Слайд 1Введение в послание ап. Павла к Римлянам
Слайд 2Введение в послание к Римлянам
Аутентичность, т.е. безусловная принадлежность Рим. ап.
Павлу, принимается, как и в древности, абсолютно всеми современными библеистами
а ее отрицание некоторыми критиками XIX века (Б. Бауэром и др.) ныне считается «одним из курьезов новозаветной науки»
Значение послания к Римлянам в ряду посланий ап. Павла и в рамках Нового Завета в целом вряд ли можно переоценить
Послание к Римлянам – самое вероучительное и догматическое из посланий апостола Павла
Слайд 3Не случайно оно занимает первое место в каноне: это свидетельствует
о том, что, по суждению древней Церкви, именно это послание
подходит в наибольшей степени для того, чтобы служить введением в богатый мир идей ап. Павла
Превосходя другие его послания по объему и содержанию, оно является также и наиболее продуманным творением апостола и представляет собой его сознательное литературное произведение
Самое объемное послание ап. Павла (поэтому оно и первое в каноне)
Слайд 4Последнее послание написание ап. Павлом на свободе
Это послание — единственное,
в котором ап. Павел обращается к общине, ему лично не
знакомой
По свидетельству самого послания, апостол пишет его, планируя свою первую поездку в Рим (1:13; 15:29-32)
Независимо от того, как мы понимаем длинный ряд заключительных приветствий в гл. 16, ясно, что с большинством членов римской общины он никогда еще не встречался
Слайд 5Павел излагает здесь свое «евангелие» (2:16; 14:24; ср. Гал 2:2)
для аудитории более или менее анонимной, обобщенной и неопределенной, с
которой последующие века, — а значит, и мы — могут себя отождествить легче всего
Вместе с тем, это не «сумма теологии» Павла. Ряд важных богословских вопросов в послании почти или совсем не затронут, например, учение о Евхаристии, о телесном воскресении и пришествии Господа
Слайд 6В то же время наиболее полное, основательное и систематизированное раскрытие
получает здесь универсальная в пространственном и временном отношении сотериология ап.
Павла — важнейшая составляющая его богословия
Возможно, послание к Римлянам является первым в хронологическом отношении литературным памятником, в котором христианство выступает с претензией на то, чтобы быть мировой религией
Слайд 7Для христианской письменности первых двух веков по степени важности оно,
по-видимому, не превосходит другие послания ап. Павла
У Августина, однако, его
значение внезапно возрастает. Проблематика первородного греха, предопределения, отношения природы и благодати, совершенного не по заслугам искупления, оправдания, заставляют Августина исследовать это творение, хотя полного комментария к нему он не написал
В Восточной Церкви о возросшем значении послания свидетельствуют тридцать три гомилии свт. Иоанна Златоуста
Слайд 8Общеизвестно, что в протестантизме этому посланию уделяется особое внимание, о
чем свидетельствуют комментарии Лютера и Кальвина, причем последний придал окончательный
вид своим взглядам на предопределение именно в ходе написания этого комментария
Богословский компендиум Меланхтона (Loci communes rerum theologicarum, первое изд. 1521 г.) представляет собой разбор по пунктам основных тем послания к Римлянам
Католические богословы Нового времени уделяют ему также повышенное внимание. Оно играет значительную роль в материалах Тридентского и I Ватиканского соборов
Слайд 9Особое внимание к этому посланию обнаруживается и в XX веке
в равной степени с католической и с протестантской стороны. Комментарий
Карла Барта был одной из главных вех протестантского обновления XX века
Слайд 10
Исторический фон послания
Исследователи в основном согласны в том, что ап.
Павел написал послание к Римлянам во время своего третьего миссионерского
путешествия ок. 57/58 гг. в Коринфе
О самой римской общине мы почти ничего не знаем. Маловероятно, что ее основателем был ап. Петр, — соответствующее предание вряд ли достоверно
Вполне вероятно, однако, что римская иудейская община узнала о христианском благовестии относительно рано. Согласно римскому историку Светонию (Жизнь Клавдия 25.14), император Клавдий изгнал иудеев из Рима, потому что, подстрекаемые «неким Хрестом» (Chresto impulsore), они производили возмущение
Слайд 11Вполне возможно, что Светоний не совсем понял суть передаваемых им
событий, и на самом деле среди римских иудеев разгорелся острейший
спор о Христе, который смог погасить только императорский эдикт (позднейший христианский историк Орозий относит его издание к 49 г.)
