Слайд 1Ткаченко В. Ф.
Факультет компьютерных наук, кафедра инженерной и компьютерной графики,
ХНУРЭ
ВВЕДЕНИЕ
В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
Лекция №8
Общая характеристика современного издательско-полиграфического комплекса. Основные
термины и определения
Слайд 2Структура издательско-полиграфического комплекса страны.
Виды печатной продукции. Конструкция книги.
Система измерений в
полиграфии.
Воспроизведение оригиналов. Основная задача полиграфического производства.
План лекции
Общая характеристика современного издательско-полиграфического
комплекса. Основные термины и определения
Слайд 3Структура издательско-полиграфического комплекса страны
Определение 1. Полиграфическое производство – это процесс,
включающий совокупность различных технических средств, используемых для печатного размножения
текстовой и изобразительной (иллюстрированной) информации в виде газет, журналов, книг, репродукций, рекламы, этикеток и другой печатной продукции.
Термин «полиграфия» (греч.)
много пишу
Слайд 4Структура издательско-полиграфического комплекса страны
Определение 2. В издательско-полиграфической практике информацию (Informatio
– лат. – разъяснение, изложение), представленную в виде: текста, цифровых
данных, математических и других формул называют – текстовой, а информацию в виде: иллюстраций, графиков, диаграмм, чертежей, карт (географических), орнаментов и т.п. – изобразительной (графической, иллюстративной).
Слайд 5Структура издательско-полиграфического комплекса страны
В Украине к предприятиям издательско-полиграфического комплекса относятся:
1. Издательства, редакции СМИ
2. Рекламные фирмы
3. Полиграфические предприятия
4. Отраслевые НИИ и проектные институты
5. Учебные заведения (кадры для отрасли)
Слайд 6Руководство отраслью осуществляет:
Госкомитет телевидения и радиовещания Украины
(г. Киев, ул.
Прорезная, 2)
Слайд 7Количество предприятий
отрасли (в стране)
Слайд 8Количество предприятий
отрасли (по областям)
Слайд 9Структура предприятий
(КВЕД 22.1 «издательское дело»)
по форме собственности в 2004 г.
все
основные
малые
Слайд 10Структура предприятий
(КВЕД 22.2 «полиграфическая деятельность»)
по форме собственности в 2004 г.
все
основные
малые
Слайд 11Издательство – это государственное, общественное, кооперативное или частное предприятие, обладающее
правом на издательскую деятельность, осуществляющее подготовку и выпуск печатной продукции
на принципах самостоятельной коммерческой деятельности и в соответствии с требованиями государственных стандартов.
Слайд 12Классификация издательств
по выпускаемой продукции – книжные, книжно-журнальные, газетные, газетно-журнальные, издательства
по выпуску изобразительной продукции, картографические, нотные и др.;
по отраслевой принадлежности
– издательства общественных организаций, научных, профессиональных и других обществ, творческих союзов, министерств и ведомств;
по административно-территориальному признаку – центральные (общегосударственные), региональные, областные;
по видам издаваемой литературы – универсальные и специализированные (выпускающие литературу определенного профиля – «Медицина», «Химия» и др.)
Слайд 13Функции издательства:
Подбор оригиналов рукописей и работа с авторами (договора);
составление тематических
планов издательств;
рецензирование и редактирование авторских рукописей;
разработка оригинал-макетов изданий;
работа с полиграфическими
предприятиями по размещению заказов (договора);
обеспечение заказов необходимыми материалами (бумага, картон, краски);
работа с оптовыми покупателями продукции.
Слайд 14Задача полиграфического предприятия
Выпуск печатной продукции
в количествах,
установленных заказчиком
(издательством и др.)
Слайд 15Классификация полиграфических предприятий
Книжная фабрика («Фрунзе», «Глобус» и др.);
Типография (газеты, журналы,
райтипография и др.);
Полиграфический комбинат («Пресса Украины» и др);
Минитипография (ЧП)
Слайд 16Функции рекламной фирмы
«раскрутка» и сопровождение продукции, события, партии и
т.п.
изготовление и размещение рекламы:
- наружной;
- метро (транспорт);
- СМИ;
- электронные СМИ
и т.д.
