Слайд 1Возрастная психология
С.Л. Белых
Презентация курса
Часть 1
Слайд 2РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ФИЛОГЕНЕЗЕ
(ПО А.Н. ЛЕОНТЬЕВУ)
Слайд 4Научение в системе форм живой активности
Слайд 5Типы нервной системы
(слева вверху — нервные клетки и волокна
диффузной нервной системы; справа вверху — диффузная нервная система
гидры, слева внизу — нервная система дождевого червя; справа внизу — нервная система пчелы)
Слайд 6Мозг и органы чувств (ступени эволюции)
Слайд 7Привыкание у инфузории туфельки
(по Ф. Брамштедту)
В опытах немецкого ученого
Ф. Брамштедта парамеции определенное время держались в сосуде треугольного или
квадратного сечения, а затем перемещались в более крупный сосуд круглого сечения. В нем они продолжали сохранять привычное движение по траектории, повторяющей периметр прежнего сосуда
Слайд 10Импринтинг
Эксперимент Йеркса
с дождевыми червями в Т-образном лабиринте
Слайд 11Научение дождевого червя (по Фабри)
В опытах Р. Иеркса дождевые черви
помещались в Т-образный лабиринт, где в одном из двух возможных
«ходов» получали электрический удар. Через 120—180 повторений они начинали постоянно выбирать безопасное направление.
Улитки в аналогичных опытах приучались выбирать нужное направление через 60 повторений, запоминая правильное решение на 30 дней
Слайд 14Задачи, предлагаемые собаке и шимпанзе
Слайд 15Современные животные и уровни психического развития в филогенезе
Эволюция: От уровня
недифференцированной чувствительности до сенсорного уровня (уровня дифференцированных ощущений)
Многие современные
животные находятся на промежуточных уровнях развития: большинство кишечнополостных (в том числе гидры, медузы, некоторые актинии), низшие черви и ряд других беспозвоночных.
Все ныне живущие животные в филогенетическом отношении – это боковые ветви эволюционного развития, далеко не всегда совпадающие с выделенными уровнями психического отражения
Слайд 16Эволюционная линия человека (в соответствии с гипотезой Коппанса)
Слайд 17Генеалогическое древо животных по Ч. Дарвину
Слайд 20Соотношение биологических и социальных факторов в развитии
Биологические факторы
Генетически заданные, наследственные
качества
Врожденные качества (сформированные внутриутробно, либо приобретенные во время родов)
Средовые факторы
Обстоятельства
материального плана
Образ жизни семьи
Влияние родителей, близких людей
Влияние друзей, знакомых
Влияние образования
Слайд 25Генетический метод
Близнецы, разлученные вскоре после рождения
Слайд 26Дерматоглифика
Дерматоглифика – наука, которая занимается изучением признаков папиллярных узоров на
коже тыльной стороны кистей. Папиллярные линии – потоки гребнеобразных валиков,
разделённых неглубокими бороздками, покрывающие всю поверхность ладони руки, отличающиеся направлением, крутизной и формой узоров и образующие неповторимый рисунок, отражающий анатомическое строение ладони.
Слайд 28Основные формы научения
Научение— формирование нового индивидуального опыта в процессе активного
взаимоотношения организма со средой.
Слайд 29Научение в системе форм живой активности
Слайд 31Основные формы научения
«Метод проб и ошибок»
Слайд 32Основные формы научения
Подкрепление — предмет или событие, которое значимо для
организма.
Слайд 33Основные формы научения
(Atkinson R. et at., 1992)
привыкание: организм в
течение небольшого промежутка времени научается не учитывать или не обращать
внимания на повторяющиеся события (например, после возвращения из тихого дачного поселка, где вы провели отпуск, через две-три ночи вы привыкаете к шуму машин и спите спокойно);
классическое обусловливание - организм научается связывать одно событие с другим, если они постоянно следуют друг за другом, и при возникновении первого события ожидает появления второго;
оперантное обусловливание (более высокая форма научения): организм вырабатывает новые способы поведения для достижения своих целей (например, ворона, найдя на улице сухарь, замачивает его в луже, для того чтобы съесть);
комплексное научение:
возникновение новых связей (ассоциаций) между событиями или возникновение новых форм поведения
формирование новых стратегий решения задач или отвлеченного знания о нашем окружении
Слайд 34Основные формы научения
Латентное научение – скрытое научение, его характеристики трудно
проследить по кривым научения
Инсайт - моментальное научение
Когнитивная карта —
указывает пути (маршруты) и линии поведения и взаимосвязи элементов окружающей среды
Перенос — влияние ранее приобретенного индивидуального опыта на его последующее формирование
Имитация и научение через наблюдение – формирование нового поведения путем воспроизведения чужих действий
Слайд 35Кривая нормального распределения
Слайд 36При нормальном распределении «большая часть» результатов, располагающаяся в пределах одного
стандартного отклонения по обе стороны от средней, в процентном отношении
всегда одна и та же и не зависит от величины стандартного отклонения: она соответствует 68% популяции (т.е. 34% ее элементов располагается слева и 34%-справа от средней)
Слайд 37Точно так же рассчитали, что 94,45% элементов популяции при нормальном
распределении не выходит за пределы двух стандартных отклонений от средней
Слайд 38В пределах трех стандартных отклонений умещается почти вся популяция -
99,73%
Слайд 39Учитывая, что распределение частот фона контрольной группы довольно близко к
нормальному, можно полагать, что 68% членов всей популяции, из которой
взята выборка, тоже будет получать сходные результаты, т.е. попадать примерно в 13-19 мишеней из 25. Распределение результатов остальных членов популяции должно выглядеть следующим образом
Слайд 41Пятков А.В., Минина О.Г., Станякина М.В. Влияние биологических и социальных
факторов на систему показателей развития высших психических функций детей старшего
дошкольного возраста // Вестник национального комитета «Интеллектуальные ресурсы России». 2006. №4. С. 80-87.
Влияние биологических и социальных факторов на комплекс нейропсихологических показателей развития высших психических функций детей старшего дошкольного возраста. (1999-2000 гг.)
Слайд 42Влияние социальных факторов на континуум нейропсихологических показателей развития высших психических
функций (20042005 гг.)
Пятков А.В., Минина О.Г., Станякина М.В. Влияние биологических
и социальных факторов на систему показателей развития высших психических функций детей старшего дошкольного возраста // Вестник национального комитета «Интеллектуальные ресурсы России». 2006. №4. С. 80-87.
Слайд 43Средние значения IQ у приемных и родных детей
в зависимости
от профессии их отцов
Исследования, проведенные К. Штерном на группе детей,
взятых на усыновление из детских домов штата Миннесота
Слайд 44Оценки влияния наследственных и средовых факторов на интеллект
Лонгитюдный Луисвильский проект
(Mathney
A. P., Wilson R.S. Dolan A.,Krntz J,1981)
Слайд 45Соотношение биологических и социальных факторов в развитии
Слайд 47Условия и движущие силы развития
Слайд 52Культура
Л.С. Выготский: Культура – это совокупность знаковых систем
Развитие личности –
это присвоение культуры
Слайд 53Шимпанзе Рафаэль перебирается на другой плот, чтобы набрать воды из
бака и и пить огонь, мешающий достать приманку. Зачерпнуть воды
из озера обезьяна не догадывается. У обезьяны нет значения «воды» как набора ее объективных качеств, свойства объекта выступают только в контексте наличной биологической потребности и вне ее не актуализируются.
Слайд 54Значение и знак
Значение – это обобщенная идеальная модель объекта в
сознании субъекта, в которой фиксированы существенные свойства объекта, выделенные в
совокупной общественной деятельности.
Кодирование, категоризация исходного содержания в знаковой, символической форме ведут к обогащению его совокупным социальным опытом, к упорядочиванию исходного содержания, его организации в формах, выработанных общественной практикой.
