Разделы презентаций


Возрастная психология

Содержание

РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ФИЛОГЕНЕЗЕ (ПО А.Н. ЛЕОНТЬЕВУ)

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Возрастная психология

С.Л. Белых
Презентация курса
Часть 1

Возрастная психологияС.Л. БелыхПрезентация курсаЧасть 1

Слайд 2РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ФИЛОГЕНЕЗЕ (ПО А.Н. ЛЕОНТЬЕВУ)

РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ФИЛОГЕНЕЗЕ (ПО А.Н. ЛЕОНТЬЕВУ)

Слайд 4Научение в системе форм живой активности

Научение в системе форм живой активности

Слайд 5Типы нервной системы (слева вверху — нервные клетки и волокна

диффузной нервной системы; справа вверху — диффузная нервная система

гидры, слева внизу — нервная система дождевого червя; справа внизу — нервная система пчелы)
Типы нервной системы  (слева вверху — нервные клетки и волокна диффузной нервной системы; справа вверху —

Слайд 6Мозг и органы чувств (ступени эволюции)

Мозг и органы чувств (ступени эволюции)

Слайд 7Привыкание у инфузории туфельки (по Ф. Брамштедту)
В опытах немецкого ученого

Ф. Брамштедта парамеции определен­ное время держались в сосуде треугольного или

квадратно­го сечения, а затем перемещались в более крупный сосуд круглого сечения. В нем они продолжали сохранять при­вычное движение по траектории, повторяющей периметр прежнего сосуда
Привыкание у инфузории туфельки  (по Ф. Брамштедту)В опытах немецкого ученого Ф. Брамштедта парамеции определен­ное время держались

Слайд 8Импринтинг

Импринтинг

Слайд 9Импринтинг

Импринтинг

Слайд 10Импринтинг
Эксперимент Йеркса с дождевыми червями в Т-образном лабиринте

ИмпринтингЭксперимент Йеркса с дождевыми червями в Т-образном лабиринте

Слайд 11Научение дождевого червя (по Фабри)
В опытах Р. Иеркса дождевые черви

помещались в Т-образный ла­биринт, где в одном из двух возможных

«ходов» получали электрический удар. Через 120—180 повторений они начинали постоянно выбирать безопасное направле­ние.
Улитки в аналогичных опытах приучались выбирать нуж­ное направление через 60 повторений, запоминая правиль­ное решение на 30 дней
Научение дождевого червя (по Фабри)В опытах Р. Иеркса дождевые черви помещались в Т-образный ла­биринт, где в одном

Слайд 12Охота муравья на осу

Охота муравья на осу

Слайд 13Термитники

Термитники

Слайд 14Задачи, предлагаемые собаке и шимпанзе

Задачи, предлагаемые собаке и шимпанзе

Слайд 15Современные животные и уровни психического разви­тия в филогенезе
Эволюция: От уровня

недифференцированной чувствительно­сти до сенсорного уровня (уровня дифференцирован­ных ощущений)
Многие современные

животные находятся на промежуточных уровнях развития: большинство кишечнополостных (в том числе гидры, медузы, некоторые актинии), низшие черви и ряд других беспозвоночных.
Все ныне живущие животные в филогенетическом отношении – это боковые ветви эволюционного развития, далеко не всегда совпадающие с выделенными уровнями психического отражения
Современные животные и уровни психического разви­тия в филогенезеЭволюция: От уровня недифференцированной чувствительно­сти до сенсорного уровня (уровня дифференцирован­ных

Слайд 16Эволюционная линия человека (в соответствии с гипотезой Коппанса)

Эволюционная линия человека (в соответствии с гипотезой Коппанса)

Слайд 17Генеалогическое древо животных по Ч. Дарвину

Генеалогическое древо животных по Ч. Дарвину

Слайд 20Соотношение биологических и социальных факторов в развитии
Биологические факторы
Генетически заданные, наследственные

качества
Врожденные качества (сформированные внутриутробно, либо приобретенные во время родов)
Средовые факторы
Обстоятельства

материального плана
Образ жизни семьи
Влияние родителей, близких людей
Влияние друзей, знакомых
Влияние образования
Соотношение биологических и социальных факторов в развитииБиологические факторыГенетически заданные, наследственные качестваВрожденные качества (сформированные внутриутробно, либо приобретенные во

Слайд 23Генетический метод

Генетический метод

Слайд 24Генетический метод

Генетический метод

Слайд 25Генетический метод Близнецы, разлученные вскоре после рождения

Генетический метод Близнецы, разлученные вскоре после рождения

Слайд 26Дерматоглифика
Дерматоглифика – наука,  которая занимается изучением признаков папиллярных узоров на

