Разделы презентаций


Внеклассное чтение - Опыт комментированного чтения рассказа К. Паустовского «Старый повар»

Содержание

Цели  урока:  представить значение музыки в жизни людей; на основе литературного произведения – рассказа К.Г.Паустовского - показать воздействие музыки на человека.Задачи  урока:  развивать умение анализировать прочитанное, понимать авторский замысел; способствовать развитию

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Константин Паустовский Рассказ «Старый повар»
Опыт комментированного чтения произведения

Константин Паустовский  Рассказ «Старый повар»Опыт комментированного чтения произведения

Слайд 2Цели  урока:  представить значение музыки в жизни людей; на основе

литературного произведения – рассказа К.Г.Паустовского - показать воздействие музыки на

человека.

Задачи  урока:  развивать умение анализировать прочитанное, понимать авторский замысел; способствовать развитию читательской наблюдательности и воображения; содействовать воспитанию у учащихся интереса к чтению литературы и интереса к классической музыке, эстетического вкуса.

Цели  урока:  представить значение музыки в жизни людей; на основе литературного произведения – рассказа К.Г.Паустовского - показать

Слайд 3В один из зимних вечеров 1786 года на окраине Вены

в маленьком деревянном доме умирал слепой старик — бывший повар

графини Тун... это был даже не дом, а ветхая сторожка, стоявшая в глубине сада. Сад был завален гнилыми ветками, сбитыми ветром. При каждом шаге ветки хрустели, и тогда начинал тихо ворчать в своей будке цепной пёс. Он тоже умирал, как и его хозяин, от старости и уже не мог лаять.

Несколько лет назад повар ослеп от жара печей...
В один из зимних вечеров 1786 года на окраине Вены в маленьком деревянном доме умирал слепой старик

Слайд 4 Какие чувства посещают вас при чтении начала рассказа?

-

Подберите эпитеты, метафоры, характеризующие ваши настроения?




Щемящая грусть,
сдавливающая грудь тоска,
ощущение

безысходности,
печаль одиночества и забытости,
страх приближения смерти,
сочувствие





Какие чувства посещают вас при чтении начала рассказа? - Подберите эпитеты, метафоры, характеризующие ваши настроения? Щемящая

Слайд 5 Какими образами создаётся атмосфера рассказа?
- Найдите ключевые слова

в их обрисовке.
Приведите объединяющие их ассоциации.

Повар:
- бывший
слепой

старик
умирал



Дом:
даже не дом, а ветхая сторожка в глубине сада;
на окраине Вены


Сад:
гнилые ветки, сбитые ветром


Пёс:
тоже умирал от старости,
тихо ворчал,
не мог лаять

Смерть,
бессмысленность, бесполезность и ненужность,
отчуждение ото всего и забытость

Какими образами создаётся атмосфера рассказа? - Найдите ключевые слова в их обрисовке. Приведите объединяющие их ассоциации.

Слайд 6 Вместе с поваром жила его дочь Мария, девушка

лет восемнадцати.
Всё убранство сторожки составляли кровать,

хромые скамейки, грубый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами, и, наконец, клавесин — единственное богатство Марии.
Клавесин был такой старый, что струны его пели долго и тихо в ответ в ответ на все возникавшие вокруг звуки. Повар, смеясь, называл клавесин «сторожем своего дома». Никто не мог войти в дом без того, чтобы клавесин не встретил его дрожащим, старческим гулом.

Клавесин - струнный
клавишно-щипковый инструмент, предшественник фортепиано

Вместе с поваром жила его дочь Мария, девушка лет восемнадцати.   Всё убранство сторожки

Слайд 7 Как образы клавесина и Марии связаны с предыдущими и

какой поворот настроений,мыслей создают?
Найдите словесные переклички.






Мария:
юность,
продолжение отца,

нить с его прошлым, любовью;
единственное богатство отца












Клавесин:








старый,
дрожащий, старческий гул


струны пели,
ответ в ответ,
встретил гулом,
сторож своего дома,
единственное богатство Марии


Жизнь,
вечные ценности

Как образы клавесина и Марии связаны с предыдущими и какой поворот настроений,мыслей создают? Найдите словесные переклички.Мария:

Слайд 8 Когда Мария умыла умирающего и надела на него

холодную чистую рубаху, старик сказал:
— Я всегда не любил священников

и монахов. Я не могу позвать исповедника, между тем мне нужно перед смертью очистить свою совесть.
— Что же делать? — испуганно спросила Мария.
— Выйди на улицу, — сказал старик, — и попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедать умирающего. Тебе никто не откажет.
— Наша улица такая пустынная… — прошептала Мария, накинула платок и вышла.
Когда Мария умыла умирающего и надела на него холодную чистую рубаху, старик сказал:— Я всегда

Слайд 9 Как автор рисует приближение смерти?
Сравните состояние Марии и

её отца.







Описание обряда омовения - физического очищения тела, облачения в

чистые одежды («холодная чистая рубаха» как холодные объятия приближающейся смерти)













Глаголы речи, сопровождающие реплики героев в диалоге:
Мария – испуганно спросила, прошептала;
отец – сказал, сказал.








