понимание того, что «мое»; ярко выражено стремление к познанию, развитию,
изучению собственных возможностей; ребенок отличается специфическими особенностями мышления, которое иногда поражает взрослых «свежестью» восприятия. Появляется стремление, с одной стороны, отстоять свои границы, а с другой, — расширить свою психологическую территорию. В тоже время еще велика зависимость от родителей.
Если в этом возрасте родители не считаются с психологическими границами ребенка или, наоборот, совершенно лишают его всякой психологической опеки, то впоследствии ребенок:
Не умеет определять психологические границы, считаться с чужими и защищать свои:
Постоянно вторгается в чужую сферу и получает болезненный отпор;
Не умеет постоять за себя и страдает от постоянного насилия над своей личностью и сущностью, навязывания чуждой, нежелательной деятельности и целей;
Нарушается самоидентификация: с трудом представляет кто он, каковы его цели, желания, каков смысл всей его деятельности; развивается стремление создавать зависимые отношения
Наращивает мощные негибкие границы:
Самоизоляция, страх неудачи, страх конкуренции,
страх успеха;
Нарушаются социальные связи;
Отсутствует способность к построению близких отношений, возникает чувство одиночества;
Затруднены сотрудничество и способность к командному взаимодействию.