Слайд 1Возникновение
и развитие
ОПЕРЫ
XVIII век
Слайд 2Свои направления и разновидности оперного жанра сложились в:
Италии
Франции
Германии
Англии
Слайд 3Художественная жизнь оперы
Опера вызывает споры и дебаты.
Рассматриваются пути развития жанра.
Создаются
свои «штампы» и условности.
Слайд 4
Опера- ведущий жанр европейской музыки XVIII века
основные жанры итальянской оперы:
опера
– seria («серьезная»)
опера- buffa (комическая)
Слайд 5представители оперы- buffa:
Дж.-Б.Перголези,
Никколо Пиччини, Джованни Паизиелло.
представители оперы- seria:
Н.Йомелли, Т.Траэтта;
К.-В.Глюк, И.А.Хассе.
П.Метастазио (драматург)
Слайд 6
Джованни-Баттиста Перголези
(1710-1736)
Слайд 7
Одноактная опера-буффа
«Служанка-госпожа».
Автор либретто -Джованни Антонио Федерико
Постановка -
1733
год - Неаполь , театр «Сан-Бартоломео».
Слайд 8К середине века жанр оперы- seria достиг кризиса.
Признаки:
Музыка ставилась
выше слова, вне связи с его смыслом;
Концертный виртузоный вокальный стиль
– вычурность музыкального языка.
Требовалось обновление и реформа жанра
и оперных либретто
Слайд 9Кристоф-Виллибальд
Глюк
1714-1787
Слайд 11Оперы:
«Артаксеркс» (1741)
«Деметрий» (1740-е годы)
«Демофонт»
«Орфей» (1762)
«Альцеста» (1767)
«Парис и Елена» (1770)
«Ифигения в
Авлиде» (1774)
«Армида» (1777)
«Ифигения в Тавриде» (1779)
«Эхо и Нарцисс»
Комические оперы –
«Пилигримы в Мекку»,
«Мнимая рабыня».
Балет «Дон-Жуан».
Слайд 12Место деятельности:
Австрия, Вена
Франция, Париж
Италия
Страны и города Европы.
Слайд 13К.В.Глюк – реформатор оперного искусства 18 века:
Свободно владел техникой различных
разновидностей оперы и обобщил достигнутое другими.
Создатель своей оперно-театральной школы и
принципов реформы.
Продолжателей своей школы не оставил.
Слайд 14принципы
Музыка «работает» на драму на всем протяжении оперы:
1) Простота, правда
и естественность – единственные заповеди красоты в искусстве.
2) Цель композитора
– усилить музыкой выразительность поэзии, драматизировать музыкальное развитие, не расхолаживая действие.
3) Отказ от угождения певцам и от условностей пения (от музыкальных «излишеств») – происходит обновление мелодического стиля (мелодии стали интонационно более насыщенными и сконцентрированными).
4) Речитативы, арии и хоры органически включены в драматические сцены.
5) Новая трактовка оперных форм: речитативы приближаются к стилю арий по яркой речевой выразительности; ария напоминает монолог из нескольких разделов, где каждый раздел отражает процесс развития чувств; в музыкальном действии важна роль хора.
Слайд 15Опера «Орфей» (1762)
Автор либретто – Раньеро Кальцабиджи.
Премьера – Вена, Бургтеатр
1762 год.
Жанр – «трагическая опера» (авторское название). Соединение эстетики оперы-seria
c духом трагедии.
Редакции оперы:
Венская (1762, Орфей – альт)
Парижская (1774, Орфей – тенор)
Редакция Г.Берлиоза (1858, Орфей – контральто)
Слайд 17Идея оперы - величие человеческого духа, идея самопожертвования, победа нравственного
героического начала в столкновении человека с судьбой.
Драматургия - направлена на
развитие главной идеи.
Идея столкновения человека с судьбой раскрывается через конфликт сил рока, смерти и человеческой любви, страдания.
Развитие линии драмы последовательно, событий мало, воплощен мир человеческих страстей.
Трагедия раскрывается очень сдержанно, величественно, нет ничего мелкого, случайного: Любовь, Смерть, Бесстрашие. Претворяется метод классицизма – выражение идей.
Глюк завершил оперу счастливым финалом в угоду времени, условностям (трагедия завершилась в III д. после арии «Потерял я Эвридику»).
Слайд 18Композиция оперы.
3 действия.
I и III действия – мир
жизни; I д. - сфера траура, возвышенное чувство утраты.
II
д. – царство мертвых (1 картина – вход в царство Аида, 2 картина – В полях Элизиума, мир блаженных теней).
Опера состоит из сцен – крупных и относительно законченных построений, объединяющих различные оперные формы (речитативы, арии, хоры, балетные сцены).
Слайд 19I действие
Сфера траура
III действие
Возвращение к жизни
Слайд 21Музыкальный язык
Истоки:
мелодии песенного склада
интонация плача, вздоха
типы мелодики арий итальянской оперы-seria
(кантилена, драматическая патетика, lamento)
декламационный стиль французской оперы
риторические
выразительные интонации
Жанровая опора – тип арии-lamento (ария – плач). Орфей – страдающий (ламентозный) образ, его проявления - скорбь, героизм; траурное шествие (хор пастухов); танец (сцена с фуриями).
Слайд 23Клаудио Монтеверди (1567-1643)
Певец, виолист,
регент, драматург,
Слайд 24Оперы
«Орфей» (1607)
«Ариадна» (1608)
«Возвращение Улисса» (1641)
«Коронация Поппеи» (1642)
оперы
- музыкальные драмы.
конфликтная и контрастная драматургия – метод развития
и сопоставления характеров, образов в произведении
Слайд 25«Орфей»
История-миф о силе музыки и любви.
5 действий с Прологом.
идея оперы
«Орфей» – этическая миссия искусства и его творца-художника, увлеченного нравственными
идеалами.