Факт изгнания иудеев из Рима подтверждает и книга Деяний Апостолов (18:1-2)
Между эдиктом Клавдия и посланием Павла прошло 8-9 лет
Возможно, еще при его жизни указ потерял силу, и иудеи, в том числе и уверовавшие во Христа, получили возможность вернуться в Рим
Слайд 12Очевидно, однако, то, что уверовавшие во Христа язычники после издания
эдикта Клавдия получили в римской общине численный перевес
Ап. Павел при
написании послания к Римлянам имел перед глазами, по-видимому, христиан из язычников (ср. 1:5, 13-15; 6:17-20; 15:15-16)
Те места, где он обращается к иудеям, написаны в стиле диатрибы, и, в соответствии с этим, аргументы излагаются в виде разговора с воображаемым собеседником (2:1-11, 17-29; 7:7-13; 9:19-24)
Слайд 13
Тем не менее, поставленные и обсуждаемые в послании вопросы представляют
собой экзистенциальную проблему именно для христиан, обращенных из иудейства
Отношение христианства
к иудейскому наследию становится важнейшим вопросом даже в тех общинах, где большинство верующих — вчерашние язычники (ср. послание к Галатам). Апостольский собор (Деян 15; Гал 2:1-15) освободил их от исполнения Моисеева закона, но его решение требовало богословского обоснования
Слайд 14Если закон не обязателен для язычников, то как он мог
когда-либо быть обязательным?
Каково место язычников и иудеев в истории
спасения?
Почему Бог попустил им идти разными путями ко спасению?
А может быть, эти пути только кажутся разными, а на самом деле путь к Богу для всех лежит через веру во Христа?
Эти основополагающие для христианства вопросы ап. Павел рассматривает в послании к Римлянам не так страстно, как в послании к Галатам, которые были его «детьми» и ради спасения которых он вновь переживал муки рождения (4:19), а более спокойно и объективно
Слайд 15Но почему он пишет об этом в Рим? Почему величайшее
богословское творение Павла, содержащее суть его евангелия, обращено к читателям,
которых сам он никогда не видел?
Ап. Павел во время написания послания к Римлянам стоит перед поворотным пунктом
Он чувствует, что Восток империи он уже охватил своей проповедью. Но в еще большей мере он ощущает, что христианство может широко распространиться в Италии и Испании и необратимым образом стать мировой Церковью
Слайд 16Поддержка его воззрений в Риме приведет к ослаблению значения изменчивой
и не всегда однозначной поддержки некоторых иерусалимских кругов. При этом
ап. Павел готовится к пути в Иерусалим с приношением церквей Греции и Малой Азии (Рим 15:25-31), дабы засвидетельствовать, что он хочет единства и взаимопонимания с иудеохристианами, ведь его программой является созидание Тела Христова — нового народа Божиего как из язычников, так и из иудеев
Слайд 17Возможно, он хочет, чтобы отзвук его послания услышали и в
Иерусалиме. Но он готовит не только свой путь в Иерусалим
Это
послание, говорящее о христианстве как благовестии, приводящем всех людей к Богу на одинаковом основании, неслучайно адресовано христианам столицы мировой империи
Там сосредоточено огромное число людей из самых разных стран и народов, общающихся между собой на греческом языке, на котором говорит и пишет и сам ап. Павел. Считая себя призванным Богом апостолом язычников, он желает прибыть в Рим, чтобы, получив там поддержку, сделать его своей миссионерской базой и обеспечить окончательную победу истине благовествования (Гал 2:5)
Слайд 18Причины написания
Где, как не здесь – в столице империи, гражданином
которой был Павел, подданных которой он обращал ко Христу и
которая, будучи языческой цивилизацией, была вместе с тем благоприятным лоном и контекстом христианского Благовестия, – должна была наконец прозвучать весть «апостола языков»?!
Намерение посетить Рим он вынашивал еще и потому, что собирался двинуться дальше на запад, в Испанию (см. Рим. 15, 24), и таким образом желал «иметь опорный пункт для миссии на Западе». Правда, вряд ли он предполагал, что этот визит состоится как конвоирование на суд к кесарю
Слайд 19Итак, Павел пишет Послание к Римлянам, как бы предвосхищая свое
посещение столицы, желая «навести мосты», провозгласить главные пункты своей проповеди
– иначе говоря, предпослать своего рода благовестнический манифест в виду своего скорого визита
Этим объясняется еще одна, внешняя особенность Рим.: оно довольно стройно композиционно (что весьма важно при таком объеме) и выдержано в эмоциональном отношении, хотя, конечно, и здесь то и дело явственно чувствуются яркая личность апостола и его пристрастное отношение к предмету изложения
Слайд 20Это тем более интересно, что Рим. по содержанию во многом
параллельно Гал., гораздо более экспрессивному и «экспромтообразному». Такое впечатление, что
Рим. – систематизированный и расширенный вариант Гал
«Подобно Еф. и Кол., или 1 Тим. и Тит., эти два послания можно определить как парные послания»