Слайд 1Внутренняя политика Николая I.
Преподаватель- Пируцкая Н.Л.
Для гр. МС(д)-1, МС(к)-1
Слайд 2Краткая характеристика Николая I.
Родился в 1796 году, так как
имел двух старших братьев Александра и Константина, никогда не готовился
занять престол.
Николай Павлович получил домашнее образование — к нему и брату Михаилу назначались преподаватели. Но особого усердия к учёбе Николай не проявлял. Он не признавал гуманитарных наук, зато прекрасно разбирался в военном искусстве, увлекался фортификацией, был знаком с инженерным делом.
По словам В. А. Муханова, Николай Павлович, окончив курс своего образования, сам ужаснулся своему неведению и после свадьбы старался пополнить этот пробел, но условия жизни рассеянной, преобладание военных занятий и светлые радости семейной жизни отвлекали его от постоянных кабинетных работ.
Слайд 3Династический кризис 1825 года.
В 1820 году император Александр I сообщил
своему брату Николаю Павловичу и его жене, что наследник престола
их брат Великий князь Константин Павлович намерен отречься от своего права, поэтому наследником предстоит стать Николаю как следующему по старшинству брату. В 1823 году Константин формально отрёкся от своих прав на престол, так как не имел детей, был разведён и женат вторым браком на польской графине Грудзинской.
16 августа 1823 года Александр I подписал втайне составленный манифест, утверждавший отречение Константина Павловича и утверждавший Наследником Престола Николая Павловича.
12 декабря 1825 года, не имея возможности убедить Константина занять престол и получив его окончательный отказ (хотя и без формального акта отречения), великий князь Николай Павлович решился принять трон согласно воле Александра I.
Слайд 4Следствие и суд над декабристами:
К следствию и суду было привлечено
579 человек. Процесс проходил в строжайшей тайне, работу следственной комиссии
возглавил сам император.
13.07.1826 года пятеро участников восстания: Пестель, Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин, Каховский и Рылеев были казнены в Петропавловской крепости, более ста человек были сосланы на каторгу и вечное поселение в Сибирь.
Слайд 5Борьба с революционным движением:
В 1826 году было создано III отделение
императорской канцелярии, в подчинении которого находился корпус жандармов, возглавлял его
А.Х. Бенкендорф.
В 1826 году был принят новый цензурный устав, названный современниками «чугунным».
Слайд 6Меры по укреплению государственного управления:
В 1826 году М.М. Сперанскому было
поручено провести кодификацию российского законодательства. Ему удалось это сделать в
течение 5 лет: в 1832 году было опубликовано «Полное собрание законов Российской Империи» в 45-ти томах, а в 1833 – Свод действующих законов.
Правительство предприняло ряд мер по поддержке дворянства, что привело к повышению авторитета и роли дворян в России.
Слайд 7Крестьянский вопрос:
В 1837-1841 годах П.Д. Киселевым была проведена реформа государственных
крестьян, вводившая крестьянское самоуправление.
В 1842 году был издан указ «Об
обязанных крестьянах» по которому помещик мог освобождать своих крестьян с предоставлением им наделов в наследственное пользование, но с выполнением определенных повинностей.
В 1847-1848 годах крестьяне получили права выкупаться на свободу и приобретать незаселенные земли и строения.
Помещикам было запрещено ссылать крестьян в Сибирь и продавать их без земли.
Слайд 8Финансовая Реформа.
Практическая деятельность Е.Ф. Канкрина, чрезвычайно разносторонняя. С его именем
связаны упорядочение русской денежной системы, усиление протекционизма и улучшение государственной
отчетности и счетоводства.
Денежная реформа 1839 - 1843 годов, заключалась в том, что ассигнации, впервые выпущенные в России при Екатерине II, были фиксированы в существовавшей с 1810 г. серебряной единице (3 рубля 50 копеек ассигнациями = 1 рубль серебром). С 1 июня 1843 г. ассигнации и иные бумажные знаки стали обмениваться на "государственные кредитные билеты", в свою очередь разменные на звонкую монету. Вся реформа была проведена с большой осторожностью и постепенностью..
Слайд 9Политика в области образования и культуры:
Было запрещено принимать крепостных крестьян
в средние и высшие учебные заведения, однако именно при Николае
I в 1828 г. в Петербурге был вновь открыт главный педагогический институт. Основан был ряд высших технических и специальных училищ: в 1828 г. Технологический институт в Петербурге, в 1832 г. Училище гражданских инженеров, в 1835 г. Училище правоведения, в 1840 г. Горы-Горецкое земледельческое училище, в 1844 г. Константиновский межевой институт в Москве, в 1830 г. ветеринарная школа в Харькове, в 1848 г. - в Дерпте.
Имели место факты, показывающие личное участие Николая I в развитии искусств: В сентябре 1826 года Николай принял освобождённого им из михайловской ссылки Пушкина, и избавил поэта от общей цензуры (решил сам цензуровать его сочинения), поддержка Александринского театра. У Николая I хватило и литературного вкуса, и гражданского мужества, чтобы отстоять „Ревизора“ и после первого представления сказать: „Досталось всем — а больше всего МНЕ“».
Однако именно Николай распорядился сослать на Кавказ Лермонтова, По распоряжению царя были закрыты журналы «Европеец», «Московский телеграф», «Телескоп», преследовался П.Чаадаев, был запрещён к постановке в России Ф. Шиллер.
Слайд 10Основные направления внутренней политики Николая I.
Укрепление самодержавия и государственного
аппарата;
Крестьянский вопрос;
Борьба с революционным движением.
Слайд 11Современники о Николае I:
«Глубоко искренний в своих убеждениях, часто героический
и великий в своей преданности тому делу, в котором он
видел миссию, возложенную на него провидением, можно сказать, что Николай I был донкихотом самодержавия, донкихотом страшным и зловредным, потому что обладал всемогуществом, позволившим ему подчинять всё своей фанатической и устарелой теории и попирать ногами самые законные стремления и права своего века. Вот почему этот человек, соединявший с душою великодушной и рыцарской характер редкого благородства и честности, сердце горячее и нежное и ум возвышенный и просвещённый, хотя и лишённый широты, вот почему этот человек мог быть для России в течение своего 30-летнего царствования тираном и деспотом, систематически душившим в управляемой им стране всякое проявление инициативы и жизни.» — А. Ф. Тютчева.
«В нём много прапорщика и немного Петра Великого», — так писал Пушкин о Николае в своём дневнике 21 мая 1834 г.;
«Ум его не обработан, воспитание его было небрежно», — писала об императоре Николае Павловиче королева Виктория в 1844 году.
Слайд 12Задание для запоминания:
1. Составить конспект
2. Составить вопросы по внутренней политики
Николая 1.
3. Ответить на них устно.
4. Не менее 5 вопросов
составить.