Слайд 1 Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить,
Все формы,
все цвета вобрать в себя
глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Всё воспринять и снова воплотить.
М Волошин, начало ХХ века…
Слайд 2Серебряный
век русской культуры.
Слайд 3Начало XX века – период удивительного расцвета российской культуры, охвативший
все виды творческой деятельности.
Принято называть Серебряным веком русской
культуры.
Слайд 4Просвещение
1897 год – Всероссийская перепись населения
Средний уровень грамотности - 21%
Мужчины
- 29,3%
Женщины - 13,1%
Высшее и среднее образование - 1%
Модернизация страны требовала грамотных специалистов. Расходы на образование выросли в 5 раз.
Слайд 5Система образования в России на рубеже XIX-XX вв. включала три
ступени обучения:
начальная школа (церковно-приходские школы, народные училища);
средняя школа (классические гимназии,
реальные и коммерческие училища);
высшая школа (университеты, институты)
Слайд 616 высших технических учебных заведений
Новые: Петербург, Новочеркасск, Томск, Саратов (университет)
Рост
числа студентов
Сер.90-х г. – 14 тыс. чел.
1907 г. - 35,3 тыс. чел
1911 год – право женщин на образование
Слайд 7Новые типы культурно-просветительских учреждений для взрослых:
рабочие курсы
просветительские
рабочие общества
народные дома.
Конец XIX века
500 публичных библиотек
3 тыс. земских читален
1914 г. – 76 тыс. общественных библиотек
Слайд 8Развитие периодической печати
1860 г. - 7 газет
300 типографий
1890 г. - 100
газет
1000 типографий
1913 г. – 1263 газеты
1,2 тыс. типографий
Сытин Иван Дмитриевич
1851-1934
Слайд 9Наука
П. Н. Лебедев – общие закономерности волновых процессов
различной природы
Слайд 10Н. Е. Жуковский – теория и практика самолетостроения
С. А. Чаплыгин
К.
Э. Циолковский – обоснование возможности космических
полетов (1903 г.)
Слайд 11Вернадский В. И. – учение о биосфере и ноосфере –
основы современной экологии.
Мечников И. И. – Нобелевский лауреат (1908 г.)
за труды по иммунологии и инфекционным заболеваниям
Слайд 12Павлов И. П. – учение о высшей нервной деятельности, об
условных рефлексах.
1904 г.- Нобелевская премия за исследования в области физиологии
пищеварения
Слайд 13Литература
Толстой
Лев Николаевич
(1828-1910)
«Война и мир»
«Анна Каренина»
«После бала»
«Воскресенье»
Слайд 14Чехов Антон Павлович
(1860-1904)
Драматург
«Три сестры»
«Вишневый сад»
Отразил происходящие социальные изменения.
Слайд 15Бунин Иван Алексеевич
(1870-1953)
Продолжал классические традиции. В рассказах и
повестях показал оскудение дворянских усадьб, жестокий лик деревни, гибельное забвение
нравственных основ жизни («Деревня», «Суходол»).
Слайд 16Куприн Александр Иванович
(1870-1938)
Показал неприглядную сторону армейского быта: бесправие солдат, духовное
опустошение офицеров («Поединок»).
Слайд 17Максим Горький
(1868 – 1936)
Впервые в русской литературе
обратился к образам рабочих («Враги», «Мать»)
Слайд 18«Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить,
Все формы,
все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими
ступнями,
Всё воспринять и снова воплотить».
М. Волошин
Слайд 19Символизм - если образ выражает единичное явление, то символ таит в себе
целый ряд значений — подчас противоположных, разнонаправленных.
Лучшими представителями этого течения
в эпоху серебряного века стали: В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, 3. Гиппиус А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов
Слайд 20Старшие символисты
Декадентство – направление в искусстве, выражающее настроение общественного и
нравственного «упадка», разочарование в жизни, любование красотой увядания жизни.
Гиппиус З.
Мережковский
Д.
Бальмонт К.
Брюсов В.
Слайд 21Акмеизм - провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к "идеальному",
от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному
миру, предмету, точному значению слова.
Представители этого направления С. М. Городецкий, М. А. Кузмин, Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова,
О. Э. Мандельштам
Слайд 22Футуризм (лат. «будущее»)- упоенные новейшими достижениями техники, футуристы стремились вырезать
"раковую опухоль" старой культуры ножом техницизма и последних достижений науки.
Представители этого направления В. Маяковский Б.Пастернак, Елена Гуро, Бенедикт Лифшиц
Слайд 23Футуристы
«Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с
парохода Современности…»
Манифест футуристов
«Пощечина общественному вкусу» (1912)
В. Маяковский (1893–1930)
В.
Хлебников (1885–1922)
Слайд 24Живопись
Прочные позиции в русской живописи продолжают удерживать представители реалистической
школы.
И. Репин Манифестация 17 октября 1905 года. 1907-1911 гг.
Слайд 25И. Репин «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 г.»
Слайд 26Суриков В. И. (1848–1916)
«Степан Разин» 1910 г.
Слайд 27Нестеров М. В. (1862-1942)
«В снежки»
«Осенний пейзаж»
Слайд 28Модернисты
В то же время модернисты объединились в группу «Мир
искусства». Они полагали, что искусство не зависит от политических обстоятельств
и должно существовать самостоятельно. В группу входили почти все видные художники - А. Бенуа, Л. Бакст, Б. Кустодиев, Е. Лансере, Н. Рерих, К. Сомов и др.
Слайд 29В 1907 г. В Москве прошла выставка 16 молодых художников
«Голубая роза». Они были тесно связаны с символистами. Символизм в
живописи включал в себя таких разных художников как М. Врубель, К. Петров-Водкин и др.
М. Врубель. Шестикрылый серафим (Азраил). 1904
Слайд 30К. Петров-Водкин «Купание красного коня»
М. Врубель. Царевна-Лебедь
Слайд 31Скульптура
Трубецкой Павел
Петрович (1866-1938)
Памятник
Александру III в Петербурге (1909, бронза).
Слайд 32Портрет Л. Н. Толстого. Бронза. 1899
Слайд 33Трубецкой П.П. Госпожа Хернхеймер. 1897г. Бронза.
Слайд 34Московский извозчик. 1898г. Бронза.
Слайд 35Голубкина А. С. (1864 -1927)
Портрет Андрея Белого
«Старость»
Слайд 36Коненков С. Т. (1874 – 1971)
«Нищая братия»
«Ваятель»
Слайд 37Архитектура
Новые возможности:
рост городов
развитие транспорта
перемены в общественной жизни, требующие новых архитектурных
форм и решений.
Архитектурный стиль – модерн.
Слайд 38Отличительными особенностями модерна является отказ от прямых линий и углов
в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям
(например, в архитектуре), расцвет прикладного искусства.
Слайд 39Шехтель Ф. О. (1859-1926)
Особняк З. Г. Морозовой
Слайд 40Ф. Шехтель.
Здание Ярославского вокзала.
Слайд 41Особняк А.А. Локалова (село Великое Ярославской области)
Слайд 43В. Валькот Гостиница «Метрополь» (Москва) 1899-1905
Слайд 44Кинематограф
В 1908 г. вышла первая русская картина - «Степан
Разин и княжна», в
1911 г. – первая полнометражная картина «Оборона Севастополя». Режиссер Протазанов, актриса В.Холодная, кинопредприниматель В.Ханжонков стали видными фигурами русской культуры.