Слайд 55Знаково-символическая функция мышления - предполагает способность отделять значение от обозначаемого
и оперировать им с помощью знака
Знак – это любой предмет
или объект, которому приписано значение другого предмета или объекта
Символ – это частный случай знака, являющийся атрибутом обозначаемого
Соломоник
Слайд 56Треугольник Огдена-Ричардса
Знак
Значение
Обозначаемое
Слайд 57ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ
Слайд 58«социальная ситуация развития»
(Л.С. Выготский)
- специфическое для каждого возраста отношение между
ребенком и социальной средой.
Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением,
воспитывающим и обучающим его, и определяет тот путь развития, который приводит к возникновению возрастных новообразований
Слайд 59Социальная ситуация развития
определяет:
1) объективное место ребенка в системе социальных
отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом
(А. Н. Леонтьев);
2) особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми; отношения ребенка к своей позиции в терминах принятия — непринятия.
Слайд 60Социальная ситуация
развития ставит перед субъектом на каждом возрастном этапе
специфические задачи, разрешение которых и составляет содержание психического развития в
данном возрасте. Достижения психического развития (см. Развитие психики) ребенка постепенно приходят в противоречие со старой социальной ситуацией развития, что приводит к слому прежних и построению новых отношений с социальной средой, а следовательно, к новой Социальной ситуацией развития.
Слайд 61Л.С. Выготский
Две единицы анализа социальной ситуации развития — деятельность
и переживание
Центральное новообразование имеет наибольшее значение для развития на следующей
стадии
Слайд 62Сензитивный период
– это период, наиболее благоприятный для развития определенной психической
функции
Сензитивность обусловлена как физиологическими предпосылками, так и психологической необходимостью
Слайд 63Д.Б. Эльконин
Ребенок — целостная личность, активно познающая окружающий мир —
мир предметов и человеческих отношений
две системы отношений:
«ребенок — вещь»
(«ребенок — общественный предмет»)
и «ребенок — взрослый»
(«ребенок — общественный взрослый»)
Слайд 64——— — развитие мотивационно-потребностной сферы;
– – – – —
развитие интеллектуально-познавательной (операционально-технической) сферы;
— переходы от эпохи к эпохе;
— переходы
от периода к периоду
Слайд 67Развитие общения ребенка со взрослыми (М.И. Лисина)
Слайд 70Парный схематический перечень главных характеристик,
отделяющих уровни допонятийного и понятийного мышления
(по
Л.М. Веккеру)
Слайд 71Ж.Пиаже: стадии развития операционального интеллекта
1. Стадия сенсомоторного интеллекта, охватывающая период
жизни ребенка от рождения до примерно двух лет. Она характеризуется
развитием способности воспринимать и познавать окружающие ребенка предметы в их достаточно устойчивых свойствах и признаках.
2. Стадия операционального мышления, включает его развитие в возрасте от двух до семи лет. На этой стадии у ребенка складывается речь, начинается активный процесс интериоризации внешних действий с предметами, формируются наглядные представления.
3. Стадия конкретных операций с предметами. Она характерна для детей в возрасте от 7-8 до 11-12 лет. Здесь умственные операции становятся обратимыми.
4. Стадия формальных операций. Ее в своем развитии достигают дети в среднем возрасте: от 11-12 до 14-15 лет. Данная стадия характеризуется способностью ребенка выполнять операции в уме, пользуясь логическими рассуждениями и понятиями. Внутренние умственные операции превращаются на этой стадии в структурно организованное целое.
Слайд 74Понятие сохранения количества
Изменилось ли количество сердечек?
Слайд 75Понятие сохранения количества
Изменилось ли количество бусин в стакане?
Слайд 76Понятие сохранения количества
Изменилось ли количество пластилина?
Слайд 77Эксперимент Пиаже с макетом
(пространственный эгоцентризм)
Что ты видишь на макете?
Выбери
нужное фото.