Слайд 2В искусстве Византии можно видеть налицо противоречие того времени: с
одной стороны ещё живо влияние античности, с другой стороны приверженность
восточным традициям и совершенно новая христианская система духовных ценностей. Идея победы духовных ценностей над телесными ценностями создала икону, которая позиционировалась, как посредник между телесным и духовным миром. Следует заметить, что весь стиль христианского искусства, который лег в основу искусства Византии. тайно зародился во время преследования христианства в Риме. Красота по – византийски — это добродетель не сама по себе, а исключительно во славу бога, но это красота утонченная, богатая орнаментами, глубоко светская и пышно – придворная. Условно периоды истории Византийского искусства делятся на: ранневизантийский период, средне византийский период, поздневизантийский период, пост византийский период.
Слайд 3Орнамент теперь стал в основном декоративным и украшающим, выражающим идеалы
своей культуры. Византийский орнамент сформировался под влиянием римского, греческого и
персидского орнаментов. Позднее на формирование византийского орнамента оказал воздействие орнамент Арабо – Мусульманского мира. Например, в византийском орнаменте композиция строится на простом пересечении горизонталей и вертикалей, диагоналей и сетки, она явно заимствована в персидском и арабо – мусульманском орнаменте.
Слайд 4Мотивы Византийского орнамента
Древо жизни
Слайд 5Приобрело теперь новый христианский смысл и слилось с идеей креста.
Теперь Древо Жизни несет символику Евхаристии, царствия Небесного, собственно, самого
Христа, как Искупителя. Из библии мы знаем, что когда Бог сотворил человека, он посадил его под деревом жизни.
Слайд 7Лилия (по-гречески «крин»). Лилия имеет глубокие мировоззренческие корни, означает идею
вечного обновления природы, рождение солнца, Египтяне считали, что непосредственно в
лилии из вод Нуна, извечного хаоса, явилось божество солнца. Белая водяная лилия была геральдическим растением Верхнего Египта. В христианском контексте, происходит возврат на новом витке к самому изначальному, сокровенному смыслу сквозь все последующие декоративно-образные наслоения: теперь лилия опять символ Благовещения, обновления мира и прихода в него Спасителя. В христианстве этот образ имеет прямую связь с идеей Древа, креста.
Слайд 9Спираль часто превращается в мотив соприкасающихся между собой кругов, образующих сетку,
покрывающую всю поверхность. В этих кругах, в основном, изображаются кресты,
трехчастные композиции, в чем явно проявляется влияние Персидского орнамента.
Слайд 11Символизирует сеть, которой «ловят» человеческие души. Под влиянием арабо-мусульманского орнамента
мотив плетенки сильно изменился, он стал уже не мотивом, а
принципом построения композиции. Присутствует в архитектуре, в рукописной, в типографской книге, в церковных росписях.
Слайд 13 Византийский цветок - излюбленный мотив в орнаменте византийского искусства. Трехлепестковая и
пятилепестковая пальметта у основания имеет спиралевидные усики. Мотив имеется в
книжных миниатюрах и на орнаментах шелковых тканей. Иногда от "византийского цветка" отходят "полу пальметты" и получается "букет". Такие орнаментальные букеты плотно заполняли всё пространство.
Слайд 14Орнаментами с Изогнутыми стеблями и цветами-пальметтами с листьями декорировали чаши
на керамике (поливной), миниатюры XII века, заставки рукописей. Они входили
в мозаики на орнаментах дворцов. На медальонах на блюдах, на изделиях перегородчатых эмалей, а так же ими заполняли фоны композиции.
Слайд 15Акант
Появился в античном орнаменте . Часто встречался уже стилизованным в
греческом, римском и, соответственно византийском орнаменте. Часто применялся в капителях,
имел символическое значение: образ вечной жизни будущего века, который даровал спаситель, местонахождение в раю. Позднее форму листьев аканта стилизовали, она приобрела орнаментальную структуру и входила в скульптурные капители с глубоким сквозным сверлением (церковь св. Полиевкта, мучеников Сергия и Вакха, Святой Софии в Константинополе)
Слайд 16Лавровый венок
Лавровый венок - это символ победы Иисуса Христа над смертью.
В древнем Риме «Короной триумфалис», то есть лавровым венком, награждались
полководцы, окончившие победоносно войну. Широко применялся в архитектурном декоре.
Слайд 18Монограмма имени Христа представляет собой скрещённые две начальные греческие буквы
Χ и Ρ его имени. По краям монограммы размещены греческие
буквы: α и ω. Возникновение монограммы связывают со словами Апокалипсиса о «печати Бога Живого» (Откр.7:2) и «новом имени побеждающему» (Откр.2:17).Считается, что символ был введен императором Константином.
Слайд 19Рыба
это один из самых распространенных древних символов, олицетворявших Христа. В
римских катакомбах нашли изображение рыбы, которая несет на спине корзинку
с хлебами и сосуд с вином. Этот символ обозначает Спасителя, который дарует пищу спасения и новую жизнь. Дело в том, что Греческое слово "рыба" состоит из начальных букв фразы "Иисус Христос Божий Сын Спаситель" ("ихтхус"). Это самый первый зашифрованный символ христианской веры.
Слайд 20Грифон
означает власть над небом и землей. Композиция из парных грифонов
восходит к восточному искусству. Грифон — мифическое существо с крыльями,
клювом орла и телом льва; сильный зверь, он одновременно король птиц и король зверей. Грифон символизирует силу и мудрость. Грифон так же олицетворял двойственную природу Христа — божественную и человеческую. Симметричные грифоны в круге нередки в декоре шелковых тканей XI-XIII вв., на поливных блюдах IX-X вв., серебряных чашах.
Слайд 21Лев
символ мощи героя, воплощение идеи сильной власти. Излюбленная геральдическая эмблема.
Слайд 23В Византии павлин слыл царской птицей и содержался в дворцовых
зверинцах. В христианском искусстве он выступает как символ бессмертия и
нетленной души. Павлин вызывал ассоциации с птицей феникс, которая сгорала и восставала из мёртвых. Именно поэтому это символ Воскресения Христова. Наверное, из древней Персии произошло парное симметричное изображение павлинов по обеим сторонам мирового древа. Павлинов изображали на царских одеждах, на тканях, в поливной керамике. Головы павлинов — «райских» культовых птиц — иногда окружают нимбом. Павлины в церквях встречаются на протяжении всей истории Византии. Первые христианские изображения павлинов были обнаружены в катакомбах-подземных кладбищах первых христиан.
Слайд 25В Новом Завете повторяется использование в орнаментах голубя, как символа
очищения души. Иоанн Предтеча, который крестил Иисуса Христа в реке
Иордан, произнес: «Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем" (Ин. 1:32). Своих учеников Иисус Христос учил: "Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби" (Мф. 10:16). В христианском искусстве, в "Благовещении Марии", Святой Дух снизошёл на Деву в виде голубя в золотых лучах. Так же показывается на иконах одна из ипостасей Святой Троицы. Голубь — это символ просветления и божественного вдохновения; он обычно показывается парящий возле уха святого. Голубка с оливковой веткой – один из символов души.