одна
из наиболее загадочных фигур всего голландского искусства 17-го столетия. Этот художник при жизни был известным мастером, но совершенно забытым уже на рубеже 18-го века. Его называли при жизни “Делфтским сфинксом”, и он был очень популярен. Вермеер признан великим живописцем, его имя стали упоминать наравне с Рембрандтом и Хальсом.
В Рейхсмузеуме хранится четыре его картины. В России его произведений нет.
Он был забыт на 2 столетия после своей смерти. Сейчас его картины — одни из самых дорогих в мире, они выставляются по всему миру и пользуются бешеным успехом. В чем его уникальность? Почему от работ Вермеера невозможно оторвать взгляд даже спустя 4 века?
Вермеер писал каждую картину в среднем по 2 года, хотя размеры большинства полотен невелики — примерно 50×50 см.
А вот и отгадка: секрет в мастерски прописанном свете.Свет на полотнах Яна Вермеера рассеивается настолько естественно и красиво, что кажется, будто персонажи вот-вот оживут. Не зря герои его картин так часто изображены именно вблизи окон. Пожалуй, больше ни один художник не смог настолько точно передать игру света и тени в своих работах.
Слайд 11
«Молочница»
Белая, покрытая трещинами стена, плинтус из изразцов, корзина на стене
– обстановка скорее напоминает кухню. На полу стоит грелка для
ног – деревянная коробка с прорезями, в которую помещали горшок с углями. На изразцах – купидон с луком и шагающий человек с палкой. Фигура девушки освещена светом из окна в левой части картины.
Но Вермеер, подчеркивая ее фигуру, дополняет освещение – там, где свет из окна падает на девушку, она выделяется на фоне более темной стены, а слева, где лежит тень, она ярко выделяется на фоне ярко освещенной стены. Желая усилить этот эффект, мастер обвел левый контур фигуры белой линией.
Вермеер использовал очень дорогие и редкие краски.
Художник любил добавлять в свои полотна насыщенные цвета,
Так, на картине «Молочница» фартук и полотенце написаны чистым ультрамарином, а белый фон стены еще лучше подчеркивает яркость цвета. Этот, казалось бы, простой прием делает обычную молочницу какой-то одухотворенной, волшебной
Слайд 12
Маленькая улица
На ней изображена улочка в Дельфте, , родном городе
художника.
Существует предположение, что живописец Вермеер изобразил этот вид из окна
своей мастерской, но исследователям творчества художника долго не удавалось найти в Делфте это здание или хотя бы похожее место.
В ноябре 2015 года весь мир облетела сенсация: Франс Грийзенхаут, профессор истории искусств в Университете Амстердама, нашёл координаты домов, изображенных нидерландским художником на картине «Маленькая улочка в Дельфте» (другое название — «Вид дома в городе Дельфт»).
Слайд 13«Женщина, читающая письмо»
Еще одно полотно с девушкой, читающей письмо, и снова совсем
другое настроение.
Холодный свет, строгая женская фигура, пронзительный голубой цвет
и никакого намека на эмоции и чувства.
Возможно, эта женщина давно замужем, а письмо она получила от своего странствующего мужа, на что косвенно намекает висящая на стене карта Голландии.
Слайд 14«Любовное письмо»
Перед нами хозяйка, получившая
письмо, и ее служанка.
Художник использует интересный
прием и искусственно сужает картину: сначала мы видим занавеску и стены, а затем уже действующих лиц.
Служанка рада, что письмо наконец-то пришло, а вот хозяйка выглядит растерянной.
Кажется, ее отношения с любоимым не складываются: на это намекает картина с морским пейзажем — стихией буйной и непредсказуемой.
Слайд 15Кукольный дом Петронеллы Ортман
Этот домик кукольный, но он не
игрушка.
Точнее, игрушка, но не для детей.
Его хозяйка, Петронелла Ортман, жена
богатого купца, по праву гордилась им. Ведь этот домик был известен на весь мир!
Чтобы обставить этот домик, его хозяйка заплатила сумму, за которую можно было бы купить, настоящий, не игрушечный дом!
Все предметы: мебель, картины, посуда, книги были выполнены мастерами точь - в -точь, как настоящие, из тех же материалов, только в 9 раз меньше!
В доме 3 этажа, и мы сейчас можем увидеть, как жили зажиточные голландские горожане 17 века.
Раньше в этом доме жили куклы, но они не сохранились, кроме одной- младенца в колыбели.
Загадочной хозяйке «дома», Нелле Ортман, посвящен роман британской писательницы Джесси Бертон – «Миниатюрист». Экранизация романа состоялась в 2017 году и сделала невероятно знаменитым творение простой бюргерши из Амстердама.
