Разделы презентаций


Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Содержание

Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюцииПлан1. Возникновение науки. Преднаука и наука в собственном смысле слова.2. Становление науки в античности. 3. Развитие науки в Средневековье.4. Становление опытной науки в

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ http://philoslog.kantiana.ru http://ratio.albertina.ru

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ    http://philoslog.kantiana.ru http://ratio.albertina.ru

Слайд 2 Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции
План

1. Возникновение

науки. Преднаука и наука в собственном смысле слова.
2. Становление науки в

античности.
3. Развитие науки в Средневековье.
4. Становление опытной науки в новоевропейской культуре.
5. Типы научной рациональности.

Философия науки

Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюцииПлан1.	Возникновение науки. Преднаука и наука

Слайд 3Литература
Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и

соискателей ученой степени кандидата наук. – М.: Гардарики, 2006. –

Гл. 2. - С. 119-155.
Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента. От античности до XVII в. – М.: Наука, 1976.
Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. – М.: Наука, 1980.

Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

ЛитератураСтепин В.С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. – М.:

Слайд 4Литература
Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций

на развитие научных теорий. – М.: Прогресс, 1985.
Надточаев А.С. Философия

и наука в эпоху античности. – М.: Изд-во МГУ, 1990.
Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. Ранняя греческая наука «о природе». – М.: Наука, 1979.

Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

ЛитератураКойре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. – М.: Прогресс,

Слайд 51. Возникновение науки. Преднаука и наука в собственном смысле слова
Когда

возникла наука?

Ответ зависит от того,
как мы понимаем науку.

Философия науки Лекция

3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции
1. Возникновение науки. Преднаука и наука в собственном смысле словаКогда возникла наука?Ответ зависит от того, как мы

Слайд 6Наука - знание вообще

земледелие, скотоводство, изобретение колеса, металлоплавки и др.

в первобытном обществе –
часть истории науки.
Философия науки Лекция 3. Возникновение

науки и основные стадии ее исторической эволюции

Возникновение науки. Преднаука и наука в собственном смысле слова

Наука - знание вообщеземледелие, скотоводство, изобретение колеса, металлоплавки и др. в первобытном обществе – часть истории науки.Философия

Слайд 7Зарождение науки связано с изобретением письменности:

первые примеры правильно подмеченных

на базе стихийно-эмпирического опыта объективных закономерностей природы.
Философия науки Лекция 3. Возникновение

науки и основные стадии ее исторической эволюции

Возникновение науки. Преднаука и наука в собственном смысле слова

Зарождение науки связано с изобретением письменности: первые примеры правильно подмеченных на базе стихийно-эмпирического опыта объективных закономерностей природы.Философия

Слайд 8Наука –
специализированная познавательная деятельность.

возникает в эпоху античности:
умственный труд

превращается в род занятий особой группы людей,
познавательная деятельность отделяется

от мифологии, искусства, религии.

Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Возникновение науки. Преднаука и наука в собственном смысле слова

Наука – специализированная познавательная деятельность. возникает в эпоху античности:умственный труд превращается в род занятий особой группы людей,

Слайд 9Наука –
система объективных эмпирических знаний.

Возникает в XVI –

XVII в.в.
Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее

исторической эволюции

Возникновение науки. Преднаука и наука в собственном смысле слова

Наука – система объективных эмпирических знаний. Возникает в XVI – XVII в.в.Философия науки Лекция 3. Возникновение науки

Слайд 10Генезис науки –
это процесс, растянутый во времени на тысячелетия.
Философия

науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции
Возникновение

науки. Преднаука и наука в собственном смысле слова
Генезис науки – это процесс, растянутый во времени на тысячелетия.Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные

Слайд 11Преднаука и наука

Преднаука – знания, содержащие ответы на вопросы, возникающие

в повседневной практической деятельности людей.
Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и

основные стадии ее исторической эволюции

Возникновение науки. Преднаука и наука в собственном смысле слова

Преднаука и наукаПреднаука – знания, содержащие ответы на вопросы, возникающие в повседневной практической деятельности людей.Философия науки Лекция

Слайд 12Преднаука основывается на:

