Слайд 1Второе декабря
Классная работа
Уходящий мир как основная тема пьесы «Вишнёвый сад».
Жизненная неустроенность, разобщённость героев
Слайд 2 А.П.Чехов.
Пьеса
«Вишнёвый сад».
История создания
Слайд 3Драматургия –
новый этап в творчестве Антона Павловича Чехова.
Слайд 4Постановка первой пьесы “Чайка” не увенчалась успехом.
Слайд 5Две последующие пьесы –
“Дядя Ваня” и “Вишневый сад” –
были восторженно встречены зрителями и критикой.
Вскоре эти пьесы были переведены
и на иностранные языки. Великий драматург того времени Бернард Шоу сказал, что после прочтения пьес Чехова ему хотелось уничтожить всё им написанное.
Слайд 6Замысел «Вишнёвого сада» относится к началу 1901 года. В 1902
году формировался сюжет, а с конца февраля до октября 1903
года пьеса писалась с перерывами из-за болезни.
Слайд 7В основу пьесы легла мысль об общественно-историческом развитии России во
второй половине 19-начала 20 века. Смена хозяев вишневого сада является
своеобразным символом этого процесса.
Пьеса включает в себя немало автобиографического. Многие жизненные явления, положенные в основу сюжета, Чехов наблюдал лично в течение всей жизни.
Слайд 8Чехов писал о своём замысле Станиславскому:
«В первом акте в окна
видны цветущие вишни, сплошной белый сад…И дамы в белых платьях».
Настроение
юности, свежести, связанное с цветущим садом, автор подчёркивает ударением «Вишнёвый», а не «Вишневый».
Слайд 9Работа оказалась более сложной, чем предполагал её автор. Чехова торопили,
но он задерживал пьесу и, уже закончив её, продолжал работать
над ней.
«Переписываю пьесу, - писал он жене 9 октября 1903 года,- скоро кончу…Уверяю тебя, каждый лишний день только на пользу, ибо моя пьеса становится всё лучше и лучше и лица уже ясны. Только вот боюсь, есть места, которые может почеркать цензура, это будет ужасно»
Пьеса была завершена 12 и 13 октября 1903 года. Первое представление состоялось 17 января 1904 года на сцене Московского Художественного театра.
Напечатана она была во втором сборнике «Звание», вышедшем из печати в конце мая 1904 года.
Слайд 10О чём же комедия
«Вишневый сад»?
Пьеса «Вишневый сад» о
России, о судьбе дворянского класса,
о распаде дворянских гнёзд, о разрушении
связей между людьми…
Слайд 11Пьеса «Вишнёвый сад» - считается вершинным произведением драматурга.
А.П.Чехов назвал её
комедией и был огорчён, узнав, что на афишах МХТ и
в газетных объявлениях называют «драмой». «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс»,-говорил он.
Слайд 12А. Белый, считая пьесу символической, утверждал, что действующие лица являются
в ней «воплощением рокового хаоса», а вся она не что
иное, как « полёт в Вечность».
З. Гиппиус (Антон Крайний) не признавала ни идейного, ни художественного значения пьесы. Она характеризовала Чехова не поэтом «тонкостей», а «пассивным эстетическим страдальцем», последним певцом «разлагающихся мелочей»
Слайд 13В. Дорошевич утверждал, что «Вишневый сад» полон щемящей грусти, что
«это комедия по названию, драма по содержанию».
«Встреча со смертью», -
так раскрывал идею
пьесы А. Кугель, представляя Чехова безнадёжно унылым пессимистом.
Современная критика подчёркивает глубоко оптимистический характер
пьесы «Вишневый сад»
Слайд 15Пьеса «Вишневый сад»
-
лебединая песня Чехова -
явилась отражением идейных настроений предреволюционных лет
и живейшим откликом на самые насущные социальные вопросы своего времени.
« И КАЗАЛОСЬ, ЧТО ЕЩЁ НЕМНОГО- И РЕШЕНИЕ БУДЕТ НАЙДЕНО, И ТОГДА НАЧНЁТСЯ НОВАЯ, ПРЕКРАСНАЯ ЖИЗНЬ...
А.П.ЧЕХОВ
Слайд 16Напишите сочинение-размышление (миниатюру)
«Что привлекает и что настораживает вас в
старых хозяевах “Вишнёвого сада”?».
Слайд 17ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Подготовьте характеристику образов Лопахина, Пети Трофимова, Ани
(по группам), опираясь на следующие вопросы.
Слайд 18ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Вопросы для 1-й группы «Характеристика Лопахина»
Что
автор говорит о прошлом Лопахина?
Как характеризует его отношение
к Раневской и Гаеву?
Проследите, как показано в пьесе отношение Лопахина к Варе, Пете
Трофимову
Какие черты Лопахина привлекательны?
Почему Петя говорит о нём «хищный зверь» и «нежная душа»? Как это
понять? Какое качество в нём победит?
Почему Лопахин не делает предложения Варе?
О каком будущем России он говорит?
В чём его противоречия? Почему он не раз называет жизнь «дурацкой»,
«нескладной»?
В чём своеобразие речи Лопахина?
Что вас привлекает и что настораживает или отталкивает в этом
персонаже?
Слайд 19ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Вопросы для 2-й группы «Характеристика образа Пети
Трофимова»
Какова роль молодого поколения?
Одинаково ли этих персонажей рисует
автор?
Перечитайте сцены, в которых участвует Петя или в которых о нём идёт речь; нарисуйте
его прошлое и будущее.
Что кажется вам противоречивым в образе Пети?
Что говорят эти противоречия об авторском отношении к герою?
Сравните Лопахина и Петю. Почему один работает, а другой говорит?
В чём образ Пети сходен с образом Гаева?
Какие мысли и суждения Пети привлекают вас?
Сравните два высказывания о Пете Трофимове. Какое из них ближе авторской трактовке образа?
Современник А. П. Чехова В. Н. Барановский восторженно писал драматургу: «Знаете, как только я увидел этого «вечного» студента, услышал его первые речи, его страстный, смелый, бодрый и уверенный призыв к жизни, к этой живой, а не всё разлагающей и уничтожающей, призыв к деятельной, энергичной и кипучей работе, к отважной, неустрашимой борьбе… я испытал такое наслаждение! В антрактах после каждого акта я замечал на лицах всех присутствующих на спектакле такие сияющие, радостные и весёлые улыбки, такое оживление…»
М. Горький оценил образ иначе: «Дрянненький студент Трофимов красно говорит о необходимости работать и — бездельничает, от скуки развлекаясь глупым издевательством над Варей, работающей не покладая рук для благополучия бездельников».
Слайд 20ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Вопросы для 3-й группы «Характеристика образа Ани»
Найдите
в пьесе сцены, раскрывающие образ Ани. Что меняется в Ане
на
протяжении пьесы?
Какое место занимает в пьесе Аня? Почему А. П. Чехов считал, что Аня
должна говорить «молодым, звонким голосом»?
Почему реплики Ани есть в конце каждого акта?
Можно ли считать Аню образом, символизирующим светлое будущее?
Согласитесь ли вы с высказыванием В. Ермилова: «В пьесе есть только один образ, который не противоречит красоте вишнёвого сада, а мог бы гармонически слиться с ним»?