Слайд 1Введение в спецфилологию
Б5119-45.03.02пп
Слайд 2three (англ) ꝥoreis (гот)
tres (лат) drei
(нем)
t(рус,лат)ꝥ(гот) 1 перебой
ꝥ d
2 перебой, явление исключительно немецкое
II.Сравнительно-исторический
метод
Слайд 3II.Сравнительно-исторический метод
Что позволило ученым объединить латинский, готский и русский языки
в одну группу индо-европейских языков?
Слайд 4III. Методика Сравнительно-исторического метода
Основной метод- реконструкция.
комплекс приёмов и процедур
воссоздания
незасвидетельствованных языковых состояний, форм, явлений путём исторического
сравнения соответствующих
единиц отдельного языка, группы или семьи языков.
Слайд 5III. Методика Сравнительно-исторического метода
Центральным понятие СИМ- праязык/праязыковая модель.
праязык —
язык, из диалектов которого произошла группа родственных языков, иначе называемая
семьёй
(Лингвистический энциклопедический словарь, ред. В.Н. Ярцева. М.: Советская энциклопедия 1990)
Слайд 6III. Методика Сравнительно-исторического метода
Реконструкция производится на основании закономерностей:
фонетического характера
в семантике
морфологического
характера
Слайд 7III. Методика Сравнительно-исторического метода
фонетические закономерности:
общность языков предполагает что?
bhrātār(санскр)
φrātēr (греч)
broꝥer (гот)
* bʰ (индоевроп) b(звонкий смычный в герм
яз)
*- архетип, восстановленная форма, выводимая на основе соответствий между фонемами греч, санскр, лат и т.п.
Слайд 8III. Методика Сравнительно-исторического метода
общность семантического характера
dheus (санскр) - зверь
dius
(гот) - зверь
deer (англ)
– олень (сужение значения, специализация)
Слайд 9III. Методика Сравнительно-исторического метода
восстановление морфемы
ti (санскр)
ƶi (хеттский)
ть (русс)
*ti-окончание гл. 3 P. Sg
t (лат) в индоевропейском н. вр.
ꝥ (гот)
Слайд 10III. Методика Сравнительно-исторического метода
Типы реконструкции:
внешняя, производится на основе сравнения родственных
языков
для чего?
выявить закономерности исторического развития
сравниваемых языков
выводится архетип, моделируется
праязыковое состояние разного
порядка
Слайд 11III. Методика Сравнительно-исторического метода
Типы реконструкции:
внутренняя
использует данные одного и того же
языка на разных этапах его развития
опирается на «остаточные формы»,
аномалии, малые парадигмы
Почему?
Язык развивается неравномерно, какие-то элементы
отстают в развитии, существуют архаичные формы
Англ: child- children
goose- geese
Слайд 12III. Методика Сравнительно-исторического метода
Недостатки сравнительно-исторического метода:
позволяет реконструировать факты языка, но
не сам язык
2. метод, не универсален, т.к. число сходств в
пределах 1 семьи невелико
Слайд 13III. Методика Сравнительно-исторического метода
Недостатки сравнительно-исторического метода
3.Бывают случаи сходства, не основанные
на генетическом родстве:
tug (англ)
– сущ. рывок, дерганье
тягач, тяга (русс) - сущ.
только лишь случайное совпадение, т.к. по 1 перебою tꝥ, но этого перехода нет.
Слайд 14III. Методика Сравнительно-исторического метода
Недостатки сравнительно-исторического метода:
Используются данные из разных временных
срезов:
Санскрит- III-II тыс. до н.э.
Славянский IX в н.э.
Германские языки
IV-VII в н.э.
Слайд 15IV. Cоотношение синхронии и диахронии
Фердинанд де Соссюр (1857-1913)
Швейцарский лингвист, стоявший у
истоков
Женевской лингвистической школы.
ввел понятие синхронии и диахронии
19 в- языкознание было диахроническим
Слайд 16IV. Cоотношение синхронии и диахронии
Синхрония – рассмотрение некоего статического состояния
языка, соотношение между его частями в один период его развития
Недостаток!
Диахронический аспект не принимался во внимание
Диахрония- динамика различных сторон языка в его историческом развитии
Слайд 17IV. Cоотношение синхронии и диахронии
Синхронный срез- синхронное состояние языка, рассматриваемое
в любой период его развития. (разграничение двн, свн, нвн)
Что
дает этот метод?
Слайд 18V. Соотношение статики и динамики в развитии языка
Что влияет на
динамику сдвигов различных уровней языка?
Какие ограничители существуют?
Слайд 19V. Соотношение статики и динамики в развитии языка
2 фактора исторических
изменений:
Преемственность
Причинность
На каких уровнях системы языка можно проследить влияние этих
факторов в рамках СИМ?