Слайд 1введение в специальность основы профессиональной этики
Этические концепции в рамках профессиональной
этики. Понятие морали
Преподаватель: Солодухин Андрей Геннадьевич
Занятие 05-06
Слайд 2Профессиональный этикет в структуре делового общения
Слайд 3Профессиональный этикет в структуре делового общения
Взаимосвязь и различие понятий «этики»,
«этикета», «профессионального этикета»
История этикета.
Задачи и требования делового этикета
Слайд 4Профессиональный этикет в структуре делового общения
Этикет – это установленный порядок
поведения где-либо, нормы взаимоотношений людей различного правового, социального и интеллектуального
статуса, часть нравственной культуры, ассоциирующейся с категорией прекрасного.
Этикет регламентирует, что допустимо и приемлемо в данном обществе или в данной группе людей, а что нет.
Он связан с понятиями вежливости, культуры, интеллигентности.
В основе этикета лежит уважение к людям.
В отличие от норм морали он носит как бы характер неписанного соглашения людей.
Слайд 5Взаимосвязь и различие понятий «этики», «этикета», «профессионального этикета»
Слайд 6Взаимосвязь и различие понятий «этики», «этикета», «профессионального этикета»
Этика оперирует нравственными
категориями.
В чем-то этика и этикет могут совпадать, например, говорить
правду надо как с точки зрения этикета, так и морали.
Но вежливого обращения требует лишь этикет.
Каждая проблема, связанная с этикетом, должна решаться в свете этических норм, действующих в данной организации, в данном обществе.
Слайд 7Правила делового этикета помогают сближению экономических, финансовых интересов деловых людей,
способствуют установлению деловых отношений с иностранными партнерами.
И этика и
этикет показывают человеку, как он должен себя вести.
Взаимосвязь и различие понятий «этики», «этикета», «профессионального этикета»
Слайд 8Этика и этикет всегда идут рядом друг с другом.
Важно
понять, что для успеха следует правильно ориентироваться в вопросах этики
и хорошего тона, усвоить специфику правильного поведения в определенных ситуациях.
Тогда можно будет решать проблемы, связанные с профессиональной подготовкой.
Взаимосвязь и различие понятий «этики», «этикета», «профессионального этикета»
Слайд 9Деловой этикет – это свод определённых правил поведения, принятых в
сфере производства, услуг, культуры, науки и т.д., то есть в
сфере вашей профессиональной деятельности.
Соблюдение служебно-делового этикета зависит от времени и обстоятельств.
В отличие от норм морали (этики) правила этикета в большей степени являются условными и носят характер неписаных законов, которые все неукоснительно соблюдают.
Взаимосвязь и различие понятий «этики», «этикета», «профессионального этикета»
Слайд 11Уровни делового этикета
1. Профессиональный – связан непосредственно с выполнением профессионалах
обязанностей (этикет врача, этикет юриста).
2. Должностной – связанный с выполнением
определенных правил, должностных обязанностей в рамках того места, которое занимает человек в определенной профессиональной организации (этикет руководителя, служащего).
Слайд 12Уровни делового этикета
3. Обыденный этикет – общечеловеческие правила поведения, которые
действуют на межличностном уровне между членами одной профессиональной организации (этикет
взаимоотношений в коллективе, этикет на рабочем месте, в столовой, культура речи).
Само понятие «этикет» настолько давнее, что очень трудно найти и установить время его появления.
Слайд 13Уровни делового этикета
Но, если верить историческим фактам, слово «этикет» впервые
появилось в обиходе при дворе Людовика XIV.
На дворцовых приемах
у Людовика ХIV гостям раздавались карточки с написанными правилами поведения.
От названия «карточка» - этикетка произошло слово «Этикет». Зародившись Версале, оно стало распространяться по всему миру, проникая во все языки без перевода.
Слайд 15История этикета
Самым древним сведениям о правилах поведения в обществе насчитывается
примерно пять тысяч лет.
Жизнерадостные греки, превозносившие любовь к Родине,
готовность отдать жизнь за нее, поклонялись разуму, силе и красоте.
Сдержанность в будни, раскрепощенность в праздники и ярость в бою - наиболее ценимые формы поведения грека.
