Разделы презентаций


Вологодские народные промыслы

Содержание

Вологодский край с его неповторимой красотой пейзажа, богатой разнообразной культурой бережно хранит драгоценное наследие народного искусства. Традиции его живут и развиваются на Вологодской земле. Они выражаются в изделиях традиционного крестьянского ремесла,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Вологодские народные промыслы

Вологодские народные промыслы

Слайд 2Вологодский край с его неповторимой красотой пейзажа, богатой разнообразной культурой

бережно хранит драгоценное наследие народного искусства. Традиции его живут и

развиваются на Вологодской земле. Они выражаются в изделиях традиционного крестьянского ремесла, сохранившегося в форме домашнего творчества в исторически сложившихся центрах художественных промыслов Вологодчины – в ткачестве, вышивке, плетении из бересты и лыка, резьбе и росписи по дереву, а также во всемирно известных вологодских кружевах, устюжской черни, шемогодской бересте.
Вологодский край с его неповторимой красотой пейзажа, богатой разнообразной культурой бережно хранит драгоценное наследие народного искусства. Традиции

Слайд 3Берестяные изделия
Берестой называется верхний слой коры березы. Способы плетения берестяных

изделий были несложными. Поверхность березовой коры сама по себе красива,

но ее иногда еще и украшали тиснением или росписью, вырезали на ней сквозные орнаменты.
Берестяные изделия Берестой называется верхний слой коры березы. Способы плетения берестяных изделий были несложными. Поверхность березовой коры

Слайд 4
Шемогодская прорезная береста в течение многих лет была основным художественным

промыслом в нескольких деревнях близ города Великий Устюг Вологодской области,

на реке Шемогсе - откуда и ее название. Шемогодская береста - это ажурные орнаментальные полосы, наклеенные на столярную или токарную заготовку, орнамент большей частью растительный, иногда с включением в него плоскостных изображений птиц, рыб, животных. Под ажур в качестве декоративного фона часто подкладывается цветная фольга.
Шемогодская прорезная береста в течение многих лет была основным художественным промыслом в нескольких деревнях близ города

Слайд 5Вологодская финифть
Роспись по белому эмалевому фону.
Начало этого промысла относится

к середине XVII века – на Русском Севере в городе

Сольвычегодске мастера создали свой неповторимый стиль росписей по эмали. Росписи получили название усольских эмалей, так как город Сольвычегодск в древних документах и описях назывался Усольском.

Вологодская финифтьРоспись по белому эмалевому фону. Начало этого промысла относится к середине XVII века – на Русском

Слайд 6
Усольские росписи отличались разнообразием цветов: красные, лиловые, желтые, зеленые,

коричневые, розовые, синие тона составляли основную палитру узора. Росписи выполнялись,

как правило, на белых фонах. В орнаменты растений умело вписывались декоративные изображения птиц, насекомых, мифологических зверей.
Усольские росписи отличались разнообразием цветов: красные, лиловые, желтые, зеленые, коричневые, розовые, синие тона составляли основную

Слайд 7
Из поколения в поколение передавались на Руси секреты гончарного мастерства.

На Вологодчине распространению гончарного промысла способствовало наличие залежей гончарных глин.

Традиции, технологии и приемы передавались от деда к отцу, от отца к сыну. Образовывались гончарные центры - они снабжали глиняной посудой ближайшие деревни и широко развозили посуду по ярмаркам и базарам. Вологодская керамика очень разнообразна по форме и назначению. Здесь встречаются простые печные горшки и миски, сковороды и блюда,

Из поколения в поколение передавались на Руси секреты гончарного мастерства. На Вологодчине распространению гончарного промысла способствовало

Слайд 8Лоскутное шитье тесно переплетается с другими видами женского рукоделия –

ткачеством и вышивкой. В Древней Руси лоскутное шитье было широко

распространено в деревнях. По причине трудоемкости и дороговизны изготовления льняных тканей женщины на Руси очень трепетно и бережно относились к остаткам ткани. Поэтому поначалу это рукоделие служило для подновления и перешивания одежды и предметов быта.
Лоскутное шитье тесно переплетается с другими видами женского рукоделия – ткачеством и вышивкой. В Древней Руси лоскутное

Слайд 9Искусство лоскутного шитья
Сегодня искусство лоскутного шитья переживает второе рождение. Простая

по исполнению, но очень эффектная техника декорирования ткани позволяет создавать

оригинальные яркие изделия – покрывала, пледы, салфетки, сумки, кошельки.
Искусство лоскутного шитья Сегодня искусство лоскутного шитья переживает второе рождение. Простая по исполнению, но очень эффектная техника

Слайд 10Народная кукла
Самые первые куклы появились еще на заре человечества и

делались они из золы. Такие куклы звались Баба (женское божество).

«Баба» передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась она в день свадьбы. Эта кукла считалась оберегом женщины, дома, очага.
Известна еще одна очень древняя кукла – кукла из остриженных волос девушки. Считалось, что такая кукла может лечить человека в случае болезни.
Народная куклаСамые первые куклы появились еще на заре человечества и делались они из золы. Такие куклы звались

Слайд 11Кукла «зерновушка» или «крупеничка» делалась для того, чтобы в доме

было сытно и богато. Делали ее после сбора урожая из

разного зерна, собранного с поля. Также эта кукла была символом деторождения.
Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла.
На Руси в игрушку всегда вкладывали определенный смысл. Она наделялась магической силой плодородия. Вот почему часто игрушка - свадебный атрибут. Куклы, наряженные в красные ситцевые лоскутья. Куклу давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую семью


Кукла «зерновушка» или «крупеничка» делалась для того, чтобы в доме было сытно и богато. Делали ее после

Слайд 12Роспись по дереву
Для украшения своего жилища крестьяне расписывали красками

стены изб, перегородки в них, двери, печи, деревянную посуду и

различную утварь вроде лубяных лукошек, поставцев, дуг, вальков . В росписях преобладал растительный орнамент с пышными вазонами и букетами роз, тюльпанов и гроздьями винограда. Привлекательной особенностью продукции вологодских мастеров является многоцветность.
Роспись по дереву  Для украшения своего жилища крестьяне расписывали красками стены изб, перегородки в них, двери,

Слайд 13Традиционная вышивка
Вышивка «двухсторонний шов» или «роспись» представляла собой четкий

графический рисунок, одинаковый на лицевой и изнаночной стороне. Вышивка состоит

из узорных розеток, обшитых петельным швом с легким воздушным геометрическим орнаментом на сквозных ажурных фонах. Узорами вышивок служили величественные павы, женские фигуры, барсы, кони, олени, растительные мотивы. Они выполнялись обычно красными нитями по белому или серому фону.
Традиционная вышивка  Вышивка «двухсторонний шов» или «роспись» представляла собой четкий графический рисунок, одинаковый на лицевой и

Слайд 14Узорное ткачество
Крестьянские ткани изготавливались на ручном ткацком станке. Характер орнамента

народных тканей разнообразен: простые и сложные геометрические фигуры (ромбы, квадраты,

многоугольники), на Севере России преобладали обобщенные изображения растений, животных, человека.
Узорное ткачествоКрестьянские ткани изготавливались на ручном ткацком станке. Характер орнамента народных тканей разнообразен: простые и сложные геометрические

Слайд 18Катавальный промысел
Валенки - удобная и теплая обувь для зимы, катанная

из овечьей шерсти. Валяльный промысел в Вологодской губернии не являлся

основным средством для существования, а служил лишь подспорьем к земледелию и сельскому хозяйству. При небольших объемах производства, большинство местных каталей работало единолично. Все орудия катавалей были самодельные. Они содержали в себе только конструктивные детали, необходимые для работы. Все принадлежности для изготовления валенок хранили и передавали по наследству по мужской линии.



Катавальный промысел Валенки - удобная и теплая обувь для зимы, катанная из овечьей шерсти. Валяльный промысел в

Слайд 19Одно из первых сохранившихся документальных упоминаний о великоустюгской черни относится

к 1683 году. В XVIII веке черневое искусство в Великом

Устюге достигло наибольшего расцвета. Местные мастера освоили ряд художественных и технических приемов, придававших их работам черты неповторимого своеобразия.

Великоустюгская чернь

Одно из первых сохранившихся документальных упоминаний о великоустюгской черни относится к 1683 году. В XVIII веке черневое

Слайд 20Со времен Киевской Руси черневое серебро стало изюминкой русского ювелирного

искусства. Технология чернения состоит в том, что черный сплав, состоящий

из традиционных компонентов на основе серебра, вплавляют в углубления основного металла (в частности серебра), чтобы украсить изделие путем достижения в рисунке цветового контраста.
Со времен Киевской Руси черневое серебро стало изюминкой русского ювелирного искусства. Технология чернения состоит в том, что

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика