Слайд 1Война и победа.
Искусство Великой Отечественной войны
1941 – 1945 гг.
Презентацию
подготовила Нагорных С.И.,
преподаватель МБУ ДО «ДХШ им. А.К.Леонтьева» г.
Можга
Слайд 2
Ранним утром 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала
на Советский Союз. Вооруженная до зубов гитлеровская армия, несмотря на
мужественное сопротивление советских войск, продвигалась вперед.
Смертельная опасность нависла над нашей Родиной. От каждого советского гражданина, на каком бы посту он ни находился: в траншее переднего края или у доменной печи, за штурвалом боевого самолета или за рулем трактора, — требовалась беспредельная самоотверженность, честное служение Родине.
Слайд 4«Все для фронта, все для победы!» Эти слова стали девизом
жизни и работы советских людей.
Слайд 5По призыву партии весь народ поднялся на борьбу с врагом.
Советские художники также почувствовали себя мобилизованными и призванными своим искусством
служить народу, помогать ему в смертельной схватке с врагом.
Слайд 6Первыми, кто откликнулся на военные события, были художники-плакатисты. На второй
день войны уже появился плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим
врага!»
Слайд 7В первые же дни Отечественной войны были созданы «Окна ТАСС».
В них сотрудничали поэты Д. Бедный, Маршак, Лебедев-Кумач, Кирсанов, художники
Ефимов, Кукрыниксы, Горяев, Черемных.
Слайд 8Плакаты «Окон ТАСС» знала вся страна; толпы москвичей собирались у
витрин, ожидая нового выпуска. Размноженные в уменьшенном формате, они доставлялись на
фронт, самолеты в виде листовок разбрасывали их над оккупированными городами и селами, внушая людям веру в нашу победу.
Слайд 10Среди первых плакатов Отечественной войны следует отметить плакат художника И.
Тоидзе «Родина-мать зовет».
Немолодая женщина с суровым лицом держит в
протянутой вперед правой руке текст военной присяги, левая рука призывно поднята вверх. Незабываемо ее лицо с крепко сжатыми губами, с горящими, в упор обращенными к зрителю глазами. Слегка разметавшиеся с проседью волосы, сдвинутые к переносице нахмуренные брови, развеваемый ветром платок создают настроение тревоги и очень четко определяют главную мысль плаката — Родина-мать зовет своих сыновей исполнить долг — защитить Отечество.
Слайд 11Тяжелы были первые месяцы войны. Враг теснил нашу армию, захватил
Белоруссию, Украину, Прибалтику, кольцом блокады окружил Ленинград, подбирался к окрестностям
Москвы. На занятой территории гитлеровцы истребляли советских людей, жгли деревни, насильно увозили молодежь на немецкую каторгу.
Слайд 12С плаката художника Дементия Алексеевича Шмаринова «Отомсти» смотрит на зрителя
женщина. На фоне дымного пожарища стоит она, неподвижная и страшная
в своем горе. На ее опущенных руках — тело зверски убитой девочки. В широко раскрытых, наполненных слезами глазах матери не только страдание, но и требование — отомсти!
Слайд 13Необычайно широкое распространение в годы войны получил плакат художника Виктора
Борисовича Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!»
Фигуры матери и сына даны
в погрудном изображении, как бы выплывающими из тьмы в неверном колеблющемся свете пожарища.
Слайд 14После неудач и поражений первого года войны наша страна познала
и радость побед.
Слайд 15Изменилась тематика советского военного плаката. Больше стало в нем светлых
и радостных настроений, вызванных предчувствием близкой победы, все чаще звучал
призыв не только освободить советскую землю от врага, но и принести свободу народам Европы. Участникам войны хорошо памятен плакат художника Виктора Семеновича Иванова «Пьем воду родного Днепра».
Слайд 16Последние плакаты Отечественной войны посвящены победоносным завершающим сражениям. Они прославляют
героический подвиг советского народа, ценой великих жертв спасшего человечество от
фашистского рабства.
Слайд 17В самые суровые дни 1942 года, когда враг подходил к
столице, в Москве и Ленинграде были открыты художественные выставки. Идеи
патриотизма определяли содержание искусства этого периода. Пафос героики, прославления советского человека-победителя звучал в живописных полотнах художников военных лет.
Слайд 18О стойкости и мужестве советских людей, о героизме и бесстрашии
советской женщины-матери рассказал художник Сергей Васильевич Герасимов в картине «Мать
партизана» (1943).
Слайд 19Бессмертный подвиг Зои Космодемьянской вдохновил художников Кукрыниксов на создание картины
«Таня».
Слайд 20О зверствах фашистов, об их надругательстве над советскими людьми поведали
художники А. А. Пластов в картине «Фашист пролетел» (1942),
Слайд 21Георгий Георгиевич Ряжский «В рабство» (1942),
Слайд 22Т. Г. Гапоненко «После изгнания немцев» (1943—1946).
Слайд 23О простых советских людях, скромных тружениках, честно и преданно выполняющих
свой долг, рассказал молодой художник Борис Михайлович Неменский в картине
«Мать» (1945).
Он создал образ матери, для которой каждый воин Советской Армии — родной сын.
Слайд 24Образ женщины-матери поднимается до символического звучания матери-Родины в картине Ф.
С. Богородского «Слава павшим героям».
Слайд 25В годы Великой Отечественной войны у советских художников, как и
у всего народа, с особенной силой проявилось патриотическое чувство, интерес
к национальному прошлому нашей Родины, к ее лучшим вековым традициям.
Слайд 26Исторической победе русского народа в Куликовской битве посвятил свою картину
«Поединок Пересвета с Челубеем» (1943) известный баталист М. И. Авилов.
Слайд 27Ряд картин на исторические темы написал в годы войны художник
П. П. Соколов-Скаля. Самая значительная из них — «Иван IV
в Ливонии. Взятие крепости Кокен Гаузен» (1940— 1942) — посвящается победе русского народа над ливонскими псами-рыцарями.