Слайд 16История этикета
Древний Рим, хотя и принял греческую культуру за основу,
в силу своих общественно-социальных условий был вопиюще дисгармоничен в потребностях,
нравственных и эстетических нормах.
Естественно, что это находило отражение и в этикете: невоздержанность в поведении, проявление чувств, стремление покорить роскошью в нарядах и празднествах.
Слайд 17История этикета
В эпоху средневековья особенно выделяется пышный и каноничный этикет
Византии, впитавший в себя культуру Запада и Востока.
Еще не зная
слова «этикет», придворный церемониал создали на Востоке.
Европейцы же до сих пор с трудом постигают японский кодекс учтивости.
Слайд 18История этикета
Японский этикет обусловлен многовековыми традициями, сложнейшей иерархией сословных расслоений.
Японский этикет обязывает к крайней деликатности и основан на заботе
о том, чтобы не поставить собеседника в неловкое положение.
О том, как себя вести в обществе, знали и жители Древнего Китая.
Древнекитайский этикет насчитывает более тридцати тысяч различных церемоний.
Слайд 19История этикета
Первый президент США Джордж Вашингтон прославился тем, что в
четырнадцать лет, воспользовался английским переводом книжки французского монаха, изданной в
1640 году.
С помощью этой книги он составил сто десять «Правил приличного поведения».
Вот лишь некоторые из них:
- не чешись за столом,
- не ковыряй вилкой в зубах,
- не дави блох на людях...
Слайд 20История этикета
Более поздние американские своды правил во многом ориентированы на
практицизм сочинений видного писателя и политического деятеля Б. Франклина.
В наше
время в Америке существует Институт этикета имени Эмилии Пост.
Она - самый популярный автор книг по культуре поведения, пожалуй, не только в США.
Слайд 21История этикета
Что касается России, то до XVIII века состоятельные граждане
жили, руководствуясь "Домостроем".
Книга представляла собой свод правил, написанных священником
Сильвестром в эпоху Ивана IV.
Единоличная власть в семье принадлежала отцу: он и суд семейный решил, и жену лукавую наказывал, и сокрушал ребра сыну за непослушание.
Слайд 22История этикета
Активным проводником европейских манер в России стал Петр I.
Для просвещения дворянских отпрысков царь велел трижды переиздать популярную в
Европе книгу "Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхождению, собранное от разных авторов".
Слайд 23История этикета
Современный этикет унаследовал обычаи и традиции практически всех народов
от седой древности и до наших дней.
Народы каждой страны
вносят в этикет свои поправки, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического развития.
Слайд 24История этикета
Не следует забывать, что нормы этикета, в отличие от
норм морали, являются условными, они носят как бы характер неписанного
соглашения о том, что в поведении людей считается общепринятым, а что нет.
Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные правила этикета, но и понимать необходимость определенных норм взаимоотношений.
Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие взаимоотношения.
Слайд 25Задачи и требования делового этикета
Слайд 26Задачи и требования делового этикета
Этикет - установленный порядок поведения, свод
правил поведения, нормы взаимоотношения людей, принятых в определенных социальных кругах.
Деловой
этикет - важнейшая сторона профессионального поведения делового человека.
Слайд 27Деловое поведение - система поступков индивида, связанная с реализацией его
деловых интересов и включающая взаимодействие с партнерами, клиентами, руководителями, подчиненными,
коллегами.
Деловое поведение реализуется через деловое общение, установление взаимоотношений и принятие решений, способствующих деловому успеху.
Особенности этикета - сочетание формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях.
Задачи и требования делового этикета
Слайд 28Деловая этика основывается на таких общечеловеческих ценностях, как:
1. свобода. Деловой
человек должен ценить не только свободу своих коммерческих действий, но
и свободу своих конкурентов, что выражается в недопустимости вмешательства в их дела.
2. терпимость, осознание невозможности моментального преодоления слабости и недостатков партнеров, клиентов или подчиненных. Такое понятие устанавливает взаимное доверие, понимание и откровенность.
Задачи и требования делового этикета
Слайд 293. тактичность и деликатность.
Такт в общении - это понимание
соответствия цели и норм поведения и умение применить эти нормы.
Быть тактичным, значит, в любой ситуации осознавать своего партнера как равноценную и равноправную человеческую личность с учетом особенностей пола, возраста, национальности, привычек.