коже тыльной стороны кистей.   Папиллярные линии – потоки гребнеобразных валиков,

разделённых неглубокими бороздками, покрывающие всю поверхность ладони руки, отличающиеся направлением, крутизной и формой узоров и образующие неповторимый рисунок, отражающий анатомическое строение ладони.
ДерматоглификаДерматоглифика – наука,  которая занимается изучением признаков папиллярных узоров на коже тыльной стороны кистей.   Папиллярные линии –

Слайд 27Кожные рисунки на ладони

Кожные рисунки на ладони

Слайд 28Основные формы научения
Научение— формирование нового индивидуального опы­та в процессе активно­го

взаимоотношения организма со средой.

Основные формы наученияНаучение— формирование нового индивидуального опы­та в процессе активно­го взаимоотношения организма со средой.

Слайд 29Научение в системе форм живой активности

Научение в системе форм живой активности

Слайд 30Основные формы научения

Основные формы научения

Слайд 31Основные формы научения «Метод проб и ошибок»

Основные формы научения «Метод проб и ошибок»

Слайд 32Основные формы научения
Подкрепление — предмет или событие, которое значимо для

организма.

Основные формы наученияПодкрепление — предмет или событие, которое значимо для организма.

Слайд 33Основные формы научения (Atkinson R. et at., 1992)
привыкание: организм в

течение неболь­шого промежутка времени научается не учитывать или не обращать

внимания на по­вторяющиеся события (например, после возвращения из тихого дачного поселка, где вы провели отпуск, через две-три ночи вы привыкаете к шуму машин и спите спокой­но);
классическое обусловливание - организм научается связывать одно событие с другим, если они постоянно следуют друг за другом, и при возникновении первого события ожидает появления второго;
оперантное обусловливание (более высокая форма научения): организм вырабатывает новые способы поведения для достижения своих целей (например, ворона, найдя на улице сухарь, замачивает его в луже, для того чтобы съесть);
комплексное научение:
возникновение новых связей (ассоциаций) между событиями или возникновение новых форм поведения
формирование новых стратегий решения задач или отвлеченного знания о нашем окружении

Основные формы научения  (Atkinson R. et at., 1992)привыкание: организм в течение неболь­шого промежутка времени научается не

Слайд 34Основные формы научения
Латентное научение – скрытое научение, его характеристики трудно

проследить по кривым научения
Инсайт - моментальное научение
Когнитивная карта —

указы­вает пути (маршруты) и линии поведения и взаимосвязи элементов окружающей сре­ды
Перенос — влияние ранее приобретенного индивидуального опыта на его по­следующее форми­рование
Имитация и научение через наблюдение – формирование нового поведения путем воспроизведения чужих действий

Основные формы наученияЛатентное научение – скрытое научение, его характеристики трудно проследить по кривым научения Инсайт - моментальное

Слайд 35Кривая нормального распределения

Кривая нормального распределения

Слайд 36При нормальном распределении «большая часть» результатов, располагающаяся в пределах одного

стандартного отклонения по обе стороны от средней, в процентном отношении

всегда одна и та же и не зависит от величины стандартного отклонения: она соответствует 68% популяции (т.е. 34% ее элементов располагается слева и 34%-справа от средней)
При нормальном распределении «большая часть» результатов, располагающаяся в пределах одного стандартного отклонения по обе стороны от средней,

Слайд 37Точно так же рассчитали, что 94,45% элементов популяции при нормальном

распределении не выходит за пределы двух стандартных отклонений от средней

Точно так же рассчитали, что 94,45% элементов популяции при нормальном распределении не выходит за пределы двух стандартных

Слайд 38В пределах трех стандартных отклонений умещается почти вся популяция -

99,73%

В пределах трех стандартных отклонений умещается почти вся популяция - 99,73%

Слайд 39Учитывая, что распределение частот фона контрольной группы довольно близко к

нормальному, можно полагать, что 68% членов всей популяции, из которой

взята выборка, тоже будет получать сходные результаты, т.е. попадать примерно в 13-19 мишеней из 25. Распределение результатов остальных членов популяции должно выглядеть следующим образом

Учитывая, что распределение частот фона контрольной группы довольно близко к нормальному, можно полагать, что 68% членов всей

Слайд 40Корреляционный анализ

Корреляционный анализ

Слайд 41Пятков А.В., Минина О.Г., Станякина М.В. Влияние биологических и социальных

факторов на систему показателей развития высших психических функций детей старшего

дошкольного возраста // Вестник национального комитета «Интеллектуальные ресурсы России». 2006. №4. С. 80-87.