Слайд 17Функции
отраслевых НИИ
Разработка новых технологий и средств их реализующих
Пример: УКР НИИ
специальных видов печати (г. Киев)
Слайд 18Структура образовательных учреждений Украины (ИПД)
ВУЗы:
Украинская академия печати
НТУУ «Киевский политехнический институт»
Харьковский
национальный университет радиоэлектроники
Харьковский инженерно-экономический университет
ПТУ:
Донецкий полиграфический лицей
Днепропетровский центр профессионального
образования по полиграфии и информационным технологиям
Харьковский профессиональный полиграфический лицей (ПТУ 26)
Техникумы:
Львовский полиграфический техникум
Слайд 19Виды печатной продукции
Виды печатной продукции
по назначению:
- издательская;
- промышленная (неиздательская).
Слайд 20Виды печатной продукции
определение издательской продукции
Издание – документ, предназначенный для распространения
содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, полученный печатанием или
тиснением, полиграфически самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения.
Издательская продукция – совокупность изданий, намечаемых к выпуску или выпущенных издателем (издателями).
Слайд 21Классификация издательской продукции
по материальной конструкции:
- книжные (до 48 стр. брошюра);
-
журнальные;
- листовые (плакаты, газеты).
Слайд 22Определения:
Книжное издание – издание в виде блока скрепленных в корешке
листов печатного материала любого формата в обложке или переплете.
Листовое издание
– издание в виде одного или нескольких листов печатного материала любого формата без скрепления – по знаковой природе информации (текстовое издание, нотное издание, картографическое издание, изоиздание).
Слайд 23Классификация издательской продукции:
По периодичности:
-непериодические (выходящие однократно – книги, брошюры);
-периодические (выходящие
через определенные промежутки времени, постоянным для каждого года числом номеров,
не повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными нумерованными и(или) датированными выпусками, имеющими одинаковое название и, как правило, одинаковые объем и формат);
-продолжающиеся (выходящие через неопределенный промежуток времени по мере наполнения материала – сборники научных трудов и т.д.)
Слайд 24Классификация издательской продукции:
По целевому назначению (официальное издание, научное издание, научно-популярное
издание, производственно-практическое издание, массово-политическое издание, справочное издание, рекламное издание, литературно-художественное
издание).
Слайд 25Классификация неиздательской (промышленной) продукции
Этикеточно-упаковочная (этикетка, упаковка, обертка);
Деловая продукция (бланки отчетности,
техдокументация на товары и оборудование, ведомости и прочее);
Специальная продукция министерств
и ведомств (бумажные денежные знаки, почтовые марки, бланки документов – паспорта, удостоверения, билеты и т.д.);
Рекламная продукция;
Продукция для использования в других отраслях (полуфабрикат – обои, оттиски с текстурой дерева и тд.)
Слайд 26Виды электронных изданий:
По виду носителя информации:
- на CD-ROM (магнитных носителях);
-
Интернет-издания;
- электронные библиотеки.
По целевому назначению:
- электронные книги, журналы, газеты;
- реклама;
-
другое (по классификации печатных изданий).
Слайд 28Графік контрольних точок
(рейтингове оцінювання)
Слайд 29Система измерений в полиграфии
Мера длины (линейные размеры)
Слайд 30Система измерений в полиграфии
Измерение величины (размеры) шрифта (кегль шрифта)
Кеглем считается
высота площадки, на которой размещается буква (с учетом надстрочных и
подстрочных элементов).
Наиболее употребляемые кегли шрифтов:
кегль 3 пункта – бриллиант;
кегль 4 пункта – диамант;
кегль 6 пунктов – нонпарель;
кегль 7 пунктов – минкон;
кегль 8 пунктов – петит;
кегль 9 пунктов – боргес;
кегль 10 пунктов – корпус;
кегль 12 пунктов – цицеро;
кегль 14 пунктов – миттель.
Слайд 31Система измерений в полиграфии
Авторский лист – единица измерения авторского труда,
измеряющая объем текста, рисунков и другого материала, созданного автором.
Один авторский лист равен 40000 печатных знаков, включающих все буквы, знаки, символы, пробелы между словами. Если измеряется иллюстрационный материал, то подсчет ведется по площади, а именно: 1 авторский лист равен 3000 кв. см. Объем стихотворного текста ведется из расчета: 1авторский лист – 700 строк стихотворного текста
Слайд 32Система измерений в полиграфии
Учетно-издательский лист – единица измерения объема издательской
продукции после редакционно-издательской обработки, при ее выпуске в свет.
Один учетно-издательский
лист также равен 40000 печатных знаков, 700 строк стихотворного текста, 3000 кв. см. иллюстраций. Но в объем, измеряемый учетно-издательскими листами, включаются, кроме авторского текста, примечания, предисловие, вступительные и заключительные статьи, справочный аппарат издания, выходные сведения и т.п.
Слайд 33Система измерений в полиграфии
Бумажный лист – единица расчета количества бумаги
на издание. Основные характеристики бумажного листа – формат и вес
(плотность) одного квадратного метра.
Формат бумажного листа – размер ширины и длины листа в сантиметрах.
Плотность бумаги (г/м2) – 60, 65, 70, 80, 90, 100, 120, 140, 160, 180
Слайд 34Физический печатный лист
Физический печатный лист – единица измерения объема печатного
издания, отражающая поверхность бумажного листа с напечатанным на ней текстом
и иллюстрациями.
Если печать осуществлена с двух сторон, то очевидно, что один бумажный лист содержит два физических печатных листа. При любом формате физический печатный лист содержит количество страниц, равное доле бумажного листа (то есть, про доле бумажного листа в 1/16, число страниц на 1 физический лист составляет 16; в книге объемом в 10 физических печатных листов будет содержаться 160 страниц).
Слайд 35Условный печатный лист
Условный печатный лист – универсальная единица измерения физического
объема печатного издания, позволяющая более эффективно оценивать работу издательства и
полиграфического предприятия. Сущность понятия «условный лист» - в сведении всех многочисленных форматов выпускаемой продукции в один.
Это дает возможность быстрого подсчета расхода бумаги на продукцию разных форматов (например, при составлении производственного плана). Для этого формат 60х90 см принят за единицу, остальные умножаются на коэффициент, выводимый путем деления площадей других форматов на площадь, формата 60х90, то есть на 5400 кв. см.
Существует таблица коэффициентов перевода, например:
при формате 60х70 см коэффициент составляет 0,78;
60х84 - 0,93; 75х90 – 1,25; 84х100 – 1,56; 84х108 – 1, 68 и т.п.
Слайд 36Коэффициенты перевода физических листов в условные
Слайд 37Формат издания
Формат издания – размер страницы издания, измеряемый либо в
миллиметрах (ширина на длину) после обрезки (например: 128х200, 124х225, 218х165
и т.п.), либо долей бумажного листа избранного формата (например: 60х90 1/8, 70х108 1/32, 84х108 1/64 и т.д.).
Типовые, закрепленные в стандарте, доли печатного листа – 1/8, 1/16, 1/32. Выбор формата издания зависит от функционального назначения, содержания, объема, читательской аудитории и регламентируется ГОСТом.
Слайд 38Основные форматы изданий
60х84 в 1/16 и 1/32 доли;
60х90 в 1/8
и 1/16;
70х90 в 1/16 и 1/32;
75х90 в 1/32;
70х100 в 1/16
и 1/32;
84х108 в 1/16и 1/32.
Для миниатюрных (сувенирных) изданий:
1/46; 1/128; 1/256; 1/512 доли листов
размерами 60х84, 60х90,70х90,70х100, 70х108, 84х108.
Слайд 39Подсчет количества бумаги на издание осуществляется по формуле:
Слайд 40Формат издания (полосы):
в см – для необрезанных блоков;
в мм –
для обрезанных блоков.
Пример:
Формат издания – 60х90/16→60х90/4х4;
для необрезанного блока – 15
х 22,5;
для обрезанного (рис. 1) – 145 х 215.
Слайд 41Измерение объема печатных работ (работа печатника)
Оттиск (краскопрогон) – единичный отпечаток
краской, полученный с печатной формы на бумагу (1 лист х
1краска).
Листопрогон – 1 прогон листа через машину независимо от числа красок.
Тираж – общее количество экземпляров печатающего издания.
Слайд 42Выходные сведения в издательской продукции
Выходные сведения в издательской продукции –
это набор данных, характеризующих издание и предназначенных для его оформления,
информирования потребителей, библиографической обработки и статистического учета.
В выходные сведения включаются: сведения о лицах, участвовавших в создании издания (не всех, естественно, это невозможно, речь идет о главных исполнителях – авторах, редакторах, художниках, переводчиках и др.), заглавие, подзаголовок, издательская аннотация, реферат, классификационные индексы, международные стандартные номера, название и адрес издательства и типографии, данные о регистрации издательства, знак охраны авторского права. Кроме того, указываются: тип текстового шрифта, гарнитура, объем издания в учетно-издательских, физических и условных листах, формат, дата подписания в печать, УДК, ББК и др.
Слайд 43Классификация оригиналов:
Текстовые
Иллюстрационные (изобразительные)
Слайд 44Классификация изобразительных оригиналов
По видам изобразительных элементов:
а) штриховые;
б) тоновые (полутоновые);
в) смешанные.
Слайд 45Штриховые оригиналы
(характеристика)
а) В штриховых оригиналах – всё изображение состоит из
одинаковых по оптической плотности штриховых элементов, размеры и геометрическая форма
которых может быть самая различная (штрихи, линии, точки, сплошные заливки и т.д.)
Свет поглощается – оптическая плотность →max
Слайд 46Тоновые и смешанные оригиналы
б) Тоновые (полутоновые) оригиналы содержат изображения, состоящие
из многих участков различной оптической плотности (градации серого – от
белого до черного);
в) Смешанные (комбинированные) оригиналы содержат как штриховые так и тоновые элементы (обложки и т.д.)
Слайд 47Классификация изобразительных оригиналов в зависимости от цвета:
В зависимости от цвета
все оригиналы делятся на 2 группы:
а) одноцветные – выполненные одним
цветом (чаще черно-белые);
б) многоцветные (полноцвет) – выполненные в несколько цветов (фото, картины и т.д.)
Слайд 48Основная задача полиграфического воспроизведения
Основная задача полиграфического воспроизведения оригиналов заключается в
максимально точной передаче на репродукции всех элементов оригинала: штрихов, тонов,
цветов, оттенков при заданном масштабе его воспроизведения.
Слайд 49Воспроизведение тоновых оригиналов
Растр (латин.) – грабли, решетка
1881 г. Георг Майзенбах
– принцип автотипии (использование растра для передачи полутонов).
Растрирование необходимо для
градации тона, потому что в обычных способах печати красочные слои наносятся одной толщины. Эффект полутонов моделируется множеством отпечатанных растровых точек переменной площади.
Зрительное ощущение светлого/темного создается за счет изменения размера растровых точек или расстояния между ними. Чем больше растровых точек на единицу площади, тем естественнее выглядит изображение.
Слайд 50Линиатура растра
Близость растровых точек друг к другу определяется линиатурой растра
(или растровой частотой).
Линиатура растра – это количество линий или точек
на 1 см.
Диапазон линиатур растра:
20 ÷ 100 лин/см;
300 ÷ 1300 точек/дюйм (dpi)
Слайд 51Цветоделение
Для многокрасочной печати применяется цветоделение, т.е. разложение цветных оригиналов на
основные краски (преимущественно голубую, пурпурную, желтую и черную). Каждое цветоделенное
изображение растрируют со своим углом поворота растра, чтобы избежать интерференции, в результате которой возникает муар, ухудшающий впечатление от репродукции.
Слайд 52Растры различают по способам модуляции:
Амплитудная модуляция (автотипное растрирование с применением
периодической структуры). При данном способе растровые точки располагаются на одинаковом
расстоянии друг от друга, однако имеют различный размер.
Слайд 53Растры различают по способам модуляции:
Частотная модуляция (случайное или стохастическое растрирование).
Отдельные
растровые точки имеют одинаковый диаметр и располагаются на различном расстоянии
друг от друга.
Благодаря использованию стохастического растрирования можно избежать возникновения «розеток» (ячеистой структуры изображения).
Слайд 54Растры различают по способам модуляции:
Амплитудно-частотная модуляция;
Модуляция интенсивности. В этом случае
величина градации варьируется толщиной красочного слоя, его оптической плотностью и
зависит от площади растровой точки и толщины красочного слоя.
Слайд 55Варианты форм и расположения растровых точек:
а – амплитудно-модулированный периодический растр;
б
– частотно-модулированный непериодический растр;
в – амплитудно-частотно-модулированный непериодический растр с
одинаковой формой растровых точек;
г – амплитудно-частотно-модулированный непериодический растр с разной формой растровых точек.