повседневных эмпирических наблюдениях,
простейших измерениях,
использовании элементарных абстракций и идеализаций.
Философия

науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции
Возникновение

науки. Преднаука и наука в собственном смысле слова
Преднаука основывается на:повседневных эмпирических наблюдениях,простейших измерениях,использовании элементарных абстракций и идеализаций.Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные

Слайд 13Примеры преднауки:
древнеегипетская геометрия,
процедуры счета: натуральное число,
вавилонская арифметика и алгебраические методы

решения уравнений,
философская космология.
Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии

ее исторической эволюции

Возникновение науки. Преднаука и наука в собственном смысле слова

Примеры преднауки:древнеегипетская геометрия,процедуры счета: натуральное число,вавилонская арифметика и алгебраические методы решения уравнений,философская космология.Философия науки Лекция 3. Возникновение

Слайд 142. Становление науки в античности
Цель познания – космос:

космос – живой

организм,
космос – подлинный творец.
космосе гармоничен,
человек пытается рационально (логически

и этически) постичь принцип устройства космоса,
теоретическое знание имеет целью постижение космоса, а не пользу.

Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

2. Становление науки в античностиЦель познания – космос:космос – живой организм, космос – подлинный творец.космосе гармоничен, человек

Слайд 15Проверяемость
рождается из критической традиции
Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и

основные стадии ее исторической эволюции
Становление науки в античности

Проверяемость рождается из критической традицииФилософия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюцииСтановление науки

Слайд 16Критическая традиция состоит из четырех этапов:

Усвоение взглядов предшественников.
Проверка этих взглядов

на внутреннюю непротиворечивость и последовательность, а также на соответствие фактам,

нормам и ценностям, считающихся установленными.

Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Становление науки в античности

Критическая традиция состоит из четырех этапов:Усвоение взглядов предшественников.Проверка этих взглядов на внутреннюю непротиворечивость и последовательность, а также

Слайд 17Критическая традиция состоит из четырех этапов:

Явное указание противоречий, непоследовательностей или

несоответствий фактам, нормам или ценностям.
Выдвижение новой концепции, избегающей указанных противоречий,

непоследовательностей и несоответствий.

Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Становление науки в античности

Критическая традиция состоит из четырех этапов:Явное указание противоречий, непоследовательностей или несоответствий фактам, нормам или ценностям.Выдвижение новой концепции,

Слайд 18Пример.

Фалес объясняет землетрясения:

«Земля поддерживается водой, плавает наподобие судна».
Философия

науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции
Становление

науки в античности
Пример.Фалес объясняет землетрясения: «Земля поддерживается водой, плавает наподобие судна». Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные

Слайд 19Пример:

Анаксимандр:

«Земля же парит в воздухе, ничем не поддерживаемая, остается

же на месте вследствие равного расстояния отовсюду. Форма же ее

кривая, закругленная, подобная отрезку каменной колонны. По одной ее плоскости мы ходим, другая же находится на противоположной стороне».

Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Становление науки в античности

Пример:Анаксимандр: «Земля же парит в воздухе, ничем не поддерживаемая, остается же на месте вследствие равного расстояния отовсюду.

Слайд 20Анализ:

Логическая критика мифа Фалеса:

Как объяснить положение и неподвижность океана?


Бесконечный регресс.
Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии

ее исторической эволюции

Становление науки в античности

Анализ:Логическая критика мифа Фалеса: Как объяснить положение и неподвижность океана? – Бесконечный регресс.Философия науки Лекция 3. Возникновение

Слайд 21Анализ:

Гесиод:
«Если бы медную взяв наковальню, метнуть ее с неба,

в девять дней и ночей до Земли бы она долетела.

Если бы медную взяв наковальню, с Земли ее сбросить, в девять дней же и ночей долетела б до Тартара тяжесть».

Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Становление науки в античности

Анализ:Гесиод: «Если бы медную взяв наковальню, метнуть ее с неба, в девять дней и ночей до Земли

Слайд 22Анализ:

Анаксимандр:
можно нарисовать диаграмму мира с Землей посередине и небесным

сводом, накрывающем ее как бы полусферой.
Тогда соображения симметрии требуют

интерпретировать Тартар как нижнюю половину свода.

Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Становление науки в античности

Анализ:Анаксимандр: можно нарисовать диаграмму мира с Землей посередине и небесным сводом, накрывающем ее как бы полусферой. Тогда

Слайд 23Научные программы античности
(П. П. Гайденко):
1. демокритовская,
2. платоновская,
3. аристотелевская.
Философия науки Лекция

3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции
Становление науки

в античности
Научные программы античности (П. П. Гайденко):1.	демокритовская, 2.	платоновская, 3.	аристотелевская. Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии

Слайд 24Физическая научная программа (Демокрит):

цель – объяснение физического мира, поиск механических

причин изменчивости (все изменения объясняются движением атомов),
наглядность объясняющей модели, атомы

хотя и невидимы, но представляются вполне наглядно,
разделение бытия: мир, объективно существующий, и мир субъективный.

Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Становление науки в античности

Физическая научная программа (Демокрит):цель – объяснение физического мира, поиск механических причин изменчивости (все изменения объясняются движением атомов),наглядность

Слайд 252. Метафизическая научная программа (Платон):

цель – познание истинного бытия: "нужно

отвратиться всей душой ото всего становящегося: тогда способность к познанию

сможет выдержать созерцание бытия...":
отойти от природы, чтобы выработать новые принципы познания, которые позволят узнать сущность природы.

Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Становление науки в античности

2. Метафизическая научная программа (Платон):цель – познание истинного бытия:

Слайд 26наука – умозрительна: "Истинные вещи с их перемещениями друг относительно

друга, происходящие с подлинной быстротой и медленностью, в истинном количестве

и всевозможных истинных формах... Постигаются разумом и рассудком, но не зрением".
объективное знание – результат созерцания сущностей разумом, чувства дают нам субъективное мнение.
назначение науки – подготовить сознание индивида к созерцанию идей.

Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Становление науки в античности

наука – умозрительна:

Слайд 27Платон вводит
абстрактные объекты (идеи)
как средства и цель научного

познания
Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической

эволюции

Становление науки в античности

Платон вводит абстрактные объекты (идеи) как средства и цель научного познанияФилософия науки Лекция 3. Возникновение науки и

Слайд 283. Синтетическая научная программа (Аристотель):
познание – логически рефлектирующая мысль о

природе;
чувственный опыт – начало пути к достоверному знанию:
опыт не

обладает доказательной силой,
доказательная сила принадлежит мышлению;

Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Становление науки в античности

3. Синтетическая научная программа (Аристотель):познание – логически рефлектирующая мысль о природе;чувственный опыт – начало пути к достоверному

Слайд 293. Синтетическая научная программа (Аристотель):
субъективный опыт может быть достоверен;
задача

науки – найти правильную интер-претацию того, что мы воспринимаем чувствами.
Философия

науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Становление науки в античности

3. Синтетическая научная программа (Аристотель):субъективный опыт может быть достоверен; задача науки – найти правильную интер-претацию того, что

Слайд 30Области теоретического знания (по Аристотелю):

логика,
математика,
физика и астрономия,
философия (метафизика).
Философия науки Лекция 3.

Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции
Становление науки в

античности
Области теоретического знания (по Аристотелю):логика,математика,физика и астрономия,философия (метафизика).Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее

Слайд 31Развитие научного знания в античности:

Логика:

Теория умозаключений:
силлогистика (Аристотель),
элементы логики

высказываний (стоики),
Логическая методология науки:
нус (ум) как совокупность первых истин,
дедукция

из первых истин всех остальных истин,
индукция как средство наведения на низшие истины.

Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Становление науки в античности

Развитие научного знания в античности:Логика:Теория умозаключений: силлогистика (Аристотель), элементы логики высказываний (стоики),Логическая методология науки: нус (ум) как

Слайд 32Математика:

Фалес – впервые построил доказательство (теорема равенства углов при основании

равнобедренного треугольника).
Пифагор: поиск строго логических доказательств в геометрии, изучение свойств

правильных многогранников.
Евдокс Книдский: метод исчерпывания: измерение площади круга путем уменьшения разницы между описанными и вписанными в круг правильными многоугольниками – по мере увеличения сторон разность становится бесконечно малой.

Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Становление науки в античности

Математика:Фалес – впервые построил доказательство (теорема равенства углов при основании равнобедренного треугольника).Пифагор: поиск строго логических доказательств в

Слайд 33Евклид (конец IV века): «Начала»
Александрийские математики (Эратосфен, Архимед, Гиппарх, Птолемей,

Диофант и Папп)
Гиппарх (ок. 161–126 до н.э.) - изобретение

тригонометрии,
Архимед (ок. 287–212 до н.э.):
теоремы о площадях и объемах сложных фигур и тел, вполне строго доказанные им методом исчерпывания,
доказал, что точное значение числа p находится между 3 1/7 и 3 10/71,
сочинение «О плавающих телах» заложило основы гидростатики.

Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Становление науки в античности

Евклид (конец IV века): «Начала»Александрийские математики (Эратосфен, Архимед, Гиппарх, Птолемей, Диофант и Папп) Гиппарх (ок. 161–126 до

Слайд 34Эратосфен (ок. 275–194 до н.э.):
метод точного вычисления длины окружности

Земли,
календарь, в котором каждый четвертый год имеет на один

день больше, чем другие.
теория чисел (отсеивание простых чисел из множества нечетных «решето Эратосфена»),
Аполлоний Пергский – исследования конических сечений.

Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Становление науки в античности

Эратосфен (ок. 275–194 до н.э.): метод точного вычисления длины окружности Земли, календарь, в котором каждый четвертый год

Слайд 35Физика и астрономия

«Физика» Аристотеля,
«Альмагест» египтянина Клавдия Птолемея (умер в 168

н.э.): теория движения небесных тел – матема-тическое описание астрономических явлений,

согласованное с наблюде-ниями.

Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Становление науки в античности

Физика и астрономия«Физика» Аристотеля,«Альмагест» египтянина Клавдия Птолемея (умер в 168 н.э.): теория движения небесных тел – матема-тическое

Слайд 363. Развитие науки в эпоху средневековья
Тип научного знания эпохи Средневековья

– "схоластика"
Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее

исторической эволюции
3. Развитие науки в эпоху средневековьяТип научного знания эпохи Средневековья –

Слайд 37Университеты (Болонья, Париж):

Университет – рождение сословия ученых:

народность – popularis –

(из разных сословий)
благородство – nobilitas – (аристократизм ума)
утонченность – gentilitas

– (тонкость психики и рафинированность вкуса)

Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Развитие науки в эпоху средневековья

Университеты (Болонья, Париж):Университет – рождение сословия ученых:народность – popularis – (из разных сословий)благородство – nobilitas – (аристократизм

Слайд 38Семь свободных искусств:

Тривиум (грамматика, риторика, диалектика)
Квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка)
Философия

науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции
Развитие

науки в эпоху средневековья
Семь свободных искусств:Тривиум (грамматика, риторика, диалектика)Квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка)Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные

Слайд 39Высшее знание – теология
Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные

стадии ее исторической эволюции
Развитие науки в эпоху средневековья

Высшее знание – теологияФилософия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюцииРазвитие науки в

Слайд 40Факультеты университета:

• Философский
• Медицинский
• Юридический
• Теологический.
Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии

ее исторической эволюции
Развитие науки в эпоху средневековья

Факультеты университета:•	Философский•	Медицинский•	Юридический•	Теологический. Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюцииРазвитие науки в эпоху

Слайд 41Принципы средневековой науки:

Природа трактуется как текст,
природные явления и вещи

– как символы Божественного творения,
всякое знание о природе –

это расшифровка текста.

Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Развитие науки в эпоху средневековья

Принципы средневековой науки:Природа трактуется как текст, природные явления и вещи – как символы Божественного творения, всякое знание

Слайд 42Наука Средневековья представлена

• лингвистикой,
• семиотикой,
• логикой,
• риторикой,
алхимией
Философия науки Лекция 3. Возникновение

науки и основные стадии ее исторической эволюции
Развитие науки в эпоху

средневековья
Наука Средневековья представлена •	лингвистикой, •	семиотикой, •	логикой, •	риторикой,алхимиейФилософия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической

Слайд 43Основные принципы знания:

• универсализм – стремление охватить мир в целом;
• символизм

– всякая вещь, будучи сотворенной, олицетворяет скрытую за собой фундаментальную

сущность;
• телеологизм – все существует по помыслу Бога, для исполнения заранее уготованных целей.

Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Развитие науки в эпоху средневековья

Основные принципы знания:•	универсализм – стремление охватить мир в целом; •	символизм – всякая вещь, будучи сотворенной, олицетворяет скрытую

Слайд 444. Становление опытной науки в новоевропейской культуре
Становление науки Нового времени:

формирование

объекта классической науки;
формирование субъекта познаватель-ной деятельности;
формирование метода научного познания.
Философия

науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции
4. Становление опытной науки в новоевропейской культуреСтановление науки Нового времени:формирование объекта классической науки;формирование субъекта познаватель-ной деятельности; формирование

Слайд 45Новая концепция объекта науки:

Природа стала рассматриваться как пространство, заполненное веществом.


Пространство характеризовалось как однородное, изотропное, не имеющее привилегированных мест, лишенное

сакральности.
Вещество отождествлялось с материей, массой, которая имеет плотность, размер, вес, то есть задается количественно и может быть измерено.
Объект новоевропейской науки – реальность, обладающая количественными характеристиками, но лишенная цвета, звука, запаха, т.е. качеств.

Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Становление опытной науки в новоевропейской культуре

Новая концепция объекта науки:Природа стала рассматриваться как пространство, заполненное веществом. Пространство характеризовалось как однородное, изотропное, не имеющее

Слайд 46Новая концепция субъекта познавательной деятельности:

Становление нравственно самостоятельной личности, носителя индивидуального

морального сознания с высокоразвитой рефлективностью (Реформация).
Активность субъекта познания: "Мы знаем

действительные причины только тех вещей, которые можем создавать своими руками и умом".
Доверие к разуму человека.
Сосредоточенность на внутреннем опыте (в протес-тантизме) способствовала формированию опытного естествознания.
Атомизм социального бытия субъекта.

Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Становление опытной науки в новоевропейской культуре

Новая концепция субъекта познавательной деятельности:Становление нравственно самостоятельной личности, носителя индивидуального морального сознания с высокоразвитой рефлективностью (Реформация).Активность субъекта

Слайд 47Противопоставление субъекта и объекта в познании природы
Философия науки Лекция 3. Возникновение

науки и основные стадии ее исторической эволюции
Становление опытной науки в новоевропейской

культуре
Противопоставление субъекта и объекта в познании природыФилософия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической

Слайд 48Методологические условия новой науки:

формирование экспериментального метода,
формирование новой рациональнос-ти, понимаемой как

измерение.
Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической

эволюции

Становление опытной науки в новоевропейской культуре

Методологические условия новой науки:формирование экспериментального метода,формирование новой рациональнос-ти, понимаемой как измерение.Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и

Слайд 49Незначительные вопросы:

Как происходит падение камня?
На сколько градусов нагреется вода,

если в нее бросить кусок раскаленного железа?
Философия науки Лекция 3.

Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Становление опытной науки в новоевропейской культуре

Незначительные вопросы:Как происходит падение камня? На сколько градусов нагреется вода, если в нее бросить кусок раскаленного железа?

Слайд 50Факты устанавливались:
строго,
точно,
количественно.
Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные

стадии ее исторической эволюции
Становление опытной науки в новоевропейской культуре

Факты устанавливались:строго, точно, количественно.Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюцииСтановление опытной науки

Слайд 51Факты могли быть получены
сколь угодно много раз
Философия науки Лекция 3.

Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции
Становление опытной науки в

новоевропейской культуре
Факты могли быть получены сколь угодно много разФилософия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее

Слайд 52Творцами нового научного метода были

Николай Коперник (1473-1543),
Тихо Браге (1546-1611),


Фрэнсис Бэкон (1561-1626),
Галилео Галилей (1564-1642),
Рене Декарт (1596-1650),
Иоганн

Кеплер (1571-1630),
Исаак Ньютон (

Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Становление опытной науки в новоевропейской культуре

Творцами нового научного метода былиНиколай Коперник (1473-1543), Тихо Браге (1546-1611), Фрэнсис Бэкон (1561-1626), Галилео Галилей (1564-1642), Рене

Слайд 53Гелиоцентризм:

унифицированное объяснение на основе единого принципа
объединение небесного и земного
Философия науки Лекция

3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции
Становление опытной

науки в новоевропейской культуре
Гелиоцентризм:унифицированное объяснение на основе единого принципаобъединение небесного и земногоФилософия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии

Слайд 54Птолемей:

Описание движения каждой планеты различным образом
Философия науки Лекция 3. Возникновение науки

и основные стадии ее исторической эволюции
Становление опытной науки в новоевропейской культуре

Птолемей:Описание движения каждой планеты различным образомФилософия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюцииСтановление

Слайд 55Коперник:
физически обоснованное понимание движения,
объединение движений всех планет в логически согласованную

систему,
единый для небесного и земного движения объяснительный принцип.
Философия науки Лекция

3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Становление опытной науки в новоевропейской культуре

Коперник:физически обоснованное понимание движения,объединение движений всех планет в логически согласованную систему, единый для небесного и земного движения

Слайд 56Фундаментальные свойства мира инвариантны относительно системы отсчета и относительно наблюдателя
Независимость

свойств реальности от человека.
Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные

стадии ее исторической эволюции

Становление опытной науки в новоевропейской культуре

Фундаментальные свойства мира инвариантны относительно системы отсчета и относительно наблюдателяНезависимость свойств реальности от человека.Философия науки Лекция 3.

Слайд 57Не зримый Космос воспринимается умом как отображение и воплощение Космоса

иде-ального, а напротив, теоретический ум творит идеальную Вселенную

Научный разум перестал

описывать, а стал предписывать законы природе

Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Становление опытной науки в новоевропейской культуре

Не зримый Космос воспринимается умом как отображение и воплощение Космоса иде-ального, а напротив, теоретический ум творит идеальную

Слайд 58В 1609 году Иоганн Кеплер проанализировал таблицы Тихо Браге и

путем кропотливых вычислений показал, что Земля вращается вокруг Солнца –

но не по кругу, а по эллипсу
Впервые данные наблюдения были согласованы с теоретической моделью.

Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Становление опытной науки в новоевропейской культуре

В 1609 году Иоганн Кеплер проанализировал таблицы Тихо Браге и путем кропотливых вычислений показал, что Земля вращается

Слайд 59



Галилео Галилей (1564-1642) –
итальянский физик и астроном
Философия науки Лекция 3.

Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции
Становление опытной науки в

новоевропейской культуре
Галилео Галилей (1564-1642) – итальянский физик и астрономФилософия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее

Слайд 60Галилео Галилей: экспериментальное подтверждение теории Кеплера.
Основным возражением против гелиоцентрической

теории было то, что Луна вращается вокруг Земли – по

аналогии считали, что и другие небесные тела должны вращаться вокруг Земли.

Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Становление опытной науки в новоевропейской культуре

Галилео Галилей: экспериментальное подтверждение теории Кеплера. Основным возражением против гелиоцентрической теории было то, что Луна вращается вокруг

Слайд 61В 1609 году Галилей одним из первых создал подзорную трубу

и обнаружил много новых звезд и открыл четыре спутника, вращающиеся

вокруг Юпитера.
Луна – это не планета, а спутник, подобный спутникам Юпитера.

Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Становление опытной науки в новоевропейской культуре

В 1609 году Галилей одним из первых создал подзорную трубу и обнаружил много новых звезд и открыл

Слайд 62Галилей:
установил ложность гипотезы Аристотеля о том, что тяжелые тела

падают быстрее легких,
открыл закон инерции, закон равноускоренного движения
установил принцип сложения

(суперпозиции) движений.

Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Становление опытной науки в новоевропейской культуре

Галилей: установил ложность гипотезы Аристотеля о том, что тяжелые тела падают быстрее легких,открыл закон инерции, закон равноускоренного

Слайд 63Опровержение Аристотеля показало, что

интуитивным выводам, опирающимся на непосредственное наблюдение,

не всегда можно доверять.
Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные

стадии ее исторической эволюции

Становление опытной науки в новоевропейской культуре

Опровержение Аристотеля показало, что интуитивным выводам, опирающимся на непосредственное наблюдение, не всегда можно доверять.Философия науки Лекция 3.

Слайд 64Галилей:
«То, что дает нам одно только чувство зрения, представляет собой

как бы ничто по сравнению с чудесами, открытыми на Небе

разумом понимающих людей».

Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Становление опытной науки в новоевропейской культуре

Галилей:«То, что дает нам одно только чувство зрения, представляет собой как бы ничто по сравнению с чудесами,

Слайд 65Наука должна иметь дело только с количественными феноменами

Все, что нельзя

измерить и подсчи-тать, нереально
Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные

стадии ее исторической эволюции

Становление опытной науки в новоевропейской культуре

Наука должна иметь дело только с количественными феноменамиВсе, что нельзя измерить и подсчи-тать, нереальноФилософия науки Лекция 3.

Слайд 66Христиан Гюйгенс
фон Цюйлихен
(1629-1695)
голландский математик,
физик и астроном.
Философия науки Лекция 3.

Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции
Становление опытной науки в

новоевропейской культуре
Христиан Гюйгенс фон Цюйлихен (1629-1695)голландский математик,физик и астроном.Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее

Слайд 67Гюйгенс:
«Истинная философия должна видеть в явлениях механических первопричину всех явлений;

по моему мнению, иное представление и невозможно, если мы только

не желаем потерять надежду что-либо понимать в Философии» («Трактат о свете»).

Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Становление опытной науки в новоевропейской культуре

Гюйгенс:«Истинная философия должна видеть в явлениях механических первопричину всех явлений; по моему мнению, иное представление и невозможно,

Слайд 68


Исаак Ньютон
(1643-1727) - создатель
классической физики
Философия науки Лекция 3. Возникновение науки

и основные стадии ее исторической эволюции
Становление опытной науки в новоевропейской культуре

Исаак Ньютон (1643-1727) - создательклассической физикиФилософия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюцииСтановление

Слайд 69Математические
начала натуральной
философии
(1687)


Философия науки Лекция 3.

Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции
Становление опытной науки в

новоевропейской культуре
Математические начала натуральнойфилософии    (1687)Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической

Слайд 70Главные открытия Ньютона:

Второй закон механики: «Изменение количества движения пропорционально

приложенной силе».
«изменение количества движения» – масса, умноженная на  производную

скорости,
второй закон потребовал разработки дифференциального исчисления.




Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Становление опытной науки в новоевропейской культуре

Главные открытия Ньютона: Второй закон механики: «Изменение количества движения пропорционально приложенной силе». «изменение количества движения» – масса,

Слайд 71Главные открытия Ньютона:
закон всемирного тяготения,
Ввел принцип дальнодействия:

тела действуют друг на друга без посредников, через пустоту, на

любом расстоянии,
взаимодействие осуществляется с бесконечно большой скоростью.


Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Становление опытной науки в новоевропейской культуре

Главные открытия Ньютона: закон всемирного тяготения, Ввел принцип дальнодействия:  тела действуют друг на друга без посредников,

Слайд 72Принцип дальнодействия
не имел рационального обоснования в классической механике.


Философия науки Лекция

3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции
Становление опытной

науки в новоевропейской культуре
Принцип дальнодействия не имел рационального обоснования в классической механике.Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии

Слайд 73
Альберт Эйнштейн
(1879-1955)
Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее

исторической эволюции
Становление опытной науки в новоевропейской культуре

Альберт Эйнштейн(1879-1955)Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюцииСтановление опытной науки в новоевропейской

Слайд 74Специальная теория относительности (СТО)— теория, описывающая движение, законы механики и

пространственно-временные отношения, определяющие их, при скоростях движения, близких к скорости

света.


Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Становление опытной науки в новоевропейской культуре

Специальная теория относительности (СТО)— теория, описывающая движение, законы механики и пространственно-временные отношения, определяющие их, при скоростях движения,

Слайд 75В рамках специальной теории относительности классическая механика Ньютона является приближением

для низких скоростей.
Обобщение СТО для гравитационных полей образует общую

теория относительности.


Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Становление опытной науки в новоевропейской культуре

В рамках специальной теории относительности классическая механика Ньютона является приближением для низких скоростей. Обобщение СТО для гравитационных

Слайд 76Предпосылки:
электродинамика Максвелла – теория электромагниного поля и его взаимодействия

с зарядами и токами,
переход от ньютоновской концепции дальнодействия к

концепции близкодействия (Фарадей), в которой взаимодействие передаётся с помощью промежуточных агентов – полей, заполняющих пространство,
скорость распространения электромагнитного поля в пустоте вытекала из уравнений Максвелла и оказалась постоянной и равной скорости света.

Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Становление опытной науки в новоевропейской культуре

Предпосылки: электродинамика Максвелла – теория электромагниного поля и его взаимодействия с зарядами и токами, переход от ньютоновской

Слайд 775. Типы научной рациональности

Типы научной рациональности

классический
неклассический
постнеклассический
Философия науки Лекция 3. Возникновение науки

и основные стадии ее исторической эволюции

5. Типы научной рациональностиТипы научной рациональностиклассическийнеклассическийпостнеклассическийФилософия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Слайд 78Классический тип научной рациональности

Концентрирует внимание на объекте
Элиминирует субъекта научного познания,

а также средств и операций его деятельности
Философия науки Лекция 3. Возникновение

науки и основные стадии ее исторической эволюции

Становление опытной науки в новоевропейской культуре

Классический тип научной рациональностиКонцентрирует внимание на объектеЭлиминирует субъекта научного познания, а также средств и операций его деятельностиФилософия

Слайд 79Элиминация субъекта рассматривается как необходимое условие получения объективно-истинного знания о

мире
Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической

эволюции

Становление опытной науки в новоевропейской культуре

Элиминация субъекта рассматривается как необходимое условие получения объективно-истинного знания о миреФилософия науки Лекция 3. Возникновение науки и

Слайд 80Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической

эволюции
Становление опытной науки в новоевропейской культуре
Внутринаучные ценности, цели
Общесоциальные ценности, цели
С (субъект познания)
Ср. (средства) (операции)
[О] (объект)

Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюцииСтановление опытной науки в новоевропейской культуреВнутринаучные

Слайд 81Неклассический тип научной раци-ональности учитывает связи между знаниями об объекте

и характером средств и операций деятельности
Философия науки Лекция 3. Возникновение науки

и основные стадии ее исторической эволюции

Становление опытной науки в новоевропейской культуре

Неклассический тип научной раци-ональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельностиФилософия науки

Слайд 82Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и

объяснения мира
Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее

исторической эволюции

Становление опытной науки в новоевропейской культуре

Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мираФилософия науки Лекция 3. Возникновение науки

Слайд 83Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической

эволюции
Становление опытной науки в новоевропейской культуре
Внутринаучные ценности, цели
Общесоциальные ценности, цели
С (субъект познания)
(Ср. (средства) (операции)
О) (объект)

Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюцииСтановление опытной науки в новоевропейской культуреВнутринаучные

Слайд 84Постнеклассический тип научной рациональности

учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте как

с особенностью средств и операций деятельности, так и с ценностно-целевыми

структурами
эксплицируется связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями

Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Становление опытной науки в новоевропейской культуре

Постнеклассический тип научной рациональностиучитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте как с особенностью средств и операций деятельности, так

Слайд 85Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической

эволюции
Становление опытной науки в новоевропейской культуре
Внутринаучные ценности, цели
Общесоциальные ценности, цели
[(С (субъект познания)
Ср. (средства) (опреации)
О)] (объект)

Философия науки Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюцииСтановление опытной науки в новоевропейской культуреВнутринаучные

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика