Слайд 1Второстепенные члены
предложения
Слайд 2Второстепенные члены предложения
Определение
Дополнение
Обстоятельство
Слайд 3
Чтобы определить вид второстепенного члена нужно:
-найти слово, от которого этот
второстепенный член зависит;
-выяснить, что он обозначает;
-на какой вопрос отвечает;
-какой частью
речи выражен;
Слайд 4Дополнение
Дополнение второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на
вопросы косвенных падежей:
кого?(чего?), кому?(чему?) и т.д.
Дополнение может быть выражено
формами
косвенных падежей существительных, местоимений-сущ.или субстантивированных слов (с предлогом или без), инфинитивом.
Он приказал коню (что?) нести себя в чужедальнюю сторону.
Слайд 5Дополнение прямое и косвенное
Прямое дополнение выражено им.сущ. в
форме В.п. без
предлога.
Дополнения, стоящие в формах других падежей, называются косвенными.
Старик ловил (чем?)
неводом (что?) рыбу.
Слайд 6Дополнение может обозначать:
1.Предмет, на который распространяется действие: писать письмо, выбрать
профессию, стирать бельё и т.д.
2.Предмет, в пользу которого совершается действие:
принести брату, написать матери, подарить сестре и т.д.
3.Орудие или средство действия:
писать фломастером, рубить топором.
Слайд 74.Предмет для сравнения: выше
Казбека, Быстрее ветра и т.д.
5.Лицо, которое испытывает
то или
иное состояние: мне нездоровится, ему
грустно.
6.Предмет, на который распространяется состояние:
жалеть собак, жаль срубленную берёзу, нужно книгу и т .д.
Слайд 8Определение
Определение -второстепенный член предложения, который согласуется с определяемым словом, обозначает
его признак и отвечает на вопросы
Какой? Чей? Который?
Пример: (чья?)
Наша дорога вывела
нас на (какую?)широкую поляну.
Слайд 9Определение
По способу выражения бывают:
Согласованным
Несогласованным
Слайд 10Согласованные определения
Согласованные определения выражаются
прилаг., причаст., местоим.-прилагат.,
порядковыми числит., которые
согласуются с определяемым
словом в числе,
падеже, а в ед. числе и в роде.
Пример:
(чья?)Наша (какая?) кочевая дорога
вьётся (сколькими?) двумя колеями.
Согласованные определения обычно стоят
перед определяемым словом.
Слайд 11Несогласованные определения.
Несогласованные определения выражаются:
сущ.с предлогами и без предлогов, прилагательным в
сравнительной степени, обстоятельственными наречиями, инфинитивом ; всегда стоят после определяемого
слова.
Пример: Я стал привязывать цепь (какую?)
лодки к столбу.
Я не видел реки (какой?) великолепнее Енисея.
Поездка (какая?) верхом очень занимала меня.
Слайд 12Приложение
Приложение- определение, выраженное существительным, которое даёт другое название, характеризующее предмет.
Приложение может давать характеристику предмета, указывать на
степень родства,
национальность, звание, профессию, возраст и т.д.
Не пишется дефис, если в сочетании двух нарицательных существительных одно-родовое, другое- видовое понятие:
дерево береза, цветок ромашка.
Слайд 13Пишется дефис, если сочетание двух существительных:
1) названия научных терминов:
рак-отшельник, жук-олень;
2)названия специальностей: врач-терапевт, ученый-филолог;
3)указывают на возраст, национальность, родство и
т.д.:
солдат-украинец, бабушка-чешка
Слайд 14Обстоятельство
Обстоятельство - второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину,
образ действия и т.д., отвечают на вопросы где? когда? почему?
как?
Обстоятельство обычно выражается
наречиями и существительными с
предлогом или без, инфинитивом и чаще
всего относятся к глаголу-сказуемому.
Пример: (где?) Над рекой опустился туман.
Слайд 15По значению бывают:
1.Места. Вопросы: где? куда? откуда?
Пример: (откуда?) С горы
бежит поток проворный.
2.Времени. Вопросы: когда? с каких пор?
Пример: (когда?) От
восхода до заката
жизнью улицы кипят.
3.Причины. Вопросы: почему ? отчего?
Пример: (отчего?) От жары и духоты книзу клонятся цветы.
Слайд 164.Образа действия и степени. Вопросы: как? каким образом? В какой
степени?
Пример: Снег падал (как?) медленно и бесшумно.
5.Сравнения.
Пример: За печкой
тикал, как ходики, сверчок.
6.Цели. Вопросы: зачем? Для чего?
Пример: Ягнёнок в жаркий день зашел к ручью (зачем?) напиться.
Слайд 17
7.Условия. Вопросы : При каком условии?
Пример : Чуден Днепр (при
каком условии?) при тихой погоде.
8.Уступки. Вопросы: несмотря на что?
Пример:
В домах, несмотря на ранний час, горели лампы.
Слайд 18Роль второстепенных членов
Черёмуха расцвела.
Добавьте определения.
Как изменилось предложение?
Какую роль играют определения?
Добавьте дополнение, потом обстоятельство.
Второстепенные члены предложения конкретизируют
предмет, уточняют место, время действия.
Слайд 19Практикум
Списать, подчеркнуть члены предложения, указать, чем выражены. Дать характеристику предложениям.
Весна,
долго задерживаемая холодами, вдруг началась во всей красе своей.
Весь
сад слушал молча кукушку.
Ветви деревьев покачивались от свежего ветра и чуть слышно шептали свою весеннюю песню.
Слайд 20Запахи наполняют весь лес.
В весеннем лесу дышится легко и
свободно.
И уже зазвенела короткая, но такая нежная и радостная
песня малиновки.