Задачи и требования делового этикета
Слайд 30Деликатность - это вежливость и внимательность в общении, форма проявления
корректности и искренности в глазах коллег.
Особенно велика цена деликатности
при общении с зарубежными коллегами.
Чужие обычаи, представления могут показаться странными, манеры поведения - фамильярными или вульгарными.
Деликатность не должна превратиться в льстивость.
Задачи и требования делового этикета
Слайд 314. справедливость.
Объективная оценка личностных качеств людей и их деятельности.
Признание их индивидуальности, открытость критики, самокритичность.
5. деловая обязательность.
Умение, несмотря
ни на что, выполнять принятые обязательства.
Задачи и требования делового этикета
Слайд 32Общение - сложный процесс установления и развития контактов между людьми,
порождаемый потребностями совместной деятельности.
Общение включает в себя:
-
обмен информацией,
- выработку единой стратегии взаимодействия,
- восприятие и понимание другого человека.
Задачи и требования делового этикета
Слайд 33По характеру и содержанию общение бывает:
-
формальное (деловое);
- неформальное (светское, обыденное, бытовое).
Деловое
общение - это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.
Задачи и требования делового этикета
Слайд 34Деловое общение реализуется в различных формах:
- деловая беседа,
- деловые переговоры,
-
деловые совещания,
- публичные выступления.
Задачи и требования делового этикета
Слайд 35Современный деловой человек должен уважать себя как личность и с
уважением относиться к другим, проявляя в деловом взаимоотношении терпимость, деликатность,
тактичность, доверять не только себе, но и своим партнерам, должен быть убежден, что честь превыше прибыли.
А также признавать неизбежность конкуренции, но признавать необходимость сотрудничества, ценить свободу своих коммерческих действий и свободу действий конкурентов.
Задачи и требования делового этикета
Слайд 36Уметь рисковать и брать на себя ответственность за все принимаемые
решения, выполнять обещания в срок, не оправдываться, а определять конкретные
сроки.
Этикет есть форма общественного контроля за соблюдение поведений каждого человека.
Нарушение этикета вызывает определенные санкции.
Задачи и требования делового этикета
Слайд 37Практическое знание этикета дает возможность людям использовать уже готовые формы
общепринятой вежливости для общения на различном уровне.
Основы этикета значительно просты:
культура речи, которая предполагает:
- ее грамотную стилистическую правильность,
- отсутствие вульгарных слов,
- нецензурных выражений,
- слов-паразитов.
Задачи и требования делового этикета
Слайд 38Большое значение для общения людей имеет:
-
их внешний вид,
- одежда,
- умение правильно вести себя в различных местах, в различных ситуациях.
Задачи и требования делового этикета
Слайд 39Манера разговаривать, умение поддерживать беседу имеет также немаловажное значение при
обращении людей друг к другу, нужно знать то, о чем
говоришь и уметь выражать свои мысли в такой форме, чтобы они не выглядели как назидание или нравоучение, умение управлять своими отрицательными эмоциями.
В этикете высоко ценится внимательность, умение выслушать говорящего, оказать услугу нуждающемуся в ней.
Задачи и требования делового этикета
Слайд 40Каждый человек должен знать и соблюдать основные нормы этикета, понимать
необходимость определенных правил и взаимоотношений.
Манеры во многом отражают внутреннюю
культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества.
В целом деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения.
Задачи и требования делового этикета
Слайд 41В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером
(по крайней мере, без потерь для обеих сторон).
В обычном
дружеском общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели.
Такое общение можно прекратить (по желанию участников) в любой момент.
Задачи и требования делового этикета
Слайд 42Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и
косвенное (когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция).
Прямое деловое общение обладает
большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное, в нем непосредственно действуют социально-психологические механизмы.
Задачи и требования делового этикета
Слайд 43Различают два вида общения:
- вербальное,
- невербальное.
Общение, осуществляемое с помощью слов, называется вербальным.
При невербальном общении средством передачи информации являются невербальные (несловесные) знаки (позы, жесты, мимика, интонация, взгляды и т.д.).
Задачи и требования делового этикета
Слайд 44Речь способна точно и беспристрастно фиксировать интеллектуальные соображения человека, служить
средством передачи однозначно трактуемых сообщений.
Именно поэтому речь успешно используется для
закрепления и передачи разного рода научных идей, а также координации совместной деятельности, для осмысления душевных переживаний человека, его взаимоотношений с людьми.
Задачи и требования делового этикета
Слайд 45Невербальные средства общения чаще всего используются:
- для
установления эмоционального контакта с собеседником и поддержания его в процессе
беседы,
- для фиксации того, насколько хорошо человек владеет собой,
- а также для получения информации о том, что люди в действительности думают о других.
Задачи и требования делового этикета
Слайд 46Механизмы воздействия в процессе общения можно разделить на следующие виды:
1.
Внушение - это целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого.
При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии.
2. Убеждение - это воздействие построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию.
Задачи и требования делового этикета
Слайд 47Механизмы воздействия в процессе общения можно разделить на следующие виды:
3.
Подражание. Его специфика, в отличие от заражения и внушения, состоит
в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека, а воспроизведение им черт и образов демонстрируемого поведения.
4. Заражение можно определить как бессознательную, невольную подверженность человека определенным психическим состояниям.
Оно проявляется через передачу определенного эмоционального состояния или психического настроя.
Задачи и требования делового этикета
Слайд 48Структуру делового общения можно охарактеризовать путем выделения в нем трех
взаимосвязанных сторон:
- коммуникативной,
- интерактивной и
- перцептивной (восприятие человека человеком).
Для общественных
отношений необходима иерархия, которую все признавали бы и подчинялись ей.
В основе таких отношений находятся скромность относительно себя и уважение к окружающим.
Структура общения определяется тремя его взаимосвязанными сторонами - восприятием, коммуникацией и взаимодействием.
Задачи и требования делового этикета
Слайд 49Коммуникативная сторона делового общения
Слайд 50Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле этого слова,
состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.
Интерактивная сторона (взаимодействие)
- в организации взаимодействия, т.е. в обмене не только сообщениями, но и действиями.
Перцептивная сторона (восприятие) - процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
В действительности каждая из этих сторон общения существует не изолированно от двух других, и выделение их возможно только для анализа.
Коммуникативная сторона делового общения
Слайд 51Общение - это коммуникация, т.е. обмен мнениями, переживаниями, настроениями, желаниями
и т.д.
Содержание конкретной коммуникации может быть различным: обсуждение новостей, сообщение
о погоде или спор о политике, решение деловых вопросов с партнерами и др.
Коммуникация в общении всегда значима для ее участников, так как обмен сообщениями происходит не без причины, а ради достижения каких-то целей, удовлетворения каких-то потребностей и т.д.
Коммуникативная сторона делового общения
Слайд 52Интерактивная сторона делового общения
Слайд 53Интерактивная сторона делового общения
Действие - главное содержание общения.
Описывая его,
мы часто используем термины действий.
Например, «он нанес мне удар»
или «он подстроился под меня».
Также очень важно уметь соотносить действия и ситуацию.
Ведь одна и та же ситуация может быть по-разному «прочтена» партнерами и соответственно их действия в одной и той же ситуации могут быть различными.
Слайд 54Перцептивная сторона делового общения
Слайд 55Практика деловых отношений показывает, что в решении проблем, связанных с
межличностным контактом, многое зависит от того, как партнеры (собеседники) умеют
налаживать контакт друг с другом.
При всем многообразии форм делового общения деловая беседа является наиболее распространенной и чаще всего применяемой.
Перцептивная сторона делового общения
Слайд 56Под деловой беседой понимают речевое общение между собеседниками, которые имеют
необходимые полномочия от своих организаций и фирм для:
-
установления деловых отношений,
- разрешения деловых проблем,
- выработки конструктивного подхода к их решению.
Перцептивная сторона делового общения
Слайд 57Деловая беседа является наиболее благоприятной, зачастую единственной возможностью убедить собеседника
в обоснованности вашей позиции с тем, чтобы он согласился и
поддержал ее.
Таким образом, одна из главных задач деловой беседы - убедить партнера принять конкретные предложения.
Перцептивная сторона делового общения
Слайд 58Функции деловой беседы
- взаимное общение работников из одной деловой сферы;
-
совместный поиск, выдвижение и оперативная разработка рабочих идей и замыслов;
-
контроль и координирование уже начатых деловых мероприятий;
- поддержание деловых контактов;
- стимулирование деловой активности.
Слайд 59Основными этапами деловой беседы являются:
- начало беседы;
- информирование партнеров;
- аргументирование
выдвигаемых положений;
- принятие решений;
- завершение беседы.
Слайд 61Эмоции
Эмоции - психическое отражение в форме непосредственного переживания жизненного смысла
явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям
субъекта.
Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного и неприятного, отношение человека к миру и людям, процессу и результатам его практической деятельности.
Само слово «эмоция» происходит от латинского «emovere», что означает возбуждать, потрясать, волновать.
Слайд 62Эмоции можно различать:
по чувственному тону - положительного порядка и отрицательного
порядка;
в отношении мобилизации ресурсов организма - стенические и астенические (греч.
- «стенос» - сила).
Стенические эмоции повышают активность, вызывая прилив энергии и подъем, в то время как астенические эмоции действуют противоположным образом;
Слайд 63Эмоции можно различать:
по потребностям - различают низшие эмоции, связанные с
удовлетворением органических потребностей, так называемые «общие ощущения» (голод, жажда и
т.д.) и высшие эмоции (чувства), социально обусловленные, связанные с общественными отношениями;
по силе и длительности (форме протекания) выделяют несколько видов эмоций: аффекты, страсти, собственно эмоции, настроения, чувства и стресс.
Слайд 64Эмоции
Эмоции тесно связаны с потребностями, поскольку, как правило, при удовлетворении
потребностей человек испытывает положительные эмоции и , наоборот, при невозможности
получить желаемое - отрицательные.
Когда встает вопрос о значении эмоций в деловом поведении, то самое распространенное мнение связано с их негативным влиянием на эффективность поведения и деятельности, а, значит, с необходимостью их подавления.
В действительности такой подход свидетельствует о непонимании роль эмоций в жизни и деятельности человека и требует, чтобы этому вопросу было уделено необходимое внимание.
Слайд 65Классификация эмоций
Каждая эмоция своеобразна по своим источникам, по переживаниям, внешним
проявлениям и способам регуляции.
Репертуар человеческих эмоций очень богат, он
включает в себя целую палитру различных эмоциональных явлений.
Аффект - наиболее мощная эмоциональная реакция, полностью захватывающая психику человека.
Она возникает в экстремальных условиях, когда человек не справляется с ситуацией.
Слайд 66Классификация эмоций
Отличительными чертами аффекта являются ситуативность, обобщенность, малая продолжительность и
большая интенсивность.
Происходит мобилизация всего организма, движения носят импульсивный характер.
Аффект практически неуправляем и не подчиняется волевому контролю.
Слайд 67Страсть - это сильное, стойкое, длительное чувство, которое захватывает человека
и владеет им.
По силе приближается к аффекту, а по
длительности - к чувствам.
Эмоции в узком смысле носят ситуативный характер, выражают оценочное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, могут слабо проявляться во внешнем поведении, особенно у человека, который умело их скрывает.
Классификация эмоций
Слайд 68Чувства - наиболее устойчивые эмоциональные состояния.
Носят предметный характер: это
всегда чувство к чему-то, к кому-то.
Настроение - это состояние, которое
окрашивает наши чувства, длительное эмоциональное состояние сравнительно слабой выраженности.
В отличие от эмоций и чувств, настроение не предметно, а личностно, не ситуативно, а растянуто во времени.
Классификация эмоций
Слайд 69На сегодняшний день принято различать несколько:
Коммуникативная функция считается важнейшей, так
как без эмоциональных проявлений трудно представить себе общение между людьми.
Выражая свое отношение, человек проявляет свое отношение к действительности и прежде всего к другим людям, причем большую часть информации в процессе общения человек получает с помощью средств невербальной коммуникации
Основные функции эмоций
Слайд 70Регулятивная
Защитная
Сигнальная - эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов,
посредством которых человек узнает о значимости происходящего
Оценочная
Мотивационная
Мобилизующая - в ходе
деятельности человека эмоции выполняют функцию оценки ее хода и результатов, организуют деятельность человека, мотивируя, стимулируя и направляя ее.
Основные функции эмоций
Слайд 71Эмоции и деловое общение
Применительно к деловому поведению каждая из перечисленных
функций имеет большое значение.
Умение эффективно использовать эмоции в своей
профессиональной деятельности совершенно необходимо для ее успешности.
Одной из самых актуальных задач является преодоление стрессов и саморегуляция.
Слайд 72Эмоции и деловое общение
Деятельность делового человека по сути своей связана
со стрессами, так как протекает в условиях дефицита времени, при
высокой степени неопределенности, требует принятия ответственности за выработку решений на основании недостаточной информации.
Для того, чтобы научиться наилучшим образом использовать свои эмоции в работе, регулировать свое состояние и справляться со стрессами, необходимо более подробно рассмотреть природу эмоций и их связь с другими составляющими личностной структуры.
Слайд 73Основные принципы делового этикета
Вся система правил делового этикета построена на
основе ниже приведенных принципов:
Принцип уважения
Принцип приоритета старшего
Принцип приоритета женщины
Принцип эстетики
Принцип
гигиены
Слайд 74Принцип уважения
Уважение включает в себя вежливость, соблюдение статусных различий, сочетание
равенства (паритета) и преимущества (приоритета).
Степень жесткости нормативных требований зависит
от ситуации и может сильно меняться в зависимости от культурно-исторического контекста.
Требования этикета могут выступать только как добровольно принимаемые каждым человеком обязанности по отношению к другим людям.
Слайд 75Принцип приоритета старшего
Поведение участников делового взаимодействия в значительной степени определяется
соотношением их статусов.
При этом более высокий статус имеет начальник
по отношению к подчиненному, старший по отношению к младшему, женщина по отношению к мужчине, более опытный по отношению к новичку, группа по отношению к одному человеку.
Слайд 76Принцип приоритета старшего
Тот, кто имеет более высокий статус, обладает приоритетом,
преимуществом.
Иногда статусные отношения являются противоречивыми.
На практике часто приоритет старшего
и приоритет женщины оказываются в конкурирующих отношениях.
Это противоречие разрешается в зависимости от ситуации, разницы в статусе, установившихся отношений и личной воли старшего по должности.
Слайд 77Принцип приоритета женщины
В более официальной обстановке и при значительной разнице
в должностном положении статус начальника-мужчины безусловно выше статуса женщины-подчиненной.
В
менее официальной обстановке начальник может в виде любезности отдать преимущество женщине, например, пропустив ее в дверь.
Таким образом, он проявит свою воспитанность и доброжелательность.
Женщина не должна сама принимать решение о свое статусном преимуществе, однако не должна и отказываться от привилегий, предоставляемых ей начальником.
Слайд 78В основе правил делового этикета лежат общие предпосылки и основные
принципы.
Первые представляют собой следующие постулаты:
- к любому человеку, с
которым имеешь дело в бизнесе, следует относиться с одинаковой учтивостью и уважением;
- правила этикетного поведения одинаковы для мужчин и для женщин.
Слайд 79Современный деловой этикет
Современный деловой этикет рекомендует:
Выходить первым тому, кто
находится ближе к двери.
Мужчина и женщина надевают каждый свое
пальто сам, хотя если у кого-либо при этом случаются затруднения, другой обязан помочь ему.
Необходимо всегда принимать знаки внимания со стороны другого человека.
Женщины должны не только открывать двери сами, но и пропускать других в случае необходимости, причем вне зависимости - мужчина это или женщина.
Обходительность, такт, отдача и получение, оказание взаимной помощи в случае необходимости, причем равно для лиц обоего пола - таковы основные черты делового этикета.
Слайд 80Основные понятия делового этикета
- Делать все вовремя.
- Не говорить лишнего.
-
Думать не только о себе, но и о других.
- Одеваться
как положено.
- Говорить и писать хорошим языком.
Слайд 81Делать все вовремя означает необходимость прийти вовремя на работу, причем
так надо делать каждый день.
Если обстоятельства не позволяют в
какой-либо день являться на работу вовремя, следует позвонить в офис и предупредить своего начальника - только так в этой ситуации вы сможете сохранить свою репутацию надежного человека.
Требование все делать вовремя касается и всей иной профессиональной и служебной деятельности.
Все дела должны делаться в срок.
Поэтому важным является умение рассчитать необходимое для выполнения время, учитывая те возможные проблемы, которые трудно прогнозировать
Делать все вовремя
Слайд 82Не говорить лишнего
Суть этого принципа в том, что человек обязан
хранить секреты своей организации.
Причем речь идет о всех делах
фирмы или учреждении, где он работает - от технологических до кадровых.
То же можно сказать и о тех подробностях своей личной жизни, о которых могут поведать друг другу сослуживцы.
Слайд 83Думать не только о себе, но и о других
Без этого
не может быть и речи о каких-либо успехах.
Не учитывать
мнение и интересы покупателя, клиента или партнера - все равно, что пытаться лететь в вакууме, махая крыльями. Например, иногда стараются навредить коллегам, чтобы заработать преимущество в конкуренции с сослуживцами или выдвинуться в рамках собственного заведения.
Всегда надо иметь в виду, что у всех есть свои интересы и во всякой точке зрения содержится частица истины, даже если вам кажется, что ваш оппонент или собеседник абсолютно не прав.
Поэтому непреложным требованием делового этикета является необходимость уважать чужое мнение и стремление понять его.
Слайд 84Одеваться как положено
В этом принципе самое главное - необходимость вписаться
в окружение на службе, а внутри этого окружения - в
контингент работников вашего уровня.
Помимо того, что вам надо «вписаться», ваша одежда должна быть выбрана со вкусом - соответствовать моде по фасону и цветовой гамме. То же касается обуви и прочих аксессуаров.
Если сразу после работы вам предстоит деловой ужин, то не одевайтесь в вечерний туалет, иначе люди подумают, что у вас к ним личный, а не профессиональный интерес (тем более, если вы встречаетесь с лицом противоположного пола).
Слайд 85Говорить и писать хорошим языком
Этот принцип означает, что все произносимое
и написанное вами - записки, письма и т.д. - должны
не только нести ясную и целенаправленную мысль, но и быть изложены хорошим языком, причем все имена собственные должны произноситься и писаться без ошибок.
В случае трудностей с грамматикой и правописанием пользуйтесь словарями, учебниками и услугами более грамотных сотрудников.
Слайд 86Говорить и писать хорошим языком
Необходимо запретить самому себе использовать бранные
и нецензурные выражения - даже чужие, которые вы пересказываете.
Существует
множество «словозаменителей», которые способны передать ваше негативное отношение к чему-либо.
К тому же не исключен вариант, что слишком принципиальный начальник (особенно начальница) может вас уволить за ненормативную лексику.
Высокая культура общения предполагает развитое умение говорить и слушать, вести беседу.
Слайд 87Особенности и значение делового этикета
Различают несколько видов этикета, основным из
которых являются:
- придворный этикет - строго регламентируемый порядок и формы
обхождения, установленные при дворах монархов;
- дипломатический этикет - правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;
Слайд 88Особенности и значение делового этикета
- воинский этикет - свод общепринятых
в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех
сферах их деятельности;
- общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.
Слайд 89Источники информации и изображений
https://studfiles.net/preview/1966634/page:2/
http://iues.sfedu.ru/wp-content/uploads/2016/10/Dedyulina-MA_PapchenkoEV_Professionalnaya-etika.pdf
https://www.google.ru/search?newwindow=1&hl=ru&biw=1150&bih=631&tbm=isch&sa=1&ei=mXCHXernG8_6qwH_irCIDA&q=%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C&oq=%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C&gs_l=img.1.1.0i67j0l9.22260.23490..25834...0.0..0.70.318.5......0....1..gws-wiz-img.G62T0_sOlPA#imgrc=wcRE3A3at1M-kM:
https://www.google.ru/search?newwindow=1&hl=ru&biw=1150&bih=631&tbm=isch&sa=1&ei=mXCHXernG8_6qwH_irCIDA&q=%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C&oq=%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C&gs_l=img.1.1.0i67j0l9.22260.23490..25834...0.0..0.70.318.5......0....1..gws-wiz-img.G62T0_sOlPA#imgrc=wcRE3A3at1M-kM:
Слайд 90Вопросы
Хорошие подчиненные. Какие они?
Раскройте три уровни делового этикета.
На каких ценностях
основывается деловая этика. Раскройте их.
Что называют вербальным и невербальным общением.
Существуют
четыре вида механизма воздействия в процессе общения. Объясните их.
Перечислите пять основных принципов делового этикета.