Слайд 1Выбираем профессию
Что такое профессия
Хорошо ли я себя знаю
Типология профессий
Секреты выбора
профессии
Лучшее, что есть в жизни, – возможность
заниматься делом, которое того стоит.
Т. Рузвельт
Ошибки при
выборе
профессии
Полезные
советы
Слайд 2 ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности, требующий специальных
знаний, умений и навыков, приобретаемых в результате специальной подготовки, опыта
работы (педагог, врач,… )
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ – более узкая область приложения духовных и физических сил человека в рамках профессии, ограниченная и связанная спецификой орудий труда, способов действий, получаемых результатов (учитель математики, врач-стоматолог, … )
ДОЛЖНОСТЬ – место, занимаемое человеком в структуре конкретного учреждения, предприятия, соответствующим уровню его подготовки и кругу выполняемых обязанностей (директор школы, заведующий отделением, … )
Слайд 3КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ
по предмету труда (по Е.А.Климову)
Профессии типа «человек –
человек» (Ч-Ч)
Профессии типа «человек – техника» (Ч-Т)
Профессия типа «человек –
природа» (Ч-П)
Профессии типа «человек – знаковая система» (Ч-З)
Профессии типа «человек – художественный образ» (Ч-Х)
Могу
Надо
Интересы Способности Мир профессий
Склонности Состояние здоровья Необходимость
профессии
ЧТО ВЛИЯЕТ НА ВЫБОР ПРОФЕССИИ
(по Е.А.Климову)
Слайд 5Чтобы не ошибиться в выборе профессии, необходимо:
проанализировать свои интересы, склонности
и способности к видам труда или профессии;
ознакомиться с содержанием и
условиями работы по профессии (орудия труда, основные функции работника, требуемые знания, изготовляемая продукция, организация труда);
изучить требования, предъявляемые профессией к состоянию здоровья и личным качествам человека;
узнать пути получения профессии и повышения квалификации (обучение на производстве, на курсах, в ССУЗах, ВУЗах);
выяснить, на какие предприятия можно поступить на работу по избранной профессии;
принять участие в работе соответствующего кружка, факультатива, проверить на практике свои способности и возможности;
побеседовать со специалистами, посетить их рабочие места;
получить консультацию в кабинете профориентации, пройти практику по избранной профессии, учесть советы врача;
прочитать справочную литературу о профессии, информацию на тему «Куда пойти учиться?».
Слайд 6 Жизнь – это, прежде всего, любовь. Научиться можно только
тому, что любишь, и понять можно только то, что любишь.
Только вот как найти среди такого количества профессий и специальностей то единственное, заветное, свое? Вот несколько заповедей:
1. Разберись. Что вызывает твой интерес: сама деятельность или ее результат?
2. Не путай призвание с признанием. Не место красит человека, а человек место!
3. Не поддавайся рекламным стереотипам. Узнай не только о радужной стороне профессии, но и о ее теневой стороне.
4. Выясни все о физических и умственных операциях, связанных с избранным делом.
5. Мечтай о большом, но радуйся пока и малому! «Москва не сразу строилась…».
Слайд 7Профессии типа «человек – человек» (Ч-Ч)
Труд людей этих профессий
направлен на воспитание, обучение, информирование, бытовое, торговое, медицинское обслуживание людей.
Это такие профессии, как адвокат, экскурсовод, учитель, врач, менеджер,продавец, психолог и др.
Слайд 8Профессии типа «человек – техника» (Ч-Т)
Самыми распространёнными являются
профессии, где предметом труда выступает техника. К этому типу относятся
все профессии, связанные с обслуживанием техники, её ремонтом, установкой и наладкой, управлением. К этому типу профессий относятся слесарь, токарь, сталевар, заготовщик верха обуви, столяр, ткач, шахтёр, инженер и др.
Слайд 9Профессия типа «человек – природа» (Ч-П)
Когда мы связываем
деятельность человека с природой, имеется в виду живая природа и
прежде всего растительные и животные организмы, микроорганизмы. Конечно, это не значит, что специалисты этого типа профессий не связаны с техникой, но для них она выступает средством, а не основным предметом труда. К таким профессиям относятся профессии типа микробиолог, рыбовод, фермер, цветовод, ветеринар, химик, агроном и др.
Слайд 10Профессии типа «человек – знаковая система» (Ч-З)
Объектом труда для
данного типа профессий выступают различные знаки: устная или письменная речь,
цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, графики, рисунки, дорожные знаки и др. Это такие профессии как кассир,корректор,программист, наборщик, переводчик, бухгалтер др.
Слайд 11Профессия типа «человек – художественный образ (Ч-Х)
Труд представителей этого типа
профессий связан с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной и актёрской деятельностью. Например,
конструктор-модельер одежды, фотограф-художник, музыкант, артист, журналист, дизайнер, хореограф и др.
Слайд 12Интересы, склонности
Склонность – стремление заниматься какой-либо определенной деятельностью.Интерес – это
избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненной значимости
и эмоциональной привлекательности. Стремление к познанию, желание ознакомиться с каким-либо предметом или явлением, изучить его, воспринимать, думать о нем.Интересы и склонности могут быть к одному или многим объектам и видам деятельности.
Склонности к работе:
С людьми – нравится шефская воспитательная работа с младшими школьниками, общественно-организаторская работа среди сверстников, занятия с младшими дома, во дворе, в детском саду.
С техникой – лабораторные, практические работы по физике, химии, электронике и т. д., выполнение работ на уроках труда, занятия в технических кружках, моделирование и конструирование, ремонт бытовой техники и др.
С условными знаками – выполнение вычислительных подсчетов, чертежей, схем.
С художественными образами – выполнение заданий на уроках рисования, пения, занятия в кружках художественной самодеятельности, в изостудиях, оформление класса и т. д.
С растениями и животными – лабораторно-практические работы по биологии, работы на пришкольном участке, в саду, огороде, теплице; уход за животными в уголке живой природы, занятия на станции юных натуралистов или при зоопарке.
Слайд 13Могу. Способности, состояние здоровья
Способности – индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в
деятельности и являющиеся условием её успешности.
Общие способности – способность к
овладению знаниями, интеллект.
Специальные способности – обеспечивают достижение высоких результатов в специальных областях деятельности (в музыке, живописи, литературе, математике и т.д.).
Практические способности – успешность в практической деятельности. К ним относятся организаторские, конструктивно-технические и педагогические способности.
Способности проявляются и развиваются в деятельности.
Слайд 14Надо
Мир профессий, потребности общества в кадрах
Обществу нужны специалисты всех профессий,
одних специалистов нужно больше, других меньше. Поэтому, выбирая профессию, желательно
согласовывать свой выбор с потребностью общества в кадрах. Профессиональный план можно считать согласованным с потребностью общества, если профессия выбрана в какой-либо недефицитной с точки зрения притоков трудовых ресурсов сфере труда и при этом имеется определённый уровень соответствующих способностей.
Слайд 15Попробуй свои силы
http://www.proforientator.ru/tests
http://psimaster.ru/tests
http://www.kit-jobs.ru/profor.php?p=23
http://children.kulichki.net/vopros/index.htm
http://www.detskiy-mir.net/cross_p.php?type=sudoku#
назад
Слайд 16Информационные источники
Анимированные картинки
http://fantasyflash.ru/anime/index.php?kont=people&n=1
Развивающие задания, игры, кроссворды
http://children.kulichki.net/vopros/index.htm
http://www.detskiy-mir.net/cross_p.php?type=sudoku#
Тесты по профориентации
http://www.proforientator.ru/tests
http://psimaster.ru/tests
http://www.kit-jobs.ru/profor.php?p=23
Литература
Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб.: Питер,
2006. – 224 с.
Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера»: Кн.для учителя/И.П.Арефьев, Т.В.Васильева, А.Я.Журкина и др./Под ред. С.Н.Чистяковой. – М.: Просвещение, 1998. – 112 с.
Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера»: Кн.для учителя/С.Н.Чистякова, И.А.Умовская, Т.И.Шалавина, А.И.Цуканов/Под ред. С.Н.Чистяковой, Т.И.Шалавиной. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1999. – 189 с.
Твоя профессиональная карьера: Учеб. Для 8 – 11 кл. общеобразов.учреждений/М.С.Гуткин, Г.Ф.Михальченко, А.В.Прудило и др./Под ред.С.Н.Чистяковой, Т.И.Шалавиной. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1998. – 191 с.
Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Рабочая тетрадь учащегося. – М.: Генезис, 2000. – 80 с.
Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс)/Под науч. ред. Л.А.Обуховой. – М.: Вако, 2005. – 240 с.
Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии. – СПб.: КАРО, 2003. – 176 с.
Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников: учеб.-метод.пособие. – М.: Глобус, 2006. – 256 с.
назад