Слайд 16В домике три этажа, на которых расположились дорого обставленные комнаты
для приема гостей с искусно расписанными стенами, миниатюрными картинами, резной
мебелью .
Детская комната, отделанная желтым шелком и голубыми лентами, с камином и шкафом, заполненным настоящей детской одеждой.
Кухня - с резным буфетом, на полках которого расставлен фарфор, сделанный на заказ и привезенный из Китая.
Есть здесь и бельевая комната, где развешивалось и сушилось белье, возвращенное из прачечной, со всей необходимой утварью; и чулан, служивший спальней для служанок, с застеленными кроватями и непременным ночным горшком; библиотека и комната для шитья
Это кухня на 1 этаже: парадная часть с модной посудой, и маленькая кухня, где готовится пища, и подвал, где хранится провизия.
Слайд 18Парадные помещения 2 этажа:
Спальня
Салон
холл
Слайд 19Помещения 3 этажа
Комната, для глажения одежды, детская, помещение с прялкой
Слайд 20Подобные домики- игрушки для взрослых дам- были в большой моде
в 17 и 18 веках.
Рассказывают, что один из таких голландских
домиков хотел купить Петр I, но цена оказалась слишком высока. Сохранилось несколько прекрасных голландских домиков 17, 18 века. Они щедро укомплектованы домашними принадлежностями того периода.
Дом Петронеллы Ортман из амстердамского Рейхсмузеума- самый известный
Чтобы получше рассмотреть интерьеры дома, посетители поднимаются на небольшую лестницу
Слайд 21Китайские клады и дельфтский фарфор.
С 15 по 17 века голландцы
считались умелыми и отважными мореплавателями. Из дальних стран везли немало
экзотических редкостей, в том числе из Китая- драгоценный фарфор, секрета изготовления которого европейцы не знали и называли его «белым золотом».
Дальние плавания были очень опасными, и не все моряки возвращались в родную гавань.
До сих пор на морском дне затеряны сокровища затонувших кораблей.
Слайд 22На первом этаже музея можно найти витрину, в которой расположены
уникальные экспонаты: поднятые с морского дна драгоценные китайские фарфоровые чаши,
блюда и другая посуда. Их вез в Европу корабль «Белый лев».
http://www.filoli.ru/adventure/003-belyi-lev.php
Слайд 23Китайские вазы и чаши династии Мин настолько ценились, что предприимчивые
голландцы быстро стали делать подделки, но… секрет фарфора был еще
не открыт, так что в городе Дельфт делали очень похожие, но не фарфоровые, а фаянсовые изделия.
Как их отличить? Посмотрите на черепок: краешек фарфора остается белым и гладким, а фаянс- делается из обычной глины, только покрытой тонким слоем глазури, и имеет пористый черепок.
Слайд 24В собрании амстердамского музея есть множество прекрасных образцов знаменитого дельфтского
фаянса.
Сначала, дельфтские мастера подражали китайцам, но со временем стали
делать свои, особенные изделия.
Например, чудесные многоярусные вазы для цветов.
Слайд 26Дом музей Рембрандта ван Рейна
Дом-музей Рембрандта— художественный музей на улице
Йоденбреестраат (Jodenbreestraat) в Еврейском квартале Амстердама. Музей открылся в 1911
году в доме, который Рембрандт приобрёл на пике славы в 1639 году и в котором проживал до своего банкротства в 1656 году.
В музее восстановлена историческая обстановка времени Рембрандта: кухня, жилые комнаты и мастерская художника. Источником для экспозиции музея стала опись, составленная нотариусом при продаже всего имущества художника с аукциона. В интерьере дома-музея представлены, в основном, картины современников Рембрандта, его учеников. Подлинных картин Рембрандта в экспозиции четыре (экспертно доказана подлинность автора).
Слайд 27В музее мы можем заглянуть в мастерскую художника, прослушать рассказ
о том, как создавались краски в 17 веке, и даже
попробовать это сделать самим!
Слайд 28В музее мы увидим парадные спальню и приемную
Слайд 29кухня
«Натюрмортный фонд», художественные коллекции
Слайд 30Места, где трудились ученики мастера, « художественная школа»
Слайд 31Здесь он создавал свои знаменитые офорты
Слайд 32Музей Ван Гога
https://www.vangoghmuseum.nl/ru/visitor-information-russian
Слайд 33Это один из самых посещаемых и популярных музеев мира
В нем
хранится самая большая в мире коллекция работ знаменитого художника
Голландский художник,
считавший себя неудачником и продавший при жизни всего лишь одну свою картину, после смерти стал объектом массового поклонения. После его смерти, картины Ван Гога стали собственностью семьи его брата, Тео. Именно его потомки и стали основателями амстердамского музея.
Экспозиция выстроена в хронологическом порядке и поэтапно знакомит посетителей с развитием творчества художника
Музей открылся 2 июня 1973 года .Он расположен в зданиях, спроектированных Герритом Ритвельдом и Кисё Курокавой.
Два здания музей высотой в 4 этажа включают в себя 6 огромных залов. Каждый зал посвящен одному из этапов творчества художника.
Слайд 34Едоки картофеля
В самых первых залах расположены картины голландского периода творчества
1881-1885 гг.
Полотна того периода выполнены в мрачных красках: оттенках охры,
коричневого и болотно-зеленых тонов.
Самым ярким примером этого периода являются его знаменитые «Едоки картошки» (1885) — первое крупное произведение, выражающее бедность и изнурительный труд людей, делящих между собой их скудный обед.
Слайд 35Часть экспозиции первого этажа посвящена многочисленным автопортретам художника.
Художником было написано
более тридцати работ в этом жанре.
Очень интересно наблюдать, как
меняется творческая манера мастера от ранних портретов- к поздним.
В этих же залах представлена любопытнейшая коллекция писем и фотографий Ван Гога.
Автопортрет в соломенной шляпе
На картине отсутствует какой-либо фон, он обозначен лишь хаотичными сине-зелеными мазками разной насыщенности.
Оттенок бумаги – это и есть цвет лица. Лишь в некоторых местах отмечены тени. Для этого художник использует серые и лиловые цвета в различных сочетаниях. Немного прорисованы блики на коже.
А вот глаза, губы, борода прорисованы очень четко, отмечены все детали.
Складывается ощущение, что Ван Гог выделил самое главное в образе, а остальное обозначил лишь как дополнение к нему.
Слайд 36Женщина в кафе Тамбурин
На картине- немолодая итальянка (Агостина Сегатори )
с печальными глазами, сидящая в кафе с необычным интерьером.
Эта
дама содержала кафе в Париже на бульваре Клиши в Париже. Говорят, что художник был влюблен в нее, и когда подарил ей портрет, получил кружкой по щеке от ее ревнивого друга.
В это кафе с необычными столиками-тамбуринами было местом встреч Ван Гога и его друзей-художников.
Именно в этом кафе Ван Гог организовал выставку японских гравюр, которыми был очарован. Эти гравюры в то время еще не были широко известны европейской публике.
Слайд 37Цветущие ветки миндаля
Картина была подарком для его брата Тео и
невестки Джо, у которой только что родился маленький сын —
Винсент Виллем.
По замыслу Винсента полотно должно было висеть над постелью супругов и символизировать начало новой жизни
В этом произведении отчетливо видно, насколько Ван Гог был увлечен японской живописью.
Слайд 38Ирисы
«Ирисы» были написаны художником в 1889 году — в то время,
когда он жил в лечебнице.
Ван Гог назвал картину «громоотвод для
моей болезни» .
"Ирисы" стали словно отдушиной в его творчестве, поражающие своей живостью, нежной передачей цвета и общим умиротворением сюжета.
Слайд 39«Спальня Винсента в Арле».
На картине изображена спальня дома в
Арле, где некоторое время жил художник.
В это время он мечтал
о создании совместной мастерской, где будут работать художники — его единомышленники. Яркие цвета передают настроения автора — его надежды на лучшее и умиротворенности. Но, вместе с тем, в картине присутствует ощущение тоски, когда смотришь на одинокую комнату и пустующие кресла.
В этой картине автором не соблюдены правила перспективы, но это был осознанный выбор. Явно странный угол задней стены не является ошибкой со стороны Ван Гога — угол действительно был перекошен. Винсент писал Тео в письме, что он намеренно «сплющил» внутреннюю часть и исключил тени, чтобы его изображение напоминало японский стиль.
Слайд 40Цикл «Подсолнухи», состоящий из 8 полотен, по общему признанию является
вершиной творчества мастера.
Он выполнен в стиле постимпрессионизма, одним из
создателей которого является Ван Гог.
Работы этого цикла делятся на Парижскую и Арльскую серии. Арльская серия появилась после того, как в ожидании приезда Гогена, художник решил украсить снимаемую им квартиру в «Желтом доме» в Арле.
К этой серии относится и полотно «Подсолнухи в желтой вазе», представленное в экспозиции музея.
Манера наложения краски в стиле «импасто», то есть густыми слоями, применение жестких, широких кистей, а так же использование ножа, давало необычный для того времени результат.
Поверхность становилась шершавой, отчего появлялся эффект объема и фактурности. Цветовое решение картины выполнено в теплых, светлых, оранжевых, коричневых тонах.