Как автор рисует приближение смерти? Сравните состояние Марии и её отца.Описание обряда омовения - физического очищения

Слайд 10 Как эпизод помогает нам представить личность повара?







Повар:
честность,

строгость, требовательность к самому себе,
независимость, гордость,
неприятие лицемерия и

фальши,
жажда душевной чистоты,
спокойствие перед лицом смерти







Как эпизод помогает нам представить личность повара? Повар: честность, строгость, требовательность к самому себе, независимость, гордость,

Слайд 11 Мария долго ждала и прислушивалась. Наконец ей

показалось, что вдоль ограды идёт и напевает человек...

Мария схватила его за руку и дрожащим голосом передала просьбу отца.
— Хорошо, — сказал человек спокойно. — Хотя я не священник, но это всё равно. Пойдёмте.
Мария долго ждала и прислушивалась. Наконец ей показалось, что вдоль ограды идёт и напевает

Слайд 12Тревожное долгое ожидание девушки прерывает напев.

Дрожащему голосу Марии противопоставлена спокойная

речь незнакомца.

Статика сменяется динамикой («Хотя я не священник, но это

всё равно. Пойдёмте.»)

Как автору удаётся снять возникающее напряжение?

Тревожное долгое ожидание девушки прерывает напев.Дрожащему голосу Марии противопоставлена спокойная речь незнакомца.Статика сменяется динамикой («Хотя я не

Слайд 13 Он был ещё очень молод, этот незнакомец.

Совсем по-мальчишески он тряхнул головой, поправил напудренный парик, быстро придвинул

к кровати табурет, сел и, наклонившись, пристально и весело посмотрел в лицо умирающему.
— Говорите! — сказал он. — Может быть, властью, данной мне не от бога, а от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души.
Он был ещё очень молод, этот незнакомец. Совсем по-мальчишески он тряхнул головой, поправил напудренный

Слайд 14«очень молод», «по-мальчишески тряхнул головой», «весело посмотрел в лицо умирающему»

Как меняется атмосфера рассказа и в связи с чем?
БОДРОСТЬ,

ЭНЕРГИЯ, РАДОСТЬ, СВЕТ, ЖИВОСТЬ
«очень молод», «по-мальчишески тряхнул головой», «весело посмотрел в лицо умирающему» Как меняется атмосфера рассказа и в связи

Слайд 15— Я работал всю жизнь, пока не ослеп, — прошептал

старик. — А кто работает, у того нет времени грешить.

Когда заболела чахоткой моя жена и лекарь прописал ей разные дорогие лекарства.., я украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал. И мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать от дочери: я её научил не трогать ни пылинки с чужого стола.
— А кто-нибудь из слуг графини пострадал за это?
— Клянусь, сударь, никто, — ответил старик и заплакал. — Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть!
— Я работал всю жизнь, пока не ослеп, — прошептал старик. — А кто работает, у того

Слайд 16Грех повара.
Грех?
Цель кражи –
корысть, обогащение лёгким способом
Цель поступка повара

– спасти жизнь жены.
Жажда раскаяния, мучения совести, стыд перед собой

и дочерью
Грех повара.Грех?Цель кражи – корысть, обогащение лёгким способомЦель поступка повара – спасти жизнь жены.Жажда раскаяния, мучения совести,

Слайд 17— Как вас зовут? — спросил незнакомец.
— Иоганн Мейер.
— Так

вот, Иоганн Мейер, вы невинны перед людьми. То, что вы

совершили, не есть грех и не является кражей, а, наоборот, может быть зачтено вам как подвиг любви.
— Аминь! — прошептал старик.
— Теперь скажите вашу последнюю волю.
— Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии.
— Я сделаю это. А еще чего вы хотите?

Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал:
— Я хотел бы ещё раз увидеть Марту такой, какой я встретил её в молодости. Увидеть солнце и этот старый сад, когда он зацветет весной. Но это невозможно, сударь. Не сердитесь на меня за глупые слова. Болезнь, должно быть, сбила меня с толку.

— Как вас зовут? — спросил незнакомец.— Иоганн Мейер.— Так вот, Иоганн Мейер, вы невинны перед людьми.

Слайд 18- Что нового в облике старого героя открывает его исповедь?






Повар:

искренность,
любовь к близким,
сознание ценности любви, семьи,
чуткость к

красоте,
жизнелюбие







- Что нового в облике старого героя открывает его исповедь?Повар: искренность, любовь к близким, сознание ценности любви,

Слайд 19— Хорошо, — сказал незнакомец ... подошёл к клавесину и

сел перед ним на табурет... внезапно быстрый звон рассыпался по

сторожке, как будто на пол бросили сотни хрустальных шариков.
— Слушайте,- сказал незнакомец. — Слушайте и смотрите.
Он заиграл.
— Хорошо, — сказал незнакомец ... подошёл к клавесину и сел перед ним на табурет... внезапно быстрый

Слайд 20- Какое ощущение создаётся при чтении эпизода?
- Какие приёмы

способствуют этому?