Влияние биологических и социальных факторов на комплекс нейропсихологических показателей развития высших психических функций детей старшего дошкольного возраста. (1999-2000 гг.)

Пятков А.В., Минина О.Г., Станякина М.В. Влияние биологических и социальных факторов на систему показателей развития высших психических

Слайд 42Влияние социальных факторов на континуум нейропсихологических показателей развития высших психических

функций (20042005 гг.) Пятков А.В., Минина О.Г., Станякина М.В. Влияние биологических

и социальных факторов на систему показателей развития высших психических функций детей старшего дошкольного возраста // Вестник национального комитета «Интеллектуальные ресурсы России». 2006. №4. С. 80-87.
Влияние социальных факторов на континуум нейропсихологических показателей развития высших психических функций (20042005 гг.) Пятков А.В., Минина О.Г.,

Слайд 43Средние значения IQ у приемных и родных детей в зависимости

от профессии их отцов Исследования, проведенные К. Штерном на группе детей,

взятых на усыновление из детских домов штата Миннесота
Средние значения IQ у приемных и родных детей  в зависимости от профессии их отцов Исследования, проведенные

Слайд 44Оценки влияния наследственных и средовых факторов на интеллект Лонгитюдный Луисвильский проект (Mathney

A. P., Wilson R.S. Dolan A.,Krntz J,1981)

Оценки влияния наследственных и средовых факторов на интеллект Лонгитюдный Луисвильский проект (Mathney A. P., Wilson R.S. Dolan

Слайд 45Соотношение биологических и социальных факторов в развитии

Соотношение биологических и социальных факторов в развитии

Слайд 46Дети в доме малютки

Дети в доме малютки

Слайд 47Условия и движущие силы развития

Условия и движущие силы развития

Слайд 48Асиммиляция и аккомодация

Асиммиляция и аккомодация

Слайд 49Обучение

Обучение

Слайд 50Подражание

Подражание

Слайд 51Подражание

Подражание

Слайд 52Культура
Л.С. Выготский: Культура – это совокупность знаковых систем

Развитие личности –

это присвоение культуры

КультураЛ.С. Выготский: Культура – это совокупность знаковых системРазвитие личности – это присвоение культуры

Слайд 53Шимпанзе Рафаэль перебирается на другой плот, чтобы набрать воды из

бака и и пить огонь, мешающий достать приманку. Зачерпнуть воды

из озера обезьяна не догадывается. У обезьяны нет значения «воды» как набора ее объективных качеств, свойства объекта выступают только в контексте наличной биологической потребности и вне ее не актуализируются.
Шимпанзе Рафаэль перебирается на другой плот, чтобы набрать воды из бака и и пить огонь, мешающий достать

Слайд 54Значение и знак

Значение – это обобщенная идеальная модель объекта в

сознании субъекта, в которой фиксированы существенные свойства объекта, выделенные в

совокупной общественной деятельности.

Кодирование, категоризация исходного содержания в знаковой, символической форме ведут к обогащению его совокупным социальным опытом, к упорядочиванию исходного содержания, его организации в формах, выработанных общественной практикой.
Значение и знакЗначение – это обобщенная идеальная модель объекта в сознании субъекта, в которой фиксированы существенные свойства

Слайд 55Знаково-символическая функция мышления - предполагает способность отделять значение от обозначаемого

и оперировать им с помощью знака


Знак – это любой предмет

или объект, которому приписано значение другого предмета или объекта

Символ – это частный случай знака, являющийся атрибутом обозначаемого
Соломоник
Знаково-символическая функция мышления - предполагает способность отделять значение от обозначаемого и оперировать им с помощью знакаЗнак –

Слайд 56Треугольник Огдена-Ричардса

Знак
Значение
Обозначаемое

Треугольник Огдена-Ричардса ЗнакЗначениеОбозначаемое

Слайд 57ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ

Слайд 58«социальная ситуация развития» (Л.С. Выгот­ский)
- спе­цифическое для каждого возраста отношение между

ребен­ком и социальной средой.

Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением,

воспитывающим и обучающим его, и определяет тот путь развития, который приводит к возникновению возрастных новообразований

«социальная ситуация развития» (Л.С. Выгот­ский)- спе­цифическое для каждого возраста отношение между ребен­ком и социальной средой. Взаимодействие ребенка

Слайд 59Социальная ситуация развития
определяет:

1) объективное место ребенка в системе социальных

отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом

(А. Н. Леонтьев);

2) особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми; отношения ребенка к своей позиции в терминах принятия — непринятия.
Социальная ситуация развитияопределяет: 1) объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые

Слайд 60Социальная ситуация
развития ставит перед субъектом на каждом возрастном этапе

специфические задачи, разрешение которых и составляет содержание психического развития в

данном возрасте. Достижения психического развития (см. Развитие психики) ребенка постепенно приходят в противоречие со старой социальной ситуацией развития, что приводит к слому прежних и построению новых отношений с социальной средой, а следовательно, к новой Социальной ситуацией развития.

Социальная ситуация развития ставит перед субъектом на каждом возрастном этапе специфические задачи, разрешение которых и составляет содержание

Слайд 61Л.С. Выготский
Две единицы анализа социальной ситуации раз­вития — деятельность

и переживание

Цен­тральное новообразование имеет наибольшее значение для развития на следующей

стадии
Л.С. Выготский Две единицы анализа социальной ситуации раз­вития — деятельность и переживаниеЦен­тральное новообразование имеет наибольшее значение для

Слайд 62Сензитивный период
– это период, наиболее благоприятный для развития определенной психической

функции

Сензитивность обусловлена как физиологическими предпосылками, так и психологической необходимостью

Сензитивный период– это период, наиболее благоприятный для развития определенной психической функцииСензитивность обусловлена как физиологическими предпосылками, так и

Слайд 63Д.Б. Эльконин
Ребенок — целос­тная личность, активно познающая окружающий мир —

мир предметов и человеческих отношений
две системы отношений:
«ребенок — вещь»


(«ребенок — об­щественный предмет»)
и «ребенок — взрослый»
(«ребенок — общественный взрос­лый»)
Д.Б. ЭльконинРебенок — целос­тная личность, активно познающая окружающий мир — мир предметов и человеческих отношенийдве системы отношений:

Слайд 64——— — развитие мотивационно-потребностной сферы;
– – – – —

развитие интеллектуально-познавательной (операционально-технической) сферы;
— переходы от эпохи к эпохе;
— переходы

от периода к периоду



———  — развитие мотивационно-потребностной сферы;– – – – — развитие интеллектуально-познавательной (операционально-технической) сферы;— переходы от эпохи

Слайд 65Периодизация по Э.Эриксону

Периодизация по Э.Эриксону

Слайд 67Развитие общения ребенка со взрослыми (М.И. Лисина)

Развитие общения ребенка со взрослыми (М.И. Лисина)

Слайд 70Парный схематический перечень главных характеристик, отделяющих уровни допонятийного и понятийного мышления (по

Л.М. Веккеру)

Парный схематический перечень главных характеристик, отделяющих уровни допонятийного и понятийного мышления (по Л.М. Веккеру)

Слайд 71Ж.Пиаже: стадии развития операционального интеллекта
1. Стадия сенсомоторного интеллекта, охватывающая период

жизни ребенка от рождения до примерно двух лет. Она характеризуется

развитием способности воспринимать и познавать окружающие ребенка предметы в их достаточно устойчивых свойствах и признаках.
2. Стадия операционального мышления, включает его развитие в возрасте от двух до семи лет. На этой стадии у ребенка складывается речь, начинается активный процесс интериоризации внешних действий с предметами, формируются наглядные представления.
3. Стадия конкретных операций с предметами. Она характерна для детей в возрасте от 7-8 до 11-12 лет. Здесь умственные операции становятся обратимыми.
4. Стадия формальных операций. Ее в своем развитии достигают дети в среднем возрасте: от 11-12 до 14-15 лет. Данная стадия характеризуется способностью ребенка выполнять операции в уме, пользуясь логическими рассуждениями и понятиями. Внутренние умственные операции превращаются на этой стадии в структурно организованное целое.
Ж.Пиаже: стадии развития операционального интеллекта1. Стадия сенсомоторного интеллекта, охватывающая период жизни ребенка от рождения до примерно двух

Слайд 73ФЕНОМЕНЫ ПИАЖЕ

ФЕНОМЕНЫ ПИАЖЕ

Слайд 74Понятие сохранения количества

Изменилось ли количество сердечек?

Понятие сохранения количестваИзменилось ли количество сердечек?

Слайд 75Понятие сохранения количества

Изменилось ли количество бусин в стакане?

Понятие сохранения количестваИзменилось ли количество бусин в стакане?

Слайд 76Понятие сохранения количества

Изменилось ли количество пластилина?

Понятие сохранения количестваИзменилось ли количество пластилина?

Слайд 77Эксперимент Пиаже с макетом (пространственный эгоцентризм)

Что ты видишь на макете?
Выбери

нужное фото.

Эксперимент Пиаже с макетом (пространственный эгоцентризм)Что ты видишь на макете? Выбери нужное фото.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика