Слайд 1Всероссийская Школа студактива «Команда ПРОФИ»:
ЗАОЧНАЯ ШКОЛА
Вебинар
«Компетентностный подход в формировании
воспитательной работы в ПОО»
Слайд 2Всероссийская Школа студактива «Команда ПРОФИ»:
ЗАОЧНАЯ ШКОЛА
Компетенция — готовность человека к
мобилизации внутренних и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной
жизненной ситуации.
Внутренние ресурсы - это ЗУНы - знания, умения, навыки - предметного, межпредметного и жизненного характера.
Внешние ресурсы - это все то, что может привлечь человек для решения вставшей перед ним проблемы:
• информационные ресурсы - справочники, энциклопедии, Интернет, эксперты - живые носители специальной информации и др.;
• человеческие ресурсы - организации по оказанию услуг, специалисты в необходимых областях и просто помощники, коллеги;
• финансовые, материально-технические, технологические и прочие ресурсы.
Слайд 3Всероссийская Школа студактива «Команда ПРОФИ»:
ЗАОЧНАЯ ШКОЛА
Компетентность – результат образования, выражающийся
в овладении учащимся определенным набором способов деятельности.
Овладевая каким-либо способом деятельности,
обучающийся получает опыт присвоения деятельности:
1) обучающийся осознает процесс управления своей деятельностью;
2) интеграция различных результатов образования (знаний, умений, навыков, ценностей), поскольку освоить деятельность (в отличие от действия) через подражание невозможно.
Компетентность личности – способность решать широкий круг проблем, обеспечивающая адаптацию к окружающему миру и социальной системе (не просто «хороший специалист, а «хороший сотрудник»).
Слайд 4Всероссийская Школа студактива «Команда ПРОФИ»:
ЗАОЧНАЯ ШКОЛА
Чем компетенции отличаются от других
результатов образования?
является интегрированной,
проявляется ситуативно, в зависимости от задачи,
в отличие от
элемента функциональной грамотности позволяет решать целый класс задач,
в отличие от навыка – осознана,
в отличие от умения – переносима (связана с целым классом предметов воздействия), совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетенциями: через осознание общей основы деятельности наращивается компетенция, а сам способ действия включается в базу внутренних ресурсов,
в отличие от знания существует в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней.
Слайд 5Всероссийская Школа студактива «Команда ПРОФИ»:
ЗАОЧНАЯ ШКОЛА
Компетентностный подход – это совокупность
общих принципов определения целей воспитания, отбора содержания воспитательной системы: организации
процесса и оценки результатов.
К числу таких принципов относятся следующие положения:
• смысл заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся;
• содержание образования представляет собой адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем;
• смысл организации воспитательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования (обучение + воспитание);
• оценка результатов основывается на анализе уровня социализации, достигнутого учащимися на определённом этапе получения образования.
Слайд 6Всероссийская Школа студактива «Команда ПРОФИ»:
ЗАОЧНАЯ ШКОЛА
Внедрение компетентностного подхода в систему
профессионального образования направлено на улучшение взаимодействия с рынком труда, повышение
конкурентоспособности специалистов, обновление содержания, методологии и соответствующей среды обучения.
Основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного специалиста:
соответствующего уровня и профиля,
конкурентоспособного на рынке труда,
компетентного,
свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности,
готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
ПОО должна обеспечивать создание необходимых условий для учебы, профессиональной деятельности, творческого развития обучающихся, педагогических и других категорий работников ПОО.
Слайд 7Всероссийская Школа студактива «Команда ПРОФИ»:
ЗАОЧНАЯ ШКОЛА
ФГОСы:
результат подготовки специалиста – компетенции
– профессиональные и общие.
При формулировании воспитательных целей необходимо учитывать
требования к формированию общих компетенций.
Общие компетенции – образовательный результат, выражающийся в овладении универсальными способами деятельности, направленными на решение профессионально-трудовых задач и являющимися условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда.
Общие компетенции как условие интеграции выпускника в социально-трудовые отношения являются практически универсальными для всех профессий и специальностей.
Слайд 8Всероссийская Школа студактива «Команда ПРОФИ»:
ЗАОЧНАЯ ШКОЛА
Специфические особенности организации воспитательной деятельности
ПОО:
ориентированность на формирование социальной и профессиональной мобильности выпускника;
перевод процесса воспитания
в плоскость самовоспитания;
компенсация недостаточной роли семьи в воспитании подрастающего поколения;
профессиональная направленность учебно-воспитательного процесса.
Слайд 9Всероссийская Школа студактива «Команда ПРОФИ»:
ЗАОЧНАЯ ШКОЛА
Классификации общих компетенций:
Ценностно-смысловая
Социально-продуктивная
Коммуникативная
Общекультурная
Информационная
Нравственная
Автономизационная
Слайд 10Всероссийская Школа студактива «Команда ПРОФИ»:
ЗАОЧНАЯ ШКОЛА
Ценностно-смысловая компетенция
Это компетенция в сфере
мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами обучающегося, его способностью видеть и
понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения обучающегося в ситуациях учебной и иной деятельности.
От неё зависит индивидуальная образовательная траектория обучающегося и программа его жизнедеятельности в целом.
Слайд 11Всероссийская Школа студактива «Команда ПРОФИ»:
ЗАОЧНАЯ ШКОЛА
Социально-продуктивная компетенция
Умение жить и работать
вместе с другими людьми, близкими.
Умение адаптироваться, действовать и взаимодействовать в
трудовом коллективе, команде.
Умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них.
Слайд 12Всероссийская Школа студактива «Команда ПРОФИ»:
ЗАОЧНАЯ ШКОЛА
Коммуникативная компетенция
Способность получать необходимую информацию,
представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и
в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и
уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей, т.е. – это умение анализировать и решать проблемы, умение мыслить.
Способность решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.
Умение вступать в коммуникацию, с целью быть понятым, овладение умениями общения.
Слайд 13Всероссийская Школа студактива «Команда ПРОФИ»:
ЗАОЧНАЯ ШКОЛА
Общекультурная компетенция
Круг вопросов, по отношению
к которым обучающийся должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и
опытом деятельности:
особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека, человечества и отдельных народов;
культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций;
роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир;
компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени;
сюда же относится опыт освоения обучающимся научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
Слайд 14Всероссийская Школа студактива «Команда ПРОФИ»:
ЗАОЧНАЯ ШКОЛА
Информационная компетенция
Владение информационными технологиями, умение
работать со всеми средствами информации.
Способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать,
обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий.
Способность находить, хранить и применять информацию в различных ее видах.
Важно подчеркнуть, что информационная компетентность не ограничивается только умением работать с компьютером.
Слайд 15Всероссийская Школа студактива «Команда ПРОФИ»:
ЗАОЧНАЯ ШКОЛА
Нравственная компетенция
Готовность, способность и потребность
жить по общечеловеческим нравственным законам
Качество личности, формирующееся на основе интериоризации
моральных норм и нравственных ценностей, способность и готовность к решению задач, связанных с нравственным выбором.
Владение системой моральных категорий и ориентация в системе моральных ценностей (знаниевый компонент).
Сочетание мотивов нравственного поведения (мотивационно-ценностный компонент).
Положительное отношение к нравственной деятельности, соответствующие чувства и способы их проявления (операционально-технический компонент).
Слайд 16Всероссийская Школа студактива «Команда ПРОФИ»:
ЗАОЧНАЯ ШКОЛА
Автономизационная компетенция
Способность к саморазвитию и
самопрезентации, способность к самоопределению, самообразованию, конкурентоспособность.
Слайд 17Всероссийская Школа студактива «Команда ПРОФИ»:
ЗАОЧНАЯ ШКОЛА
Для каждого из направлений должны
быть определены ценностные установки и планируемые результаты. При этом образовательное
учреждение имеет возможность корректировать данные направления или дополнять их с учетом институциональных особенностей и направлений взаимосвязи процессов обучения и воспитания:
- Подготовка молодежи по специальности/профессии в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения должна осуществляться на основе личностно ориентированного подхода с использованием современных педагогических технологий.
- Формирование общих и профессиональных компетенций возможно лишь тогда, когда для обучающихся создана атмосфера последовательного и целенаправленного их включения в решение учебно-воспитательных и производственных задач разной сложности.
Слайд 18Всероссийская Школа студактива «Команда ПРОФИ»:
ЗАОЧНАЯ ШКОЛА
Главная цель заместителя директора по
воспитательной работе - создание системы внеурочной воспитательной работы с учащимися.
Реализация данной цели осуществляется им в ходе решения следующих задач:
1) утверждения личности человека как абсолютной ценности;
2) внедрения в работу концептуальных основ гуманистического воспитания;
3) определения воспитывающей среды;
4) создания программы воспитания студентов;
5) обеспечения новых подходов к организации воспитательного процесса (системно-структурного, гуманистического, культурологического, организационно-деятельностного, личностно ориентированного, комплексного и др.);
6) организации деятельности коллектива, работа с органами самоуправления;
7) выявления уровня воспитанности личности обучающегося.
Слайд 19Всероссийская Школа студактива «Команда ПРОФИ»:
ЗАОЧНАЯ ШКОЛА
Функциональные обязанности заместителя директора по
воспитательной работе включают осуществление ряда функций:
аналитико-контролирующей,
организационно-координационной,
методической,
интеграционной.
В
ходе выполнения аналитико-контролирующей функции он:
а) проводит анализ воспитывающей деятельности в техникуме;
б) анализирует характер развития студенческого коллектива, уровень воспитанности обучающихся, выявляет совместно с классными руководителями «группу риска»;
в) осуществляет анализ и контроль работы классных руководителей с целью определения содержания и качества работы по общепринятым критериям;
г) анализирует и контролирует работу объединений (активов, секций).
Слайд 20Всероссийская Школа студактива «Команда ПРОФИ»:
ЗАОЧНАЯ ШКОЛА
Функциональные обязанности заместителя директора по
воспитательной работе включают осуществление ряда функций:
аналитико-контролирующей,
организационно-координационной,
методической,
интеграционной.
В
ходе выполнения организационно-координационной функции:
а) планирует и организует разнообразную воспитывающую деятельность студенческого коллектива; б) оказывает помощь классным руководителям, мастерам производственного обучения, социальному педагогу в составлении и координации планов воспитательной работы;
в) совместно с заместителем директора по учебной работе координирует работу учителей-предметников по организации внеурочной воспитывающей деятельности;
г) организует работу студенческого самоуправления;
д) совместно с администрацией и педагогами готовит и проводит педагогические советы.
Слайд 21Всероссийская Школа студактива «Команда ПРОФИ»:
ЗАОЧНАЯ ШКОЛА
Функциональные обязанности заместителя директора по
воспитательной работе включают осуществление ряда функций:
аналитико-контролирующей,
организационно-координационной,
методической,
интеграционной.
В
ходе выполнения методической функции:
а) консультирует мастеров производственного обучения, классных руководителей, социального педагога по методике проведения внеурочных мероприятий;
б) составляет и подбирает методические разработки классных часов, сценариев праздников и других мероприятий;
в) участвует в разработке и утверждении критериев оценки деятельности классных руководителей и мастеров производственного обучения.
Слайд 22Всероссийская Школа студактива «Команда ПРОФИ»:
ЗАОЧНАЯ ШКОЛА
Функциональные обязанности заместителя директора по
воспитательной работе включают осуществление ряда функций:
аналитико-контролирующей,
организационно-координационной,
методической,
интеграционной.
В
ходе выполнения интеграционной функции:
а) поддерживает связь и привлекает к совместной деятельности различные учреждения и организации;
б) поддерживает постоянную связь с муниципальными властями по организации воспитывающей деятельности с учащимися;
в) привлекает родительский актив и общественные организации.
Слайд 23Всероссийская Школа студактива «Команда ПРОФИ»:
ЗАОЧНАЯ ШКОЛА
Послесловие
Важно, чтобы воспитательная работа в
ПОО велась системно и целенаправленно с учетом потребностей и возможностей
всех заинтересованных и принимающих участие в воспитании сторон: обучающихся и их родителей, педагогических работников и партнерских организаций, органов власти и работодателей, предусматривая их непосредственное участие как в формировании, так и в реализации системы воспитания будущих специалистов.
С уважением,
Дмитрий Машин
Программный директор Школы «Команда ПРОФИ»
https://vk.com/mitya_horoshev
Слайд 24Всероссийская Школа студактива «Команда ПРОФИ»:
ЗАОЧНАЯ ШКОЛА
Домашнее задание:
Написать для каждой компетенции
как минимум 3 меры (мероприятия, вида деятельности) в системе воспитательной
работы ПОО.