Слайд 1Восстановительный подход
в профилактике правонарушений несовершеннолетних.
Восстановительные программы.
Слайд 2Традиционное реагирование на правонарушение
Технология – состязание сторон
Слайд 3Возможные последствия административного реагирования
Эмоциональное напряжение пострадавшего
Слайд 4Понятие «восстановительный подход» впервые выступило как альтернатива карательному подходу в
уголовном правосудии
Замещение наказания государством
на ответственное возмещение ущерба самим правонарушителем.
ВТ дали возможность:
Правонарушителю исправить ситуацию
Жертве получить моральную и материальную компенсацию
Государству уменьшение роста рецидивной преступности и количества заключенных
Слайд 5Восстановительная медиация
процесс организации диалога между людьми на основе восстановления способности
людей понимать друг друга, включающий отреагирование эмоциональных состояний, прояснение потребностей
сторон и совместную выработку вариантов разрешения проблем, возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций
Слайд 6Результат восстановительной медиации:
состоявшийся диалог между сторонами
восстановительные действия (извинение, прощение, заглаживание
причиненного вреда), которые помогают исправить последствия конфликтной или криминальной ситуации
соглашение
или примирительный договор, передаваемый в орган, передавший заявку на проведение программы
Слайд 7Преимущества медиации
Признает, что конфликты могут быть разрешены тогда, когда стороны
этого сами захотят
Признает, что сторонам лучше всего судить о том,
что будет являться разрешением конфликта
Признает необходимость наличия чувства безопасности при разрешении конфликта.
Признает важность доверия и уважения, открытого обмена информацией
Признает, что стороны выполнят только те соглашения, которые они самостоятельно выработали
Слайд 8Критерии принятия случая на программу
Есть конфликтная или близко к криминальной
ситуация, стороны известны и признают свое участие в этой ситуации
(но не обязательно признают свою неправоту)
Каждой из сторон больше 10 лет
Стороны не употребляют наркотические вещества и психически здоровы (поскольку в противном случае они не в состоянии брать на себя ответственность за свои поступки)
Ситуация произошла не более 1-2 месяцев и не менее 1 дня назад
Информация о ситуации не передавалась в другие структуры (педсовет, совет по профилактике, обсуждение на классном часе и т.п.)
Слайд 9Ситуации, в которых возможно использование ВТ:
Случаи, близкие к криминальным
Конфликты детей
внутри класса и между группами
детей
Конфликты между учителем
и учащимся
Случаи, когда конфликт детей приводит к конфликту родителей
Случаи отвержения детей в классе
Конфликты в семье, между родителем и подростком
Слайд 10Типы восстановительных программ
(типология основана на категориях случаев и указывает на
основную цель программы)
Слайд 11Восстановительные программы
Это эффективный способ разрешения конфликтных и близко к криминальным
ситуаций путем организации примирительных встреч, взаимоуважительного диалога между конфликтными сторонами
с участием ведущего, медиатора , хранителя круга.
Акцент в ВП делается на будущее (что нужно сделать, чтобы подобные ситуации не повторялись)
Цель: разрешение конфликта, возмещение принесенного ущерба, восстановление (налаживание) конструктивных взаимоотношений
Слайд 12Участники программ примирения
Ведущий, жертва, обидчик
Ведущий - специалист (педагог,
психолог, специалист по социальной работе), прошедший обучение, получивший сертификат ведущего
Жертва
– пострадавший, понесший ущерб
Обидчик – человек, явно причинивший вред, ущерб
Кто является в действительности «жертвой», кто «обидчиком», возможно определить только при выяснении всех обстоятельств ситуации
Слайд 13Ведущий восстановительной программы (медиатор)
Нейтральный посредник
организует процесс медиации, пространство
помогает конфликтующим
сторонам понять свои интересы и интересы другого человека
проявляет инициативу
помогает сторонам
найти то решение, которое бы устроило всех участников конфликта
несет ответственность за то, чтобы стороны договорились, как они будут жить дальше, а не за то, чтобы они помирились или выработали решение.
отслеживает результаты
Слайд 14Принципы восстановительных процедур
Главный принцип -добровольность
Принцип центрального положения жертвы
Принцип принятия
ответственности
Принцип конфиденциальности
Принцип нейтральности
Принцип передачи полномочий
Включение сообщества в нормализацию
отношений
Слайд 15Порядок проведения восстановительных программ
1 этап Подготовительный
Сбор информации
Цель:
выяснить все обстоятельства, возможные причины случившегося и последствия, размер ущерба,
уже принятые меры по разрешению ситуации
Выбор типа программы
Слайд 162 этап Предварительные встречи
Первый звонок «обидчику»
Цель: получить согласие на предварительную
встречу
Предварительная встреча с «обидчиком»
Цель: достичь готовности нарушителя к исправлению ситуации
и заглаживанию вреда
Задачи:
Установление доверительного контакта с «обидчиком»
Прояснение видения «обидчиком» ситуации и ее последствий
Работа с чувствами «обидчика» по поводу произошедшей ситуации
Поиск предложений по исправлению ситуации и заглаживанию вреда
Получение согласия на участие в примирительной встрече
Слайд 17Первый звонок «пострадавшему» (жертве)
Цель: получить согласие на предварительную встречу
Предварительная встреча
с «пострадавшим»
Цель: Оказать помощь пострадавшему, подготовить пострадавшего к встрече с
обидчиком
Задачи:
Установление доверительного контакта с «пострадавшим»
Прояснение видения «жертвы» ситуации и ее последствий
Работа с чувствами «пострадавшего» по поводу произошедшей ситуации
Поиск предложений по исправлению ситуации и заглаживания вреда
Получение согласия на участие в примирительной встрече
Слайд 183 этап. Примирительная встреча
Цель: Организовать диалог и принять совместное решение
сторон по разрешению ситуации
Задачи:
Создание безопасной атмосферы для обеих сторон конфликта
Прояснение
видения ситуации сторонами
Обеспечение понимания и принятия сторонами чувств и мыслей друг друга
Организация диалога без посредничества ведущего
Сбор и обсуждение предложений по разрешению ситуации и заглаживанию вреда
Заключение договора и выяснение условий выполнения договора
Прощание
Слайд 19 Медиатор строит лестницу, шагая по которой, люди узнают все
больше и больше друг о друге, и это знание помогает
им справиться с ситуацией.
Каждая «ступенька» этой лестницы помогает сделать шаг в сторону строительства здоровых отношений друг с другом.
Важнейшими ступеньками этой лестницы являются: понимание своих чувств, состояний и оснований действия; понимание чувств, состояний и оснований действия другого человека (других людей);
осознание последствий ситуации для себя и других людей; восстановительные действия, позволяющие изменить отношение друг к другу;
ответственность за изменение ситуации, совместный поиск решения и его реализацию.
Слайд 21Преимущества программ медиации Вывод
экономия времени, денег и эмоциональных сил участников
спора
ориентация не на конфликт или выигрыш, а на конструктивный
поиск взаимоприемлемых решений
учет эмоциональных и личных аспектов спора
конфиденциальность процесса
достигнутые договоренности, как правило, более долговечны и отвечают реальному положению вещей
Слайд 22Ограничения программы примирения
не является уникальным средством для всех случаев
не является
воспитательным средством (тем более, после того, как все остальные уже
были опробованы) – хотя определенные воспитательные эффекты обычно наблюдаются
не может гарантировать изменения человека, тем более за один-два дня
не может эффективно работать без связи с учителями, родителями и другим окружением подростков
Слайд 23Различия традиционной системы правосудия и восстановительного подхода
Слайд 25Восстановительный подход:
Основан на принципах гуманизма, отвечает глубинным человеческим
потребностям
Способствует восстановлению и сохранению ресурсов человека
Способствует снижению межгрупповой
напряженности
Способствует пробуждению у граждан личной ответственности за свои действия, за свое будущее