Слайд 1 Внутришкольный контроль как инструмент управления качеством образования
МОБУ «Волховская
средняя общеобразовательная школа № 5»
Слайд 2Внутришкольный контроль как инструмент управления качеством образования
Мониторинг
качества
Внутришкольный
контроль
Инспектирование
Слайд 3Внутришкольный контроль как инструмент управления качеством образования
Инспектирование
1. Проверка
соответствия деятельности учреждений системы образования нормам законодательства и др. правовых
актов. (Педагогический энциклопедический словарь).
2. Формализованный процесс анализа и проверки с целью выявления возможных дефектов системы (Словарь терминов в менеджменте).
Слайд 4 Мониторинг – непрерывное комплексное наблюдение за объектами, измерение
параметров и анализ их функционирования и развития (Словарь терминов в
менеджменте).
Слайд 5Внутришкольный контроль как инструмент управления качеством образования
Мониторинг выступает как важнейшая
часть и информационная база управления, являясь научно обоснованной системой периодического
сбора, обработки, хранения, распространения, обобщения и анализа информации об образовательной системе или отдельных её элементов и представления полученных данных с целью принятия стратегических, тактических, оперативных решений.
Слайд 6Внутришкольный контроль как инструмент управления качеством образования
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
КАЧЕСТВО РЕЗУЛЬТАТА
Педагогический Ученик Учитель Мониторинг и
процесс оценка
Внешняя Внутренняя среда Организация Материально
коммуникационная -техническая
база
сеть
Политика Ценности и приоритеты Стратегия развития Управление
КАЧЕСТВО ЦЕЛИ
КАЧЕСТВО РУКОВОДСТВА
Слайд 7Внутришкольный контроль как инструмент управления качеством образования
Основные задачи мониторинга как
механизма комплексного управления ОУ:
создание единой системы и пакета методик диагностики
качества образования;
выявление данных, обеспечивающих анализ состояния образования в школе;
получение вторичных сравнительных данных о динамике развития образовательной системы, её подсистем и компонентов;
организация, сбор, хранение, обработка и распространение информации о динамике качества образования.
Слайд 8Внутришкольный контроль как инструмент управления качеством образования
Разработка технологии мониторинга заключается
в следующем:
1) определение объектов диагностики согласно основным направлениям деятельности
по управлению качеством и назначение ответственных исполнителей;
2) определение адекватных методик диагностики состояния и периодичности;
3) определение способов обработки, анализа, распространения полученной информации.
Технологичность мониторинга заключается в строгой последовательности действий, а именно: диагностика – анализ – определение путей коррекции – собственно коррекция – вторичная диагностика и т.д.
Необходимо помнить о том, что мониторинг – это процесс бесконечный, спиралевидный, только в этом случае он становится незаменимым инструментом управления.
Слайд 9Внутришкольный контроль как инструмент управления качеством образования
Информация, которую должна предоставлять
пользователю система мониторинга, должна отвечать ряду требований:
1. Системность и структурированность
в соответствии с целевыми установками.
2. Объективность (результаты должны отражать реальное состояние дел, личностный фактор должен быть минимизирован).
3. Информация должна поступать в форме, доступной для восприятия, переработки и понимания управленцем, который будет использовать ее для проектирования в дальнейшей работе.
4. Валидность (средства диагностики должны охватывать главные аспекты изучаемого явления и позволять выносить однозначные суждения именно о том параметре, который исследовался, наблюдался).
5. Оперативность и достаточность.
Концептуально важным представляется создание единого информационного пространства ОУ для мониторинга системы качества образования.
Слайд 10Внутришкольный контроль как инструмент управления качеством образования
Внутришкольный контроль -
это опосредованная система управления школой субъектами ОУ. Для его эффективности
целесообразно:
Разграничить понятия контроль и инспектирование в данном виде функции управления:
контроль=помощь,
инспектирование=проверка,
руководство=помощь+ проверка
2.Установить формы контроля и инспектирования.
Контроль-самоконтроль, взаимоконтроль. Контроль административный, индивидуальный.
Инспектирование-фронтальная проверка, тематическая проверка, контрольные срезы.
3.Утвердить следующие требования к педагогическому коллективу: самоконтроль- высшая форма профессионализма педагога, работающего в режиме самосовершенствования
Контролировать можно деятельность, инспектировать - результат
Слайд 11Внутришкольный контроль как инструмент управления качеством образования
Модуль I. УПРАВЛЕНИЕ
Общее управление
Уровень управления качеством образования.
Образовательная среда.
Экспресс-анализ качества образования.
Самооценка деятельности на соответствие
критериям премий в области качества.
Делопроизводство.
Финансовая деятельность.
Материально-хозяйственная деятельность.
Исполнение приказов и распоряжений.
Слайд 12Мониторинг как механизм управления
Модуль I. УПРАВЛЕНИЕ
Качество управления педагогическим коллективом
Уровень развития
коллектива.
Мотивационная среда.
Организационная культура.
Профессиональная позиция коллектива.
Слайд 13Мониторинг как механизм управления
Модуль I. УПРАВЛЕНИЕ
Качество деятельности администрации
Стиль деятельности.
Результативность
деятельности.
Самооценка деятельности.
Экспресс-анализ организации общего управления.
Слайд 14Мониторинг как механизм управления
Модуль 2. Профессиональное развитие педагогического коллектива
Непрерывное профессиональное
образование (НПО)
Повышение квалификации в системе дополнительного профессионального образования
Повышение квалификации на
базе школы (научно-методическая работа и самообразование)
Анализ эффективности системы НПО:-выявление запросов;-результативность;-удовлетворённость сотрудников;-выполнение программы НПО.
Слайд 15Мониторинг как механизм управления
Модуль 2. Профессиональное развитие педагогического коллектива
Инновационная деятельность
(ИД)
Выявление уровня вовлечённости педагогов в инновационную деятельность:- готовность к ИД;-
динамика участия в ИД;- анализ выполнения программ ИД;- самоанализ уровня ИД.
Выявление уровня удовлетворённости педагогов:- ИД школы;-собственной ИД;
Экспертиза качества ИД педагогов в целях аттестации
Слайд 16Мониторинг как механизм управления
Модуль 2. Профессиональное развитие педагогического коллектива
Достижения педагогов
Портфолио
достижений
Слайд 17Мониторинг как механизм управления
Модуль 3. КАЧЕСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд 19Анализ практики и специальных исследований показывает, что коллектив педагогов может
эффективно осуществлять достижение целей не только при условии расширения его
функций, но и при их обоснованной дифференциации и координации деятельности. Так возникает проблема уровней управляющей системы. Структура управляющей системы большинства школ представлена четырьмя уровнями управления.
Первый уровень — директор школы, назначаемый государственным органом или выбранный коллективом; руководители совета школы, ученического комитета, общественных объединений. Этот уровень определяет стратегические направления развития школы.
Второй уровень — заместители директора школы, школьный психолог, социальный педагог, ответственный за организацию общественно полезного труда, старшие вожатые, помощник директора школы по административно-хозяйственной работе, а также органы и объединения, участвующие в самоуправлении.
Третий уровень — учителя, воспитатели, классные руководители, выполняющие управленческие функции по отношению к учащимся и родителям, детским объединениям, кружкам в системе внеучебной деятельности. К этому уровню могут быть отнесены и педагоги, взаимодействующие с органами общественного управления и самоуправления, с учреждениями дополнительного образования.
Четвертый уровень — учащиеся, органы классного и общешкольного ученического самоуправления. Выделение данного уровня подчеркивает субъект-субъектный характер отношений между учителями и учениками: ученик, являясь объектом взаимодействия, в то же время выступает и субъектом своего развития. [69].
Из приведенной иерархической схемы взаимодействия видно, что каждый нижестоящий уровень субъекта управления является одновременно и объектом управления по отношению к вышестоящему уровню.