Ожидание чуда, волшебства:
умолчание , сравнение «сел перед ним

на табурет... внезапно быстрый звон рассыпался по сторожке, как будто на пол бросили сотни хрустальных шариков»;
слова гостя, звучащие уверенно, повелительно: «Слушайте и смотрите».






- Какое ощущение создаётся при чтении эпизода? - Какие приёмы способствуют этому?Ожидание чуда, волшебства: умолчание , сравнение

Слайд 21 Клавесин пел полным голосом впервые за многие

годы. Он наполнял своими звуками не только сторожку, но и

весь сад. Старый пёс вылез из будки, сидел, насторожившись, тихонько помахивал хвостом. Начал идти мокрый снег...
— Я вижу, сударь! — сказал старик и приподнялся на кровати. — Я вижу день, когда я встретился с Мартой и она от смущения разбила кувшин с молоком. Это было зимой, в горах. Небо стояло прозрачное, как синее стекло, и Марта смеялась. Смеялась, — повторил он, прислушиваясь к журчанию струн.
Клавесин пел полным голосом впервые за многие годы. Он наполнял своими звуками не только

Слайд 22 Незнакомец играл, глядя в чёрное окно.
— А

теперь, вы видите что-нибудь?
— Неужели вы не видите, что ночь

из чёрной сделалась синей, а потом голубой, и тёплый свет уже падает откуда-то сверху, и на старых ветках ваших деревьев распускаются белые цветы. По-моему, это цветы яблони, хотя отсюда, из комнаты, они похожи на большие тюльпаны. Вы видите: первый луч упал на каменную ограду, нагрел её, и от неё поднимается пар. А небо делается всё выше, всё синее, всё великолепнее...
— Я вижу всё это! — крикнул старик.
— Нет, сударь, — сказала Мария, — эти цветы совсем не похожи на тюльпаны. Это яблони распустились за одну ночь.
Незнакомец играл, глядя в чёрное окно.— А теперь, вы видите что-нибудь?— Неужели вы не

Слайд 23— Открой окно, Мария, — попросил старик.
Холодный воздух

ворвался в комнату. Незнакомец играл очень тихо и медленно.

Старик упал на подушки, жадно дышал и шарил по одеялу руками. Мария бросилась к нему. Незнакомец перестал играть. Он сидел у клавесина не двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой.
— Открой окно, Мария, — попросил старик.  Холодный воздух ворвался в комнату. Незнакомец играл очень тихо

Слайд 24Что за чудо произошло?
- Что его сотворило?
МУЗЫКА
ВОЗВРАЩЕНИЕ ОЩУЩЕНИЯ СЧАСТЬЯ, РАДОСТИ,

ДУШЕВНОЙ ЧИСТОТЫ И СВОБОДЫ

Что за чудо произошло?- Что его сотворило?МУЗЫКАВОЗВРАЩЕНИЕ ОЩУЩЕНИЯ СЧАСТЬЯ, РАДОСТИ, ДУШЕВНОЙ ЧИСТОТЫ И СВОБОДЫ

Слайд 25 Старик сказал, задыхаясь:
— Я видел всё так

ясно, как много лет назад. Но я не хотел бы

умереть и не узнать… имя. Имя!
— Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт.
Мария отступила от кровати и низко, почти касаясь коленом пола, склонилась перед великим музыкантом.
Старик сказал, задыхаясь:— Я видел всё так ясно, как много лет назад. Но я

Слайд 26- В чём величие музыканта и за что перед ним

склоняются?
Гений Моцарта:
- феноменальные способности: абсолютный слух и музыкальная память,

- в 3 года под руководством отца научился играть на клавесине,
- с 5 лет сочинял музыкальные произведения,
- за 35 лет своей жизни написал более 600 произведений.
- В чём величие музыканта и за что перед ним склоняются?Гений Моцарта: - феноменальные способности: абсолютный слух

Слайд 27Когда она выпрямилась, старик был уже мёртв. Заря разгоралась за

окнами, и в её свете стоял сад, засыпанный цветами мокрого

снега.

Как музыка помогает человеку?

Успокаивает, радует, исцеляет, заставляет думать, очищает сердце, показывает все движения души, показывает естественное, истинное и доброе в этом мире. Музыка пробуждает в нашей груди любовь к человеку и к миру.

Когда она выпрямилась, старик был уже мёртв. Заря разгоралась за окнами, и в её свете стоял сад,

Слайд 281. Воздействие искусства на человека
2. Совесть
3. Раскаяние, чувство вины, грехи
4.

Воспоминания
5. Любовь
6. Счастье
7. Талант, гений
Проблематика рассказа К.Г.Паустовского «Старый повар»

1. Воздействие искусства на человека2. Совесть3. Раскаяние, чувство вины, грехи4. Воспоминания5. Любовь6. Счастье7. Талант, генийПроблематика рассказа К.Г.Паустовского

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика